Cordadi
В поисках второй половины ( 1 фото )
Часто говорят, что успешный брак возможен, только если ты нашёл свою «вторую половину». Для каждого ли человека Бог создал недостающую половину? Если ты не встретил свою, значит брак будет неудачный, несчастливый?
Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш) :
Когда заходит речь о серьёзных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, как идея возникла, кто её автор, в какой связи находится она с Христом, с Его Евангелием. Я убеждён, что если вы расспросите своих друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.
Но на самом деле в Святом Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем более в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но христианским авторитетом всё же не считают.
Теперь что касается самой идеи о двух половинках. Платон воплотил её в своём знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую вложил в уста известного комедиографа Аристофана:
«… Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, — мужской и женский; к ним присоединялся ещё третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало ещё особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее — общий вид каждого человека был округлённый: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица… »
Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…
«… Зевс рассёк людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь её солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечён пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».
Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсечённым половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе, как языческой непотребщиной, эту картинку назвать никак не удаётся.
Но что поделаешь! Каковы бы ни были её истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомлённых и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.
Да! — ответим мы. — Брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельные, независимые личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо — семья.
Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жёны. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределённость, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.
И брак — если вы решили вступить в брак — это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество — быть друг для друга мужем и женой — никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.
Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков) ; но два бесценных Божиих создания, способные в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.
Отвечает иеромонах Макарий (Маркиш) :
Когда заходит речь о серьёзных идеях, всегда старайтесь для начала разобраться, как идея возникла, кто её автор, в какой связи находится она с Христом, с Его Евангелием. Я убеждён, что если вы расспросите своих друзей, тех, кто увлекается мыслями о «второй половине», то не меньше половины с энтузиазмом подтвердят: да, разумеется, это глубоко христианский образ, и Сам Христос в точности так проповедовал и учил.
Но на самом деле в Святом Писании, ни в Ветхом Завете, ни тем более в Новом, об этом нет ни слова. Идея «второй половины» принадлежит Платону, которого хоть и весьма уважают как философа и писателя, но христианским авторитетом всё же не считают.
Теперь что касается самой идеи о двух половинках. Платон воплотил её в своём знаменитом диалоге «Пир», в легенде об Андрогине, которую вложил в уста известного комедиографа Аристофана:
«… Нужно прежде всего осведомиться вам о человеческой природе и о свойственных ей страстях. Исконная наша природа была не таковою, какою она является теперь, а иною: сначала было три пола людей, а не два, как теперь, — мужской и женский; к ним присоединялся ещё третий пол, общий им обоим. От него осталось теперь только имя, сам же он исчез. Тогда существовало ещё особое существо, Андрогин. Этот пол, и по виду и по имени, был общий полу мужскому и женскому; теперь этого пола не существует, имя его употребляется в бранном смысле. Далее — общий вид каждого человека был округлённый: человек имел круглую спину и бока, у него было четыре руки, четыре ноги, два лица… »
Впоследствии с такими двухспинными, четверорукими и четвероногими чудищами происходят разные неприятности, и…
«… Зевс рассёк людей пополам, подобно тому, как рассекают рябину, собираясь её солить, или как разрезывают волосом яйцо. У всякого человека, которого Зевс рассекал, Аполлон должен был переворачивать лицо и половину шеи в сторону разреза, чтобы, смотря на него, человек стал смирнее… Когда человеческий организм был рассечён пополам, каждая половина его, вожделея другой половины, стала сходиться с ней. Обхватив друг друга руками и сплетясь между собою, они стремились к соитию».
Вот вам и поиски своей половины. Кстати сказать, пополам были рассечены не только андрогины, но и мужчины, и женщины, которые тоже имели по два лица, четыре руки и ноги, и которые в точности так же устремились к своим отсечённым половинам… Надеюсь, дальше можно не продолжать: иначе, как языческой непотребщиной, эту картинку назвать никак не удаётся.
Но что поделаешь! Каковы бы ни были её истинное происхождение и смысл, идея «второй половины» глубоко укоренилась в головах и сердцах наших не слишком осведомлённых и не слишком разборчивых современников. И мы с вами сейчас поступим так же, как искони поступала Церковь: преобразуем и переосмыслим языческое наследие, чтобы сообщить ему христианское содержание, чтобы включить его в орбиту христианского мировоззрения. В данном случае это оказывается совсем не сложным.
Да! — ответим мы. — Брак в самом деле можно уподобить поиску второй половины. Ведь в браке мужчина и женщина, две отдельные, независимые личности, соединяются воедино, теряют свою отдельность и независимость, и возникает принципиально новое существо — семья.
Кто же может составить такую пару? Очевидно, что люди не всегда годятся друг другу в мужья и жёны. Но вспомните, что Господь, создав человека по Своему образу и подобию, наделил нас даром свободной воли. Поэтому всякая предопределённость, неизбежность, «судьба» (в примитивном понимании) чужда христианству. Каждый из нас, в соработничестве с Господом, сопрягая свою и Его волю, совершает свой подвиг в свободном выборе жизненного пути, пути в Небо.
И брак — если вы решили вступить в брак — это тоже этап вашего подвига. В браке в самом деле встречаются и соединяются две половины, но это качество — быть друг для друга мужем и женой — никто в вас изначально не вкладывает: это было бы насилием над вашей свободой. Вы сами, при помощи от Господа, при содействии Его благодати, в терпении, смирении и любви вырабатываете в себе супружество.
Ищут друг друга не две половины жуткого монстра, разрезанного некогда на части баснословным Зевсом (а потом, наскучив друг другу и сославшись на «несовместимость», расходятся для дальнейших поисков) ; но два бесценных Божиих создания, способные в браке стать двумя половинами единого нераздельного целого.
Взято: Тут
620