Mukinos
Цари древней Спарты и их власть ( 5 фото )
Спартанские правители имели двойственный статус в государстве. Они были священными фигурами. Вместе с тем, история Спарты — история уменьшения царской власти.
Сограждане позволяли себе противостоять мнению правителей и даже привлекать проштрафившихся басилеев к суду.
Почему в древней Спарте правили два царя?
Истоки спартанской диархии уходят в глубокую древность — можно уверенно сказать, что в VIII веке до н. э. в полисе уже было две династии. Спартанская диархия не уникальна — два царских рода были долгое время в малоазийском полисе Скепсисе, в поэмах Гомера есть общины, управляемые несколькими басилеями. Такая система могла сложиться, если несколько общин со своими вождями объединялись в один полис.
Есть несколько теорий происхождения двоевластия. Сами спартанцы хранили предание, что у дорийского царя Аристодема (пра-пра-правнука Геракла) родились два близнеца Еврисфен и Прокл. Вскоре после этого царь погиб в бою, и его подданные запросили Дельфийский оракул, кого выбрать царем. Ответ был — обоих. Сыновья близнецов Агис и Еврипонт дали имена династиям.
Современные ученые выдвинули несколько теорий появления диархии. Согласно одной из них — двоевластие появилось, как компромисс завоевателей-дорийцев с автохтонами-ахейцами. Подтверждением этого считают описанный Геродотом эпизод с басилеем из правящего рода Агиадов Клеоменом I, который назвал себя ахейцем, а не дорийцем.
Согласно другой теории, диархия появилась, как результат объединения в один полис двух дорийских общин в эпоху заселения Лакедемона. В поддержку этого можно привести тот факт, что цари жили в разных обах (деревнях) Спарты. Еще одна теория предполагает, что вторая династия появилась позже, как результат компромисса династии Агиадов с недовольной аристократией. Согласно этой теории, первые Еврипонтиды были представителями оппозиционной знати.
Из истории Спарты: власть и функции царей
Агиады и Еврипонтиды были сакральными фигурами в спартанском государстве, но и их «светская» власть была ограниченной. Вся история диархии в VIII-V веках до н. э. — это история ограничения власти царствующих родов.
В эпоху Архаики (VIII-VI вв. до н. э.) цари обладали неограниченной военной властью. Они по своему усмотрению объявляли созыв войска и выступали в поход на врага. В военном лагере власть правителей была неограниченной.
В Архаическую эпоху цари из обоих домов вместе вели войска в поход. Ссоры между ними плохо сказывались на дисциплине и боевом духе. В 506 году до н. э. ссора между царями-полководцами Клеоменом и Демаратам привела к неудаче похода на Афины. После этого спартанцы приняли закон, согласно которому в только один басилей вел войско в поход, а второй обязан был остаться дома.
В Классическую эпоху военная власть царя уменьшается. Решение о начале войны стало принимать народное собрание Спарты, члены которого также выбирали, кто из царей возглавит войско. Военный набор проводила коллегия из 5 эфоров, созданная в Спарте в VI веке до н. э. для контроля за деятельностью царей.
В V веке до н. э. эфоры получили новую функцию — представители этой коллегии сопровождали царей в походе как наблюдатели. Они не вмешивались в их решения, но позже докладывали о них правительству, которое могло привлечь царя к суду. В 418 году до н. э. спартанцы приняли новый закон. Теперь царя или другого полководца в походе могла контролировать комиссия из уважаемых спартиатов, члены которой ограничивали самостоятельность его решений.
В Темные века и Архаическую эпоху цари, предположительно, были верховными судьями общины. Но в эпоху Классики судебные функции соправителей перешли к появившейся коллегии эфоров и древней герусии. Геродот перечисляет список вопросов, по которым цари принимали судебное решение. Цари выносили решение о судьбе девушки-сироты, оставшейся наследницей целого земельного клера. Правитель выбирал ей мужа. Один из царей присутствовал при усыновлении одного спартиата другим и давал своим присутствием законность этому акту.
Цари были связаны с аристократическим советом Спарты — герусией. В эту коллегию входило 30 спартиатов, достигших 60 лет из знатных семей. Геронты имели право созывать народное собрание и отменять его постановление. Цари Спарты были членами герусии, но не имели в ней преимуществ — каждый из них обладал одним голосом.
Единственная, оставшаяся нетронутой, функция царей — жреческая. Агиады и Еврипонтиды были верховными жрецами государственных культов Зевса Урания и Зевса Лакедемония. Ксенофонт передает слова законодателя Ликурга о том, что потомок богов должен совершать жертвоприношения верховному божеству от имени государства.
Раз в 9 лет эфоры гадали по звездному небу. Когда они замечали в определенной точке неба падающую звезду, то видели в этом знак недовольства богов царем. После этого спартанцы просили Дельфийский оракул вынести решение о судьбе царя.
Царь Леонид II был ненадолго свергнут с трона в результате этого обряда. На его место уговорили взойти его родственника и зятя Клеомброта II. Через год Леонид вернулся в Спарту, отстранил зятя от власти и отправил его в изгнание.
В статусе верховных жрецов цари совершали жертвоприношения. Перед выступлением в поход басилей приносил жертву Зевсу, на границе — Зевсу и Афине, перед битвой — Артемиде. Царь брал на себя толкование знамений, даже тех, которые считались однозначно неблагоприятными — землетрясения и затмения.
Как верховные жрецы цари отвечали за контакты Спарты с Дельфами. Они сами возглавляли священные посольства в Дельфы, а также хранили в своих резиденциях тексты ответов из храма. Для контактов с храмом в Архаическую эпоху цари учредили коллегию пифиев. Каждый царь выбирал двух своих приближенных, которые были его доверенными лицами при общении с дельфийскими жрецами. Кроме царей только пифии имели право доступа к текстам пророчеств.
Цари жертвовали Дельфам долю в завоеванных богатствах. В обмен жречество поддерживало царей во время их конфликтов с другими членами спартанского полиса или поддерживало одного из царей во время конфликта с соправителем.
Как обычные спартиаты цари владели земельными клерами в Лаконии. Одновременно им принадлежали земельные участки в городах периэков, называвшиеся теменами (священными участками). Общины периэков платили в пользу Агиадов и Еврипонтидов «царский налог». Цари получали десятую часть военной добычи и натуральный налог в дополнение к денежному. Например, поросенка от каждого приплода свиньи.
Наследники царских родов освобождались от обязательного для детей спартиатов спартанского воспитания (агогэ). Но младшие сыновья царей, похоже, проходили через агогэ наравне со всеми. Биограф Плутарх подчеркивал, что царь Агесилай II прошел через обязательную систему воспитания, потому что был младшим сыном царя Архидама II.
Оригинальной привилегией царей было то, что они имели право обедать дома, а не на сисситиях (совместных трапезах спартиатов), а также получать двойную порцию. Эфоры не имели права сидеть в присутствии басилеев.
Простота похорон простых спартиатов была контрастом для пышных похорон царей. Умершие правители удостаивались почестей как герои-полубоги. На десять дней в Лаконике объявлялся траур, и прерывались все общественные дела. Гонцы разносили весть о смерти правителя по всему государству. Женщины ходили вокруг Спарты и били в котлы. На похороны Агиада или Еврипонтида приходили кроме спартиатов представители периэков и илотов. Они должны были колотить себя в лоб, плакать и говорить, что покинувший их правитель был лучшим из спартанских царей.
Сограждане позволяли себе противостоять мнению правителей и даже привлекать проштрафившихся басилеев к суду.
Почему в древней Спарте правили два царя?
Истоки спартанской диархии уходят в глубокую древность — можно уверенно сказать, что в VIII веке до н. э. в полисе уже было две династии. Спартанская диархия не уникальна — два царских рода были долгое время в малоазийском полисе Скепсисе, в поэмах Гомера есть общины, управляемые несколькими басилеями. Такая система могла сложиться, если несколько общин со своими вождями объединялись в один полис.
Есть несколько теорий происхождения двоевластия. Сами спартанцы хранили предание, что у дорийского царя Аристодема (пра-пра-правнука Геракла) родились два близнеца Еврисфен и Прокл. Вскоре после этого царь погиб в бою, и его подданные запросили Дельфийский оракул, кого выбрать царем. Ответ был — обоих. Сыновья близнецов Агис и Еврипонт дали имена династиям.
Современные ученые выдвинули несколько теорий появления диархии. Согласно одной из них — двоевластие появилось, как компромисс завоевателей-дорийцев с автохтонами-ахейцами. Подтверждением этого считают описанный Геродотом эпизод с басилеем из правящего рода Агиадов Клеоменом I, который назвал себя ахейцем, а не дорийцем.
Согласно другой теории, диархия появилась, как результат объединения в один полис двух дорийских общин в эпоху заселения Лакедемона. В поддержку этого можно привести тот факт, что цари жили в разных обах (деревнях) Спарты. Еще одна теория предполагает, что вторая династия появилась позже, как результат компромисса династии Агиадов с недовольной аристократией. Согласно этой теории, первые Еврипонтиды были представителями оппозиционной знати.
Из истории Спарты: власть и функции царей
Агиады и Еврипонтиды были сакральными фигурами в спартанском государстве, но и их «светская» власть была ограниченной. Вся история диархии в VIII-V веках до н. э. — это история ограничения власти царствующих родов.
В эпоху Архаики (VIII-VI вв. до н. э.) цари обладали неограниченной военной властью. Они по своему усмотрению объявляли созыв войска и выступали в поход на врага. В военном лагере власть правителей была неограниченной.
В Архаическую эпоху цари из обоих домов вместе вели войска в поход. Ссоры между ними плохо сказывались на дисциплине и боевом духе. В 506 году до н. э. ссора между царями-полководцами Клеоменом и Демаратам привела к неудаче похода на Афины. После этого спартанцы приняли закон, согласно которому в только один басилей вел войско в поход, а второй обязан был остаться дома.
В Классическую эпоху военная власть царя уменьшается. Решение о начале войны стало принимать народное собрание Спарты, члены которого также выбирали, кто из царей возглавит войско. Военный набор проводила коллегия из 5 эфоров, созданная в Спарте в VI веке до н. э. для контроля за деятельностью царей.
В V веке до н. э. эфоры получили новую функцию — представители этой коллегии сопровождали царей в походе как наблюдатели. Они не вмешивались в их решения, но позже докладывали о них правительству, которое могло привлечь царя к суду. В 418 году до н. э. спартанцы приняли новый закон. Теперь царя или другого полководца в походе могла контролировать комиссия из уважаемых спартиатов, члены которой ограничивали самостоятельность его решений.
В Темные века и Архаическую эпоху цари, предположительно, были верховными судьями общины. Но в эпоху Классики судебные функции соправителей перешли к появившейся коллегии эфоров и древней герусии. Геродот перечисляет список вопросов, по которым цари принимали судебное решение. Цари выносили решение о судьбе девушки-сироты, оставшейся наследницей целого земельного клера. Правитель выбирал ей мужа. Один из царей присутствовал при усыновлении одного спартиата другим и давал своим присутствием законность этому акту.
Цари были связаны с аристократическим советом Спарты — герусией. В эту коллегию входило 30 спартиатов, достигших 60 лет из знатных семей. Геронты имели право созывать народное собрание и отменять его постановление. Цари Спарты были членами герусии, но не имели в ней преимуществ — каждый из них обладал одним голосом.
Единственная, оставшаяся нетронутой, функция царей — жреческая. Агиады и Еврипонтиды были верховными жрецами государственных культов Зевса Урания и Зевса Лакедемония. Ксенофонт передает слова законодателя Ликурга о том, что потомок богов должен совершать жертвоприношения верховному божеству от имени государства.
Раз в 9 лет эфоры гадали по звездному небу. Когда они замечали в определенной точке неба падающую звезду, то видели в этом знак недовольства богов царем. После этого спартанцы просили Дельфийский оракул вынести решение о судьбе царя.
Царь Леонид II был ненадолго свергнут с трона в результате этого обряда. На его место уговорили взойти его родственника и зятя Клеомброта II. Через год Леонид вернулся в Спарту, отстранил зятя от власти и отправил его в изгнание.
В статусе верховных жрецов цари совершали жертвоприношения. Перед выступлением в поход басилей приносил жертву Зевсу, на границе — Зевсу и Афине, перед битвой — Артемиде. Царь брал на себя толкование знамений, даже тех, которые считались однозначно неблагоприятными — землетрясения и затмения.
Как верховные жрецы цари отвечали за контакты Спарты с Дельфами. Они сами возглавляли священные посольства в Дельфы, а также хранили в своих резиденциях тексты ответов из храма. Для контактов с храмом в Архаическую эпоху цари учредили коллегию пифиев. Каждый царь выбирал двух своих приближенных, которые были его доверенными лицами при общении с дельфийскими жрецами. Кроме царей только пифии имели право доступа к текстам пророчеств.
Цари жертвовали Дельфам долю в завоеванных богатствах. В обмен жречество поддерживало царей во время их конфликтов с другими членами спартанского полиса или поддерживало одного из царей во время конфликта с соправителем.
Как обычные спартиаты цари владели земельными клерами в Лаконии. Одновременно им принадлежали земельные участки в городах периэков, называвшиеся теменами (священными участками). Общины периэков платили в пользу Агиадов и Еврипонтидов «царский налог». Цари получали десятую часть военной добычи и натуральный налог в дополнение к денежному. Например, поросенка от каждого приплода свиньи.
Наследники царских родов освобождались от обязательного для детей спартиатов спартанского воспитания (агогэ). Но младшие сыновья царей, похоже, проходили через агогэ наравне со всеми. Биограф Плутарх подчеркивал, что царь Агесилай II прошел через обязательную систему воспитания, потому что был младшим сыном царя Архидама II.
Оригинальной привилегией царей было то, что они имели право обедать дома, а не на сисситиях (совместных трапезах спартиатов), а также получать двойную порцию. Эфоры не имели права сидеть в присутствии басилеев.
Простота похорон простых спартиатов была контрастом для пышных похорон царей. Умершие правители удостаивались почестей как герои-полубоги. На десять дней в Лаконике объявлялся траур, и прерывались все общественные дела. Гонцы разносили весть о смерти правителя по всему государству. Женщины ходили вокруг Спарты и били в котлы. На похороны Агиада или Еврипонтида приходили кроме спартиатов представители периэков и илотов. Они должны были колотить себя в лоб, плакать и говорить, что покинувший их правитель был лучшим из спартанских царей.
Взято: Тут
10