qasimov.heci
Очарование Египта Маринетти ( 1 фото )
Эта книга – только для тех, кто любит ориентализм, чувствует вкусы и запахи сквозь строки Флобера и Денона, порой перебирает старинные фотографии с образами того, навсегда исчезнувшего Египта, в котором полузасыпанные песками храмы и гробницы были так желанны первым европейским путешественникам.
Филиппо Томмазо Маринетти, писатель и основатель футуризма, посетил Египет в 1930 году; очерки, написанные во время этого путешествия, охотно печатала туринская пресса. Три года спустя они вышли в виде сборника «Очарование Египта». Поездка на берега Нила стала для него еще и путешествием к собственным истокам: он родился в 1876 году в Александрии.
Египет Маринетти – это быстро сменяющиеся, словно старые стеклянные слайды, картины, полные романтизма, но при этом точные в деталях и ощущениях. А потому в них есть то, что упускает обычно научное исследование и то, что не всегда разглядишь на потертой фотографии, пережившей несколько поколений. Куча сандалий и башмаков студентов университета Аль-Азхар, покрытая «ностальгической пылью всех дорог Африки и Азии», становится для него символом необъятности путей Ислама, а финиковые пальмы, проносящиеся за окном вагона – солдатами, берегущими долину Нила; жесты рук короля Фарука жеманны, как у женщины, а небо над стадами буйволов подобно майоликовой пластине, в которую впиваются рога огромных животных. В этот мир, словно разорвав драгоценную, но покрытую пятнами плесени ткань, уже вторглись аэропланы, европейская алчность, рождающийся египетский национализм и токарные станки.
То непреходящее, что есть в нильских водах, песках, силе живущих здесь людей словно исподволь проникает в мысли Маринетти, заставляет его размышлять о Египте как о явлении вневременном, затрагивающим саму суть человеческой природы. И в этом нет сказки; автор, в том числе, хорош своим пронзительным реализмом: легендарная деревенская красавица Фатма, цену часа которой обсуждает публично вся родня, оказывается совершенно обычной женщиной, а на рынке аромат халвы смешивается с запахами нечистот. Это жизнь, которая никогда не бывает идеальной. Однако лиричность книги бесспорна, а потому над повседневностью в ней рождаются строки Кавафиса, с его «мечтательными глазами» и пирамиды Гизы, которые опьяненному Востоком итальянцу, рожденному в пышной, светской и чревоугодной Александрии, кажутся горами из фисташек, которые «ничему не учат и никому не повелевают». Они лишь часть мимолетной вереницы образов и событий, которые проносятся мимо, оставляя после себя послевкусие и желание вернуться в Египет.
Книга замечательно иллюстрированная старинными фотографиями – работами Антонио Беато, Феликса Бонфиса и других прекрасных фотографов, работавших в Египте в начале XX столетия. Это делает ее очень гармоничной и даже эстетской. Отдельно отмечу прекрасный перевод и комментарии Ирины Ярославцевой. Не пропустите.
Маринетти Ф.-Т. Очарование Египта. М.: Издательство книжного магазина «Циолковский», 2021 г. – 144 с.
Филиппо Томмазо Маринетти, писатель и основатель футуризма, посетил Египет в 1930 году; очерки, написанные во время этого путешествия, охотно печатала туринская пресса. Три года спустя они вышли в виде сборника «Очарование Египта». Поездка на берега Нила стала для него еще и путешествием к собственным истокам: он родился в 1876 году в Александрии.
Египет Маринетти – это быстро сменяющиеся, словно старые стеклянные слайды, картины, полные романтизма, но при этом точные в деталях и ощущениях. А потому в них есть то, что упускает обычно научное исследование и то, что не всегда разглядишь на потертой фотографии, пережившей несколько поколений. Куча сандалий и башмаков студентов университета Аль-Азхар, покрытая «ностальгической пылью всех дорог Африки и Азии», становится для него символом необъятности путей Ислама, а финиковые пальмы, проносящиеся за окном вагона – солдатами, берегущими долину Нила; жесты рук короля Фарука жеманны, как у женщины, а небо над стадами буйволов подобно майоликовой пластине, в которую впиваются рога огромных животных. В этот мир, словно разорвав драгоценную, но покрытую пятнами плесени ткань, уже вторглись аэропланы, европейская алчность, рождающийся египетский национализм и токарные станки.
То непреходящее, что есть в нильских водах, песках, силе живущих здесь людей словно исподволь проникает в мысли Маринетти, заставляет его размышлять о Египте как о явлении вневременном, затрагивающим саму суть человеческой природы. И в этом нет сказки; автор, в том числе, хорош своим пронзительным реализмом: легендарная деревенская красавица Фатма, цену часа которой обсуждает публично вся родня, оказывается совершенно обычной женщиной, а на рынке аромат халвы смешивается с запахами нечистот. Это жизнь, которая никогда не бывает идеальной. Однако лиричность книги бесспорна, а потому над повседневностью в ней рождаются строки Кавафиса, с его «мечтательными глазами» и пирамиды Гизы, которые опьяненному Востоком итальянцу, рожденному в пышной, светской и чревоугодной Александрии, кажутся горами из фисташек, которые «ничему не учат и никому не повелевают». Они лишь часть мимолетной вереницы образов и событий, которые проносятся мимо, оставляя после себя послевкусие и желание вернуться в Египет.
Книга замечательно иллюстрированная старинными фотографиями – работами Антонио Беато, Феликса Бонфиса и других прекрасных фотографов, работавших в Египте в начале XX столетия. Это делает ее очень гармоничной и даже эстетской. Отдельно отмечу прекрасный перевод и комментарии Ирины Ярославцевой. Не пропустите.
Маринетти Ф.-Т. Очарование Египта. М.: Издательство книжного магазина «Циолковский», 2021 г. – 144 с.
Взято: Тут
1393