Aurinrad
Про зловреднейшую из женщин ( 4 фото )
В Ветхом Завете есть одна ну очень отрицательная героиня, настолько плохая, что у нее даже имени нет. Несмотря на то, как сильно ее любили изображать художники всех времен и народов (европейских, конечно же), ничем, кроме своего плохого поступка она не прославилась, а знают ее как “жену Потифара”.
Гверчино, Жена Потифара (далее - везде один и тот же сюжет, поэтому буду только имена художников писать).
Расскажу, как дело было.
Потифар, начальник то ли телохранителей, то ли палачей фараона, прикупил у странствующих купцов себе раба. И оказался этим рабом Иосиф Прекрасный, которого купцам из-за зависти продали его браться за 20 серебряных монет.
Иосиф был приставлен к домашнему хозяйству и спустя некоторое время завоевал полное доверие своего хозяина и стал управляющим во владениях Потифара.
И тут воспылала страстью к красавцу-Иосифу скучающая жена царедворца и давай к нему приставать. И так и этак приставала, но все никак не получалось, Иосиф даже обниматься отказывался.
Бартоломе Эстебан Мурильо.
Вот отрывок из Книги Бытия:
“И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною
Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и всё, что имеет, отдал в мои руки;
нет больше меня в доме сём; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?”
Тут, кстати, важный момент - обсуждая взоры, что бросала на Иосифа жена Потифара, толкователи Священного Писания подчеркивали, что тот, на кого бросают греховные взгляды не виноват в том, что в голове у эти взгляды бросающего всякий разврат.
Тем не менее, женщина своих попыток не оставила даже после убедительных отказов.
Мастер жизни Иосифа.
Однажды, когда все, кто был в доме, кроме Иосифа, решили отправиться на праздник, жена Потифара отказалась гулять с ними, прикинувшись больной. Она легла в кровать и начала звать Иосифа на помощь, мол, умираю, некому воды подать. А когда Иосиф вошел, оказалось, что девица совершенно голая и абсолютно здорова. Она вскочила с постели и попыталась страстно напрыгнуть на юношу, но тут в ужасе убежал. Неудачливая соблазнительница пыталась удержать его, но в ее руках остался лишь плащ Иосифа.
Орацио Джентиллески.
Оскорбленная и униженная, она задумала месть. И когда вернулся муж, то объявила ему, что Иосиф пытался взять ее, больную и несчастную, силой, ну а как доказательство привела тот самый плащ - мол, отбилась, но окаянный убежал, теряя одежды. За такие дела Иосифа отправили сидеть в тюрьме.
Дальше с ним все было хорошо, но сегодня не об этом.
Антониус Хейслер.
Вообще, Иосифа предали сначала братья, после - коварная женщина, но он стоически сносил все свои не очень добрые приключения и оставался чистым душой, милосердным и богобоязненным. Иногда его историю (всю целиком, а не только отрывок со злокозненной женой Потифара) читали как аллегорический прообраз земной жизни Иисуса, тогда эпизод с неудачным совращением толковался как попытка искушения правденика дьяволом в женском (ну каком же еще) обличии. Именно с этой точки зрения, дьявольского искушения, стоит смотреть на большинство изображений этой сцены, особенно эпохи Возрождения и позже. Хотя мотив женщины, оговаривающей невинного юношу из соображений мести за неутоленную страсть и общей зловредности известен еще со времен трагедий Еврипида.
Карло Чиньяни.
Художники очень любили писать момент убегания от голой женщины. Часто получалось довольно забавно и неловко, потому что и ситуация непривычная и сама попытка изобразить секунду, в которую срывается плащ и все фигуры находятся в порыве и движении - настоящий вызов для живописца.
Добавлю еще несколько:
Иллюстрация из Венского Генезиса.
Рафаэль.
Чиголи.
Неизвестный автор.
Но некоторые, как, например, Рембрандт, сосредотачивались на моменте несправедливого оговора, когда Потифар не может поверить своим ушам, Иосиф покорен и не перечит, а жена Потифара сидит важная, как утка, и врет.
У Рембрандта два варианта этой сцены - в одном Иосиф сложил руки и опустил голову, не противясь наговору, а во втором поднял раскрытую ладонь в знак своей невиновности и смотрит куда-то вверх, очевидно, обращаясь с оправданиями не к Потифару, а к Богу, безмолвно сообщая о своей чистоте.
Вот оба:
У него же есть и набросок к моменту попытки совращения, он смешной, поэтому тоже приложу. Простите:D
И мне еще нравится обвинение Иосифа работы Лукаса ван Лейдена, но, в отличии от Рембрандта, у которого жена аж будто подсвечена адским красноватым светом и само воплощение дьявола, тут она похожа на злобную ящерицу, а выражение лица Потифара и вовсе бесценно.
Будьте осторожны и присматривайте за своими плащами.
Гверчино, Жена Потифара (далее - везде один и тот же сюжет, поэтому буду только имена художников писать).
Расскажу, как дело было.
Потифар, начальник то ли телохранителей, то ли палачей фараона, прикупил у странствующих купцов себе раба. И оказался этим рабом Иосиф Прекрасный, которого купцам из-за зависти продали его браться за 20 серебряных монет.
Иосиф был приставлен к домашнему хозяйству и спустя некоторое время завоевал полное доверие своего хозяина и стал управляющим во владениях Потифара.
И тут воспылала страстью к красавцу-Иосифу скучающая жена царедворца и давай к нему приставать. И так и этак приставала, но все никак не получалось, Иосиф даже обниматься отказывался.
Бартоломе Эстебан Мурильо.
Вот отрывок из Книги Бытия:
“И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною
Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и всё, что имеет, отдал в мои руки;
нет больше меня в доме сём; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?”
Тут, кстати, важный момент - обсуждая взоры, что бросала на Иосифа жена Потифара, толкователи Священного Писания подчеркивали, что тот, на кого бросают греховные взгляды не виноват в том, что в голове у эти взгляды бросающего всякий разврат.
Тем не менее, женщина своих попыток не оставила даже после убедительных отказов.
Мастер жизни Иосифа.
Однажды, когда все, кто был в доме, кроме Иосифа, решили отправиться на праздник, жена Потифара отказалась гулять с ними, прикинувшись больной. Она легла в кровать и начала звать Иосифа на помощь, мол, умираю, некому воды подать. А когда Иосиф вошел, оказалось, что девица совершенно голая и абсолютно здорова. Она вскочила с постели и попыталась страстно напрыгнуть на юношу, но тут в ужасе убежал. Неудачливая соблазнительница пыталась удержать его, но в ее руках остался лишь плащ Иосифа.
Орацио Джентиллески.
Оскорбленная и униженная, она задумала месть. И когда вернулся муж, то объявила ему, что Иосиф пытался взять ее, больную и несчастную, силой, ну а как доказательство привела тот самый плащ - мол, отбилась, но окаянный убежал, теряя одежды. За такие дела Иосифа отправили сидеть в тюрьме.
Дальше с ним все было хорошо, но сегодня не об этом.
Антониус Хейслер.
Вообще, Иосифа предали сначала братья, после - коварная женщина, но он стоически сносил все свои не очень добрые приключения и оставался чистым душой, милосердным и богобоязненным. Иногда его историю (всю целиком, а не только отрывок со злокозненной женой Потифара) читали как аллегорический прообраз земной жизни Иисуса, тогда эпизод с неудачным совращением толковался как попытка искушения правденика дьяволом в женском (ну каком же еще) обличии. Именно с этой точки зрения, дьявольского искушения, стоит смотреть на большинство изображений этой сцены, особенно эпохи Возрождения и позже. Хотя мотив женщины, оговаривающей невинного юношу из соображений мести за неутоленную страсть и общей зловредности известен еще со времен трагедий Еврипида.
Карло Чиньяни.
Художники очень любили писать момент убегания от голой женщины. Часто получалось довольно забавно и неловко, потому что и ситуация непривычная и сама попытка изобразить секунду, в которую срывается плащ и все фигуры находятся в порыве и движении - настоящий вызов для живописца.
Добавлю еще несколько:
Иллюстрация из Венского Генезиса.
Рафаэль.
Чиголи.
Неизвестный автор.
Но некоторые, как, например, Рембрандт, сосредотачивались на моменте несправедливого оговора, когда Потифар не может поверить своим ушам, Иосиф покорен и не перечит, а жена Потифара сидит важная, как утка, и врет.
У Рембрандта два варианта этой сцены - в одном Иосиф сложил руки и опустил голову, не противясь наговору, а во втором поднял раскрытую ладонь в знак своей невиновности и смотрит куда-то вверх, очевидно, обращаясь с оправданиями не к Потифару, а к Богу, безмолвно сообщая о своей чистоте.
Вот оба:
У него же есть и набросок к моменту попытки совращения, он смешной, поэтому тоже приложу. Простите:D
И мне еще нравится обвинение Иосифа работы Лукаса ван Лейдена, но, в отличии от Рембрандта, у которого жена аж будто подсвечена адским красноватым светом и само воплощение дьявола, тут она похожа на злобную ящерицу, а выражение лица Потифара и вовсе бесценно.
Будьте осторожны и присматривайте за своими плащами.
Взято: Тут
1619