Vova
Что вы могли не знать о мумиях ( 5 фото )
Когда вы слышите слово «мумия», то на ум сразу приходят пирамиды, сфинксы и песок. Но на самом деле мумификацией своих покойников занимались не только египтяне. Обрабатывать тела усопших, чтобы сохранить их как можно дольше, пробовали в самых разных частях света.
Например, в Китае в 1971 году в провинции Хунань обнаружили мумию богатой матроны Синь Чжуй, жившей во времена империи Хань.
Дама умерла около 160 года до н. э. в возрасте примерно 50 лет, её тело поместили в герметичный лакированный гроб и закопали в гробнице под тоннами угля.
В Китае изготавливали «влажные» мумии
Тело Синь Чжуй удивительно хорошо сохранилось благодаря тому, что было погружено в неизвестную жидкость внутри гроба. Её кожа была мягкой и влажной, а мышцы всё ещё позволяли рукам и ногам сгибаться в суставах. Учёные до сих пор не уверены, что это была за жидкость. Одни предполагают, что это был состав с высоким содержанием ртути. Другие считают, что женщину положили в сухой, но герметичный гроб, и когда его вскрыли, она плавала там в собственных телесных жидкостях.
После извлечения Синь Чжуй начала было разлагаться, но её оперативно переместили в формалин, который ещё и закачали в кровеносные сосуды. Да, они тоже сохранились.
Кроме Синь Чжуй, в мавзолее были обнаружены ещё два тела, предположительно её муж и сын. Однако жидкость в их гробах была щелочной, и мумий из них не получилось, так что они разложились до костей.
Самые древние мумии в истории найдены в Андах
Самые древние из известных человеческих мумий найдены не в Египте, Китае или Индии, а в Южной Америке. Индейцы чинчорро в Чили и Перу научились бальзамировать своих покойников задолго до всех остальных. Так, самые старые экземпляры датируются 7020 годом до нашей эры. Мумифицировали чинчорро всех кого не лень, вне зависимости от социального статуса: бедных, богатых, мужчин и женщин. Всего за последние 100 лет в Андах нашли больше 300 мумий.
Чинчорро обычно удаляли из покойников внутренние органы и набивали тела растительными волокнами или волосами животных, а затем засушивали. Некоторые также снимали с тел кожу и обмазывали глиной для дополнительной сохранности.
Особенно увлечённо чинчорро бальзамировали детей. Например, у подножия горы Морро-де-Арика обнаружили 42 ребёнка: 7 мумий девочек, 12 — мальчиков и 23 мумии неопределяемого пола.
Учёные полагают, что из-за концентрации мышьяка в долине Камаронес там была высокая детская смертность. И родители подвергали тела своих отпрысков мумификации, чтобы подольше не расставаться с ними.
Изготовление мумий в Египте было сложным и кропотливым занятием
Многие ошибочно полагают, что в Древнем Египте мумификации подвергались после смерти только фараоны вроде Тутанхамона и Рамзеса. Но на самом деле и бедные египтяне хоронили родичей схожим образом — правда, пирамид для них не строили.
Бальзамировщики Египта предлагали своим клиентам три пакета услуг на выбор. Бюджетный — когда тело просто мыли и засыпали солью на три месяца, для среднего класса — когда усопшего обрабатывали специальными маслами. И для обеспеченных господ, с пальмовым вином, специями, миррой и прочими изысками.
Считалось, что, даже если семья бедна, выбирать следует самый дорогой способ. Иначе призрак может начать мстить прижимистым родственникам.
Правильная мумификация была процессом сложным и требующим терпения. Сначала тело омывали и очищали, сливая кровь и другие телесные жидкости. Затем удаляли внутренние органы через разрез в левом боку — все, кроме сердца, потому что оно было вместилищем личности и характера человека.
Мозг извлекали металлическими крючками через ноздри — по кусочкам. Некоторые бальзамировщики даже ломали телу нос, чтобы было удобнее, но это не поощрялось. Представьте: проснётся покойник в загробном мире и обнаружит, что у него носа нет. Все извлечённые органы раскладывали по специальным сосудам под названием канопы — считалось, что усопшему органы ещё пригодятся.
Затем тело помещали на 70 дней в солевой раствор, отчего вся оставшаяся влага уходила из тканей. После этого покойника заворачивали в бинты и передавали жрецам или родственникам. Те укладывали его в саркофаг или деревянный гроб, если умерший был представителем среднего класса, и помещали в гробницу.
Древние египтяне верили: чтобы достичь загробной жизни, покойник должен был пройти ряд трудных испытаний в загробном мире — Дуате. Победить множество злобных существ и преодолеть бессчисленные ловушки. Поэтому, чтобы подготовить мумию к этим испытаниям, на саркофагах записывали специальные заклинания и инструкции о том, как избегать всяких опасностей.
Если же у родственников не было денег, чтобы заплатить жрецу, который снабдил бы мумию всеми этими ценными руководствами… Ну, тогда умершему приходилось разбираться с опасностями Дуата самому. В случае неудачи его сердце могла сожрать Аммит, богиня с головой крокодила, телом льва и задом бегемота.
За изготовление мумий могли ещё и камнями побить
Может показаться, что работа бальзамировщика довольно простая. Судите сами: клиенты всегда есть и не скандалят, постоянный доход, не зависящий от погодных условий, как у какого-нибудь крестьянина. Хорошо же, правда? Но не спешите с выводами.
Египтяне высоко чтили человеческое тело, и это вызывало моральный конфликт во время процесса мумификации. Для перехода в загробное царство тело должно было быть целым и невредимым, поэтому причинение вреда человеку даже после его смерти было строго запрещено. Любой, кто наносил повреждение живому или мёртвому, должен был быть наказан.
Это, конечно, немного усложняло процесс извлечения органов.
Поэтому египтянам пришлось проявить немного изобретательности, чтобы обойти собственные ограничения. Среди бальзамировщиков имелись особые специалисты, у которых была одна задача — сделать разрез на боку трупа, чтобы коллеги могли извлечь органы. И после этим ребятам приходилось бежать со всех ног.
Дело в том, что окружающие их люди (а на бальзамированиях присутствовало довольно много народу) тут же начинали преследовать их, осыпать проклятиями, бить и бросать в них камни. Это было наказание за причинение вреда здоровью усопшего.
Действие было скорее символическим ритуалом, чем реальной попыткой причинить вред, поэтому в голову камни старались не бросать. Тем не менее бальзамировщикам нередко приходилось получать синяки и шишки.
Испанские монархи спали с мумиями в терапевтических целях
Мы уже рассказывали, какие странные применения находили мумиям в викторианскую эпоху. Засушенные тела древних египтян расталкивали в ступах и использовали как лекарство, афродизиак и даже как сырьё для краски для живописи.
Но лечить мумиями людей придумали задолго до XIX века, причём использовали для этого не импортных фараонов, а своих, местных святых. Так, в 1562 году 18-летний принц дон Карлос упал и сильно ударился головой. Через несколько дней рана на лбу начала гноиться, и придворные стали опасаться, что инфант умрёт, а Испанская империя останется без наследника.
Однако отец Карлоса, король Филипп II, не собирался сдаваться. Он пошёл за советом к своему духовнику, Бернардо де Фреснеда, и тот предложил монарху обратиться к местному чудотворцу — монаху Фраю Диего де Алькала.
Была, правда, небольшая загвоздка: к тому моменту монах был уже 100 лет как мёртв, так что сам прийти во дворец и чудотворствовать не мог.
Но Филлип II не растерялся. Он повелел вскрыть саркофаг Фрая Диего — мумия была извлечена и отправлена в постель юного принца. Несколько дней тот в бессознательном состоянии лежал в одной кровати с трупом. Но всё же Карлос пришёл в себя и рассказал, что ему приснился Диего и сообщил, что тот будет жить.
Злые языки могут, конечно, сказать, что спас пребывающего в коме принца не мумифицированный Диего, а королевский лекарь, известный анатом Андреас Везалий, который провёл Карлосу трепанацию черепа. Но Филлип II, и раньше бывший истовым католиком, после чудесного исцеления сына был под таким впечатлением, что собрал в своей спальне целую коллекцию останков испанских святых — в том числе 12 целых скелетов, 144 головы и тысячи костей.
Когда в 1619 году следующий король Испанской империи, Филипп III, тяжело заболел во время путешествия из Португалии в Мадрид, ему пришлось лечиться в городе Касаррубиос-дель-Монте. И что вы думаете? В постель к больному подложили мумию Исидора Трудящегося, считавшуюся чудотворной, и вскоре монарх был как огурчик.
Вообще, обычай делить ложе с мумиями святых не был редкостью среди знатных особ. Так, в 1641 году, когда у австрийской королевы Марианны начались схватки, в постель, где она лежала, положили мумии упомянутых Диего и Исидора. Чтобы те помогли её величеству разродиться.
Карл II, последний из испанских Габсбургов, и его жена Мария Анна Нойбургская спали в одной кровати с упомянутым святым Исидором, надеясь, что тот поможет им зачать наследника: правитель был бесплоден.
А до этих событий, в XV веке, фрейлина королевы Изабеллы так вообще откусила святому палец на ноге — чтобы «причаститься его плотью». Полежать с засушенными угодниками не брезговали и Бурбоны — например, Мария Луиза Савойская, Карл III и его жена Мария Амалия Саксонская.
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.
Взято: Тут
370