S_One
Крымский татарин по матери, дагестанец по отцу и летчик-истребитель по призванию ( 1 фото )
"Все бои выиграны, уходит из боя последним. Но объяснить свои действия не может. Помнит только, что бьет врага".
"У немцев в эскадрах, похоже, одни фоны да бароны собрались, элита Люфтваффе", - рассказывал однажды переводчик после допросов сбитых фашистских асов. "Что мне фоны и бароны, я сам и хан, и султан!" - отшучивался Амет. Крымский татарин по матери, дагестанец по отцу и летчик-истребитель по призванию.
Войну Амет-Хан встретил 22 июня 1941 года - вылетев на разведку, обнаружил, что по мосту через реку Прут тянется колонна вражеской техники. Лето 41-го для наших летчиков было очень тяжелым. 25 июня полк, где служил Амет-Хан, вместе с аэродромом был уничтожен вражеским авианалетом прямо на земле. Но Султан выжил. И поклялся мстить за боевых товарищей.
В 1941 году орденами и тем более медалями награждали редко. И то, во множестве случаев - посмертно. Но Амет-Хан так освоился в пылающем небе, что уже в октябре 1941го получил орден Красного Знамени. Такая награда в то время однозначно свидетельствовала об огромном летном мастерстве пилота. Командование отмечало его не только как великолепного истребителя, но и как мастера воздушной разведки.
Амет-Хан одним из первых осовил тактику ночного боя. В мае 1942 года он едва не погиб, атакуя на ленд-лизовском "харрикейне" немецкий "юнкерс-88" на высоте почти семь километров над Ярославлем. Немец попался опытный - пока Амет-Хан гонялся за ним, истратил все патроны. Но все-таки догнал, таранил, сбил и сам выпрыгнул с парашютом из горящего истребителя. На земле местные жители едва не приняли за немца - благо, на гимнастерке был орден Красного Знамени, так что все же поняли, что свой. А сбитые немецкие летчики (они тоже выпрыгнули из своего бомбардировщика и попали в плен) жаловались, что русский пилот сбил их "не по правилам" (как же, бомбили Варшаву, Париж, Лондон и целы были, а тут...). "Наше небо – наши правила", - сказал Амет-Хан, когда ему рассказали об этом. А Комитет обороны Ярославля наградил его именными часами, которые он потом носил всю жизнь.
Кстати, после сбития немецкого "юнкерса" Амет-Хан приехал в Ярославль и здесь на главной площади города вдруг увидел части фюзеляжа своего "недруга". Решив посмотреть на них поближе, он стал протискиваться сквозь толпу - и увидел, что люди, обступившие обломки "юнкерса", обсуждают газетную статью о подвиге летчика-истребителя Амет-Хана Султана. Страшно смутившись, наш герой поспешно покинул площадь, постаравшись сделать это неузнанным: невероятная отвага в бою тесно соседствовала у него с природной скромностью...
Во время Сталинградской битвы для завоевания господства в оздухе командующий 8-й воздушной армией Тимофей Тимофеевич Хрюкин решил сформировать особое авиационное подразделение, которое окрестили “полком асов”. Попал в него и Амет-Хан. К тому времени на его счету было пять сбитых вражеских самолетов. Кстати, сам он не вел счет сбитым самолетам и всегда смеялся, что найдутся счетоводы получше него. Поэтому, лишь получая первую Звезду Героя, в августе 43-го, Амет-Хан узнал, что совершил к тому моменту более трехсот пятидесяти боевых вылетов, провёл 79 боёв, и сбил 11 фашистских самолётов лично, а в составе боевой группы – 19 машин.
Амет-Хан Султан в 1945 г.
В 1944 году, когда наши войска пересекли государственную границу Советского Союза и стали освобождать восточноевропейские страны, на фюзеляжи самолетов разрешили наносить различные рисунки. Амет-Хан тотчас приказал изображать на фюзеляжах самолетов эскадрильи, которой он командовал, горных орлов. "Небо принадлежит орлам!" - говорил он. И правда - немцы боялись его "орлиную" эскадрилью как огня.
Очень интересна характеристика Амет-Хана, данная ему командованием: "С первого дня в войсках. Все бои выиграны, уходит из боя последним. Но объяснить свои действия не может. Помнит только, что бьет врага". Своеобразно, конечно, но как результат такого своеобразия - 603 боевых вылета за всю войну, и 30 вражеских самолетов, лично уничтоженных им в 130 воздушных сражениях. Вторую Золотую Звезду летчику вручили 29 июня 1945 года.
Слава русского оружия.
Взято: Тут
1688