JaisonX
Талабские острова (Часть-2) ( 46 фото )
Во второй части я расскажу про остров Верхний (Белов). Остров Верхний находится в паре километров от острова Талабск. Постоянное население этого острова составляет всего 20 человек, но тут имеются и дачные участки.
Наш путь пролегал мимо острова Талабенец. Остров этот необитаемый, кроме пары вышек там ни чего нет и высаживаться на него смысла разумеется тоже нет.
Общая площадь островов составляет всего 1,54 км²
Вот мы и добрались до острова Верхний. К сожалению тут нас встречает та же удручающая картина, что и на острове Талабск.
Вид с пристани на острова Талабск и Талабенец.
Магазин на острове разумеется не работает...
Здание бывшего консервного цеха.
В Советские годы на Псковском озере очень активно вылавливали рыбку снеток. В результате популяция этой рыбы в озере была практически истреблена. На сегодняшний день популяция медленно восстанавливается.
Храм Петра и Павла
Когда и кем был первоначально построенный храм неизвестно. Но в 1703 году он был сожжен и разорён шведами. В 1710 году вновь построен иеромонахом Псково-Печерского монастыря Илларионом и освящен 6 октября того же года архимандритом того же монастыря Феодосием. Сколько было потрачено средств на его постройку неизвестно. В 1862 году к нему пристроен притвор и колокольня на сумму 1800 рублей серебром на средства прихожан этой церкви. В 1901 году к северной стороне церкви начата пристройка придела в честь преподобного Досифея (псковского чудотворца). В 1906 году строительство придела было закончено и 30 января того же года освящен.
На острове много заброшенных яблочных садов.
Единственный автомобиль на острове
На этом наша клубная прогулка по островам подошла к концу. Остаётся лишь кинуть последний взгляд на них.
Река Толба
Все три острова образовались 10-12 тысяч лет назад. С давних времен их населяли люди, ведущие особый уклад жизни и занимающиеся рыбным промыслом. Талабский народ почти всегда был обеспечен – помогали богатое рыбой озеро и четкая организация жизни. Острова издревле считались одним из центров православной веры. Исследователи утверждают, что острова были заселены уже в XI веке.
У местных жителей существует предание о неком первопоселенце на островах, человеке из племени Чудь - Тала, именем которого и названы острова. Есть и другая версия - некоторые ученые выводят слово Талабск из финно-угорского «тало», что означает «дом, строение». Наконец, нельзя не обратить внимание на удивительную схожесть названия Талабских островов с именем впадающей напротив них речки Толбы, однако ни одна из приведенных выше теорий эту схожесть не объясняет.
Населяли острова в те далекие времена рыбаки, купцы, ремесленники и воины. Последние называли себя гарами – от слова «горазд» (силен, могуч), причем вполне заслуженно. Воином становился только мужчина, способный управляться с мечом Таловы, вес которого мог достигать восьми килограммов. На оружие и снасти деньги добывали купцы, продавая рыбу с причалов и собирая пошлину с проходящих мимо судов под защитой воинов.
Расположенные у северо-западных границ Российского государства, острова не раз страдали от неспокойных соседей, покушавшихся на русские земли. Здесь в 1581 году укрывались псковские крестьяне со своим имуществом во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда же Иван Грозный послал на острова стрельцов, чтобы попытаться войти на ладьях в осажденный поляками Псков. Талабские острова стали важным стратегическим плацдармом, так как Стефан Баторий, не имея ни кораблей, ни лодок, не мог напасть на острова и выбить оттуда стрельцов. Зимой же, когда озеро замерзло, путь на остров оказался открыт. Добравшись до островов, воины польского короля людей, здесь не нашли, только домашний скот, рыболовные снасти да около 200 лодок: русские успели перебраться по льду в Гдов.
Талабчане внесли огромный вклад в сдерживание натиска войск Стефана Батория на Псков в 1581-82 годы, участвуя в снабжении продовольствием осаждённых псковичей. Согласно летописи гары ценой своей жизни не допустили Стефана Батория до Печорского монастыря. Считается, что в знак благодарности за самоотверженность Иван Грозный разрешил островитянам свободно торговать со своих причалов: такое экономическое преимущество сохранялось до конца XVIII века. Тогда численность населения островов составляла порядка 3000 жителей. Талабчане занимались, в основном, рыбной ловлей. Пойманную рыбу отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Знаменитый талабский снеток сушили в специальных печах, которых насчитывалось свыше 100. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло островитянам жить безбедно.
12 марта 1821 года Талабские острова от императора Александра I получили новый статус безуездного города и наименование Александровский посад. Тогда же в Талабске появилась ратуша, которая функционировала вплоть до 1875 года. На двух островах (Талабск и Верхний) открылись земские школы.
Для установления советской власти на островах большевистским правительством были посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими способами они пытались подчинить вольнолюбивый рыбачий люд Советам, только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в имени Залита, а Верхний – в Имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя. Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их именами, то новонавязанными.
Немцы, захватившие в феврале 1918 года Псков, напали и на Талабские острова, отправив по льду на остров немногочисленный конный отряд, но вскоре вооруженные рыбаки изгнали противника «за 5-10 минут». О захвате Талабских островов сообщала центральная печать Советской России 26 октября 1918 года: «Талабские острова были заняты белогвардейцами, среди которых много германских офицеров. Приехали они на пароходах „Елизария“ и „Псков“. Захваченный ими в Талабске бывший председатель Псковского уездного Совдепа Залит утоплен в озере. Члены исполкома заключены в тюрьму. Проводится насильственная мобилизация от 18 до 45 лет… Получено воззвание Рижского бюро по набору добровольцев в Северную армию. Определенно указывается в воззвании, что германское правительство помогает белым людьми, оружием, снаряжением и деньгами. Воззвание подписано генералом Никифоровым. В Пскове возобновила деятельность царская охрана, работающая в контакте с немцами».
Во время Гражданской войны из жителей островов был сформирован целый полк численностью в 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в состав северо-западной армии генерала Юденича. Зимой 1919-20 годов Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух сторон: с правого берега – красными частями, а с левого – своими бывшими союзниками эстонцами. До самой весны 1920 года тела талабцев находили вмерзшими в лед реки Нарвы.
Во время Великой Отечественной войны на островах был оккупационный режим длительностью в 2 года. Активно работало подполье и налаживалась связь с партизанами. В 1943 году около 200 мужчин и парней ушли в партизанский отряды, которые базировались на материке, а 5 ноября 1943 года оставшихся на острове жителей фашисты погрузили на баржи и увезли в захваченные страны на принудительные работы, а все три острова облили керосином и подожгли. «Острова пылали, как три факела. С лодок доносился нечеловеческий стон и плач», - рассказывает местная жительница. Население до войны было 4050 человек, угнано в Германию – 3051. После войны талабчане возвращались на острова. Пустые, безжизненные, заросшие лебедой в человеческий рост. Все сгорело, сохранились лишь каменные постройки. Но местные не отчаивались, жили в храме и землянках, и начинали общими силами восстанавливать острова. Деревья приходилось сплавлять с материка по реке Толбе, а затем и по озеру, зимой же возили лес на санях. Времена тяжелые, но жители острова справились благодаря своему стойкому характеру и трудолюбию.
В Советские времена на островах был организован колхоз имени Залита, жизнь наладилась: колхоз ежегодно продавал государству свыше 2000 тонн рыбы, закупались новые орудия лова, новый флот. На острове были медпункт, школа, библиотека, Дом культуры, музей, приемный пункт рыбы, магазины, активно развивалась самодеятельность. Но во времена «Перестройки» и в начале 90-х все пришло в упадок и колхоз обанкротился. Сегодня оставшиеся местные жители также занимаются рыболовством, но многие уехали в город. Те, кто остались жить на островах, хранят обычаи, уклад жизни и невероятную любовь к родному краю. Несмотря на упадок заброшенных домов тут практически нет, по псковским меркам недвижимость здесь дорогая, но все дома скуплены. В сезон в это тихое и умиротворённое место приезжают представители различных творческих профессий. В 2000 году на Талабских островах проживало 326 жителей, но уже в 2013 году численность местного населения сократилась до 179 человек.
Наш путь пролегал мимо острова Талабенец. Остров этот необитаемый, кроме пары вышек там ни чего нет и высаживаться на него смысла разумеется тоже нет.
Общая площадь островов составляет всего 1,54 км²
Вот мы и добрались до острова Верхний. К сожалению тут нас встречает та же удручающая картина, что и на острове Талабск.
Вид с пристани на острова Талабск и Талабенец.
Магазин на острове разумеется не работает...
Здание бывшего консервного цеха.
В Советские годы на Псковском озере очень активно вылавливали рыбку снеток. В результате популяция этой рыбы в озере была практически истреблена. На сегодняшний день популяция медленно восстанавливается.
Храм Петра и Павла
Когда и кем был первоначально построенный храм неизвестно. Но в 1703 году он был сожжен и разорён шведами. В 1710 году вновь построен иеромонахом Псково-Печерского монастыря Илларионом и освящен 6 октября того же года архимандритом того же монастыря Феодосием. Сколько было потрачено средств на его постройку неизвестно. В 1862 году к нему пристроен притвор и колокольня на сумму 1800 рублей серебром на средства прихожан этой церкви. В 1901 году к северной стороне церкви начата пристройка придела в честь преподобного Досифея (псковского чудотворца). В 1906 году строительство придела было закончено и 30 января того же года освящен.
На острове много заброшенных яблочных садов.
Единственный автомобиль на острове
На этом наша клубная прогулка по островам подошла к концу. Остаётся лишь кинуть последний взгляд на них.
Река Толба
Все три острова образовались 10-12 тысяч лет назад. С давних времен их населяли люди, ведущие особый уклад жизни и занимающиеся рыбным промыслом. Талабский народ почти всегда был обеспечен – помогали богатое рыбой озеро и четкая организация жизни. Острова издревле считались одним из центров православной веры. Исследователи утверждают, что острова были заселены уже в XI веке.
У местных жителей существует предание о неком первопоселенце на островах, человеке из племени Чудь - Тала, именем которого и названы острова. Есть и другая версия - некоторые ученые выводят слово Талабск из финно-угорского «тало», что означает «дом, строение». Наконец, нельзя не обратить внимание на удивительную схожесть названия Талабских островов с именем впадающей напротив них речки Толбы, однако ни одна из приведенных выше теорий эту схожесть не объясняет.
Населяли острова в те далекие времена рыбаки, купцы, ремесленники и воины. Последние называли себя гарами – от слова «горазд» (силен, могуч), причем вполне заслуженно. Воином становился только мужчина, способный управляться с мечом Таловы, вес которого мог достигать восьми килограммов. На оружие и снасти деньги добывали купцы, продавая рыбу с причалов и собирая пошлину с проходящих мимо судов под защитой воинов.
Расположенные у северо-западных границ Российского государства, острова не раз страдали от неспокойных соседей, покушавшихся на русские земли. Здесь в 1581 году укрывались псковские крестьяне со своим имуществом во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Тогда же Иван Грозный послал на острова стрельцов, чтобы попытаться войти на ладьях в осажденный поляками Псков. Талабские острова стали важным стратегическим плацдармом, так как Стефан Баторий, не имея ни кораблей, ни лодок, не мог напасть на острова и выбить оттуда стрельцов. Зимой же, когда озеро замерзло, путь на остров оказался открыт. Добравшись до островов, воины польского короля людей, здесь не нашли, только домашний скот, рыболовные снасти да около 200 лодок: русские успели перебраться по льду в Гдов.
Талабчане внесли огромный вклад в сдерживание натиска войск Стефана Батория на Псков в 1581-82 годы, участвуя в снабжении продовольствием осаждённых псковичей. Согласно летописи гары ценой своей жизни не допустили Стефана Батория до Печорского монастыря. Считается, что в знак благодарности за самоотверженность Иван Грозный разрешил островитянам свободно торговать со своих причалов: такое экономическое преимущество сохранялось до конца XVIII века. Тогда численность населения островов составляла порядка 3000 жителей. Талабчане занимались, в основном, рыбной ловлей. Пойманную рыбу отправляли в Петербург, Москву, Ригу, Варшаву. Знаменитый талабский снеток сушили в специальных печах, которых насчитывалось свыше 100. Ежегодно продавали от 160 до 300 пудов рыбы, что позволяло островитянам жить безбедно.
12 марта 1821 года Талабские острова от императора Александра I получили новый статус безуездного города и наименование Александровский посад. Тогда же в Талабске появилась ратуша, которая функционировала вплоть до 1875 года. На двух островах (Талабск и Верхний) открылись земские школы.
Для установления советской власти на островах большевистским правительством были посланы два комиссара: товарищ Залит и товарищ Белов. Неизвестно, какими способами они пытались подчинить вольнолюбивый рыбачий люд Советам, только рыбаки утопили комиссаров в Псковском озере. Но власть все-таки укрепилась на островах и в назидание островитянам дала их островам имена погибших комиссаров: остров Талабск был переименован в имени Залита, а Верхний – в Имени Белова. Лишь крошечный и необитаемый Талабенец сохранил свое древнее имя. Новые имена, правда, не слишком привились, так что и жители, и официальные документы, и краеведческая литература называет острова то исконными их именами, то новонавязанными.
Немцы, захватившие в феврале 1918 года Псков, напали и на Талабские острова, отправив по льду на остров немногочисленный конный отряд, но вскоре вооруженные рыбаки изгнали противника «за 5-10 минут». О захвате Талабских островов сообщала центральная печать Советской России 26 октября 1918 года: «Талабские острова были заняты белогвардейцами, среди которых много германских офицеров. Приехали они на пароходах „Елизария“ и „Псков“. Захваченный ими в Талабске бывший председатель Псковского уездного Совдепа Залит утоплен в озере. Члены исполкома заключены в тюрьму. Проводится насильственная мобилизация от 18 до 45 лет… Получено воззвание Рижского бюро по набору добровольцев в Северную армию. Определенно указывается в воззвании, что германское правительство помогает белым людьми, оружием, снаряжением и деньгами. Воззвание подписано генералом Никифоровым. В Пскове возобновила деятельность царская охрана, работающая в контакте с немцами».
Во время Гражданской войны из жителей островов был сформирован целый полк численностью в 732 человека, который, по решению старейшин Талабска, вошел в состав северо-западной армии генерала Юденича. Зимой 1919-20 годов Северо-Западная армия с боями отступила к границам Эстонии, где на реке Нарве Талабский полк, прикрывая отход армии, был расстрелян одновременно с двух сторон: с правого берега – красными частями, а с левого – своими бывшими союзниками эстонцами. До самой весны 1920 года тела талабцев находили вмерзшими в лед реки Нарвы.
Во время Великой Отечественной войны на островах был оккупационный режим длительностью в 2 года. Активно работало подполье и налаживалась связь с партизанами. В 1943 году около 200 мужчин и парней ушли в партизанский отряды, которые базировались на материке, а 5 ноября 1943 года оставшихся на острове жителей фашисты погрузили на баржи и увезли в захваченные страны на принудительные работы, а все три острова облили керосином и подожгли. «Острова пылали, как три факела. С лодок доносился нечеловеческий стон и плач», - рассказывает местная жительница. Население до войны было 4050 человек, угнано в Германию – 3051. После войны талабчане возвращались на острова. Пустые, безжизненные, заросшие лебедой в человеческий рост. Все сгорело, сохранились лишь каменные постройки. Но местные не отчаивались, жили в храме и землянках, и начинали общими силами восстанавливать острова. Деревья приходилось сплавлять с материка по реке Толбе, а затем и по озеру, зимой же возили лес на санях. Времена тяжелые, но жители острова справились благодаря своему стойкому характеру и трудолюбию.
В Советские времена на островах был организован колхоз имени Залита, жизнь наладилась: колхоз ежегодно продавал государству свыше 2000 тонн рыбы, закупались новые орудия лова, новый флот. На острове были медпункт, школа, библиотека, Дом культуры, музей, приемный пункт рыбы, магазины, активно развивалась самодеятельность. Но во времена «Перестройки» и в начале 90-х все пришло в упадок и колхоз обанкротился. Сегодня оставшиеся местные жители также занимаются рыболовством, но многие уехали в город. Те, кто остались жить на островах, хранят обычаи, уклад жизни и невероятную любовь к родному краю. Несмотря на упадок заброшенных домов тут практически нет, по псковским меркам недвижимость здесь дорогая, но все дома скуплены. В сезон в это тихое и умиротворённое место приезжают представители различных творческих профессий. В 2000 году на Талабских островах проживало 326 жителей, но уже в 2013 году численность местного населения сократилась до 179 человек.
Взято: Тут
0