Jolas
Украинская теория: Страна — «квартал», а партии — актёры ( 1 фото )
На настоящий момент, по данным большинства социологических служб, в Верховную Раду проходит пять политических партий – «Слуга народа», «Оппозиционная платформа», «Европейская солидарность», «Голос» и «Батькивщина». Каждая из этих партий играет определённую роль в выборах и в политической системе
Разумеется, весь спектр политических взглядов населения этими партиями не исчерпывается, но в этом особенность демократии (особенно — демократии представительской). Желать можно чего угодно, а проголосовать — только за то, что есть.
«Слуга народа»
Вообще это партия, которая должна была бы стать контрсистемной. Даже не так — она вообще не должна была быть. Её зарегистрировали с целью перехватить товарный знак, который имел шанс стать популярным (популярным, так получилось, он стал из-за партии…).
В общем, всё получилось не так, как должно было.
Роль партии на выборах — постоянное лидерство. Правда, сама партия этого совершенно не заслужила, но её тянет рейтинг президента. Ресурса на мажоритарщиков не хватает — если партию тянет вверх с силой 40%+, то кандидатов в округах — только 10%+ (социологи уверяют, что есть экземпляры настолько продвинутые, что их рейтинг достигает 20%+, но, думается, это следствие личной продвинутости).
Роль партии в политической системе — партия власти. При этом партия к такому статусу совершенно не готова. Как правило, «партия власти» формируется из людей, которые имеют какой-то опыт работы в сфере госуправления, а эта партия состоит из людей с улицы.
Похоже, это самый абсурдный вариант совмещения реальной политической партии и её роли на выборах и в политической системе.
Наиболее реальный путь эволюции «Слуги народа» — следование путём «Нашей Украины», которая в 2002 году заняла первое место с 24% голосов, а в 2012 году уже исчезла с политической арены. Причём, скорее всего, процесс будет проходить даже быстрее за счёт большего рейтинга при значительно меньшей прочности конструкции.
Мы уже не раз писали о том, что в планах США — создание на Украине двухпартийной системы по типу польской, в формате: «еврооптимисты» против «национал-популистов». Похоже, из этого ничего не получается. Во всяком случае БПП обрушился слишком быстро, и СН обещает последовать его путём.
«Оппозиционная платформа»
Логика, которая подвигла пострегионалов выбрать себе название «Оппозиционный блок», очень нелинейна. Вы можете себе представить партию, называемую оппозиционной, которая побеждает на выборах или просто входит в широкую правительственную коалицию? Никто не может. Впрочем, «Оппозиционный блок» всё же благозвучнее блока «Не так!» в 2006 году (с напрашивающимся слоганом: «что ни делает дурак — всё он делает не так»).
Несмотря на явную неудачу нейминга, название партии полностью соответствует её функции в избирательной кампании. ОП — действительно единственная из проходящих в Раду по спискам партия, которая последовательно выступает против нынешнего курса в двух пунктах: ОП против продолжения войны на Донбассе и ОП за восстановление отношений с Россией. Причём она знает, как этого достичь, и пользуется доверием со стороны республик Донбасса и России. Увы, позиция избирателей по этим вопросам ближе к другим политическим силам — социология показывает, что избиратели за мир, но против уступок Донбассу, которые могут к этому миру привести.
Роль ОП в политической системе примерно такая же — «вечная» оппозиция без шансов в обозримом будущем стать властью. Разве что радикально изменится ситуация в мире и в информационной сфере. Для Виктора Медведчука это вполне нормально — он неплохо справляется с должностью неофициального министра и неофициального посла. Для партии же это вряд ли хорошо. Оппозиция должна иметь шанс стать властью.
ОП всё же будет получать голоса сторонников прекращения войны и налаживания отношений. Угадать динамику их численности пока сложно.
«Европейская солидарность»
«Солидарность» — старое название политической силы Петра Порошенко, к которой была добавлена Европа в тот момент, когда его власть не просто зашаталась, но уже начала рушиться. Возможно, это ставка на то, чтобы стать партией еврооптимистов…
В ходе избирательной кампании ЕС выполняет малопочтенную роль бывшей власти, которая свергнута в ходе президентских выборов и пытается спрятаться от ответственности за депутатской неприкосновенностью. Но её добивают ногами.
Впрочем, в своих фантазиях они выглядят совсем иначе — в виде отчаянных рыцарей, отражающих пророссийский реванш и гарантирующих европейский путь Украины (на который никто не покушается, потому что он остался в прошлом).
Самое интересное, что, какой бы вариант мы ни избрали, получается, что ЕС находится в глухой обороне. Находясь же только в обороне, войну не выиграешь.
В политической же системе партия, бывшая ранее при власти, по идее должна быть основным претендентом на получение власти опять. У нас, собственно, такая система начала формироваться при Ющенко, когда при власти менялись ПР и коалиция НУ-БЮТ. Но её вскоре совместными усилиями ликвидировали. Пока непонятно, сможет ли она из укрытия от уголовного преследования вновь превратиться в реального политического игрока, в серьёзную оппозицию. Всё же Порошенко при всех своих многообразных талантах остаётся слишком уж токсичным персонажем. Даже большинство депутатов от БПП и НФ идут сейчас по своим округам без какой-либо ссылки на ЕС.
Против партии работают два важных фактора — по большинству позиций она ничем не отличается от СН, но не состоит из новых людей. На данном этапе эта политическая сила просто не соответствует общественным запросам, а сколько времени продлится этот этап — Бог весть.
«Голос»
Партия Святослава Вакарчука — это партия Владимира Зеленского, если бы Зеленским был Вакарчук. Но не сложилось. Вакарчук не пошёл на президентские выборы и всё проиграл. Впрочем, судя по нынешним рейтингам, не факт, что, пойдя на выборы, он выиграл бы. Проект «Зеленский» создавался Коломойским для того, чтобы перехватить голоса Вакарчука, и совершенно непонятно, как развивались бы события дальше. Вполне вероятно, что во второй тур вышли бы Зеленский и Вакарчук…
На этих выборах «Голос» играет роль «клона», призванного отбирать голоса у лидерского проекта. В это, впрочем, никто не верит, поскольку «Голос» отбирает голоса западноукраинских избирателей, которые в любом случае не стали бы голосовать за еврея из Кривого Рога. Нет, какая-то доля электоратов пересекается, но в значительной степени (а может, даже и в основном) Вакарчук подбирает голоса ЕС и «Батькивщины».
Что же касается политической системы в целом, то придумать место для «Голоса» сложно. Уж очень мало она отличается от СН. Ниши нет. Так что ролью её останется репрезентация Галичины при президенте Зеленском. А учитывая обычную практику Украины, вполне вероятно, что в итоге «Слуга народа» станет «Голосом», а Зеленский и Вакарчук создадут дуэт.
«Батькивщина»
Партия Юлии Тимошенко принадлежит прошлому этапу политической истории Украины, и сейчас она просто потерялась. Держится только за счёт остатков избирателей, преданных лично Юлии Владимировне. Никаких признаков идеологии у неё не осталось, хотя ещё недавно это была одна из основных партий, защищавших социальные права граждан.
Казалось бы, учитывая либертарианство новой власти, защита социальных прав является очень перспективной темой. Однако Тимошенко в данной кампании уже совершенно явно борется не за избирателей, а за себя. Она не хочет больше быть в оппозиции, она хочет быть премьером. Для этого ей нужна широкая коалиция. Но СН хочет коалицию только с «Голосом» (он с высокой степенью вероятности проходит) и «Силой и честью» (она почти наверняка не проходит). «Батькивщина» будет нужна Зеленскому только в том случае, если иначе голосов не получить. Тимошенко продолжает демонстрировать, что она уже фактически является частью СН. Такой себе СН для «юльков». Но избиратель-то знает, что это не так… Просто удивительно, почему рейтинг явно ненужной партии не обрушивается.
В политической системе Украины места для нынешней «Батькивщины», как и для «Голоса», попросту нет. Тимошенко должна будет либо его придумать, либо вернуться к одному из старых образов. Скорее — социально-популистскому. Но она не хочет.
В общем, если Тимошенко и дальше будет демонстрировать нерешительность, нынешний созыв парламента станет для неё последним. Такая Тимошенко нам не нужна…
Резюме
Забавная ситуация.
В плане ролей в рамках избирательной кампании ни у одной партии нет своего самостоятельного места. То есть место-то есть, но «Батькивщина» категорически не хочет его занимать, и оно остаётся вакантным.
В плане ролей в рамках политической системы партий нужно не пять, а три. Причём вполне вероятно, что одна из них («Слуга народа») это место довольно скоро освободит. И, возможно, за ним последует и «Европейская солидарность».
В общем, трансформация партийно-политической системы Украины после выборов не только не остановится, но, скорее всего, даже ускорится.
Главная проблема состоит в отсутствии реальной оппозиции, которая бы претендовала на власть после ухода Зеленского. Порошенко пока претендовать на власть не может, и неясно — восстановится ли. Тимошенко не хочет. Медведчук хочет, может, но для реализации потенциала нужны глобальные изменения, выходящие за пределы Украины. Кто-то из экспертов предложил присмотреться к фигуре будущего премьера…
Василий Стоякин, Украина.ру
Разумеется, весь спектр политических взглядов населения этими партиями не исчерпывается, но в этом особенность демократии (особенно — демократии представительской). Желать можно чего угодно, а проголосовать — только за то, что есть.
«Слуга народа»
Вообще это партия, которая должна была бы стать контрсистемной. Даже не так — она вообще не должна была быть. Её зарегистрировали с целью перехватить товарный знак, который имел шанс стать популярным (популярным, так получилось, он стал из-за партии…).
В общем, всё получилось не так, как должно было.
Роль партии на выборах — постоянное лидерство. Правда, сама партия этого совершенно не заслужила, но её тянет рейтинг президента. Ресурса на мажоритарщиков не хватает — если партию тянет вверх с силой 40%+, то кандидатов в округах — только 10%+ (социологи уверяют, что есть экземпляры настолько продвинутые, что их рейтинг достигает 20%+, но, думается, это следствие личной продвинутости).
Роль партии в политической системе — партия власти. При этом партия к такому статусу совершенно не готова. Как правило, «партия власти» формируется из людей, которые имеют какой-то опыт работы в сфере госуправления, а эта партия состоит из людей с улицы.
Похоже, это самый абсурдный вариант совмещения реальной политической партии и её роли на выборах и в политической системе.
Наиболее реальный путь эволюции «Слуги народа» — следование путём «Нашей Украины», которая в 2002 году заняла первое место с 24% голосов, а в 2012 году уже исчезла с политической арены. Причём, скорее всего, процесс будет проходить даже быстрее за счёт большего рейтинга при значительно меньшей прочности конструкции.
Мы уже не раз писали о том, что в планах США — создание на Украине двухпартийной системы по типу польской, в формате: «еврооптимисты» против «национал-популистов». Похоже, из этого ничего не получается. Во всяком случае БПП обрушился слишком быстро, и СН обещает последовать его путём.
«Оппозиционная платформа»
Логика, которая подвигла пострегионалов выбрать себе название «Оппозиционный блок», очень нелинейна. Вы можете себе представить партию, называемую оппозиционной, которая побеждает на выборах или просто входит в широкую правительственную коалицию? Никто не может. Впрочем, «Оппозиционный блок» всё же благозвучнее блока «Не так!» в 2006 году (с напрашивающимся слоганом: «что ни делает дурак — всё он делает не так»).
Несмотря на явную неудачу нейминга, название партии полностью соответствует её функции в избирательной кампании. ОП — действительно единственная из проходящих в Раду по спискам партия, которая последовательно выступает против нынешнего курса в двух пунктах: ОП против продолжения войны на Донбассе и ОП за восстановление отношений с Россией. Причём она знает, как этого достичь, и пользуется доверием со стороны республик Донбасса и России. Увы, позиция избирателей по этим вопросам ближе к другим политическим силам — социология показывает, что избиратели за мир, но против уступок Донбассу, которые могут к этому миру привести.
Роль ОП в политической системе примерно такая же — «вечная» оппозиция без шансов в обозримом будущем стать властью. Разве что радикально изменится ситуация в мире и в информационной сфере. Для Виктора Медведчука это вполне нормально — он неплохо справляется с должностью неофициального министра и неофициального посла. Для партии же это вряд ли хорошо. Оппозиция должна иметь шанс стать властью.
ОП всё же будет получать голоса сторонников прекращения войны и налаживания отношений. Угадать динамику их численности пока сложно.
«Европейская солидарность»
«Солидарность» — старое название политической силы Петра Порошенко, к которой была добавлена Европа в тот момент, когда его власть не просто зашаталась, но уже начала рушиться. Возможно, это ставка на то, чтобы стать партией еврооптимистов…
В ходе избирательной кампании ЕС выполняет малопочтенную роль бывшей власти, которая свергнута в ходе президентских выборов и пытается спрятаться от ответственности за депутатской неприкосновенностью. Но её добивают ногами.
Впрочем, в своих фантазиях они выглядят совсем иначе — в виде отчаянных рыцарей, отражающих пророссийский реванш и гарантирующих европейский путь Украины (на который никто не покушается, потому что он остался в прошлом).
Самое интересное, что, какой бы вариант мы ни избрали, получается, что ЕС находится в глухой обороне. Находясь же только в обороне, войну не выиграешь.
В политической же системе партия, бывшая ранее при власти, по идее должна быть основным претендентом на получение власти опять. У нас, собственно, такая система начала формироваться при Ющенко, когда при власти менялись ПР и коалиция НУ-БЮТ. Но её вскоре совместными усилиями ликвидировали. Пока непонятно, сможет ли она из укрытия от уголовного преследования вновь превратиться в реального политического игрока, в серьёзную оппозицию. Всё же Порошенко при всех своих многообразных талантах остаётся слишком уж токсичным персонажем. Даже большинство депутатов от БПП и НФ идут сейчас по своим округам без какой-либо ссылки на ЕС.
Против партии работают два важных фактора — по большинству позиций она ничем не отличается от СН, но не состоит из новых людей. На данном этапе эта политическая сила просто не соответствует общественным запросам, а сколько времени продлится этот этап — Бог весть.
«Голос»
Партия Святослава Вакарчука — это партия Владимира Зеленского, если бы Зеленским был Вакарчук. Но не сложилось. Вакарчук не пошёл на президентские выборы и всё проиграл. Впрочем, судя по нынешним рейтингам, не факт, что, пойдя на выборы, он выиграл бы. Проект «Зеленский» создавался Коломойским для того, чтобы перехватить голоса Вакарчука, и совершенно непонятно, как развивались бы события дальше. Вполне вероятно, что во второй тур вышли бы Зеленский и Вакарчук…
На этих выборах «Голос» играет роль «клона», призванного отбирать голоса у лидерского проекта. В это, впрочем, никто не верит, поскольку «Голос» отбирает голоса западноукраинских избирателей, которые в любом случае не стали бы голосовать за еврея из Кривого Рога. Нет, какая-то доля электоратов пересекается, но в значительной степени (а может, даже и в основном) Вакарчук подбирает голоса ЕС и «Батькивщины».
Что же касается политической системы в целом, то придумать место для «Голоса» сложно. Уж очень мало она отличается от СН. Ниши нет. Так что ролью её останется репрезентация Галичины при президенте Зеленском. А учитывая обычную практику Украины, вполне вероятно, что в итоге «Слуга народа» станет «Голосом», а Зеленский и Вакарчук создадут дуэт.
«Батькивщина»
Партия Юлии Тимошенко принадлежит прошлому этапу политической истории Украины, и сейчас она просто потерялась. Держится только за счёт остатков избирателей, преданных лично Юлии Владимировне. Никаких признаков идеологии у неё не осталось, хотя ещё недавно это была одна из основных партий, защищавших социальные права граждан.
Казалось бы, учитывая либертарианство новой власти, защита социальных прав является очень перспективной темой. Однако Тимошенко в данной кампании уже совершенно явно борется не за избирателей, а за себя. Она не хочет больше быть в оппозиции, она хочет быть премьером. Для этого ей нужна широкая коалиция. Но СН хочет коалицию только с «Голосом» (он с высокой степенью вероятности проходит) и «Силой и честью» (она почти наверняка не проходит). «Батькивщина» будет нужна Зеленскому только в том случае, если иначе голосов не получить. Тимошенко продолжает демонстрировать, что она уже фактически является частью СН. Такой себе СН для «юльков». Но избиратель-то знает, что это не так… Просто удивительно, почему рейтинг явно ненужной партии не обрушивается.
В политической системе Украины места для нынешней «Батькивщины», как и для «Голоса», попросту нет. Тимошенко должна будет либо его придумать, либо вернуться к одному из старых образов. Скорее — социально-популистскому. Но она не хочет.
В общем, если Тимошенко и дальше будет демонстрировать нерешительность, нынешний созыв парламента станет для неё последним. Такая Тимошенко нам не нужна…
Резюме
Забавная ситуация.
В плане ролей в рамках избирательной кампании ни у одной партии нет своего самостоятельного места. То есть место-то есть, но «Батькивщина» категорически не хочет его занимать, и оно остаётся вакантным.
В плане ролей в рамках политической системы партий нужно не пять, а три. Причём вполне вероятно, что одна из них («Слуга народа») это место довольно скоро освободит. И, возможно, за ним последует и «Европейская солидарность».
В общем, трансформация партийно-политической системы Украины после выборов не только не остановится, но, скорее всего, даже ускорится.
Главная проблема состоит в отсутствии реальной оппозиции, которая бы претендовала на власть после ухода Зеленского. Порошенко пока претендовать на власть не может, и неясно — восстановится ли. Тимошенко не хочет. Медведчук хочет, может, но для реализации потенциала нужны глобальные изменения, выходящие за пределы Украины. Кто-то из экспертов предложил присмотреться к фигуре будущего премьера…
Василий Стоякин, Украина.ру
Взято: Тут
120