Fern
День Почты. Кусочек истории в конвертах и открытках ( 32 фото )
Старые письма военной поры... Большое количество их опубликовано, но мне хочется показать, как они выглядели внешне - письма родным, с фронта, на фронт. Это многое рассказывает и о людях, и о стране.
Ниже приведены документы из семейного архива Розановых-Жуковых за 1935-53 годы. Все сканы я делал с одинаковым разрешением (120 dpi), так что можно сравнить реальные размеры листков, конвертов, открыток.
1930е годы, мирное время
До войны письма были главным способом общения между людьми, оказавшимися на расстоянии. Телефонная связь была далека от совершенства (примерно один аппарат на 200 человек), поэтому писали друг-другу часто и обо всем.
Вот почтовая открытка 1935 года, отправленная из Петродворца в Стрельну - т.е. фактически на расстояние трех автобусных остановок. Дочь сообщает матери, что благополучно добралась до пансионата, располагавшегося в бывших царских конюшнях, рядом со знаменитыми петергофскими фонтанами.
1939 год, письмо из Москвы (с Павелецкого вокзала) в Ленинград, написано во время пересадки на "Площади трех вокзалов". Отправлено в небольшом конверте, куда помещается тетрадный лист, сложенный вчетверо, или почтовая карточка, сложенная пополам. Из сохранившихся в нашем архиве конвертов - и довоенных, и военных - большая часть примерно такого размера, конвертов нынешнего почтового формата почти нет.
Эти и многие другие письма тех лет написаны карандашом. И это понятно - шариковых ручек еще не существовало, заправляемые чернильные авторучки были далеко не у всех, а простую перьевую ручку с чернильницей возить с собой было не очень-то удобно. На некоторых открытках и бланках даже имелась специальная надпись: "под карандаш".
1941 год
Одно из первых писем с фронта, посланное в июле 1941-го в Ленинград с восточного берега Ладожского озера, где наступали финны. Немцы в это время уже были под Лугой, в 150 км от Ленинграда. Письмо написано на четвертушке листа, бумага в войсках была в дефиците. В середине листка есть сгиб, значит письмо было послано в конверте, но совсем небольшом, возможно самодельном (он не сохранился).
Письмо середины августа 1941 года, посланное вероятно из района Волхова. Немцы охватывали Ленинград с юго-востока, но кольцо блокады еще не замкнулось.
Это письмо - единственный в нашем архиве большой бланк формата А4, напечатанный специально для фронтовых писем (пустая нижняя треть листа на изображении отрезана). Лист складывали в три раза по длине, а потом в три раза по ширине. Получался компактный прямоугольник, который и отправляли. В обратном адресе указано "Полевая почтовая станция" - это система полевой почты, образованная в начале войны и просуществовавшая до ее конца. Слева видна печать Военной цензуры, которая просматривала все фронтовые письма начиная с июля 1941 года. Цензура воинских писем - старое изобретение, впервые она была введена Петром I во время Северной войны и с тех пор применялась во время всех военных кампаний.
Оборотная часть листа была предназначена для текста. Здесь уже видно введение в бланк письма элементов наглядной агитации и пропаганды.
Ноябрь 1941-го, первый из полученных военных треугольников. Отправлен в блокадный Ленинград из госпиталя в Вологде, куда Я.И.Жуков попал после ранения. Не знаю, кто и когда изобрел эту форму письма, но она быстро распространилась, поскольку была очень удобна: треугольники не запечатывались, поскольку все равно вскрывались цензурой, были прочны и достаточно компактны, могли свертываться из любого листка и, что очень важно, максимально заполняться текстом, поскольку бумаги всегда не хватало.
А следом за показанным выше треугольником из госпиталя пришел и традиционный квадратик, сложенный из тетрадного листка. На обоих письмах виден треугольный штамп "НКО Красноармейское письмо бесплатно" (НКО - Народный комиссариат обороны). Все воинские письма были бесплатными, так же как и письма, отправляемые на фронт.
1942 год
Февраль 1942 года. Довоенная почтовая карточка, посланная с Карельского фронта, где наступление финнов было остановлено на рубеже по реке Свирь.
Письмо в Ленинград, посланное в феврале 1942-го из Свердловска. У людей еще сохранились запасы довоенных почтовых карточек. Заметьте, это отправление внутри страны, но на нем все равно стоит штамп военной цензуры. Хотя блокадный Ленинград вполне можно было считать фронтом.
По-видимому большие бланки писем себя не оправдали, поскольку требовали много бумаги, и в 1942 году были выпущены специальные почтовые карточки: одни для писем с фронта, другие для писем на фронт. По виду они похожи, но графы воинского адреса на одной карточке были напечатаны в части получателя, а на другой - в части отправителя.
Письмо с фронта:
Письмо на фронт:
Интересно, что в воинском адресе напечатано: "Воспрещается указывать номер бригады, дивизии, корпуса, армии...". При этом обзательно следовало указать номера полка, дивизиона, батареи... Это было частичным раскрытием дислокации частей, что при перехвате почты противником могло дать последнему важную информацию.
1943 год
6 февраля 1943 вышел указ об изменении нумерации полевых почт, из трехзначной (как в письмах, приведенных выше) она стала 5-6-значной, при этом упоминания конкретных подразделений, даже нижнего уровня, больше не требовалось. Вот открытка на фронт с указанием номера полевой почты в новом формате.
В штампе военной цензуры также появился пятизначный код - номер цензора. Цензорами в основном работали молодые девушки, особенно тщательно от них требовали проверять, чтобы в письмах не встречалось названий воинских частей и мест их расположения - все такие сведения густо зачеркивались. Но когда наши погнали фашистов на запад, в письмах стали появляться и названия стран, и даже названия населенных пунктов, через которые продвигались войска, цензура же перестала обращать на это внимание.
В 1943 году появилась еще одна форма воинского письма, названная в народе секреткой. Это лист формата А5, который складывался пополам так, что снаружи оказывалась адресная часть и иллюстрация, а внутри оставался текст письма. Сложенная секретка склеивалась по нижней стороне, где обычно ставилась надпись "выше черты не писать", чтобы текст не пропал при вскрытии и новой заклейке письма цензором.
Продолжали летать знаменитые треугольники. Почему-то бытует мнение что так складывали свои письма только бойцы, но это неверно: треугольники шли и c фронта, и на фронт, так же складывали и письма, отправляемые по стране.
Треугольник, присланный с фронта:
Тругольник, отправленный на фронт:
Треугольник, адресованный из Пятигорска в Ленинград:
Последнее письмо не воинское, а значит оно и не бесплатное - на треугольник наклеена марка.
В почте 1943 года попадается все больше иллюстрированных открыток. В основном это открытки-плакаты патриотической направленности или карточки с героическими сюжетами. Почти на каждой из них, как и на секретках, есть надпись: "Смерть немецким оккупантам!"
Вторая открытка была послана в декабре 1943 года, когда страна уже салютовала победам Красной армии (первый салют состоялся 5 августа 1943 года после битвы на Курской дуге).
1944 год
Оформление открыток и секреток 1944 года отражает успехи наших войск на фронте. По-видимому, была надежда, что именно этот год станет победным, и открытка начала года называет 1944-й годом победы.
Секретка-поздравление со снятием блокады Ленинграда в начале февраля 1944 года.
Летом 1944-го наши войска погнали на север финнов, оккупировавших Карелию и все еще нависавших над Ленинградом. В сентябре 1944-го Финляндия потерпела окончательное поражение и вышла из войны.
Треугольник 1944 года, адресованный на фронт. В Ленинграде появилась белая бумага.
1945 год
Январь 1945-го. Открытка, присланная из освобожденного Киева.
Вновь появляются письма в конвертах. Январь 1945-го, Венгрия. Идет тяжелая Будапештская операция, но посмотрите на почерк - это определенно письмо уверенного в себе человека, будущего победителя.
А вот и открытка из освобожденного Будапешта. По правилам военной цензуры посылка видовых открыток была запрещена, но для этой, видимо, сделали исключение.
По письмам 1945-го года можно прослеживать продвижение наших войск на запад. Открытка, посланная из Румынии в феврале 1945 года, но дошедшая по адресу только в июле, уже по окончании войны.
Доставка воинских писем была высшим приоритетом военной почты. Письма могли месяцами следовать за адресатами, но не возвращались отправителю, поскольку возврат письма был равносилен похоронке, он означал, что человек погиб.
Июль 1945. Письмо, присланное в Ленинград с Прибалтийского фронта. И хотя под картинкой написано: "Ждет победа впереди", но Победа уже пришла.
Август 1945, одна из первых мирных открыток. Послана внутри Ленинграда.
1953 год
Эти два письма я отсканировал вместе, поскольку они были одного размера. Думал потом разделить их изображения, но в итоге не стал этого делать, ведь получилось символично: письмо в Ленинград с фронта написано в 1943 году, а письмо из пионерского лагеря - в 1953-м. Как живучи оказались изобретенные в военное время треугольнички! Оказывается, они летали по стране и через много лет после окончания войны...
.
Ниже приведены документы из семейного архива Розановых-Жуковых за 1935-53 годы. Все сканы я делал с одинаковым разрешением (120 dpi), так что можно сравнить реальные размеры листков, конвертов, открыток.
1930е годы, мирное время
До войны письма были главным способом общения между людьми, оказавшимися на расстоянии. Телефонная связь была далека от совершенства (примерно один аппарат на 200 человек), поэтому писали друг-другу часто и обо всем.
Вот почтовая открытка 1935 года, отправленная из Петродворца в Стрельну - т.е. фактически на расстояние трех автобусных остановок. Дочь сообщает матери, что благополучно добралась до пансионата, располагавшегося в бывших царских конюшнях, рядом со знаменитыми петергофскими фонтанами.
1939 год, письмо из Москвы (с Павелецкого вокзала) в Ленинград, написано во время пересадки на "Площади трех вокзалов". Отправлено в небольшом конверте, куда помещается тетрадный лист, сложенный вчетверо, или почтовая карточка, сложенная пополам. Из сохранившихся в нашем архиве конвертов - и довоенных, и военных - большая часть примерно такого размера, конвертов нынешнего почтового формата почти нет.
Эти и многие другие письма тех лет написаны карандашом. И это понятно - шариковых ручек еще не существовало, заправляемые чернильные авторучки были далеко не у всех, а простую перьевую ручку с чернильницей возить с собой было не очень-то удобно. На некоторых открытках и бланках даже имелась специальная надпись: "под карандаш".
1941 год
Одно из первых писем с фронта, посланное в июле 1941-го в Ленинград с восточного берега Ладожского озера, где наступали финны. Немцы в это время уже были под Лугой, в 150 км от Ленинграда. Письмо написано на четвертушке листа, бумага в войсках была в дефиците. В середине листка есть сгиб, значит письмо было послано в конверте, но совсем небольшом, возможно самодельном (он не сохранился).
Письмо середины августа 1941 года, посланное вероятно из района Волхова. Немцы охватывали Ленинград с юго-востока, но кольцо блокады еще не замкнулось.
Это письмо - единственный в нашем архиве большой бланк формата А4, напечатанный специально для фронтовых писем (пустая нижняя треть листа на изображении отрезана). Лист складывали в три раза по длине, а потом в три раза по ширине. Получался компактный прямоугольник, который и отправляли. В обратном адресе указано "Полевая почтовая станция" - это система полевой почты, образованная в начале войны и просуществовавшая до ее конца. Слева видна печать Военной цензуры, которая просматривала все фронтовые письма начиная с июля 1941 года. Цензура воинских писем - старое изобретение, впервые она была введена Петром I во время Северной войны и с тех пор применялась во время всех военных кампаний.
Оборотная часть листа была предназначена для текста. Здесь уже видно введение в бланк письма элементов наглядной агитации и пропаганды.
Ноябрь 1941-го, первый из полученных военных треугольников. Отправлен в блокадный Ленинград из госпиталя в Вологде, куда Я.И.Жуков попал после ранения. Не знаю, кто и когда изобрел эту форму письма, но она быстро распространилась, поскольку была очень удобна: треугольники не запечатывались, поскольку все равно вскрывались цензурой, были прочны и достаточно компактны, могли свертываться из любого листка и, что очень важно, максимально заполняться текстом, поскольку бумаги всегда не хватало.
А следом за показанным выше треугольником из госпиталя пришел и традиционный квадратик, сложенный из тетрадного листка. На обоих письмах виден треугольный штамп "НКО Красноармейское письмо бесплатно" (НКО - Народный комиссариат обороны). Все воинские письма были бесплатными, так же как и письма, отправляемые на фронт.
1942 год
Февраль 1942 года. Довоенная почтовая карточка, посланная с Карельского фронта, где наступление финнов было остановлено на рубеже по реке Свирь.
Письмо в Ленинград, посланное в феврале 1942-го из Свердловска. У людей еще сохранились запасы довоенных почтовых карточек. Заметьте, это отправление внутри страны, но на нем все равно стоит штамп военной цензуры. Хотя блокадный Ленинград вполне можно было считать фронтом.
По-видимому большие бланки писем себя не оправдали, поскольку требовали много бумаги, и в 1942 году были выпущены специальные почтовые карточки: одни для писем с фронта, другие для писем на фронт. По виду они похожи, но графы воинского адреса на одной карточке были напечатаны в части получателя, а на другой - в части отправителя.
Письмо с фронта:
Письмо на фронт:
Интересно, что в воинском адресе напечатано: "Воспрещается указывать номер бригады, дивизии, корпуса, армии...". При этом обзательно следовало указать номера полка, дивизиона, батареи... Это было частичным раскрытием дислокации частей, что при перехвате почты противником могло дать последнему важную информацию.
1943 год
6 февраля 1943 вышел указ об изменении нумерации полевых почт, из трехзначной (как в письмах, приведенных выше) она стала 5-6-значной, при этом упоминания конкретных подразделений, даже нижнего уровня, больше не требовалось. Вот открытка на фронт с указанием номера полевой почты в новом формате.
В штампе военной цензуры также появился пятизначный код - номер цензора. Цензорами в основном работали молодые девушки, особенно тщательно от них требовали проверять, чтобы в письмах не встречалось названий воинских частей и мест их расположения - все такие сведения густо зачеркивались. Но когда наши погнали фашистов на запад, в письмах стали появляться и названия стран, и даже названия населенных пунктов, через которые продвигались войска, цензура же перестала обращать на это внимание.
В 1943 году появилась еще одна форма воинского письма, названная в народе секреткой. Это лист формата А5, который складывался пополам так, что снаружи оказывалась адресная часть и иллюстрация, а внутри оставался текст письма. Сложенная секретка склеивалась по нижней стороне, где обычно ставилась надпись "выше черты не писать", чтобы текст не пропал при вскрытии и новой заклейке письма цензором.
Продолжали летать знаменитые треугольники. Почему-то бытует мнение что так складывали свои письма только бойцы, но это неверно: треугольники шли и c фронта, и на фронт, так же складывали и письма, отправляемые по стране.
Треугольник, присланный с фронта:
Тругольник, отправленный на фронт:
Треугольник, адресованный из Пятигорска в Ленинград:
Последнее письмо не воинское, а значит оно и не бесплатное - на треугольник наклеена марка.
В почте 1943 года попадается все больше иллюстрированных открыток. В основном это открытки-плакаты патриотической направленности или карточки с героическими сюжетами. Почти на каждой из них, как и на секретках, есть надпись: "Смерть немецким оккупантам!"
Вторая открытка была послана в декабре 1943 года, когда страна уже салютовала победам Красной армии (первый салют состоялся 5 августа 1943 года после битвы на Курской дуге).
1944 год
Оформление открыток и секреток 1944 года отражает успехи наших войск на фронте. По-видимому, была надежда, что именно этот год станет победным, и открытка начала года называет 1944-й годом победы.
Секретка-поздравление со снятием блокады Ленинграда в начале февраля 1944 года.
Летом 1944-го наши войска погнали на север финнов, оккупировавших Карелию и все еще нависавших над Ленинградом. В сентябре 1944-го Финляндия потерпела окончательное поражение и вышла из войны.
Треугольник 1944 года, адресованный на фронт. В Ленинграде появилась белая бумага.
1945 год
Январь 1945-го. Открытка, присланная из освобожденного Киева.
Вновь появляются письма в конвертах. Январь 1945-го, Венгрия. Идет тяжелая Будапештская операция, но посмотрите на почерк - это определенно письмо уверенного в себе человека, будущего победителя.
А вот и открытка из освобожденного Будапешта. По правилам военной цензуры посылка видовых открыток была запрещена, но для этой, видимо, сделали исключение.
По письмам 1945-го года можно прослеживать продвижение наших войск на запад. Открытка, посланная из Румынии в феврале 1945 года, но дошедшая по адресу только в июле, уже по окончании войны.
Доставка воинских писем была высшим приоритетом военной почты. Письма могли месяцами следовать за адресатами, но не возвращались отправителю, поскольку возврат письма был равносилен похоронке, он означал, что человек погиб.
Июль 1945. Письмо, присланное в Ленинград с Прибалтийского фронта. И хотя под картинкой написано: "Ждет победа впереди", но Победа уже пришла.
Август 1945, одна из первых мирных открыток. Послана внутри Ленинграда.
1953 год
Эти два письма я отсканировал вместе, поскольку они были одного размера. Думал потом разделить их изображения, но в итоге не стал этого делать, ведь получилось символично: письмо в Ленинград с фронта написано в 1943 году, а письмо из пионерского лагеря - в 1953-м. Как живучи оказались изобретенные в военное время треугольнички! Оказывается, они летали по стране и через много лет после окончания войны...
.
Взято: Тут
1799