Klimyaschka
«Пытаться изменить себя — глупая затея» ( 4 фото )
Нам твердят о том, как важно целенаправленно меняться: улучшать, совершенствовать, переделывать себя. С этим не согласен писатель Марк Мэнсон, известный провокационными текстами. Он утверждает, что себя изменить невозможно, а вот что стоит менять, так это свое поведение.
Вы не можете изменить себя, так что бросьте эту затею. Я понимаю, это не то, что твердят вам на всяких семинарах по саморазвитию. Так пошлите их куда подальше, они ошибаются. Вы не можете измениться. Представьте, как измученный жаждой человек в пустыне видит мираж или как худеющий толстяк сверлит взором пустой холодильник. А на самом деле там ничего нет. Та же история с вашими попытками измениться, так что прекратите эту гонку. Лучше вместо этого займитесь чем-то полезным.
Почему нельзя изменить себя? Потому что вся идея изменения — придуманный конструкт. Вы просто сочинили это, чтобы почувствовать себя хорошим (или плохим). Вчера я не написал статью. А сегодня написал. Я изменился? Ответы «да» и «нет» будут одинаково правильны — все зависит от того, как вы понимаете, что такое перемены.
Граница между «да» и «нет» — это всего лишь воображаемая линия в вашей голове. Например, я могу решить, что для меня «измениться» — значит заработать миллион долларов. И тогда всю оставшуюся жизнь я буду ненавидеть и упрекать себя за неспособность «измениться». Так что это довольно сомнительное определение. Или я могу решить, что для меня «измениться» означает больше не добавлять кетчуп к картошке-фри. Нет ничего легче, чем так измениться. Но есть ли смысл в таком определении? Ровно никакого.
Что значит измениться?
Когда человек ноет и клятвенно заверяет психотерапевта или бывшую жену, что уж теперь он точно изменится, эти слова лишь химера, рожденная его воображением. Раньше он врал, теперь не врет, значит ли это, что он изменился? Что эти перемены окончательны и бесповоротны? Что никогда больше он ни в чем не солжет? А даже если не солжет, то действительно ли это важно? Расскажите-ка это миллионам разъяренных бывших жен.
Человека, способного заниматься спортом, не существует. Существуют просто люди, который ходят в спортзал
Мы не знаем, что значит измениться, потому что мы не знаем, кто мы есть. Если я завтра проснусь и начну делать все наоборот по сравнению с тем, что я делал всегда, стану ли я другой личностью? Или я останусь тем же самым человеком, который решил действовать по-другому? В чем загвоздка с этим словом? Оно затрагивает вашу идентичность. А это совершенно умозрительная вещь. Одно дело, если вы говорите: «Я хочу начать раз в неделю ходить в спортзал», и совсем другое — если вы скажете: «Пора мне стать человеком, который каждую неделю ходит в спортзал».
С первым намерением нет никаких сложностей. Вы хотите ходить в спортзал. И вы начинаете туда ходить (или не начинаете). А вот второе намерение означает, что для регулярного посещения спортзала вам нужно полностью пересоздать себя. Если это у вас получится (спойлер: не получится), вы испытаете блаженное ощущение, что стали новой личностью, — и это продлится ровно до тех пор, пока вы не почувствуете себя паршиво и не захотите «измениться» снова. Ну, а если не получится с самого начала, вы станете беспощадно критиковать себя за чудовищную лень.
С идентичностью всегда такая история. Когда/если вам что-то не удается, вы начинаете думать: «Может, я обманываюсь на свой счет. Может, я не тот человек, который способен заниматься спортом. Тогда зачем вообще пробовать?» Поскольку вам кажется, что это связано с самой сутью вашей личности, вы начинаете ненавидеть себя. И ваша мотивация к «изменениям» будет еще меньше, чем прежде.
Подсказка: на самом деле человека, способного заниматься спортом, не существует. Существуют просто люди, который ходят в спортзал. Точно так же не существует продуктивных людей. Существуют люди, которые достаточно часто что-то продуктивно делают. И так далее.
Это не всегда про вас (только иногда)
В книге «Тонкое искусство пофигизма» я пишу о том, как важно свести свою идентификацию к минимуму. Потому что если мы считаем, что определенное поведение или события в нашей жизни свидетельствуют о нашей ценности как личности, мы обречены на эмоциональную турбулентность. И в этом состоянии ведем себя по-идиотски.
Лучше взгляните на свою жизнь как на цепь решений и поступков. У большинства людей они не оптимальны. И на самом деле, когда мы говорим, что хотим измениться, мы имеем в виду, что хотели бы сделать свои поступки и действия несколько более оптимальными.
Много лет я ненавидел утреннее время и вставал поздно. Из-за этого у меня возникало много проблем. Я все делал с некоторым опозданием, и в итоге мне приходилось засиживаться за работой по ночам. Соответственно, я плохо высыпался, это приводило к стрессам, из-за стресса я успевал сделать еще меньше и ложился все позже. Короче, к концу рабочей недели я разваливался на куски. А в выходные пытался расслабиться с помощью алкоголя и тусовок, из-за чего на следующую неделю чувствовал себя еще хуже.
Тем не менее как-то я умудрился сделать карьеру. Не спрашивайте как (ответ: с помощью гектолитров кофе). Но вместо того чтобы признать, что я кое-что делал хорошо, несмотря на свои дурные привычки, я рассматривал их как часть своей идентичности. Я говорил: «Да, вот такой я мерзавец. Вставать рано, высыпаться — это не мое. Все это чушь. Я способен работать ночи напролет!»
Просто спросите себя: «Хорошо ли будет так делать?» Да? Тогда делайте это
На самом деле это все сходит с рук, когда вам 22. А в 32 уже нет. Когда мне перевалило за 30, вместо того, чтобы признать, что у меня ужасные привычки, я говорил себе: «Ну что поделать, я не жаворонок». Даже если иногда я пытался встать рано или съесть с утра что-то полезное на завтрак, это было так мучительно, что я тут же начинал думать: «Ну вот видишь? Вся эта утренняя фигня не для тебя».
Я обманывал себя. Мне пришлось понять, что просыпаться рано и упорядочить начало дня — это самый здоровый и продуктивный способ жить свою жизнь. И я сделал это. Я забил на свою якобы идентичность и просто начал делать это, потому что это хорошо. Теперь я встаю рано, медитирую, а потом стараюсь сочинить столько текста, на сколько хватает сил.
Сделало ли это меня «жаворонком»? «Продуктивным человеком»? Кто знает? И кого это волнует? Меня точно нет. Поэтому я и смог это сделать. Разделяйте свое «Я» и свои решения. Решения, с большой степенью вероятности, это не про ваше «Я». Просто спросите себя: «Хорошо ли будет так делать?» Да? Тогда делайте это. А что, если у вас не получилось? Спросите себя: вы по-прежнему думаете, что это хорошо? Тогда пробуйте снова. А если вы осознали, что ничего особо хорошего в этом нет, не пробуйте. Конец истории.
Меняйте поведение, а не себя
Проблема с нездоровыми привычками в том, что мы эмоционально залипли в них. Курильщики не просто курят сигареты. Они строят на курении свою идентичность. Оно влияет на их социальную жизнь, пищевые пристрастия, распорядок сна, на то, как эти люди смотрят на себя и на других.
В глазах домочадцев и друзей они предстают как курильщики. У них складываются отношения с сигаретами, подобно тому, как у меня и у вас складываются отношения с домашними животными. Когда они решают завязать с курением, они фактически пытаются изменить идентичность — все отношения, привычки, обязательства, которые сложились за все годы, когда они курили. Ничего удивительного, что они терпят поражение.
Самый быстрый способ изменить себя — осознать, что нет никакого «Я», которое нужно менять
Главный секрет отказа от курения (и изменения любой другой привычки) состоит в осознании того, что никакой вашей идентичности на самом деле не существует. Это вымысел. Ее можно укреплять или отбросить по вашему желанию. Вы не курильщик. Вы человек, который выбрал курение. Вы не «сова». Вы человек, который выбрал бодрствовать ночью и спать все утро. Вы не малоэффективный человек. Вы человек, который в данный момент выбрал неэффективные действия.
Чтобы изменить эти привычки, нужно всего лишь изменить эти привычки. Делать один шаг за один раз. Ваша идентичность — мираж в пустыне, бутылка кетчупа в пустом холодильнике. И самый быстрый способ изменить себя — осознать, что нет никакого «Я», которое нужно менять.
Об авторе
Марк Мэнсон — американский писатель, блогер, предприниматель. Автор книги «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо» (Альпина Паблишер).
Вы не можете изменить себя, так что бросьте эту затею. Я понимаю, это не то, что твердят вам на всяких семинарах по саморазвитию. Так пошлите их куда подальше, они ошибаются. Вы не можете измениться. Представьте, как измученный жаждой человек в пустыне видит мираж или как худеющий толстяк сверлит взором пустой холодильник. А на самом деле там ничего нет. Та же история с вашими попытками измениться, так что прекратите эту гонку. Лучше вместо этого займитесь чем-то полезным.
Почему нельзя изменить себя? Потому что вся идея изменения — придуманный конструкт. Вы просто сочинили это, чтобы почувствовать себя хорошим (или плохим). Вчера я не написал статью. А сегодня написал. Я изменился? Ответы «да» и «нет» будут одинаково правильны — все зависит от того, как вы понимаете, что такое перемены.
Граница между «да» и «нет» — это всего лишь воображаемая линия в вашей голове. Например, я могу решить, что для меня «измениться» — значит заработать миллион долларов. И тогда всю оставшуюся жизнь я буду ненавидеть и упрекать себя за неспособность «измениться». Так что это довольно сомнительное определение. Или я могу решить, что для меня «измениться» означает больше не добавлять кетчуп к картошке-фри. Нет ничего легче, чем так измениться. Но есть ли смысл в таком определении? Ровно никакого.
Что значит измениться?
Когда человек ноет и клятвенно заверяет психотерапевта или бывшую жену, что уж теперь он точно изменится, эти слова лишь химера, рожденная его воображением. Раньше он врал, теперь не врет, значит ли это, что он изменился? Что эти перемены окончательны и бесповоротны? Что никогда больше он ни в чем не солжет? А даже если не солжет, то действительно ли это важно? Расскажите-ка это миллионам разъяренных бывших жен.
Человека, способного заниматься спортом, не существует. Существуют просто люди, который ходят в спортзал
Мы не знаем, что значит измениться, потому что мы не знаем, кто мы есть. Если я завтра проснусь и начну делать все наоборот по сравнению с тем, что я делал всегда, стану ли я другой личностью? Или я останусь тем же самым человеком, который решил действовать по-другому? В чем загвоздка с этим словом? Оно затрагивает вашу идентичность. А это совершенно умозрительная вещь. Одно дело, если вы говорите: «Я хочу начать раз в неделю ходить в спортзал», и совсем другое — если вы скажете: «Пора мне стать человеком, который каждую неделю ходит в спортзал».
С первым намерением нет никаких сложностей. Вы хотите ходить в спортзал. И вы начинаете туда ходить (или не начинаете). А вот второе намерение означает, что для регулярного посещения спортзала вам нужно полностью пересоздать себя. Если это у вас получится (спойлер: не получится), вы испытаете блаженное ощущение, что стали новой личностью, — и это продлится ровно до тех пор, пока вы не почувствуете себя паршиво и не захотите «измениться» снова. Ну, а если не получится с самого начала, вы станете беспощадно критиковать себя за чудовищную лень.
С идентичностью всегда такая история. Когда/если вам что-то не удается, вы начинаете думать: «Может, я обманываюсь на свой счет. Может, я не тот человек, который способен заниматься спортом. Тогда зачем вообще пробовать?» Поскольку вам кажется, что это связано с самой сутью вашей личности, вы начинаете ненавидеть себя. И ваша мотивация к «изменениям» будет еще меньше, чем прежде.
Подсказка: на самом деле человека, способного заниматься спортом, не существует. Существуют просто люди, который ходят в спортзал. Точно так же не существует продуктивных людей. Существуют люди, которые достаточно часто что-то продуктивно делают. И так далее.
Это не всегда про вас (только иногда)
В книге «Тонкое искусство пофигизма» я пишу о том, как важно свести свою идентификацию к минимуму. Потому что если мы считаем, что определенное поведение или события в нашей жизни свидетельствуют о нашей ценности как личности, мы обречены на эмоциональную турбулентность. И в этом состоянии ведем себя по-идиотски.
Лучше взгляните на свою жизнь как на цепь решений и поступков. У большинства людей они не оптимальны. И на самом деле, когда мы говорим, что хотим измениться, мы имеем в виду, что хотели бы сделать свои поступки и действия несколько более оптимальными.
Много лет я ненавидел утреннее время и вставал поздно. Из-за этого у меня возникало много проблем. Я все делал с некоторым опозданием, и в итоге мне приходилось засиживаться за работой по ночам. Соответственно, я плохо высыпался, это приводило к стрессам, из-за стресса я успевал сделать еще меньше и ложился все позже. Короче, к концу рабочей недели я разваливался на куски. А в выходные пытался расслабиться с помощью алкоголя и тусовок, из-за чего на следующую неделю чувствовал себя еще хуже.
Тем не менее как-то я умудрился сделать карьеру. Не спрашивайте как (ответ: с помощью гектолитров кофе). Но вместо того чтобы признать, что я кое-что делал хорошо, несмотря на свои дурные привычки, я рассматривал их как часть своей идентичности. Я говорил: «Да, вот такой я мерзавец. Вставать рано, высыпаться — это не мое. Все это чушь. Я способен работать ночи напролет!»
Просто спросите себя: «Хорошо ли будет так делать?» Да? Тогда делайте это
На самом деле это все сходит с рук, когда вам 22. А в 32 уже нет. Когда мне перевалило за 30, вместо того, чтобы признать, что у меня ужасные привычки, я говорил себе: «Ну что поделать, я не жаворонок». Даже если иногда я пытался встать рано или съесть с утра что-то полезное на завтрак, это было так мучительно, что я тут же начинал думать: «Ну вот видишь? Вся эта утренняя фигня не для тебя».
Я обманывал себя. Мне пришлось понять, что просыпаться рано и упорядочить начало дня — это самый здоровый и продуктивный способ жить свою жизнь. И я сделал это. Я забил на свою якобы идентичность и просто начал делать это, потому что это хорошо. Теперь я встаю рано, медитирую, а потом стараюсь сочинить столько текста, на сколько хватает сил.
Сделало ли это меня «жаворонком»? «Продуктивным человеком»? Кто знает? И кого это волнует? Меня точно нет. Поэтому я и смог это сделать. Разделяйте свое «Я» и свои решения. Решения, с большой степенью вероятности, это не про ваше «Я». Просто спросите себя: «Хорошо ли будет так делать?» Да? Тогда делайте это. А что, если у вас не получилось? Спросите себя: вы по-прежнему думаете, что это хорошо? Тогда пробуйте снова. А если вы осознали, что ничего особо хорошего в этом нет, не пробуйте. Конец истории.
Меняйте поведение, а не себя
Проблема с нездоровыми привычками в том, что мы эмоционально залипли в них. Курильщики не просто курят сигареты. Они строят на курении свою идентичность. Оно влияет на их социальную жизнь, пищевые пристрастия, распорядок сна, на то, как эти люди смотрят на себя и на других.
В глазах домочадцев и друзей они предстают как курильщики. У них складываются отношения с сигаретами, подобно тому, как у меня и у вас складываются отношения с домашними животными. Когда они решают завязать с курением, они фактически пытаются изменить идентичность — все отношения, привычки, обязательства, которые сложились за все годы, когда они курили. Ничего удивительного, что они терпят поражение.
Самый быстрый способ изменить себя — осознать, что нет никакого «Я», которое нужно менять
Главный секрет отказа от курения (и изменения любой другой привычки) состоит в осознании того, что никакой вашей идентичности на самом деле не существует. Это вымысел. Ее можно укреплять или отбросить по вашему желанию. Вы не курильщик. Вы человек, который выбрал курение. Вы не «сова». Вы человек, который выбрал бодрствовать ночью и спать все утро. Вы не малоэффективный человек. Вы человек, который в данный момент выбрал неэффективные действия.
Чтобы изменить эти привычки, нужно всего лишь изменить эти привычки. Делать один шаг за один раз. Ваша идентичность — мираж в пустыне, бутылка кетчупа в пустом холодильнике. И самый быстрый способ изменить себя — осознать, что нет никакого «Я», которое нужно менять.
Об авторе
Марк Мэнсон — американский писатель, блогер, предприниматель. Автор книги «Тонкое искусство пофигизма. Парадоксальный способ жить счастливо» (Альпина Паблишер).
Взято: Тут
1