Lelik
Муссолини жив: Почему в Италии до сих пор берегут фашистские памятники ( 5 фото )
В США воюют с памятниками Конфедерации, Франция лишилась всех улиц, названных в честь нациста-коллаборациониста маршала Петэна, Германия, согласно закону 1949-го года, который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха, Украина лишилась всех Ленинов и запрещает пропаганду нацизма и коммунизма... В то же время в Италии до сих пор много фашистских памятников, а также чувствуется ностальгия по праворадикальному прошлому. Depo.ua приводит перевод статьи The New Yorker о том, почему в Италии так берегут свои фашистские реликвии.
В конце 30-х годов 20-го века Бенито Муссолини готовился принимать в Риме Всемирную выставку 1942-го года. Он руководил строительством нового квартала Esposizione Universale Roma (квартал Всемирной выставки) на юго-западе столицы Италии, который должен был продемонстрировать новое имперское величие страны.
Центральным элементом квартала был Palazzo della Civiltà Italiana (Дворец итальянской цивилизации), гладкое прямоугольное чудо с фасадом из абстрактных арок и рядами неоклассических статуй в его основе.
Выставка была отменена из-за войны, но дворец, известный как "Квадратный Колизей", до сих пор стоит в Риме, а на его экстерьере отчеканена фраза из речи Муссолини 1935-го года, в которой анонсировано вторжение в Эфиопию. В ней он назвал итальянцев "народом поэтов, художников, героев, святых, мыслителей, ученых, мореплавателей и переселенцев". Вторжение и последующая кровавая оккупация Эфиопии привели к обвинениям итальянской власти в военных преступлениях. Получается, что это здание - Palazzo della Civiltà Italiana - является реликвией мерзкой фашистской агрессии. Но в Италии дворец не вызывает отвращения и не познал забвение. Наоборот, он является иконой модернизма. В 2004-м государство признало дворец местом "культурного интереса".
В 2010-м году также была завершена частичная реставрация. А через пять лет модный дом Fendi разместил там свою глобальную штаб-квартиру.
У Италии, первого фашистского государства, давние отношения с правой политикой. С избранием Сильвио Берлускони в 1994 году страна также стала первой, кто привел к власти неофашистскую партию. Но одного этого факта недостаточно для того, чтобы объяснить комфортное существование итальянцев рядом с фашистскими символами и достопримечательностями. Потому что Италия, в конце концов, была домом крупнейшего антифашистского сопротивления в Западной Европе и прочной послевоенной Коммунистической Партии.
До 2008 года центрально-левые коалиции поддерживали это наследство, часто получая более 40% голосов на выборах. Так почему в то время, как Соединенные Штаты начали спорный процесс демонтажа памятников конфедератам, а Франция изменила названия улиц, которые носили имя маршала Петэна, Италия разрешила "выжить" фашистским памятникам?
Одна из причин - это большое количество этих реликвий. Когда Муссолини пришел к власти в 1922 году, он возглавлял новое движение в стране с огромным культурным достоянием. И он знал, что ему требуется большое количество маркеров, чтобы вырезать фашистскую идеологию на ландшафте страны. Общественные проекты, такие как спортивный комплекс Форо Муссолини в Риме, должны были конкурировать с Медичи и Ватиканом, в то время как портреты "Il Duce" (как известно, Муссолини), подавались и окружали итальянцев в виде статуй, фотографий в офисах, плакатов на трамвайных остановках и даже принтах на купальных костюмах. Было легко ощутить, как говорил итальянский журналист и писатель Итало Кальвино, что фашизм колонизировал общественное пространство страны. "Я провел первые двадцать лет своей жизни с лицом Муссолини, которое всегда было в поле зрения", - вспоминал он.
Германия благодаря закону 1949-го года против официального "оправдания нацизма", который запретил "салюты" Гитлера и другие публичные ритуалы, смогла подавить символы Третьего Рейха. В Италии не было подобной программы перевоспитания. Освобождение Италии от тысяч фашистских памятников было нецелесообразным для сил Альянса после войны. У них была другая приоритетная цель - стабилизировать не совсем стабильную страну и ограничить растущую власть Коммунистической партии. После войны, в соответствии с бюллетенями и отчетами Союзной контрольной комиссии, рекомендовалось уничтожить лишь самые очевидные и "неэстетичные" памятники и декорации, такие как бюсты Муссолини. Другие могли быть перемещены в музеи или просто накрыты тканью и фанерой.
Такой подход создал прецедент. В 1953-м году Scelba Law (закон, который определяет и запрещает фашизм в любых его проявлениях) был разработан для того, чтобы блокировать восстановление фашистской партии, но в то же время он был слишком расплывчатым. Правящий Христианский демократический блок, в котором было много бывших фашистов, не видел никакой проблемы в "материалах режима" (символах и памятниках). Поэтому более активная политика относительно этого никогда не проводилась. Когда Берлускони привел к власти правую партию "Итальянское социальное движение" (партия вступила в коалицию с силой Берлускони "Вперед Италия" и была сильной во время премьерства Сильвио в начале и в середине 90-х), реабилитации фашизма способствовала большая сеть существующих в стране памятников и мест паломничества. Наиболее известное из них - Предаппио, место рождения Муссолини, где находится его могильный склеп и где продаются футболки и другие сувениры с нацистской символикой.
Закон Манчино, принятый в 1993 году и запрещающий распространение фашистской идеологии, придерживался недостаточно. В 1994-м году в Риме довольно часто можно было услышать даже кричалки "Хайль Гитлер" и "Вива Дуче ил".
В то время, как Берлускони показательно ездил на велосипеде в офис, в Италии становились популярными подобные Предаппио места, а представители разных политсил создавали альянсы и защищали фашистские памятники, которые рассматривались как неотъемлемая часть итальянского культурного наследия.
"Итальянский форум Муссолини", как и "Квадратный Колизей", является предметом особого восхищения. В 2014-м году премьер-министр Италии Маттео Рензо объявил о заявке Рима на Олимпиаду 2024-го года в комплексе, который теперь известен как "Foro Italico" и который стоит перед "Апофеозом фашизма". Картиной, которая была закрыта союзниками в 1944 году, потому что на ней "Иль Дуче" изображен богоподобной фигурой. Было бы трудно представить Ангелу Меркель, которая стоит перед картиной Гитлера при подобных обстоятельствах.
В последние годы были попытки изменить отношение к фашистским символам в Италии. В 2012 году Этторе Вере, правый мэр Аффили, открыл мемориал генералу Родольфо Грациани, нацистскому сотруднику и военному преступнику, в парке, построенном на средства, утвержденные центральным левым региональным правительством. После публичного протеста правительство отменило выделение средств. Недавно Вере обвинили в "оправдании фашизма", но мемориал остается на месте.
В Предаппио строится новый Музей фашизма. Некоторые видят в музее, который сооружают по образцу Мюнхенского центра документации истории национал-социализма, важную миссию для публичного образования. Другие опасаются, что его расположение в родном городе Муссолини еще больше подтолкнет правую ностальгию. Лаура Болдрини, президент нижней палаты парламента, лоббирует уничтожение наиболее вопиющих фашистских памятников Италии. В 2015-м году ее предложение удалить надпись имени Муссолини с обелиска "Форо Италико", вызвала шквал критики, мол - это испортит "шедевр". Болдрини в качестве примера для Италии часто указывала на запрет нацистской символики в Германии. Но даже эта модель вскоре может быть поставлена под сомнение. "Альтернатива для Германии" стала первой ультраправой партией, которая получила места в парламенте Германии с 1945 года. Правое крыло в Германии, которое сегодня лишено преимущества эмоционально заряженных достопримечательностей, организовало свои собрания вокруг событий, например, концертов "правого года". На мероприятиях "Альтернативы", таких, как марш в Йене в сентябре, начали звучать нацистские песни. Если партия не примет жесткую линию против фашистских символов, их появление может быть лишь вопросом времени. В Италии, где эти памятники никуда не делись, существуют значительные риски. Если памятники рассматриваются исключительно как деполитизированные эстетические объекты, правые могут воспользоваться этим для идеологии, пока ситуация не изменится.
Взято: Тут
823