Shephenda
Морское сражение при Абукире ( 14 фото )
Дж. Арнольд «Морская битва при Абукире (битва у Нила) 1 августа 1798 года»
В предыдущей статье мы говорили о том, как Наполеон Бонапарт и Горацио Нельсон шли к столкновению при Абукире. О подготовке масштабного Египетского похода, его начале, неожиданном захвате французами принадлежавшего госпитальерам острова Мальта – и далеко идущих последствиях этого захвата. О неудаче Нельсона, который не сумел помешать движению французского флота и высадке армии Бонапарта в Александрии. Закончена первая статья была рассказом о том, как Нельсону все же удалось обнаружить французский флот в заливе Абукир, и теперь он собирался взять реванш, заявив своим капитанам, что либо станет лордом, либо будет похоронен в Вестминстерском аббатстве. В этой статье будет рассказано о морском сражении при Абукире, которое в Британии часто называют Битвой у Нила.
Перед битвой
Итак, после долгих поисков Нельсон 1 августа 1798 года все же обнаружил стоявшие на якорях в заливе Абукир французские корабли. В момент появления эскадры Нельсона капитаны французских судов находились на совещании, которое Брюе проводил на борту флагманского линейного корабля L'Orient. Около трёх тысяч матросов были отправлены на берег за пресной водой из Розетты, и вытащенные из трюмов бочки загромождали батарейные палубы. Между тем расстояние от берега до линейных кораблей первой линии составляло 4 мили.
Солнце клонилось к закату, и мало кто верил, что англичане решатся начать бой в столь неудобное время. Тем не менее последовал приказ о возвращении на корабли, но было уже поздно. Отметив, что северо-западный ветер благоприятен для его эскадры, Нельсон около 18:30 подал сигнал к атаке.
В это время некоторые французские капитаны находились в лодках, плывущих к кораблям, а многие матросы – все еще на берегу. И потому было решено перевести на линейные корабли часть экипажей четырех фрегатов, стоявших во второй линии: это ослабило данные суда, а линейным кораблям пришлось сражаться, имея на борту матросов чужих команд, что резко снизило боеспособность.
У. Андерсон «Битва у Нила 1 августа 1798 года»
Из-за недостатка матросов, к бою были подготовлены только правые борта французских кораблей в то время, как палубы у левых, обращённых к берегу, оказались заставлены бочками и прочим скарбом, что затрудняло доступ к орудиям.
К тому же и выстроены французские корабли были очень неудачно. В первой линии находились 13 линейных кораблей (один 120-пушечный, три 80-пушечных, девять 74-пушечных), но они стояли слишком далеко от отмелей, давая англичанам шанс обойти их.
Кроме того, корабли первой линии находились слишком далеко друг от друга и не были соединены между собою канатами. Четыре фрегата были поставлены во второй линии. И около 30 транспортных судов, а также 4 брига располагались перед берегом у мыса Абукир. Арьергардом командовал Пьер-Шарль де Вильнев.
Pierre-Charles Villeneuve
Артиллерийская батарея (6 пушек), поставленная на маленьком островке Абукир была слишком слаба.
Сражение при Абукире
Надо сказать, что силы сторон тогда оказались практически равными. У Нельсона было 14 линейных кораблей против 13 французских, но у Брюе имелись также 4 фрегата и артиллерийская батарея на острове Абукир. На кораблях английской эскадры находилось 1 012 орудий и 8 тысяч матросов, французские корабли несли 1 183 орудия и 10 тысяч моряков. Французы сражались храбро и весьма достойно, однако их героизм не мог компенсировать ошибок, допущенных адмиралом Брюе.
Схема сражения при Абукире
Линию английских линейных кораблей возглавлял «Голиаф», капитан которого Томас Фоли обратил внимание, что французские суда стоят слишком далеко от берега. Рискуя посадить свой корабль на мель, он принял решение обойти их с фланга (отметим, что один из английских кораблей – «Каллоден», действительно сел на мель, получив серьезное повреждение корпуса, и не принимал участия в сражении).
А вот «Голиаф» обошел французский линейный корабль «Геррье» (Guerrier) и атаковал его, при этом палубы французского судна из мушкетов обстреливали также английские морские пехотинцы и австрийские гренадеры. Пройдя мимо «Геррье», «Голиаф» оказался перед линейным кораблем «Конкеран» (Conqurant – «Завоеватель»), французы, как вы помните, практически не могли отвечать ему, поскольку пушки их левых бортов не были подготовлены к бою.
Успех Фоли не остался незамеченным другими капитанами, и за его кораблем пошел «Зилэс», которым командовал Сэмюэль Худ.
Zealous на переднем плане на картине У. Эллиса
Этот корабль стал добивать «Геррье», который потерял мачту и получил значительные повреждения. По английскому кораблю «Орион» (капитан – Джеймс Сумарес), который следовал за «Зилэсом», открыл огонь фрегат Serieuse – это было довольно опрометчивое решение, поскольку, согласно конвенции по ведению морской войны, линейные корабли не должны были вступать в бой с фрегатами, если у противника имелись корабли одного с ними класса. Но, поскольку французы сами нарушили это правило, «Орион» дал залп, после которого вражеский фрегат вынужден был спасаться на мелководье.
Далее успешно вступили в бой обошедшие французский строй британские корабли «Тесей» и «Одейшес» (Audacious – «Дерзкий»). А линейные корабли «Авангард» (флагман Нельсона), «Минотавр» и «Дифэнс» (Defence) атаковали французов со стороны моря – их противниками стали «Спартьят», «Аквилон» и «Суверьен».
А «Беллерофонт» и «Маджестик» атаковали центр французской линии. Первый из них оказался перед французским 124-пушечным флагманом L'Orient: потеряв мачту и понеся потери 200 человек, этот английский корабль вышел из боя. Но был ранен и французский адмирал Брюе. Значительные повреждения получил и «Маджестик», который столкнулся с линейным кораблем «Тоннан» (Tonnant – «Гремящий»), превосходящим его по количеству пушек. Погиб его капитан Джордж Уэсткотт.
Жак Филипп де Лотебург-Младший «Битва у Нила 1 августа 1798 года»
Первым из французских кораблей около 20:00 сдался потерявший все три мачты «Конкеран». Вторым, примерно через час – «Геррье». Затем вынужден был капитулировать сражавшийся с тремя вражескими кораблями «Спарьтьят», но до того его канониры удачным выстрелом нанесли большие потери морякам «Авангарда» – были убиты и ранены около 100 человек.
Осколок шрапнели попал в лоб Нельсону, и лоскут кожи закрыл его здоровый глаз. Ничего не видя перед собой, Нельсон решил, что умирает, и крикнул: «Я убит». Однако корабельный хирург быстро наложил повязку, и английский адмирал смог вернуться на палубу.
«Суверьен», атакованный с двух сторон линейными кораблями «Орион» и «Дифэнс», получив серьезные повреждения, вышел из боя – как и «Орион».
Между тем L'Orient, который, как мы знаем, смог отогнать от себя английский корабль «Беллерофонт», был атакован более крупным судном. Это был «Свифтшур» (Swiftsure), канониры которого стреляли очень удачно. Около 9 часов вечера французский флагман был охвачен огнём, тяжелое ранение получил капитан этого корабля Люк-Жюльен Касабьянка, у Брюе пушечным ядром были оторваны обе ноги. Французский адмирал приказал привязать себя к креслу на палубе, но другое ядро попало ему в живот, почти разрубив его надвое. Около 10 часов вечера взорвался пороховой погреб «Ориента» – звуки этого взрыва слышали даже в городе Розетта, который находился в 32 км от места сражения.
Взрыв линейного корабля L'Orient на картине Т. Брауна
Большой обломок мачты «Ориента» упал на палубу линейного корабля «Свифтшур». Из него потом был сделан гроб, который торжественно преподнесли Нельсону. Адмирал с благодарностью принял этот подарок и всегда брал его на свой корабль. В этом гробу он и был похоронен после гибели в Трафальгарском сражении, но не в Вестминстерском аббатстве, как мечтал, а в море святого Павла.
Вместе с «Ориентом» ушли на дно 600 тысяч фунтов стерлингов в золотых слитках и драгоценных камнях, реквизированные в Швейцарии и Ватикане, и почти все сокровища ордена Иоаннитов, захваченные на Мальте.
Почти сразу был вынужден сдаться окруженный тремя английскими кораблями «Франклин».
Т. Луни. Битва у Нила 1 августа 1798 года в 10 часов вечера
«Тоннан» держался до полуночи, его капитан Аристид Обер Пети-Туар, потеряв обе ноги и руку, чтобы не упали флаги, приказал прибить их к мачте. Чувствуя приближение смерти, он требовал «взорвать этот чёртов сундук, но не сдаваться».
Луи Бретон «Tonnant во время битвы на Ниле»
Англичане захватили этот корабль лишь 3 августа.
Линейный корабль «Тимолеон» и фрегат «Артемиз» были затоплены экипажами. Фрегат Serieuse затонул из-за критичных повреждений, полученных в бою. «Геррье», «Геркулес» и «Меркурий» были захвачены англичанами, но с такими повреждениями, что победители предпочли их затопить. А вот линейные корабли «Спартьят», «Конкеран», «Аквилон», «Франклин», «Суверьен», «Тоннан» были отремонтированы и введены в состав английского флота. При этом «Аквилон» получил название «Абукир», а «Франклин» – «Канопус» (это прежнее название города Абукир).
Уже не «Франклин», а «Канопус» на акварели Ричaрда Хэнрy Ниббса
Линейные корабли «Гильом Телль» (Guillaume Tell), «Женерье», фрегаты «Жюстис» и «Даян» увел от Абукира командовавший арьергардом Пьер-Шарль де Вильнев. В 1805 году этот адмирал еще раз вступит в бой с Нельсоном в Трафальгарском сражении, попадет в плен, а потом совершит самоубийство.
А сейчас корабли небольшой эскадры Вильнёва попытались было преследовать английский линейный корабль «Зилэс», но быстро отстали. И лишь потом к Александрии стали прибывать английские фрегаты: вначале, 11 августа – «Алкмена», на следующий день – «Бонн Ситуайен» и «Эмердальд». Наконец, 17 августа – вернулись «Сихорс» и «Терпсихора», которые, как мы помним из первой статьи, обнаружили французский флот еще 21 июля, но не нашли Нельсона – и не смогли сообщить ему о своем «открытии».
Объясняя потом длительные поиски французов, Нельсон часто цитировал английскую поговорку «Детям дьявола всегда сопутствует дьявольская удача». Однако в частных разговорах порой сетовал на слишком большое желание командиров этих четырех фрегатов «ловить призы» (что было финансово выгодно) вместо того, чтобы выполнять поставленную им задачу.
У англичан серьезно повреждены были лишь два корабля – «Беллерофонт» и «Маджестик».
А каковы же были людские потери сторон?
Французы, по разным данным, потеряли от 2 000 до 5 000 человек, у англичан погибли 218 человек, 677 были ранены.
После битвы
На следующий день, когда встало солнце, англичане увидели избитые французские корабли и «целый залив, покрытый трупами, частями человеческих тел, ранеными и обожжёнными, на которых практически не было одежды».
Нельсон сказал:
«Победа – недостаточно сильное название для такой сцены».
На английских кораблях отслужили торжественный молебен, присутствовать на котором должны были и пленные французы.
В Лондон известие о победе при Абукире пришло 2 октября – и ликование охватило всю Англию. Король Георг III даровал Нельсону титул пэра-барона Нила и Бернем-Торпа и ежегодную «пенсию» в размере трех тысяч фунтов стерлингов, которую должны были получать два поколения его наследников мужского пола. 10 тысяч фунтов преподнесла Нельсону Ост-Индская компания.
Памятник Нельсону в Портсмуте
Кроме того, Нельсон стал первым кавалером османского ордена Полумесяца.
Приятная награда ожидала адмирала и в Неаполе: за раненным героем стала лично ухаживать Эмма Гамильтон – супруга английского посланника при дворе короля Обеих Сицилий Фердинанда IV и близкая подруга местной королевской четы. Эмме Харт, сироте из очень бедной семьи и бывшей малолетней проститутке, неизвестно от кого забеременевшей в возрасте 16 лет, и родившей в 17, неожиданно повезло: молодой аристократ Чарльз Гревилл решил поиграть с ней в профессора Хиггинса из написанной в 1912 году пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион». Его уроки продолжались три года, и Эмма оказалась очень талантливой и усердной ученицей.
Джордж Ромни. Эмма Харт в образе Ариадны, 1785 г.
Потом по требованию отца Чарльз женился на «достойной» девице из «хорошей семьи», а свою содержанку передал родственнику – лорду Уильяму Гамильтону.
Нельсон и Эмма были знакомы с 1793 года, когда этот англичанин впервые прибыл в Неаполь для переговоров о выделении солдат для защиты Тулона, осаждаемого армией Французской республики.
Но именно теперь, после победы при Абукире, между Нельсоном и Эммой вспыхнул знаменитый роман, ставший сюжетом многих романов, пьес и фильмов. Сэр Гамильтон предпочитал делать вид, что английский адмирал всего лишь друг семьи. Не всем англичанам нравилось поведение Нельсона в Неаполе, и Д. Мур так писал о нём в английское адмиралтейство:
«Он усыпан звёздами, лентами и медалями и больше похож на опереточного принца, чем на нильского победителя. Жаль, что этот храбрый моряк, столь много сделавший для родины, выступает в роли паяца».
Когда Неаполь был захвачен французскими войсками, именно Нельсон руководил эвакуацией местной королевской семьи в Палермо.
Поражение французского флота при Абукире привело к формированию новой – Второй, антифранцузской коалиции, в которую вошли Англия, Австрия, Священная Римская империя, Португалия, Неаполитанское королевство, Россия и Османская империя – и Федор Ушаков неожиданно оказался союзником турок. Он освободил захваченные французами Ионические острова и Неаполь, встречался в Палермо с Нельсоном, который предлагал ему принять участие в осаде Мальты (но Павел I уже приказал увести Русскую эскадру в Чёрное море).
Говорят, что английский адмирал с гордостью показал Ушакову тот самый знаменитый гроб, сделанный из обломка мачты французского флагманского корабля L'Orient. А Суворов тогда в Италии разгромил французские армии Макдональда и Моро. После этого «благодарные» австрийцы направили его армию в Швейцарию – в ловушку, подготовленную Массеной, и Суворов вынужден был совершить тяжелейший переход через Альпы.
Вернемся в Египет – в август далёкого 1798 года.
Известие о разгроме французского флота Наполеон получил только через 2 недели после сражения при Абукире. Эта катастрофа фактически похоронила все его планы, и столь блестяще начатый Египетский поход превратился в жалкую авантюру, не имевшую и малейших шансов на успех. Армия Бонапарта теперь находилась в большой африканской клетке – была отрезана от Франции без возможности получения пополнения и даже не имела связи с Директорией.
Война в Египте и Сирии продолжалась еще три года, было одержано несколько ярких побед, но это были тактические успехи на фоне стратегического поражения. Закончилось все фактическим бегством Наполеона от своей армии – 22 августа 1799 года он покинул Египет.
Бегство Наполеона из Египта на карикатуре Дж. Крушанка
Счастливая звезда Бонапарта 9 октября привела фрегаты «Ла-Коррьер» и «Мюрион» в порт города Фрежюс.
Yves Marie Le Gouaz. Navires Le Carere et Le Muiron
Вместе с Бонапартом во Францию вернулись его ближайшие друзья и сотрудники – Бертье, Мюрат, Жюно, Ланн, Дюрок, Бессьер, Мармон, пасынок Евгений Богарне, а также химик Клод Луи Бертолле, будущий морской министр математик Гаспар Монж, будущий глава почтового ведомства Франции Антуан Мари Лавалетт.
Уже через месяц – 9 ноября 1799 года (18 брюмера VIII года Республики) Наполеон совершил государственный переворот, разогнав Совет пятисот и Совет старейшин.
Другим известным французским военачальникам, участвовавшим в Египетском походе, повезло меньше. Корабли «Этуаль» и «Санта Мария делла Грация», на которых находились Даву и Дезе, в феврале 1800 были перехвачены англичанами. Правда, через месяц с англичанами удалось договориться, и пленники смогли вернуться на родину.
А вот оставшийся главнокомандующим Жан-Батист Клебер, которого называли «Нестором французской армии», 14 июня 1800 года был убит сирийским курдом Сулейманом аль-Халаби. Его преемник – генерал Жак-Франсуа Мену 31 августа 1801 года вынужден был подписать с англичанами конвенцию об оставлении Александрии и возвращении французских войск во Францию.
- Рыжов В. А.
Взято: Тут
508