Amanolia
На ком паразитируют японские одиночки ( 1 фото )
Кто такие "паразитирующие одиночки" и у кого на шее они сидят?
Фото: unsplash.com
— Вчера три пачки купил, — говорит начальник. Не без нотки обреченности.
— Три коробки? — переспрашивает коллега.
— Нет, три пачки.
— А чего так мало?
— По дороге домой думаю еще прикупить.
Речь шла о сигаретах. Вчера у всех курящих дядек офиса было большое горе — с 1 октября правительство решило поднять налог на табак.
— Насколько подорожают? — спрашиваю. Эта новость прошла совершенно мимо меня, последнее время читаю по большей части российскую и западную прессу, а японскую просматриваю по диагонали.
— На 50 иен где-то, — сокрушается начальник. — Придется перейти на дешевые, когда запасы кончатся. Вечером закуплюсь! Решено!
Начальник мой, как и любой японец, щепетильно относится к росту цен. Накануне повышения налога с продаж (аналог нашего НДС) с пяти до восьми процентов, в офисе все разговоры сводились к «надо успеть купить то», «купить это», «купить про запас». Японцы скупали технику, мебель, одежду, запасались продуктами, будто речь шла о росте не на три процента, а на все тридцать. Обнуляли лимит на кредитках, как могли.
Японцы старшего поколения бережливы, если не сказать скупы. Они тратят деньги со скрипом и вообще склонны экономить. Во-первых, на среднюю японскую зарплату сильно не разгуляешься, во-вторых, все высшее образование в стране платное и здесь принято копить на образование детей, в-третьих, вовремя не начнешь откладывать на пенсию, при такой продолжительности жизни рискуешь на глубокой старости остаться без портков и на рисовой диете. Наконец, молодые не спешат покинуть отчий дом и продолжают восседать на плечах родителей и в 20, и в 25, а порой и в 30.
Зарплата выпускника в крупной корпорации — где-то 2000 долларов. После вычета налогов, социальных и страховых взносов останется 1700. Аренда скромной однушки в так себе районе Токио в старом доме обойдется в лучшем случае в 600 баксов за 20 квадратных метров независимой жизни.
(Первый взнос, как я упоминала в одном из предыдущих постов, выйдет на сумму, эквивалентную стоимости аренды за 4-5 месяцев, а въедет выпускник в голую квартиру, которую придется обставлять опять же из своего кармана. При этом все больше и больше выпускников входят во взрослую жизнь с непогашенным образовательным кредитом, хоть и есть варианты отсрочить выплату).
Счета за коммуналку, интернет и телефон сожрут порядка 200 долларов. Итого после оплаты всех обязательных платежей у японца в кошельке останется 700 баксов на четыре, а то и на пять недель. По нынешнему курсу 700 баксов это где-то 55 тысяч рублей, но не так все просто. Я на днях читала комментарии к одному ютубовскому видео о стоимости жизни в Японии. Комментаторы восхищаются Японией: им озвучили стартовые зарплаты — целых 150 000 рублей, но никто не потрудился объяснить аудитории, что реально можно купить на эти деньги. Объясняю. Стартовые зарплаты в японских компаниях держатся на уровне 2000 долларов долгие годы (речь идет о Токио, в провинции поменьше). Десять лет назад стартовые зарплаты были практически такими же, может, на 100-200 долларов меньше. Десять лет назад доллар стоил примерно 30 рублей. Я рекомендую соотносить японские зарплаты с японскими же ценами, и для лучшего понимания их уровня жизни переводить и зарплаты, и цены в рубли по старому курсу* (условно 30 рублей за доллар или 30 рублей за 100 иен), то есть по курсу, державшемуся примерно на таком уровне в период, начиная с кризиса 2008 года до печальных событий в Украине и последовавшей за действиями России реакцией мирового сообщества, в результате которой рубль обвалился в два раза. По факту, средняя зарплата токийского офисного работника первого года в переводе на токийские цены сопоставима c 60 000 рублей в Москве, а не со 150 000, как многим нравится фантазировать. На 60 000 рублей, снимая квартиру в столице в одиночку, сильно не разгуляешься, так ведь? Мы не берем в расчет варианты снимать комнату у старушки в далеких далях ближе к области, снимать квартиру с друзьями, потому что в Японии так не принято. В Токио есть шеа-хаусы, современные коммуналки, но и там аренда начинается от 400 баксов (по старому курсу сопоставимо, кстати, с комнатой у старушки). В общем, если у иногородних юных салариманов выбора нет, они затягивают пояса и переходят на ростки сои, то у их токийских собратьев по галерам есть вариант остаться на попечении родителей. Независимая жизнь в Токио, по мнению местной молодежи, стоит слишком дорого, а самостоятельность обременительна.
Молодой токиец в 21-22 года выходит на работу, начинает получать зарплату, но с родственниками делиться не готов. Максимум сводит родителей на ужин в хороший ресторан в честь себя любимого, такого взрослого и вот-вот успешного. Зарплату он потратит на себя, на приставки, компьютерные игры, пятничные попойки, новые костюмчики и девочек, а девочки первые зарплаты потратят на платьишки, туфельки, косметику и брендовые сумки. Родители будут продолжать брать на себя траты на кормежку отпрысков-транжир и покрывать бытовые расходы.
Речь идет не о маргинальных юных эгоистах, а о явлении распространенном, за последние пару десятилетий приобретшем внушительный масштаб. Таких людей на заре нулевых японский социолог Масахиро Ямада обозвал «паразитирующими одиночками» и написал о них книгу, ставшую бестселлером. Выражение укоренилось в массовом сознании. Не спеша обременять себя серьезными отношениями и не стремясь выйти замуж/жениться (об этом я подробно писала здесь), по паспорту совершенно взрослые японки и японцы продолжают паразитировать на терпеливых родителях.
По данным Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии, в 2016 году почти половина (45,8%) или 9 с лишним миллионов японцев в возрасте от 20 до 34 лет продолжали жить с родителями и не состояли в браке. В 1980 году таких было 29,5%, в 1990 году — уже 41,7%, в 2000 — 44%. В 2010 году, после экономического кризиса, «детей-паразитов» насчитали 47,5%, а в 2012 году, на следующий год после катастрофического землетрясения, цунами и аварии на АЭС Фукусима-1 их число достигло пика — 48,9%.
В первые салариманские годы, полные стресса и волнений (да и не все находят работу сразу), упование на родителей понять можно. Не так страшно делать первые шаги во взрослую жизнь, когда знаешь, что тылы прикрыты, а дома тебя всегда поддержат и накормят.
Интереснее другое. Многим японцам так нравиться жить под родительской опекой, что они не спешат съезжать с отчего дома даже на закате четвертого десятка. В 2016 году 2,88 млн или 16,3% японцев в возрастной группе от 35 до 44 лет продолжали жить с родителями. В 2000 году для сравнения таких было 10%, в 1990 году — 5,7%, а в 1980 году — всего 2,2%.
В России молодожены нередко первое время живут с родителями одной из сторон и копят на первый ипотечный взнос. Так вот, 16,3% японцев от 35 до 44 лет, продолжающих жить в родительском доме, — это именно «паразитирующие одиночки», а не нищие новобрачные, готовые как только так сразу свалить от надоевшей тещи на свои кровно заработанные квадраты.
Экономический фактор, пожалуй, главный. Не так просто отказаться от привычного комфорта ради непривычной нестабильности и ухудшения материального положения. Тем более в век инстаграма, когда мир навязывает тебе потребительские паттерны, указывая тратить в моменте и никак не меньше, чем все остальные, точно так же подсаженные на иглу консьюмеризма.
Ямаучи-сан, о которой я упоминала в посте про прописи и в истории про хироманта, как раз входит в эти 16,3%. В 38 лет она не спешит ни съезжать с родительского дома, ни выходить замуж. Однако Ямаучи-сан каждый месяц обновляет гардероб, стабильно раз в месяц делает новую прическу и гелевые ногти. Как-то пару лет назад у нас случился интересный диалог о безудержном шоппинге в контексте экологии — как и положено японкам ее возраста, Ямаучи-сан отказывается видеть взаимосвязи между этими двумя явлениями. Ямаучи-сан объяснила мне, что японки не могут ходить на работу в одном и том же и не покупать модные в этом сезоне вещи (модных сезонов в Японии, замечу, не два: весна-лето и осень-зима — и даже не четыре, а гораздо больше), потому что это стыдно, позорно и все засмеют. За жизнь в отчем доме японцы не засмеют, нет. Когда вбиваешь в поисковик словосочетание «паразитирующие одиночки», кстати, среди популярных запросов гугл выдает «а что в этом плохого».
Ничего, совершенно ничего. Только кормильцам паразитов приходится составлять бюджет со всей ответственностью, экономить по мелочам, а отцам семейства, например, в связи с повышением цен — переходить на сигареты дешевле, ведь многие из них продолжают выплачивать ипотеку за дом, откуда никак не съедут взрослые спиногрызы. Кстати, следующей строчкой «Гугл» выдает «как заставить паразитирующих одиночек съехать». Видимо, кого-то из родителей этот вопрос все же волнует.
* При таком курсе легче всего спроецировать покупательную способность японцев на покупательную способность россиян. Субъективное мнение. Да, есть нюансы, в том числе с путешествиями за границу, но поверьте, на стартовую зарплату новоиспеченный салариман за границу далеко не уедет. Моя стартовая зарплата в России в 2011 году было точно такой же, как моя стартовая зарплата в Японии в 2016 году в долларовом (и иеновом) эквиваленте (после вычета налогов). По моим ощущениям, соотношение зарплаты к ценам было примерно одинаковым, именно поэтому пересчет по такому курсу кажется мне наиболее понятным при сравнении.
️️️️️
Во сколько лет съехали от родителей? Признавайтесь. Выгоняли или сами рвались в самостоятельность?
️️️️️
Понравился пост?
Автор пишет еще и книги:
"Узники Птичьей башни" (Роман о буднях японских трудяг. Длинный список литпремии "Лицей" 2019):
Литрес, Амазон, Букмейт
"Колодец памяти" (Повесть о том, как перестать позволять прошлому губить твое настоящиее. Длинный список литпремии "Лицей" 2020): Литрес, Амазон, Букмейт
Инстаграм: tasha_in_japan
Фото: unsplash.com
— Вчера три пачки купил, — говорит начальник. Не без нотки обреченности.
— Три коробки? — переспрашивает коллега.
— Нет, три пачки.
— А чего так мало?
— По дороге домой думаю еще прикупить.
Речь шла о сигаретах. Вчера у всех курящих дядек офиса было большое горе — с 1 октября правительство решило поднять налог на табак.
— Насколько подорожают? — спрашиваю. Эта новость прошла совершенно мимо меня, последнее время читаю по большей части российскую и западную прессу, а японскую просматриваю по диагонали.
— На 50 иен где-то, — сокрушается начальник. — Придется перейти на дешевые, когда запасы кончатся. Вечером закуплюсь! Решено!
Начальник мой, как и любой японец, щепетильно относится к росту цен. Накануне повышения налога с продаж (аналог нашего НДС) с пяти до восьми процентов, в офисе все разговоры сводились к «надо успеть купить то», «купить это», «купить про запас». Японцы скупали технику, мебель, одежду, запасались продуктами, будто речь шла о росте не на три процента, а на все тридцать. Обнуляли лимит на кредитках, как могли.
Японцы старшего поколения бережливы, если не сказать скупы. Они тратят деньги со скрипом и вообще склонны экономить. Во-первых, на среднюю японскую зарплату сильно не разгуляешься, во-вторых, все высшее образование в стране платное и здесь принято копить на образование детей, в-третьих, вовремя не начнешь откладывать на пенсию, при такой продолжительности жизни рискуешь на глубокой старости остаться без портков и на рисовой диете. Наконец, молодые не спешат покинуть отчий дом и продолжают восседать на плечах родителей и в 20, и в 25, а порой и в 30.
Зарплата выпускника в крупной корпорации — где-то 2000 долларов. После вычета налогов, социальных и страховых взносов останется 1700. Аренда скромной однушки в так себе районе Токио в старом доме обойдется в лучшем случае в 600 баксов за 20 квадратных метров независимой жизни.
(Первый взнос, как я упоминала в одном из предыдущих постов, выйдет на сумму, эквивалентную стоимости аренды за 4-5 месяцев, а въедет выпускник в голую квартиру, которую придется обставлять опять же из своего кармана. При этом все больше и больше выпускников входят во взрослую жизнь с непогашенным образовательным кредитом, хоть и есть варианты отсрочить выплату).
Счета за коммуналку, интернет и телефон сожрут порядка 200 долларов. Итого после оплаты всех обязательных платежей у японца в кошельке останется 700 баксов на четыре, а то и на пять недель. По нынешнему курсу 700 баксов это где-то 55 тысяч рублей, но не так все просто. Я на днях читала комментарии к одному ютубовскому видео о стоимости жизни в Японии. Комментаторы восхищаются Японией: им озвучили стартовые зарплаты — целых 150 000 рублей, но никто не потрудился объяснить аудитории, что реально можно купить на эти деньги. Объясняю. Стартовые зарплаты в японских компаниях держатся на уровне 2000 долларов долгие годы (речь идет о Токио, в провинции поменьше). Десять лет назад стартовые зарплаты были практически такими же, может, на 100-200 долларов меньше. Десять лет назад доллар стоил примерно 30 рублей. Я рекомендую соотносить японские зарплаты с японскими же ценами, и для лучшего понимания их уровня жизни переводить и зарплаты, и цены в рубли по старому курсу* (условно 30 рублей за доллар или 30 рублей за 100 иен), то есть по курсу, державшемуся примерно на таком уровне в период, начиная с кризиса 2008 года до печальных событий в Украине и последовавшей за действиями России реакцией мирового сообщества, в результате которой рубль обвалился в два раза. По факту, средняя зарплата токийского офисного работника первого года в переводе на токийские цены сопоставима c 60 000 рублей в Москве, а не со 150 000, как многим нравится фантазировать. На 60 000 рублей, снимая квартиру в столице в одиночку, сильно не разгуляешься, так ведь? Мы не берем в расчет варианты снимать комнату у старушки в далеких далях ближе к области, снимать квартиру с друзьями, потому что в Японии так не принято. В Токио есть шеа-хаусы, современные коммуналки, но и там аренда начинается от 400 баксов (по старому курсу сопоставимо, кстати, с комнатой у старушки). В общем, если у иногородних юных салариманов выбора нет, они затягивают пояса и переходят на ростки сои, то у их токийских собратьев по галерам есть вариант остаться на попечении родителей. Независимая жизнь в Токио, по мнению местной молодежи, стоит слишком дорого, а самостоятельность обременительна.
Молодой токиец в 21-22 года выходит на работу, начинает получать зарплату, но с родственниками делиться не готов. Максимум сводит родителей на ужин в хороший ресторан в честь себя любимого, такого взрослого и вот-вот успешного. Зарплату он потратит на себя, на приставки, компьютерные игры, пятничные попойки, новые костюмчики и девочек, а девочки первые зарплаты потратят на платьишки, туфельки, косметику и брендовые сумки. Родители будут продолжать брать на себя траты на кормежку отпрысков-транжир и покрывать бытовые расходы.
Речь идет не о маргинальных юных эгоистах, а о явлении распространенном, за последние пару десятилетий приобретшем внушительный масштаб. Таких людей на заре нулевых японский социолог Масахиро Ямада обозвал «паразитирующими одиночками» и написал о них книгу, ставшую бестселлером. Выражение укоренилось в массовом сознании. Не спеша обременять себя серьезными отношениями и не стремясь выйти замуж/жениться (об этом я подробно писала здесь), по паспорту совершенно взрослые японки и японцы продолжают паразитировать на терпеливых родителях.
По данным Министерства внутренних дел и коммуникаций Японии, в 2016 году почти половина (45,8%) или 9 с лишним миллионов японцев в возрасте от 20 до 34 лет продолжали жить с родителями и не состояли в браке. В 1980 году таких было 29,5%, в 1990 году — уже 41,7%, в 2000 — 44%. В 2010 году, после экономического кризиса, «детей-паразитов» насчитали 47,5%, а в 2012 году, на следующий год после катастрофического землетрясения, цунами и аварии на АЭС Фукусима-1 их число достигло пика — 48,9%.
В первые салариманские годы, полные стресса и волнений (да и не все находят работу сразу), упование на родителей понять можно. Не так страшно делать первые шаги во взрослую жизнь, когда знаешь, что тылы прикрыты, а дома тебя всегда поддержат и накормят.
Интереснее другое. Многим японцам так нравиться жить под родительской опекой, что они не спешат съезжать с отчего дома даже на закате четвертого десятка. В 2016 году 2,88 млн или 16,3% японцев в возрастной группе от 35 до 44 лет продолжали жить с родителями. В 2000 году для сравнения таких было 10%, в 1990 году — 5,7%, а в 1980 году — всего 2,2%.
В России молодожены нередко первое время живут с родителями одной из сторон и копят на первый ипотечный взнос. Так вот, 16,3% японцев от 35 до 44 лет, продолжающих жить в родительском доме, — это именно «паразитирующие одиночки», а не нищие новобрачные, готовые как только так сразу свалить от надоевшей тещи на свои кровно заработанные квадраты.
Экономический фактор, пожалуй, главный. Не так просто отказаться от привычного комфорта ради непривычной нестабильности и ухудшения материального положения. Тем более в век инстаграма, когда мир навязывает тебе потребительские паттерны, указывая тратить в моменте и никак не меньше, чем все остальные, точно так же подсаженные на иглу консьюмеризма.
Ямаучи-сан, о которой я упоминала в посте про прописи и в истории про хироманта, как раз входит в эти 16,3%. В 38 лет она не спешит ни съезжать с родительского дома, ни выходить замуж. Однако Ямаучи-сан каждый месяц обновляет гардероб, стабильно раз в месяц делает новую прическу и гелевые ногти. Как-то пару лет назад у нас случился интересный диалог о безудержном шоппинге в контексте экологии — как и положено японкам ее возраста, Ямаучи-сан отказывается видеть взаимосвязи между этими двумя явлениями. Ямаучи-сан объяснила мне, что японки не могут ходить на работу в одном и том же и не покупать модные в этом сезоне вещи (модных сезонов в Японии, замечу, не два: весна-лето и осень-зима — и даже не четыре, а гораздо больше), потому что это стыдно, позорно и все засмеют. За жизнь в отчем доме японцы не засмеют, нет. Когда вбиваешь в поисковик словосочетание «паразитирующие одиночки», кстати, среди популярных запросов гугл выдает «а что в этом плохого».
Ничего, совершенно ничего. Только кормильцам паразитов приходится составлять бюджет со всей ответственностью, экономить по мелочам, а отцам семейства, например, в связи с повышением цен — переходить на сигареты дешевле, ведь многие из них продолжают выплачивать ипотеку за дом, откуда никак не съедут взрослые спиногрызы. Кстати, следующей строчкой «Гугл» выдает «как заставить паразитирующих одиночек съехать». Видимо, кого-то из родителей этот вопрос все же волнует.
* При таком курсе легче всего спроецировать покупательную способность японцев на покупательную способность россиян. Субъективное мнение. Да, есть нюансы, в том числе с путешествиями за границу, но поверьте, на стартовую зарплату новоиспеченный салариман за границу далеко не уедет. Моя стартовая зарплата в России в 2011 году было точно такой же, как моя стартовая зарплата в Японии в 2016 году в долларовом (и иеновом) эквиваленте (после вычета налогов). По моим ощущениям, соотношение зарплаты к ценам было примерно одинаковым, именно поэтому пересчет по такому курсу кажется мне наиболее понятным при сравнении.
️️️️️
Во сколько лет съехали от родителей? Признавайтесь. Выгоняли или сами рвались в самостоятельность?
️️️️️
Понравился пост?
Автор пишет еще и книги:
"Узники Птичьей башни" (Роман о буднях японских трудяг. Длинный список литпремии "Лицей" 2019):
Литрес, Амазон, Букмейт
"Колодец памяти" (Повесть о том, как перестать позволять прошлому губить твое настоящиее. Длинный список литпремии "Лицей" 2020): Литрес, Амазон, Букмейт
Инстаграм: tasha_in_japan
Взято: Тут
1746