Stepan
Наловили сетями: Секрет миллиардов новой власти ( 1 фото )
В начале 2021 года социальные сети, когда-то казавшиеся невинным интернет-развлечением, громогласно объявили о своей новой роли – мощнейшего средства политической пропаганды. Остаётся маленький, но важный вопрос: "откуда дровишки"?
Автор:
Михаил Мельников
Молниеносно заблокировав аккаунты действующего президента США и его сторонников, лишив работоспособности альтернативную социальную сеть Parler, американские соцсети фактически заткнули рот одной из двух основных партий страны, половине её населения. Люди попытались объединяться в мессенджерах, но крупнейший из них, WhatsApp, молниеносно изменил правила игры и начал отсылать все данные пользователей на Facebook – теперь за неосторожные высказывания в "зелёном мессенджере" можно быть заблокированным в "синей сети".
Руководители всех крупнейших блоговых площадок – помимо упомянутых это Youtube, Twitter, Twitch, Instagram, Tumblr – внезапно оказались полными единомышленниками в вопросе о том, кто должен править Америкой. Они и должны. Именно они, а не престарелый Джо Байден и его гоп-компания в Конгрессе.
Скупая и уничтожая конкурентов, несколько компаний стали властителями и модераторами мыслей всего западного мира. Но как же устроен этот восхитительный бизнес?
На чём они зарабатывают
Легальный заработок социальных сетей подразделяется на следующие категории:
- Оплата развлечений – тех же игр, красивых виртуальных "подарков", дополнительных возможностей. В России такую модель развивает OK.ru ("Одноклассники"), буквально заваливающая пользователя предложениями платных услуг: скажем, не имеет аналогов в других крупных сетях система платных "лайков" к фотографиям.
- Оплата отсутствия неудобств (например, рекламы на видеохостингах). Это, кстати, отнюдь не Ларри Пейдж придумал – вы замечали, как при вводе в строй платной автодороги начинается вечный бессмысленный ремонт на бесплатном аналоге и искусственно тормозится там скорость? То-то и оно…
- Прямая реклама, в том числе политическая. Социальные сети имеют невероятный объём данных о своих посетителях, поэтому на их страницах рекламные предложения бьют в цель (таргетинг) точнее, чем где бы то ни было ещё. Со временем реклама стала приносить такие доходы, что сети начали делиться ими со своими пользователями, а некоторые относительно новые, такие как блоговая платформа "Яндекс.Дзен" или ставшие очень популярными в карантинный год сервисы "для взрослых", также имеющие черты социальных сетей, закладывали это в свою формулу изначально.
- Оплата продвижения страниц – тоже реклама, но при ней продвигается не сторонний продукт, а контент внутри сети (в свою очередь, конечно, обычно связанный с каким-либо продуктом).
- Продажа самих себя. Некоторые проекты создаются напрямую под последующую реализацию какому-нибудь гиганту. Яркий пример – Instagram, который даже не предпринимал попыток монетизироваться, но за счёт этого собрал огромную базу пользователей и был выгодно продан "Фейсбуку".
- с сознательным продвижением мошеннической рекламы и последующим участием в этих доходах;
- с продажей личных данных и/или паролей (несложно найти услугу взлома страницы OK.ru или VK.ru);
- с негласными заказами на определённую политическую или (редко) иную цензуру.
Начиналось всё это просто волшебно. Сети со свободной публикацией контента, практически без рекламы и уж точно без рекламы раздражающей. Да, мои юные читатели, несколько лет, включив ролик на Youtube, вы не имели удовольствия лицезреть никакой рекламы; потом ещё несколько лет реклама была только в начале роликов и легко сбрасывалась. Теперь – ну вы знаете, как это происходит. Плати – и будешь счастлив.
Логика вовлечения клиентов с последующей их дойкой одинакова везде.
На первых порах поставщик товара или услуги – назовём его "дилером", ибо приобщение к наркотикам работает точно так же – работает себе в убыток, привлекает клиентов, перекупает или запугивает конкурентов.
Так крупные сети такси предлагают низкие цены пассажирам и низкую комиссию водителям, а убив или переведя на свои заказы небольшие таксопарки, поднимают и цены, и комиссию.
Так крупные продовольственные сети заманивают поставщиков на царские условия, решают их логистические проблемы, а потом, избавившись от мелких магазинов, наращивают свою маржу и прогибают партнёров "акциями".
Так происходит в долгих многопользовательских онлайн-играх, где на первых этапах можно развиваться без вложения реальных денег, а потом уже втянувшийся игрок оказывается перед необходимостью платить или уходить.
Так, кстати, и работник на испытательном сроке трудится аки пчёлка, а через год уже вальяжно перемежает перекуры кофе-брейками.
Экономика "Фейсбука"
На странице регистрации Facebook с самого начала существования сети (2004 год) вы видите слоган "Это бесплатно и всегда будет бесплатно".
На момент IPO в 2012 году Facebook зарабатывал в среднем 4,5 доллара на одном пользователе в год. 83% выручки приносила реклама, остальное – отчисления компаний, которые разрабатывали платные приложения, главным образом игры. На тот момент вне конкуренции была Farm Ville, где пользователи развивали свои виртуальные огороды.
Впоследствии этот сегмент отошел в прошлое – игры сейчас существуют главным образом независимо от соцсетей, поэтому все бизнес-услуги дают "Фейсбуку" не более 3% заработка, остальное – реклама, особенно эффективная потому, что сеть Цукерберга, в отличие, скажем, от Youtube, не тратится на оплату труда своих топовых пользователей. Со времени массового распространения смартфонов особенно впечатляющий рост продемонстрировала прибыль от мобильной рекламы, хотя и пользователи браузерной версии не могут пожаловаться на отсутствие объявлений.
Кстати, будьте с ними поосторожнее. Facebook, по моему оценочному мнению, – чемпион по проценту недостоверной рекламы. Модераторов сети волнует всё что угодно, только не безопасность потребителей этой рекламы. Большинство интернет-магазинов, мелькающих в моей, например, ленте (я довольно активный интернет-покупатель, и логично, что мне подсовывают именно этот контент), крутятся на доменах, зарегистрированных за 2–3 месяца до этого, никаких лицензий на торговую деятельность на территории России не имеют и, естественно, быстро растворяются в небытии.
Благодаря этой и другой рекламе Facebook давно уже является корпорацией с огромной чистой прибылью – плюс 10 миллиардов в 2016 году, 22 миллиарда в 2018-м, 18 миллиардов за три первых квартала 2020 года. 2019 год смотрелся похуже, но только из-за штрафа в 5 миллиардов долларов, наложенного на компанию за скандальную утечку данных о пользователях. 2021 год также грозит стать проблемным – Федеральная торговая комиссия США продолжает антимонопольное расследование обстоятельств покупки Instagram и WhatsApp, приведшей к монополии не хуже гугловской. Но, думается, активная поддержка сетью позиции Демократической партии сначала по коронавирусу, а потом и по итогам выборов позволит гиганту выйти сухим из воды.
Экономика "Твиттера"
Twitter в России сильно недооценивают – кратковат он для широкой русской души. Между тем именно эта сеть впервые в полную силу выступила на политической арене – "Арабская весна" 2011 года пропагандировалась и координировалась в "Твиттере". И Дональд Трамп общался с миром именно там, и с "Твиттера" началась волна его отключений от онлайн-трибун.
Давайте посмотрим на финансовые отчёты Twitter, Inc. Валовая прибыль компании с 2016 по 2019 год выросла с 1,6 до 2,3 миллиарда долларов, первые три квартала 2020-го принесли ещё 1,5 миллиарда. Казалось бы, в сверхуспешный для интернета год прибыль должна была вырасти до небес, но это не так – посетителей действительно стало больше, они проводили в системе больше времени, но вот рекламный рынок существенно просел. В результате доходы "Твиттера" с каждого пользователя существенно уменьшились. Второй квартал с его первым локдауном и вовсе принёс чистый убыток в размере почти 1,4 миллиарда долларов. При этом акции корпорации в 2020 году подорожали с 32 до 55 долларов – в 1,7 раза! Как видим, рынок оценивает силу политического влияния выше, чем непосредственное извлечение прибыли.
А что в Евразии?
Российская сеть "ВКонтакте" является основным активом мощнейшей Mail.ru Group, связанной с Алишером Усмановым. Она даёт почти 70% стоимости общего бренда, даром что почтовый сервис Mail.ru много старше подсмотренной Павлом Дуровым у Марка Цукерберга социальной сети. "Одноклассники", с которых начинались соцсети в России, и вовсе оказались на периферии бизнеса. Чистая прибыль VK составила 8,2 миллиарда рублей – более половины всей прибыли холдинга. Главный двигатель прогресса – мобильная реклама.
Сейчас, кстати, хотелось бы видеть более агрессивное продвижение "ВКонтакте" на американском рынке, где сторонники республиканцев глубоко разочарованы в "Фейсбуке". Telegram уже отбирает долю рынка у WhatsApp, но гораздо труднее заставить пользователя поменять социальную сеть, нежели мессенджер.
Главной китайской социальной сетью является экосистема WeChat, принадлежащая Tencent Holdings Ltd. WeChat заметно отличается от привычных нам сетей – это и платёжная система, и игровая платформа (в сети более 1 миллиона мини-приложений), и удостоверение личности, и многое другое. Рост прибыли "Тенсента" в 2020 году был обусловлен не рекламой, как на Западе, а именно продажами в онлайн-играх – китайцы азартнее европейцев и американцев. Общая прибыль компании в 2019 году составила 13,3 миллиарда долларов, какова в ней доля именно WeChat – неясно, но явно более половины.
Социальные сети, в отличие от других IT-проектов, трудно считать переоценёнными – их роль в человеческой жизни по всему миру и впрямь огромна. И дело даже не в блокировке неугодных политиков, это мелочи. В каком-то смысле площадки для общения отдаляют кризис всей земной цивилизации.
Как известно, основное место "залипания" в социальных сетях – это, уж простите, работа. Люди коротают трудовые будни в "Фейсбуке" или "Контактике" прямо с рабочих компьютеров, а когда им такую возможность перекрывают, – с планшетов и смартфонов. Эта вроде бы бесполезная трата времени позволяет имитировать всеобщую занятость, скрыть от сознания тот факт, что в современной экономике половина людей попросту не нужна, они не выполняют никаких значимых функций. Но освободить их нельзя – миллиарды бездельников просто взорвут планету. А сидя в социальных сеточках, они милы, безопасны и вроде как при деле.
Шутка.
Наверное.
Взято: Тут
439