Silverredeemer
«Вселенная Стивена Кинга»: Каким получился документальный фильм о лучших экранизациях Короля ужаса ( 4 фото )
Jim Spellman/Contributor/Getty Images
В российский прокат вышла «Вселенная Стивена Кинга», документальная картина, приуроченная ко дню рождения всенародно любимого писателя. 21 сентября Кингу стукнуло 76 лет, самое время подводить творческие итоги. «Вселенная Стивена Кинга» — это своего рода капустник американских режиссеров, больших фанатов писателя, рассказывающих о том, как непросто переносить литературный ужас на широкий экран и чем так примечателен слог Кинга, который вот уже четыре десятка лет продолжает манить зрителей разного поколения.
«Вселенная Стивена Кинга» начинается с небольшой интермедии, в которой режиссер фильма — француженка Дафна Бевир — собственной персоной примеряет на себя образ одного из персонажей романов автора. Бевир проезжает по дороге к печально известному «Оверлуку» из «Сияния», чтобы оказаться в волшебной лавке из «Нужных вещей», передать картину, навеянную «Дьюма-Ки», и наткнуться на десятки красных воздушных шариков из «Оно». На этом путешествие по кинематографической памяти, увы, заканчивается, а на смену интермедии приходит привычный для жанра документального кино формат интервью, в котором группа абсолютно разных по стилю и таланту режиссеров расписывается в бесконечной любви к Стивену Кингу и его романам.
В этом плане Бевир едва ли чем-то выделяется на фоне своих коллег-документалистов. «Вселенная Стивена Кинга» скроена из многочисленных архивных кадров, вырезок газет, засвеченных видео со съемочных площадок и прочих задокументированных фактов истории непростых взаимоотношений Кинга с кинематографом. При этом сам Король ужаса на этом празднике ностальгии так и не появляется — факт, который сам по себе лишает «Вселенную Стивена Кинга» главной опоры и центрального звена. Вся информация о писателе передается через третьих лиц, что создает пусть и комплиментарный, но всё еще крайне искаженный портрет личности, творчество которой спонсировало не одно детство.
Режиссер Фрэнк Дарабонт
Во время просмотра можно узнать о том, какие чувства испытывал Фрэнк Дарабонт («Зеленая миля», «Мгла»), впервые взявший в руки том «Побега из Шоушенка», почему «Темная башня» так важна для Джоша Буна («Противостояние»), с какими страхами столкнулся Мик Гэррис («Лунатики») во время съемок новой версии «Сияния» и как двухтомник «Оно» вдохновил Майка Флэнегана («Игра Джеральда», «Доктор Сон»). Режиссер «1408» Микаэль Хофстрём рассказывает, как применил самый зловещий реквизит со съемок «Сияния» Стэнли Кубрика, а Тод Уильямс («Мобильник») проводит параллели между событиями в книгах Кинга и будущим Америки. Все эти истории не лишены смысла и определенно способны дать зрителям пищу для размышлений, однако главной потребности аудитории «Вселенная Стивена Кинга» всё же не закрывает и о видении самого автора ничего не говорит.
Бевир пытается раскрыть основные тезисы творчества Кинга без участия главного виновника торжества, опираясь на всем известные хайлайты его жизни: отношения с супругой Табитой, затяжную депрессию, многолетнюю борьбу с алкоголизмом, а также жуткую автомобильную аварию, произошедшую в 1999 году. Всё это в той или иной степени сформировало Кинга как человека, а значит, и повлияло на него как на писателя. Автобиографичность текстов Кинга, его умение завуалировать собственные страхи в яркие, сверхъестественные метафоры описывается в фильме как нечто уникальное, породившее в кинематографе новое понимание жанра ужасов. На самом деле Кинг никогда не был первопроходцем в психологизме хоррора, однако делал он это гораздо лучше других, менее известных авторов. Трудолюбие Кинга, его особый подход к работе — тот фактор, который был в фильме осознанно упущен в связи с существованием романа «Как писать книги». Однако в контексте обсуждения его экранизаций этот момент имеет достаточно важное значение.
Несмотря на то что «Вселенная Стивена Кинга» выстроена вокруг конкретного человека, о личности писателя в картине говорят крайне мало — Бевир слишком боится разрушить идеализированный образ Кинга, особенно в диалоге с его преданными фанатами — не только по ту, но и по эту сторону экрана. Однако чрезмерная ангажированность делает фильм парадоксально однополярным — то, что Стивен Кинг — настоящий мастер своего дела, и так знают все. Тем, кто включит «Вселенную Стивена Кинга» ради эксклюзива, тоже едва ли будет чем поживиться — некоторые режиссерские байки (например, рассказ Дарабонта о работе над «Зеленой милей») могут показаться действительно интересными, но большая часть из них — лишь претенциозные размышления о непоколебимом величии таланта Кинга.
Текст: Оля Смолина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
436