homobrut14
Критический реализм Федора Достоевского: уточнение ( 1 фото )
Кажется, большинство возмущённых комментаторов предыдущего поста (многих поклонников Федормихалыча мне пришлось забанить за их поистине лебядкинские выходки) не поняли сути дела – вероятно, они просто не читали книг Достоевского. Поясню.
Достоевский всё прекрасно знал и про необходимость регистрации проституток и про «желтый билет» и про неизбежные драки Сонечки с другими уличными проститутками, но он просто умолчал об этом ради стёба над читателями. Достоевский был учеником и поклонником Николая Гоголя, который стебался над читателями ничуть не менее изощрённо. Например, Гоголь описал в «Мертвых душах» несчастного Плюшкина так, чтобы вызвать у читателя и презрение и отвращение по отношению к доброму одинокому старику, сломанному жизнью. Или, скажем, он остроумно и с неподражаемой злобностью высмеял Манилова за то, что тот, после нескольких лет брака, по-прежнему отчаянно влюблён в свою жену, как мальчишка. Гоголь был мастер пробуждать у читателя дурные чувства и сеять в душах читателей семена зла и ненависти. Достоевский полностью перенял эту методу своего мастера, но превратил её в виртуозный абсурд.
Ничтожный болван Мышкин навязывается читателю, как воплощение Христа, агрессивные развратницы, глупые курицы Настасья Филипповна и Грушенька подаются, как некие духовные светочи, страдающие, но не утратившие «душу живу»... Ну, и тупая эгоистичная ханжа Сонечка Мармеладова, способная бросить маленьких детей на произвол судьбы, преподносится автором, как идеал милосердия и самоотречения. Сам-то Достоевский всё прекрасно понимает. Он не скрывает от читателей негативные аспекты описываемых фигур. Но при этом очень ловко навязывает совершенно произвольные, идущие в разрез с описываемым, интепретации происходящего.
Вот, на клетке слона написано «буйвол». Чему вы поверите – своим глазам или надписи? – спрашивает Достоевский своих читателей. Читатели безоговорочно верят надписи и это проявление человеческой глупости, надо полагать, немало веселит Федора Михайловича.
Достоевский всё прекрасно знал и про необходимость регистрации проституток и про «желтый билет» и про неизбежные драки Сонечки с другими уличными проститутками, но он просто умолчал об этом ради стёба над читателями. Достоевский был учеником и поклонником Николая Гоголя, который стебался над читателями ничуть не менее изощрённо. Например, Гоголь описал в «Мертвых душах» несчастного Плюшкина так, чтобы вызвать у читателя и презрение и отвращение по отношению к доброму одинокому старику, сломанному жизнью. Или, скажем, он остроумно и с неподражаемой злобностью высмеял Манилова за то, что тот, после нескольких лет брака, по-прежнему отчаянно влюблён в свою жену, как мальчишка. Гоголь был мастер пробуждать у читателя дурные чувства и сеять в душах читателей семена зла и ненависти. Достоевский полностью перенял эту методу своего мастера, но превратил её в виртуозный абсурд.
Ничтожный болван Мышкин навязывается читателю, как воплощение Христа, агрессивные развратницы, глупые курицы Настасья Филипповна и Грушенька подаются, как некие духовные светочи, страдающие, но не утратившие «душу живу»... Ну, и тупая эгоистичная ханжа Сонечка Мармеладова, способная бросить маленьких детей на произвол судьбы, преподносится автором, как идеал милосердия и самоотречения. Сам-то Достоевский всё прекрасно понимает. Он не скрывает от читателей негативные аспекты описываемых фигур. Но при этом очень ловко навязывает совершенно произвольные, идущие в разрез с описываемым, интепретации происходящего.
Вот, на клетке слона написано «буйвол». Чему вы поверите – своим глазам или надписи? – спрашивает Достоевский своих читателей. Читатели безоговорочно верят надписи и это проявление человеческой глупости, надо полагать, немало веселит Федора Михайловича.
Взято: Тут
197