Как выступать публично ( 5 фото )
- 09.05.2018
- 848
Мудрая казахская поговорка гласит: «Слова рождаются из слов; если не говорить, то откуда они могут родиться». Со страхом выступления мы сталкиваемся еще в детском саду, когда нас просят прочитать стишок перед Дедом Морозом. Дай бог, если сочетание трех факторов — умные родители, трезвый Мороз и хорошие товарищи рядом — поможет прочитать «Елочку» без запинки и нервов.
Но часто бывает, что всё летит в тартарары, и уже к зрелому возрасту мы понимаем, что не можем толком связать и пару слов, когда речь заходит о презентации нового проекта на работе или знакомстве с девушкой в баре. То, что так красиво выглядело в интернете при общении, оборачивается несуразным мычанием в живом диалоге, а публичные выступления вызывают стресс, грозящий перерасти в панику. На Западе эту проблему уже давно решают самыми разными методиками и снимают про это кино.
А вот российский менталитет не привык «выносить сор из избы» — мы пытаемся сами решить свои проблемы, но когда речь заходит о таких фундаментальных вещах, как дикция, техника голоса и невербальные жесты — необходимо признать, что одному здесь справиться очень трудно. Поэтому, потея и стыдясь своей глупости, мы проконсультировались со специалистами и выяснили, что бояться нужно не выступлений, а того, что сказать попросту нечего. Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием».
«Я пью и я знаю вещи…». Тирион Ланнистер
Знаменитый герой «Игры Престолов» не обладал рыцарским ростом и привлекательной внешностью, но сумел повлиять на ход событий Вестероса как никто другой. В чем его преимущество? Почему его слушают? Потому что его речь внятна, логична и последовательна, а главное — он знает, что говорит. Можно выучить сколько угодно красивых фраз или написать их на бумажечке, но если ты не понимаешь сути предмета, первый же вопрос из аудитории поставит тебя в тупик. Мы, конечно, Европы не откроем данным замечанием, но чтение литературы действительно немало способствует внятной речи. Если ты не можешь сказать что-то перед аудиторией, первопричина может крыться в том, что сказать-то и нечего. К слову, это означает не зубрежку материала, а осознанное понимание темы. В фильме «Капитан Фантастик» отец семейства просит маленького сына рассказать про «билль о правах». Тот сразу начинает читать заученный текст, но отец быстро поправляет его и требует объяснить смысл документа не просто своими словами — нужно было показать, что он знает, какое воздействие оказал этот американский свод фундаментальных законов на граждан США, и как он сам к этому относится. Пятилетний малыш справился с задачей не запнувшись — делай выводы. Впрочем, нередко корень проблемы лежит не в незнании, а именно в страхе. Давай же разложим по полочкам его составляющие, ведь здесь заложено сразу несколько источников, влияющих на выступление. Страх сбиться и не суметь продолжить, страх толпы, страх конечного результата — всё это в совокупности может повлиять на тебя.
«Я не ведаю страха — всё во власти великой Силы». Чиррут Имве
Уверенность, с которой твердит эти слова герой грядущего фильма «Звездные войны. Изгой», вселяет то же чувство во всех его сотоварищей. Именно с уверенности начинается планомерная победа на публичном выступлении и прежде, чем приступать к шлифовке грамотности речи и чтению Достоевского, начни с глубинных качеств своей личности. Три составляющих, которым тебе следует научиться: спокойствие, рассудительность и внимательность. Не нужно быть сильной личностью, героем — достаточно суметь обуздать собственные чувства. Приемов для этого много (правильное дыхание, мысли о чем-то хорошем), но самое важное и решающее — знание. Только оно вселяет уверенность, что всё будет так или иначе.
Вот ты выступаешь перед коллегами, представляя отчет о новом проекте. Здесь много людей, которые внимательно слушают тебя. Тебе их бояться нечего — это всё взрослые люди, которые и сами прекрасно понимают, как непросто стоять у доски и объяснять что-то. Они не начнут кровавую вакханалию и не объявят тебе выговор, если ты запнешься и потратишь какое-то время на поиск нужного места в своей бумажке. Более того, ты сам можешь заблаговременно об этом позаботиться, сделав нужные пометки и закладки, сократив эти драгоценные секунды.
Многие боятся, что вопросы «из зала» поставят их в тупик, и в этом есть резон. Не всегда тема выступления нейтральна — иногда приходится отчитываться, тщательно скрывая недостатки или промахи в чем бы то ни было. Страх, что эти подводные камни всплывут наружу, и у тебя не хватит компетенции объяснить их значение, актуален чаще всего. Конечно, в каждой ситуации свои нюансы, и единого шаблона здесь нет, но и здесь знание спасет тебя. Помнишь такую поговорку: «велик не тот, кто победил, а тот, кто избежал битвы»? Так вот: выступление, после которого остается куча вопросов, — заведомо неудачное. Избегай вопросов, но не сиюминутными походами «извините, я ненадолго», а обстоятельным повествованием, которое максимально дистанцируется от возможных колкостей и недопониманий со стороны слушателей. Лучший экспромт — тот, который был отрепетирован неделю назад, так что бояться вопросов не нужно. Их просто не будет, если ты был готов к ним.
«Никто не видит этого, но для меня его лицо — это открытая книга». Озимандиас
Проблема голосовых интонаций и невербального общения с залом или конкретным собеседником лежит в совсем иной плоскости. Рассказывать о чем-то с каменным лицом и ровным голосом — разве это круто? Синдром «доктора Манхэттена» или «Кристен Стюарт» — вполне обыденная вещь в нашей жизни. Пусть актеры показывают эмоции, а тебе «Оскар» никто не даст за собственноручно смон тированную презентацию. Однако! Золотой статуэтки, конечно, не будет, а вот уважение и одобрительные кивки — вполне весомая награда, получить которую возможно и даже нужно. Живой человек вызывает живые эмоции — это аксиома, которую может сломать разве что великий комик Бастер Китон, без единой эмоции вызывающий приступы смеха. Суть в том, что твои голос и мимика — такие же инструменты, как и речь. Их нужно использовать умело и со знанием дела.
С помощью различных психологических и актерских приемов возможно удерживать внимание аудитории и отвечать на вопросы оппонента, по интонации распознавать его реакцию на те или иные ответы, вовремя изменять свою линию поведения или отношение к информации, чтобы быть с ними на одной волне. Умение за считанные секунды установить контакт с аудиторией, с собеседником, верно оценить их намерения, правильно истолковать скрытые побуждения говорящего, расшифровать язык жестов может стать путем к взаимопониманию, продвижению в карьере и преодолению конфликтов. И даже не смей говорить, что твой голос не годится для выступлений. Любого можно натренировать и выявить лучшие качества, главное — знать, как. В юморном фильме «In a World…» главная героиня, работающая закадровым голосом, постоянно тренируется, пародируя интонации и мимику других людей. Причем делает это настолько филигранно, что многие собеседники воспринимают это за чистую монету. Вообще, кино (хорошее, желательно номинированное на что-нибудь, плюс на оригинальном языке) — лучший источник вдохновения.
«Преодолеть страх. Отсечь лишнее. Отвергнуть всё, что не имеет подлинной ценности. И скользить». Рассказчик
Умение красиво и логично выражаться — всего лишь полдела. Все лучшее рождается в общении, конфликте. Именно на последнем зиждется существование человечества, именно в споре кроется зерно истины, вырастить которое можно лишь зная, как аргументировать свою точку зрения, и понимая, чего добивается оппонент. Как герой Эдварда Нортона будучи полусонным яппи проходит через буйную атмосферу «Бойцовского клуба», тренируя свои навыки, так и обычные люди, приходя на тренинги-поединки, закаляют свой характер и учатся побеждать в любом конфликтном споре. Это невероятно полезное занятие, прокачивающее не только колкость языка, но и внутреннюю душевную броню. Здесь нет времени и закладочек под рукой: победа зависит только от твоей подготовки, где 50% — психологическая стойкость, а 50% — интеллект.
Но часто бывает, что всё летит в тартарары, и уже к зрелому возрасту мы понимаем, что не можем толком связать и пару слов, когда речь заходит о презентации нового проекта на работе или знакомстве с девушкой в баре. То, что так красиво выглядело в интернете при общении, оборачивается несуразным мычанием в живом диалоге, а публичные выступления вызывают стресс, грозящий перерасти в панику. На Западе эту проблему уже давно решают самыми разными методиками и снимают про это кино.
А вот российский менталитет не привык «выносить сор из избы» — мы пытаемся сами решить свои проблемы, но когда речь заходит о таких фундаментальных вещах, как дикция, техника голоса и невербальные жесты — необходимо признать, что одному здесь справиться очень трудно. Поэтому, потея и стыдясь своей глупости, мы проконсультировались со специалистами и выяснили, что бояться нужно не выступлений, а того, что сказать попросту нечего. Древнеримский философ Марк Туллий Цицерон однажды сказал: «Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием».
«Я пью и я знаю вещи…». Тирион Ланнистер
Знаменитый герой «Игры Престолов» не обладал рыцарским ростом и привлекательной внешностью, но сумел повлиять на ход событий Вестероса как никто другой. В чем его преимущество? Почему его слушают? Потому что его речь внятна, логична и последовательна, а главное — он знает, что говорит. Можно выучить сколько угодно красивых фраз или написать их на бумажечке, но если ты не понимаешь сути предмета, первый же вопрос из аудитории поставит тебя в тупик. Мы, конечно, Европы не откроем данным замечанием, но чтение литературы действительно немало способствует внятной речи. Если ты не можешь сказать что-то перед аудиторией, первопричина может крыться в том, что сказать-то и нечего. К слову, это означает не зубрежку материала, а осознанное понимание темы. В фильме «Капитан Фантастик» отец семейства просит маленького сына рассказать про «билль о правах». Тот сразу начинает читать заученный текст, но отец быстро поправляет его и требует объяснить смысл документа не просто своими словами — нужно было показать, что он знает, какое воздействие оказал этот американский свод фундаментальных законов на граждан США, и как он сам к этому относится. Пятилетний малыш справился с задачей не запнувшись — делай выводы. Впрочем, нередко корень проблемы лежит не в незнании, а именно в страхе. Давай же разложим по полочкам его составляющие, ведь здесь заложено сразу несколько источников, влияющих на выступление. Страх сбиться и не суметь продолжить, страх толпы, страх конечного результата — всё это в совокупности может повлиять на тебя.
«Я не ведаю страха — всё во власти великой Силы». Чиррут Имве
Уверенность, с которой твердит эти слова герой грядущего фильма «Звездные войны. Изгой», вселяет то же чувство во всех его сотоварищей. Именно с уверенности начинается планомерная победа на публичном выступлении и прежде, чем приступать к шлифовке грамотности речи и чтению Достоевского, начни с глубинных качеств своей личности. Три составляющих, которым тебе следует научиться: спокойствие, рассудительность и внимательность. Не нужно быть сильной личностью, героем — достаточно суметь обуздать собственные чувства. Приемов для этого много (правильное дыхание, мысли о чем-то хорошем), но самое важное и решающее — знание. Только оно вселяет уверенность, что всё будет так или иначе.
Вот ты выступаешь перед коллегами, представляя отчет о новом проекте. Здесь много людей, которые внимательно слушают тебя. Тебе их бояться нечего — это всё взрослые люди, которые и сами прекрасно понимают, как непросто стоять у доски и объяснять что-то. Они не начнут кровавую вакханалию и не объявят тебе выговор, если ты запнешься и потратишь какое-то время на поиск нужного места в своей бумажке. Более того, ты сам можешь заблаговременно об этом позаботиться, сделав нужные пометки и закладки, сократив эти драгоценные секунды.
Многие боятся, что вопросы «из зала» поставят их в тупик, и в этом есть резон. Не всегда тема выступления нейтральна — иногда приходится отчитываться, тщательно скрывая недостатки или промахи в чем бы то ни было. Страх, что эти подводные камни всплывут наружу, и у тебя не хватит компетенции объяснить их значение, актуален чаще всего. Конечно, в каждой ситуации свои нюансы, и единого шаблона здесь нет, но и здесь знание спасет тебя. Помнишь такую поговорку: «велик не тот, кто победил, а тот, кто избежал битвы»? Так вот: выступление, после которого остается куча вопросов, — заведомо неудачное. Избегай вопросов, но не сиюминутными походами «извините, я ненадолго», а обстоятельным повествованием, которое максимально дистанцируется от возможных колкостей и недопониманий со стороны слушателей. Лучший экспромт — тот, который был отрепетирован неделю назад, так что бояться вопросов не нужно. Их просто не будет, если ты был готов к ним.
«Никто не видит этого, но для меня его лицо — это открытая книга». Озимандиас
Проблема голосовых интонаций и невербального общения с залом или конкретным собеседником лежит в совсем иной плоскости. Рассказывать о чем-то с каменным лицом и ровным голосом — разве это круто? Синдром «доктора Манхэттена» или «Кристен Стюарт» — вполне обыденная вещь в нашей жизни. Пусть актеры показывают эмоции, а тебе «Оскар» никто не даст за собственноручно смон тированную презентацию. Однако! Золотой статуэтки, конечно, не будет, а вот уважение и одобрительные кивки — вполне весомая награда, получить которую возможно и даже нужно. Живой человек вызывает живые эмоции — это аксиома, которую может сломать разве что великий комик Бастер Китон, без единой эмоции вызывающий приступы смеха. Суть в том, что твои голос и мимика — такие же инструменты, как и речь. Их нужно использовать умело и со знанием дела.
С помощью различных психологических и актерских приемов возможно удерживать внимание аудитории и отвечать на вопросы оппонента, по интонации распознавать его реакцию на те или иные ответы, вовремя изменять свою линию поведения или отношение к информации, чтобы быть с ними на одной волне. Умение за считанные секунды установить контакт с аудиторией, с собеседником, верно оценить их намерения, правильно истолковать скрытые побуждения говорящего, расшифровать язык жестов может стать путем к взаимопониманию, продвижению в карьере и преодолению конфликтов. И даже не смей говорить, что твой голос не годится для выступлений. Любого можно натренировать и выявить лучшие качества, главное — знать, как. В юморном фильме «In a World…» главная героиня, работающая закадровым голосом, постоянно тренируется, пародируя интонации и мимику других людей. Причем делает это настолько филигранно, что многие собеседники воспринимают это за чистую монету. Вообще, кино (хорошее, желательно номинированное на что-нибудь, плюс на оригинальном языке) — лучший источник вдохновения.
«Преодолеть страх. Отсечь лишнее. Отвергнуть всё, что не имеет подлинной ценности. И скользить». Рассказчик
Умение красиво и логично выражаться — всего лишь полдела. Все лучшее рождается в общении, конфликте. Именно на последнем зиждется существование человечества, именно в споре кроется зерно истины, вырастить которое можно лишь зная, как аргументировать свою точку зрения, и понимая, чего добивается оппонент. Как герой Эдварда Нортона будучи полусонным яппи проходит через буйную атмосферу «Бойцовского клуба», тренируя свои навыки, так и обычные люди, приходя на тренинги-поединки, закаляют свой характер и учатся побеждать в любом конфликтном споре. Это невероятно полезное занятие, прокачивающее не только колкость языка, но и внутреннюю душевную броню. Здесь нет времени и закладочек под рукой: победа зависит только от твоей подготовки, где 50% — психологическая стойкость, а 50% — интеллект.
Материал взят: Тут