Nuadadi
Ленинский музей в Горках до сих пор работает на компьютерах Apple ( 12 фото )
Что общего между Ильичом и компьютерами Apple II? Оказывается, эта техника много лет обслуживает музей В.И.Ленина в Горках, а оборудовали ею это заведение задолго до массовых поставок ПК в СССР.
Музей В.И. Ленина был построен в 1987 году архитектором Л.Н. Павловым, который называл это здание "мой Парфенон". Создатели научно-культурного центра сразу решили, что своих посетителей будут удивлять, и это им удалось. Помимо грандиозного масштаба постройки, музей удивляет научно-технической базой и технологическим оснащением. Этот центр первым в стране стал использовать компьютеры Apple II, которые до сих пор исправно функционируют.
Музей им. В.И.Ленина
Основная экспозиция музея состоит из пяти частей, посвящённых различным этапам жизни Ильича. Каждый зал оснащен остекленной витриной с круговым обзором, внутри которой разыгрывается шестиминутный спектакль. Для зрелищности используется множество технических средств: кино, видео, слайд-проекция, музыка, уникальные записи выступлений В.И. Ленина, световые и оптические эффекты, лазерная проекция, дымовые и снеговые спецэффекты.
Вся электронная "начинка" этих витрин управляется компьютерами Apple II. Чтобы получить их в те далекие годы, пришлось немало попотеть. На тот момент в стране выпускался первый серийный компьютер Агат, созданный на базе Apple II Plus.
Несмотря на то, что он работал на операционной системе Apple DOS 3.3, его мощности для запуска всех эффектов было явно недостаточно. Руководители Музея пожелали лучшего оснащения, и советские чиновники согласились помочь с приобретением Apple II.
Привезти Apple II помогла британская компания Electrosonic (на пульте управления до сих пор можно увидеть фирменный логотип поставщика), которая и разработала ПО для музея Ленина.
Конечно, по официальным документам все разработки осуществляла советская компания Cascade, а Electrosonic не являлась постоянным поставщиком в СССР ни Apple II, ни ПО. Но иметь дело напрямую с компанией-производителем советские чиновники отчего-то не стали, хотя подобный опыт у них уже был.
В 1985 году СССР посетил сам Стив Джобс - легендарный глава компании Apple приезжал в Советский Союз для заключения договора на поставку своих высокотехнологичных компьютеров.
Этот визит был неслучайным. Летом 1985 года Институт проблем информатики Академии наук СССР (ИПИ) искал поставщика импортных персональных компьютеров для преподавания основ информатики и вычислительной техники в школах. Работы эти проводились в рамках реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 г. № 271 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". Стив Джобс выразил горячее желание стать первым поставщиком ПК в СССР. 4 июля 1985 года в ИПИ состоялась встреча директората института с Джобсом и вице-президентом Apple Альбертом Эйзенштадтом.
В то время рынок компьютеров в Советском Союзе находился в зачаточном состоянии, поэтому энтузиазм Джобса было легко понять - перед основателем Apple замаячили огромные перспективы.
В начале встречи с руководством ИПИ Стив Джобс выразил намерение прислать в институт от десяти до двенадцати компьютеров, установить их, а в сентябре-октябре 1985 года организовать обучающий семинар на 200—250 человек по использованию этих машин в учебном процессе.
После этого Джобс произнес перед собравшимися учеными знаковую речь, которую целиком и полностью законспектировал присутствовавший на этом мероприятии член Академии наук Виктор Николаевич Захаров:
"Я — выходец из Кремниевой долины, штат Калифорния. Электроника у меня в крови. Десять лет назад в одном американском журнале была опубликована статья об эффективности передвижения биологических существ. На первое место попал кондор. Но довольно велика оказалась и эффективность человека на велосипеде. Это говорит о том, насколько важны инструменты для увеличения возможностей.
ПК — это инструмент усиления интеллектуальных возможностей. Что же такое ПК? С одной стороны, это новое средство, как печать, радио или телевидение. Но в то же время это специальный инструмент для программирования. Вопрос — какая разница между телевизионной и компьютерной программой? Все хорошо знакомы с телевизионными программами. Компьютерные программы содержат массу новых принципов, но все они подчинены одному главному принципу — интерактивности. Почему в настоящее время около 1 млрд. долл. в год люди тратят на приобретение видеоигр? Потому что такие игры дают интерактивный эксперимент. Более академическое название этому — моделирование. Мы можем принять ПК как новое средство и осуществить гораздо более сложное моделирование с помощью программного обеспечения (ПО) — и это даст революцию в образовании.
В видеоигры играют дети с 7—8 лет, и все время идет их усложнение. Это наиболее сильный процесс. В течение нашей жизни компьютеры тоже становятся все сложнее и сложнее. Может быть, с их помощью можно будет обрести общий взгляд на мир. Это одна из важнейших вещей для прогресса цивилизации. Сейчас мы можем читать труды, но не можем задать вопрос. Но может быть, наши дети или дети наших детей смогут с помощью ПК задать вопросы Ленину.
Если бы у меня были дети, то я учил бы их на компьютерах Apple II и Macintosh. Сейчас Macintosh, работающий на микропроцессоре Motorola 68000, используется во многих колледжах США. К настоящему времени уже продано около 2 млн. Apple II и 400 тыс. Macintosh. В месяц производится около 50 тыс. Apple II и 20 тыс. Macintosh. Умение работать на этих ПК можно освоить за 40—50 часов. Для специалиста это хорошо, но для пользователя 40—50 часов — слишком много. С IBM PC идет около 800 стр. документации, и вполне можно научиться пользоваться ею.
Переход к Macintosh требует 512×342 точки на экране (новый интерфейс). Программное обеспечение делится на два класса: искусственный интеллект (ИИ) и все остальное. К остальному относятся, в частности, Юникс и Си — системные средства, но очень мало ПО для конечного пользователя. Прикладное ПО становится все сложнее. Это хорошо для специалистов, но никак не для всех остальных. Надо разрабатывать другие версии.
В области ИИ есть язык LISP, есть специальный очень дорогой LISP-компьютер. LISP на IBM PC выполняется очень медленно. COMMON LISP на Macintosh работает в 52 раза быстрее, чем на IBM PC, — как символьная машина; соответственно снижается стоимость, создается экспериментальная система.
Последнее направление исследований — вторая область: аппаратное обеспечение (RISC-процессоры). М68000 может выполнять 500 различных инструкций, в 10 раз больше, чем PDP-8. Это не очень хорошо. Три четверти площади кристалла используется для интерпретации 450 дополнительных инструкций. Мы имеем сверхумные компиляторы. Такой компилятор может обойтись полусотней инструкций. Это высвободит 75% площади для кэша и регистров, позволив ускорить работу в десятки раз. Таким образом, есть процессоры размером как у М68000, но работающие в десять раз быстрее за счет сверхумных компиляторов. В сфере ПО основные исследовательские усилия направлены на объектно-ориентированные языки — это наиболее важная область".
Вряд ли собравшиеся послушать неизвестного в СССР Джобса ученые могли предполагать, какой переворот в ближайшее время произведут компьютеры. Большинство из деятелей науки наверняка даже в самых смелых мечтах не представляли масштаба компьютеризации страны через пару-тройку десятилетий.
После семинара и выступления Стив Джобс, общаясь с учеными в неформальной обстановке, проговорился, что очень хотел бы встретиться с М.С. Горбачевым: "Мне интересна не политика, а научные контакты. Я очень хотел бы встретиться с М. Горбачевым. Мы приехали по своей инициативе и хотим изучить пути сотрудничества. Не надо делать машины-игрушки. Мы пошлем вам класс, дадим информацию об опыте применения. Мой совет — используйте в образовании Apple II". После этого Джобс попросил схемы клавиатуры с кириллицей и кодификации кириллицы. Эти материалы он получил на следующий день.
Майк Мерин, работавший в то время торговым атташе при посольстве США в СССР, утверждает, что планы Стива Джобса были куда грандиознее обычной поставки компьютеров - глава Apple намеревался открыть производство техники в Советском Союзе. Во время двухдневного визита Джобс, помимо общения с ученым миром СССР, успел встретиться также с атташе и посвятил его в свои планы.
Тот, впрочем, отнесся к ним скептически и попытался охладить пыл молодого бизнесмена, сказав, что производство нарушит ряд официальных предписаний, запрещающих экспорт технологий в СССР.
Деловому сотрудничеству Джобса с СССР так и не удалось состояться в полной мере. Сам основатель Apple в скором времени уволился из компании после скандала с исполнительным директором Джоном Скалли, которого поддержали все сотрудники. Масштабных контрактов на поставку в СССР компьютеров больше не было, наработками Джобса по этой части компания так и не заинтересовалась, а жаль. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения.
После распада СССР поставками Mac в страну занималась компания Intermicro. Однако в государственных учреждениях эти новые компьютеры не пользовались популярностью, поэтому долгое время музей Ленина оставался единственным учреждением, работающим в России на технике Apple.
Музей В.И. Ленина был построен в 1987 году архитектором Л.Н. Павловым, который называл это здание "мой Парфенон". Создатели научно-культурного центра сразу решили, что своих посетителей будут удивлять, и это им удалось. Помимо грандиозного масштаба постройки, музей удивляет научно-технической базой и технологическим оснащением. Этот центр первым в стране стал использовать компьютеры Apple II, которые до сих пор исправно функционируют.
Музей им. В.И.Ленина
Основная экспозиция музея состоит из пяти частей, посвящённых различным этапам жизни Ильича. Каждый зал оснащен остекленной витриной с круговым обзором, внутри которой разыгрывается шестиминутный спектакль. Для зрелищности используется множество технических средств: кино, видео, слайд-проекция, музыка, уникальные записи выступлений В.И. Ленина, световые и оптические эффекты, лазерная проекция, дымовые и снеговые спецэффекты.
Вся электронная "начинка" этих витрин управляется компьютерами Apple II. Чтобы получить их в те далекие годы, пришлось немало попотеть. На тот момент в стране выпускался первый серийный компьютер Агат, созданный на базе Apple II Plus.
Несмотря на то, что он работал на операционной системе Apple DOS 3.3, его мощности для запуска всех эффектов было явно недостаточно. Руководители Музея пожелали лучшего оснащения, и советские чиновники согласились помочь с приобретением Apple II.
Привезти Apple II помогла британская компания Electrosonic (на пульте управления до сих пор можно увидеть фирменный логотип поставщика), которая и разработала ПО для музея Ленина.
Конечно, по официальным документам все разработки осуществляла советская компания Cascade, а Electrosonic не являлась постоянным поставщиком в СССР ни Apple II, ни ПО. Но иметь дело напрямую с компанией-производителем советские чиновники отчего-то не стали, хотя подобный опыт у них уже был.
В 1985 году СССР посетил сам Стив Джобс - легендарный глава компании Apple приезжал в Советский Союз для заключения договора на поставку своих высокотехнологичных компьютеров.
Этот визит был неслучайным. Летом 1985 года Институт проблем информатики Академии наук СССР (ИПИ) искал поставщика импортных персональных компьютеров для преподавания основ информатики и вычислительной техники в школах. Работы эти проводились в рамках реализации Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 г. № 271 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". Стив Джобс выразил горячее желание стать первым поставщиком ПК в СССР. 4 июля 1985 года в ИПИ состоялась встреча директората института с Джобсом и вице-президентом Apple Альбертом Эйзенштадтом.
В то время рынок компьютеров в Советском Союзе находился в зачаточном состоянии, поэтому энтузиазм Джобса было легко понять - перед основателем Apple замаячили огромные перспективы.
В начале встречи с руководством ИПИ Стив Джобс выразил намерение прислать в институт от десяти до двенадцати компьютеров, установить их, а в сентябре-октябре 1985 года организовать обучающий семинар на 200—250 человек по использованию этих машин в учебном процессе.
После этого Джобс произнес перед собравшимися учеными знаковую речь, которую целиком и полностью законспектировал присутствовавший на этом мероприятии член Академии наук Виктор Николаевич Захаров:
"Я — выходец из Кремниевой долины, штат Калифорния. Электроника у меня в крови. Десять лет назад в одном американском журнале была опубликована статья об эффективности передвижения биологических существ. На первое место попал кондор. Но довольно велика оказалась и эффективность человека на велосипеде. Это говорит о том, насколько важны инструменты для увеличения возможностей.
ПК — это инструмент усиления интеллектуальных возможностей. Что же такое ПК? С одной стороны, это новое средство, как печать, радио или телевидение. Но в то же время это специальный инструмент для программирования. Вопрос — какая разница между телевизионной и компьютерной программой? Все хорошо знакомы с телевизионными программами. Компьютерные программы содержат массу новых принципов, но все они подчинены одному главному принципу — интерактивности. Почему в настоящее время около 1 млрд. долл. в год люди тратят на приобретение видеоигр? Потому что такие игры дают интерактивный эксперимент. Более академическое название этому — моделирование. Мы можем принять ПК как новое средство и осуществить гораздо более сложное моделирование с помощью программного обеспечения (ПО) — и это даст революцию в образовании.
В видеоигры играют дети с 7—8 лет, и все время идет их усложнение. Это наиболее сильный процесс. В течение нашей жизни компьютеры тоже становятся все сложнее и сложнее. Может быть, с их помощью можно будет обрести общий взгляд на мир. Это одна из важнейших вещей для прогресса цивилизации. Сейчас мы можем читать труды, но не можем задать вопрос. Но может быть, наши дети или дети наших детей смогут с помощью ПК задать вопросы Ленину.
Если бы у меня были дети, то я учил бы их на компьютерах Apple II и Macintosh. Сейчас Macintosh, работающий на микропроцессоре Motorola 68000, используется во многих колледжах США. К настоящему времени уже продано около 2 млн. Apple II и 400 тыс. Macintosh. В месяц производится около 50 тыс. Apple II и 20 тыс. Macintosh. Умение работать на этих ПК можно освоить за 40—50 часов. Для специалиста это хорошо, но для пользователя 40—50 часов — слишком много. С IBM PC идет около 800 стр. документации, и вполне можно научиться пользоваться ею.
Переход к Macintosh требует 512×342 точки на экране (новый интерфейс). Программное обеспечение делится на два класса: искусственный интеллект (ИИ) и все остальное. К остальному относятся, в частности, Юникс и Си — системные средства, но очень мало ПО для конечного пользователя. Прикладное ПО становится все сложнее. Это хорошо для специалистов, но никак не для всех остальных. Надо разрабатывать другие версии.
В области ИИ есть язык LISP, есть специальный очень дорогой LISP-компьютер. LISP на IBM PC выполняется очень медленно. COMMON LISP на Macintosh работает в 52 раза быстрее, чем на IBM PC, — как символьная машина; соответственно снижается стоимость, создается экспериментальная система.
Последнее направление исследований — вторая область: аппаратное обеспечение (RISC-процессоры). М68000 может выполнять 500 различных инструкций, в 10 раз больше, чем PDP-8. Это не очень хорошо. Три четверти площади кристалла используется для интерпретации 450 дополнительных инструкций. Мы имеем сверхумные компиляторы. Такой компилятор может обойтись полусотней инструкций. Это высвободит 75% площади для кэша и регистров, позволив ускорить работу в десятки раз. Таким образом, есть процессоры размером как у М68000, но работающие в десять раз быстрее за счет сверхумных компиляторов. В сфере ПО основные исследовательские усилия направлены на объектно-ориентированные языки — это наиболее важная область".
Вряд ли собравшиеся послушать неизвестного в СССР Джобса ученые могли предполагать, какой переворот в ближайшее время произведут компьютеры. Большинство из деятелей науки наверняка даже в самых смелых мечтах не представляли масштаба компьютеризации страны через пару-тройку десятилетий.
После семинара и выступления Стив Джобс, общаясь с учеными в неформальной обстановке, проговорился, что очень хотел бы встретиться с М.С. Горбачевым: "Мне интересна не политика, а научные контакты. Я очень хотел бы встретиться с М. Горбачевым. Мы приехали по своей инициативе и хотим изучить пути сотрудничества. Не надо делать машины-игрушки. Мы пошлем вам класс, дадим информацию об опыте применения. Мой совет — используйте в образовании Apple II". После этого Джобс попросил схемы клавиатуры с кириллицей и кодификации кириллицы. Эти материалы он получил на следующий день.
Майк Мерин, работавший в то время торговым атташе при посольстве США в СССР, утверждает, что планы Стива Джобса были куда грандиознее обычной поставки компьютеров - глава Apple намеревался открыть производство техники в Советском Союзе. Во время двухдневного визита Джобс, помимо общения с ученым миром СССР, успел встретиться также с атташе и посвятил его в свои планы.
Тот, впрочем, отнесся к ним скептически и попытался охладить пыл молодого бизнесмена, сказав, что производство нарушит ряд официальных предписаний, запрещающих экспорт технологий в СССР.
Деловому сотрудничеству Джобса с СССР так и не удалось состояться в полной мере. Сам основатель Apple в скором времени уволился из компании после скандала с исполнительным директором Джоном Скалли, которого поддержали все сотрудники. Масштабных контрактов на поставку в СССР компьютеров больше не было, наработками Джобса по этой части компания так и не заинтересовалась, а жаль. Впрочем, история не знает сослагательного наклонения.
После распада СССР поставками Mac в страну занималась компания Intermicro. Однако в государственных учреждениях эти новые компьютеры не пользовались популярностью, поэтому долгое время музей Ленина оставался единственным учреждением, работающим в России на технике Apple.
Взято: Тут
1414