Nabar
Неужели из пустого в порожнее? Зачем правительство поменяло структуру ФНБ ( 2 фото )
Фото: Roschetzky Photography / Shutterstock
Константин Двинский
Бравурные сообщения о дедолларизации Фонда национального благосостояния (ФНБ) меняются на скептические. Реальность может оказаться не такой радостной, как первое впечатление. Всему виной противоречия между Центробанком и правительством.
На Петербуржском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2021) Министр финансов Антон Силуанов торжественно объявил, что Фонд национального благосостояния избавляется от доллара, увеличивая долю юаня и золота.
После изменения структуры ФНБ ситуация стала выглядеть следующим образом:
Как видим, доля юаня выросла в 2 раза, а золото было введено в ФНБ впервые. Также имеется незначительное увеличение доли евро и снижение доли британского фунта.
Это событие изначально было представлено в восторженных тонах. Многие СМИ и эксперты радостно утверждали, что отечественная экономика семимильными шагами проходит процесс дедолларизации. На деле же все обстоит куда более сложно и неоднозначно. Безусловно, избавление ФНБ от доллара является важным и нужным шагом, однако Фонд по-прежнему входит в структуру ЗВР России.
Фактически процесс дедолларизации осуществлен следующим образом: Минфин передает Банку России доллары и немного фунтов, взамен получает бумажное золото, юани и немного евро. То есть, структура ЗВР не претерпела никаких изменений. Доля доллара, золота, юаня и прочих активов сохранилась в тех же пропорциях.
Соответственно, возникает логичный вопрос: зачем правительство осуществило подобную операцию, которая никоим образом не повлияет на структуру резервов?
Данное события (дедолларизация ФНБ) стала ярким проявлением тех противоречий, которые существуют между правительством государственников и либеральным Центробанком. Белый дом вынужден формировать собственные резервы, поскольку не может рассчитывать на помощь ЦБ.
Задачами правительства является накопление достаточной суммы в «подушке безопасности» (7% ВВП, задача решена), а также инвестирование свободных средств в реальный сектор экономики. Помимо этого, резервы не могут даже в теории подвергаться санкционным рискам, что обуславливает уход от доллара.
Центробанк же, наоборот, рассматривает ЗВР не как драйвер экономического развития, а в качестве изъятия «свободных», по мнению Неглинной, средств из экономики. Именно поэтому мы видим постоянный рост ЗВР, которые к концу мая достигли рекордного значения в 605,9 млрд долларов. По текущему курсу это 44,1 млрд рублей или же 38,1% от прогнозируемого ВВП на 2021 год. Объем колоссальный.
Но, к сожалению, эти деньги никак не работают на рост отечественной экономики и уровня благосостояния граждан. Они лежат «мертвым грузов», хотя вариантов использования ЗВР имеется огромное количество. Например, под «золотой запас», сумма которого на 1 мая составила 130,85 млрд долларов, возможно привлекать валютные кредиты на финансирование экспортных и импортозамещающих проектов реального сектора экономики, который в нашей стране огромное количество. Конечно, вложение ЗВР напрямую в облигации предприятий, было бы радикальным, но допустимым шагом, однако привлечение проектного финансирования, обеспеченного монетарным золотом, является весьма очевидным и эффективным инструментом.
Главная причина заключается в том, что правительство государственников Мишустина-Белоусова вынуждена формировать собственные резервы, которые находятся в их ведении. К сожалению, рассчитывать на ЗВР Центробанка по вышеуказанным обстоятельствам не приходится.
Тем не менее, объем резервов правительства (ФНБ) мал для того, чтобы кардинальным образом изменить ситуацию в экономики. Предоставлять реальному сектору дешевое кредитование возможно, но только точечно. Даже для той же инфраструктуры, о необходимости которой говорят в правительстве, необходимо не менее 10-12 трлн рублей, в то время, как свободных средств в ФНБ, превышающих планку в 7% от ВВП, всего лишь чуть больше триллиона.
Благоприятная нефтяная конъюнктура позволяет говорить о том, что обновленный ФНБ будет пополняться весьма неплохими темпами (200-300 млрд рублей в месяц). Но, все равно, без поддержки Центробанка достигнуть поставленных целей в полном объеме не получится.
Взято: Тут
1287