Послевоенное использование трофейных немецких неуправляемых авиационных и зенитных ракет ( 16 фото )
- 03.02.2024
- 4 102
В послевоенное время ряд немецких наработок в области неуправляемых авиационных и зенитных ракет получил дальнейшее развитие в других государствах, и на основе немецких образцов спроектированных в годы Второй мировой были созданы ракетные системы различного назначения.
Неуправляемая авиационная ракета R4/M Оrkаn
Советская авиация с первых дней войны активно применяла против воздушных и наземных целей авиационные 82 и 132-мм реактивные снаряды. Однако захваченные РС-82 и РС-132 не заинтересовали немецких специалистов, которые пришли к выводу, что советские ракеты обладают низкой точностью и при подвеске слишком сильно снижают лётные данные самолёта-носителя.
Начиная с 1937 года в Германии велись работы над неуправляемыми авиационными ракетами. В 1939 гoду на испытания пoступил 73-мм реактивный снаряд R.Z.65. Неуправляемая ракета, запускаемая из трубчатой направляющей и стабилизируемая в полёте вращением, могла быть оснащена осколочно-фугасной и кумулятивной боевой частью с бронепробиваемостью до 80 мм. Однако руководство люфтваффе сочло, что трубчатые направляющие увеличивают лобовое сопротивление самолёта, и для поражения типовых воздушных и наземных целей вполне достаточно традиционных видов авиационного вооружения: пулемётов, пушек и свободнопадающих бомб.
Однако после того, как стало ясно, что война затягивается, интерес к авиационным ракетам, способным уничтожать самолёты и бронетехнику противника, возродился, и в состав вооружения некоторых немецких боевых самолётов начиная с 1943 года были введёны реактивные снаряды.
Пожалуй, самой удачной разработкой в этой области стал 55-мм авиационный реактивный снаряд R4/M Оrkаn («Смерч»), созданный консорциумом фирм Heber AG, Osterode и DWM Lubeck.
В отличие от более ранних германских НАР, стабилизация этой ракеты осуществлялась складными перьевыми стабилизаторами. Сложенные металлические стабилизаторы закрывались бумажным футляром, который при старте разрывался и не препятствовал их раскрытию от скоростного напора. Сами стабилизаторы имели некоторой наклон, что вызывало вращение корпуса ракеты и компенсировало неоднородность тяги твердотопливного реактивного двигателя, отрицательно влияющей на точность.
55-мм НАР R4/M Оrkаn с раскрытыми стабилизаторами
В процессе проектирования этой НАР разработчики осуществили детальный анализ факторов, влияющих на точность стрельбы, а также провели большое количество экспериментов для выявления и анализа причин, вызывающих рассеивание ракет после их запуска.
Схема устройства 55-мм НАР R4/M Оrkаn
При максимальной дальности стрельбы 1 500 м ракета была весьма компактной и лёгкой. Её масса составляла 3,85 кг, длина – 812 мм. Фугасная боевая часть массой 800 г снаряжалась очень мощным взрывчатым составом, представлявшим собой смесь тротила и гексогена с добавкой алюминиевой пудры. Разрушительного действия заряда массой 520 г в большинстве случаев было достаточно для уничтожения тяжелого четырёхмоторного бомбардировщика.
Маршевый двигатель, содержащий 810 г дигликолиевого пороха в трех шашках, в зависимости о температуры окружающего воздуха разгонял ракету до 520–545 м/с. Время работы двигателя не превышало 1,5 с. После выгорания топлива ракета продолжала баллистический полет, подобно артиллерийскому снаряду.
Для запуска НАР Оrkаn использовались направляющие, выполненные из твёрдого дерева, которые могли монтироваться под крылом практически любого самолета. Для повышения точности стрельбы и снижения аэродинамического сопротивления разрабатывались блоки с трубчатыми направляющими. Но до конца войны эти работы не были завершены.
Основным носителем 55-мм реактивных снарядов стали реактивные истребители Ме 262 Schwalbe, используемые на завершающем этапе войны для противодействия налётам американских бомбардировщиков.
Реактивный истребитель Ме 262 с 55-мм НАР R4/M Оrkаn под крылом
Под каждой плоскостью Ме 262 подвешивалось 12 реактивных снарядов. Залп из 24 ракет на дистанции 1 000 м укладывался в эллипс размерами 40х25 м, что обеспечивало достаточно высокую вероятность поражения при стрельбе по плотному строю бомбардировщиков.
Помимо истребителей Ме 262, ракеты R4/M ограниченно применялись на поршневых истребителях FW 190 Würger, также их предполагалось использовать в качестве основного вооружения вертикально стартующего перехватчика с жидкостным реактивным двигателем Ва 349 Natter.
Перехватчик Ва 349 Natter
В носовой части фюзеляжа Ва 349, под пластиковым колпаком в сотах пусковых труб располагалось 32 ракеты R4/M.
Весьма удачная 55-мм ракета Оrkаn стала основой для ряда неуправляемых авиационных реактивных снарядов разработанных в 1950–1970-е годы. Немецкая схема блока стабилизации оказалась настолько удачной, что она по настоящее время используется в конструкциях подавляющего большинства НАР. Так, в СССР с использованием подобной схемы было создано многочисленное семейство 57-мм авиационных ракет С-5.
57-мм НАР С-5
Первая модификация НАР С-5 (АРС-57 «Скворец»), вошедшая в состав вооружения истребителей, появилась в 1955 году. Модернизированная ракета С-5М, предназначенная для поражения воздушных и слабо защищённых наземных целей, была принята на вооружение в 1959 году. По своим характеристикам она была сопоставима с немецкой 55-мм НАР R4/M Оrkаn. Стартовая масса составляла 3,86 кг. Эффективная дальность стрельбы – до 1 800 м. Масса осколочно-фугасной боевой части – 815 г.
Первоначально для пуска 57-мм ракет использовались 8-ствольные блоки ОРО-57К и ОРО-57КМ, которые фактически являлись орудиями для отстрела реактивных снарядов, стволы которых после снаряжения ракетами закрывались с заднего торца заглушкой.
Блок ОРО-57К, снаряженный 57-мм НАР
Такой способ отстрела ракет увеличивал их начальную скорость. Однако сильная отдача ограничивала количество ракет в залпе, ухудшала точность и снижала скорость полёта самолёта-носителя. В связи с этим для боевых самолётов были разработаны и приняты на вооружение 16- и 32-зарядные пусковые установки с открытой казённой частью, получившие обозначение УБ-16 и УБ-32.
Блоки 57-мм НАР УБ-16 и УБ-32
В дальнейшем совершенствование НАР семейства С-5 шло путем создания различных боевых частей повышенного могущества, увеличения дальности и точности стрельбы. Всего известно более 10 модификаций НАР С-5.
При принятии НАР С-5 на вооружение эти ракеты в основном предполагалось использовать для обстрела самолетов противника, находящихся вне зоны действия пушечного огня. Считалось, что поражение воздушной цели ракетным залпом возможно на дистанции более 2,5 км. Но на деле оказалось, что удачной может быть лишь атака неуправляемыми ракетами тяжелых бомбардировщиков или небольших самолетов в плотном строю, не осуществляющих манёвры уклонения. Полет ракет к цели длился 5–10 с, поэтому маневренный противник мог сманеврировать и увернуться от попадания.
В какой-то мере сохранение 57-мм НАР в составе вооружения сверхзвуковых перехватчиков было связано с тем, что в 1960-е годы авиационные конструкторы считали, что в будущем воздушные схватки сведутся к ракетным дуэлям. В связи с этим на определённом этапе на проектируемых истребителях произошел отказ от пушечного вооружения. Однако в ходе локальных войн выяснилось, что управляемые ракеты имеют ряд существенных ограничений и не обеспечивают надёжного поражения воздушных целей на всех режимах полёта.
Так, фронтовой перехватчик МиГ-21ПФ, выпускавшийся массовой серией и широко поставлявшийся на экспорт, оснащенный радиолокатором РП-21 и аппаратурой наведения на цель по командам с земли, не имел встроенного пушечного вооружения и нёс только две ракеты малой дальности с тепловыми головками самонаведения Р-3С (К-13), что ограничивало боевые возможности.
Ракеты воздушного боя имели ограничения по перегрузке во время пуска (всего 1,5 G), что делало невозможным их применение в ходе активного маневрирования. Управляемыми ракетами могли быть эффективно обстреляны цели, маневрирующие с перегрузкой не более 3 G. Ввиду отсутствия пушечного вооружения после пуска ракет, МиГ-21ПФ становился безоружным и не мог участвовать в манёвренных воздушных боях, которые, вопреки предсказаниям авиационных теоретиков, не ушли в прошлое.
Фронтовой перехватчик МиГ-21ПФ с ракетами Р-3С
В связи с указанными недостатками в составе стандартной пары фронтовых перехватчиков, используемых для защиты воздушного пространства Северного Вьетнама, один МиГ-21ПФ вооружался УР Р-3С, а другой нёс блоки с НАР С-5, которые рассматривались как замена пушек.
В случае, когда в силу интенсивного маневрирования с большими перегрузками не имелась возможность применять управляемые ракеты, вьетнамские истребители не оставались безоружными и могли постоять за себя в ходе ближнего воздушного боя. Достоверно известен один случай, когда ведомый пары МиГ-21ПФ залпом неуправляемых 57-мм реактивных снарядов сбил американский истребитель.
После появления достаточно совершенных управляемых ракет «воздух-воздух» ближнего боя и возвращения на истребители скорострельных пушек значение С-5 как средства борьбы с воздушным противником обесценилось.
Гораздо более результативным оказалось применение неуправляемых авиационных ракет по наземным целям. Ракеты С-5 при залповой стрельбе имели неплохую эффективность. Это позволяло успешно задействовать их не только против живой силы, по площадным и слабо защищенным целям, но и при использовании соответствующих боевых частей для накрытия небольших объектов: бронетехники, артиллерийских позиций и полевых укреплений.
Неуправляемые зенитные ракеты Taifun
В годы Второй мировой войны достаточно перспективным оказалось массированное применение неуправляемых зенитных ракет против больших групп тяжелых бомбардировщиков, идущих плотным строем.
Так, в Великобритании для ведения залпового заградительного зенитного огня успешно использовались 76,2-мм ракеты UP-3, оснащённые осколочной боевой частью с дистанционным взрывателем или неконтактными фотоэлектрическими и радиовзрывателями.
После того, как британские и американские бомбардировщики стали наносить большой ущерб немецким промышленным предприятиям и стирать с лица земли жилые кварталы, фирма Elektromechanische Werke GmbH, базировавшаяся в лабораторном центре Карлсхаген, предложила использовать для защиты территории Рейха относительно простые и недорогие неуправляемые зенитные ракеты.
Практические работы по проекту Taifun начались в первой половине 1944 года. В рамках этого проекта была создана и испытана ракета Taifun-F с жидкостным реактивным двигателем, работавшим на топливной смеси, компоненты которой назывались Salbei (красная дымящая азотная кислота) и Visol (виниловый эфир). При соприкосновении топлива с окислителем происходило самовоспламенение, и необходимости в дополнительном устройстве зажигания не было.
Запуск ракеты осуществлялся при инициации небольших зарядов бездымного пороха, после чего пороховые газы разрушали диафрагмы, создавали необходимое давление в топливных баках (общая ёмкость около 8,5 л) и подавали топливо и окислитель в камеру сгорания. Во время работы двигателя ракета со стартовой массой около 25 кг разгонялась до 650 м/с. Досягаемость по высоте составляла 13 км. Для ракеты с ЖРД Taifun-F была весьма компактной. Её длина составляла 1 970 мм. Диаметр – 100 мм.
Боевая часть массой 700 г снаряжалась 500 г мощного взрывчатого вещества. Подрыв боевой части должен был осуществляться по команде радиовзрывателя или при столкновении ракеты с целью. Устойчивость ракеты в воздухе обеспечивалась крестообразным хвостовым оперением.
Ракеты Taifun в музее ВВС Великобритании в Косфорде
В ходе испытаний запуск осуществлялся с 16-зарядной пусковой установки, созданной на базе 88-мм зенитного орудия.
На серийном варианте количество ракет на одной ПУ предполагалось довести до 30 единиц.
Также разрабатывался твердотопливный вариант Taifun-Р (альтернативное обозначение Wirbelsturm – нем. «Торнадо») двигатель которого основывался на заряде бездымного пороха массой 11,6 кг.
Тестовые пуски «Тайфуна» осуществлялись на полигоне Пенемюнде. В январе 1945 года для проведения масштабных войсковых испытаний был оформлен заказ на первую партию из 10 000 ракет. Однако до окончания войны немецкая промышленность сумела изготовить лишь около 600 ракет, которые в боевых действиях не применялись.
В США на базе «Тайфуна» компания Bendix Corporation в 1948 году начала разработку 76-мм неуправляемой зенитной ракеты HEAA Rocket T220, которая впоследствии стала известна как Loki.
Американцы сконцентрировали усилия на твердотопливной версии, которая впервые стартовала 22 июня 1951 года. Однако к тому моменту стало ясно, что Loki не может конкурировать с управляемыми зенитными ракетами и опытную партию изготовленных ракет использовали в исследовательских целях.
Вместо осколочной боевой части на ракету ставили контейнер, наполненный тонкими металлическими полосками, который раскрывался при достижении максимальной высоты. По смещению облака фольги при помощи радиолокаторов определялись скорость и направление ветра в верхних слоях атмосферы.
Этот проект оказался настолько успешным, что производство доработанных Loki продолжилось. Усовершенствованная ракета получила новый двигатель на более энергоемком топливе и дротик массой 3,2 кг, длиной 1 002 мм диаметром 35 мм, который отделялся после выработки топлива и достижения ракетой максимальной скорости полёта.
Также имелся вариант с обычной головной частью, в которой размещались датчики температуры, давления и радиации, транслировавшие данные по радио.
В 1957 году был разработан вариант с увеличенным диаметром корпуса, что позволило нарастить запас топлива на 50 % и добиться большей высотности. Согласно американским данным, ракета развивала скорость 6 275 км/ч и могла достичь высоты 55 км.
За счёт применения современных материалов корпуса и более эффективных ракетных двигателей была создана исследовательская ракета Super Loki. Эта модификация выпускалась с 1968 по 2001 год, всего было поставлено около 9 000 экземпляров.
В Советском Союзе на базе трофейных жидкостных и твердотопливных «Тайфунов» также пытались создать средства борьбы с воздушным противником.
Разработку зенитной ракеты с ЖРД поручили Специальному конструкторскому бюро по ракетной технике, под руководством С. П. Королёва. Однако специалисты СКБ РТ вскоре пришли к выводу, что эта тема не имеет перспектив, и её свернули.
Твердотопливный вариант разрабатывался коллективом ГСНИИ-642 (до 1952 года – КБ-2), которым руководил Александр Надирадзе. В рамках ОКР «Стриж» была создана и с ноября 1955 года испытывалась зенитная ракетная система РЗС-115, которая, помимо трёх пусковых установок, включала в себя радиолокационную станцию орудийной наводки СОН-30, счётно-решающее устройство и пункт управления стрельбой. Всего в ходе испытаний, завершившихся в июне 1957 года, было отстреляно 2 500 ракет.
По итогам испытаний на полигоне Донгуз, из-за не удовлетворительной эффективности по низколетящим целям, большого расхода боеприпасов и неудовлетворительной по меркам конца 1950-х досягаемости по высоте (13,8 км при дальности 5 км), комплекс получил отрицательную оценку.
Однако на этом история «Тайфуна» в СССР не закончилась. Расчёты показали, что на базе «Стрижа» можно создать хорошую реактивную систему залпового огня, которая способна существенно превзойти стоявшие тогда на вооружении Советской Армии РСЗО БМ-13НН, БМ-14 и БМ-24.
После прекращения работ по зенитной системе, чертежи и натурные образцы были переданы тульскому НИИ-147, занимавшемуся созданием и совершенствованием артиллерийских боеприпасов.
На основе имеющихся наработок туляки создали реактивный снаряд М-21ОФ калибра 122-мм с двухкамерным твердотопливным двигателем и складывающимися стабилизаторами. При заряжании в трубчатую направляющую в сложенном положении стабилизаторы удерживало стопорное кольцо, а после вылета они разворачивались и вставали в рабочее положение с отклонением в 1° от оси снаряда, что обеспечивало ему вращение несколько десятков оборотов в секунду. Использование ракет со складными стабилизаторами позволило довести количество направляющих на пусковой установке до 40 единиц.
В марте 1962 года на артиллерийском полигоне «Ржевка» под Ленинградом начались полигонные испытания РСЗО «Град», которые закончились через год принятием новой реактивной системы залпового огня на вооружение.
29 января 1964 года Совет министров СССР издал постановление, согласно которому «Град» был запущен в серийное производство. Выпуск боевых машин БМ-21 на базе автомобиля «Урал-375Д» был освоен в 1964 году на Пермском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина (завод № 172)
.Линник Сергей
- Послевоенное использование пистолетов, произведённых и разработанных в нацистской Германии
Послевоенное использование пистолетов-пулемётов, произведённых в нацистской Германии
Служба и боевое применение немецкой магазинной винтовки Mauser 98k после окончания Второй мировой войны
Послевоенное использование самозарядных винтовок и автоматов, произведённых в нацистской Германии
Послевоенное использование немецких 37-мм автоматических зенитных орудий
Послевоенная служба зенитных орудий калибра 88–128-мм, изготовленных в нацистской Германии
Послевоенное использование трофейных немецких миномётов
Послевоенное использование немецких 37–50-мм противотанковых пушек
Послевоенная служба и боевое применение трофейных немецких 75–128-мм противотанковых орудий
Послевоенное использование немецких 75- и 150-мм пехотных орудий
Послевоенная служба и боевое применение 105-мм гаубиц, изготовленных в нацистской Германии
Служба и боевое применение трофейных немецких тяжелых полевых 105-мм пушек и 150-мм тяжелых гаубиц после окончания Второй мировой войны
Послевоенное использование бронеавтомобилей и бронетранспортёров, созданных в нацистской Германии
Использование трофейных немецких танков и САУ в РККА на завершающем этапе войны и в послевоенное время
Послевоенная служба танков и САУ, изготовленных в нацистской Германии, в вооруженных силах других государств
Служба учебно-тренировочных и связных самолётов Третьего рейха в послевоенное время
Служба транспортно-пассажирских самолётов Третьего рейха в послевоенное время: Ju 52 и другие
Послевоенное использование немецких бомбардировщиков
Послевоенное использование истребителей, созданных в нацистской Германии
Послевоенное использование реактивных истребителей Третьего рейха
Материал взят: Тут