Flamesong
«Кто убил BlackBerry»: Минута славы аутсайдеров ( 4 фото )
В российский прокат вышел необычный байопик «Кто убил BlackBerry» — история взлета и падения некогда известной компании по производству смартфонов. Премьера картины прошла в основном конкурсе Берлинского фестиваля. За режиссуру отвечает Мэтт Джонсон, который также сыграл одну из главных ролей. Фильм о создании продвинутого телефона далек от классических биографических картин из жизни замечательных людей. Объясняем, почему работа Джонсона о технологических гениях и цене славы заслуживает внимания.
Кадр из фильма «Кто убил BlackBerry», реж. Мэтт Джонсон, 2023
В 1990-е происходит технологическая революция: друзья и сооснователи небольшой фирмы из Канады Майк (Джей Барушель) и Даг (Мэтт Джонсон) пытаются продать разработку, которая представляет собой объединение телефона и компьютера. Проблема в том, что молодым людям совершенно не хватает предпринимательской жилки. Но в их идею поверил делец Джим Балсилли (Гленн Хауэртон), который совсем скоро занимает должность содиректора компании и заставляет сотрудников всерьез взяться за работу. Объединив усилия, неуверенный в себе Майк и амбициозный Джим начинают двигаться к успеху. Уже к началу нового тысячелетия BlackBerry становится лидером продаж и маркером престижа. Так продолжалось до тех пор, пока на рынке не появился сильный конкурент — iPhone.
«Кто убил BlackBerry» — первый многомиллионный проект канадского постановщика Мэтта Джонсона, который до этого был известен как автор маленьких новаторски сделанных независимых фильмов. Режиссер успел прославиться в узких кругах веб-сериалом «Шоу группы „Нирвана“», мокьюментари-драмой «Гаденыши» и конспирологическим триллером «Операция „Лавина“».
Фильмы о больших компаниях занимают отдельную полку в жанре биографического кино. Только в этом году состоялись релизы двух подобных картин — «Тетриса» с Тэроном Эджертоном и Никитой Ефремовом в главных ролях и «Air: Большой прыжок» — проекта Бена Аффлека о сделке, которая подняла Nike на новый уровень. История BlackBerry настолько кинематографична, что, кажется, экранизация была лишь вопросом времени. Новаторское изобретение, как яркая вспышка, в мгновение озарило мир, но с той же быстротой угасло. То, что сегодня выглядит повседневным — возможность отправлять электронные сообщения через телефон, — стало явью именно благодаря причудливым вундеркиндам из компании Research In Motion. Быть может, Майк Лазаридис не столь известен, как Стив Джобс или Марк Цукерберг, но, поверьте, биография канадца не менее интересна.
Название фильма и современные реалии (едва ли у кого-нибудь сегодня в сумочке найдется BlackBerry) дают понять, что перед нами не столько история завоевания мира, сколько зарисовка большого провала. Именно печальный тон отличает работу Джонсона от других картин жанра. Талантливые гики обязательно заработают свой миллион, но удержаться на вершине славы — задача не из простых. Особенно когда на сцену уверенным шагом выходит человек в черном бадлоне со смартфоном в руках, который отменяет кнопочные телефоны и навсегда меняет повседневность людей. Неординарность картины бросается в глаза и благодаря визуальным приемам. Режиссер использует метод мокьюментари: камера движется неравномерно и создает ощущение подглядывания за главными героями (вспомните ситком «Офис»). Также автор постоянно использует забавное зумирование, как бы выхватывая эпизоды из будничной жизни компании.
По мере развития сюжета персонажи и атмосфера внутри фирмы меняются на 180 градусов. В начале Майк, его лучший друг Даг и другие неопытные сотрудники представляют собой подающих надежды юношей, которые любят копаться в проводах, цитировать «Звездные войны» и устраивать киновечера. В офисе витают заоблачные мечты, звучат звуки видеоигр и чувствуется бурлящая молодость. С появлением Джима — белого воротничка и капиталиста — беспорядочность и дух бунтарства исчезают. Всякого рода развлечения отменяются, вместо них приходят дисциплина и вечная погоня за успехом. Оказывается, чтобы покорить человечество, нужно по щелчку пальцев повзрослеть.
Именно попытка всё время быть первым становится причиной возникновения трещин — в компании, дружбе, психологическом состоянии Майка. Даг — весельчак и немного бездельник, который не особенно понимает изматывающую охоту за трендами. Майк, напротив, из застенчивого и принципиального изобретателя превращается в винтик системы, которому необходимо постоянно двигаться вперед, чтобы обогнать конкурентов и не застрять в прошлом. Занятно, как Мэтт Джонсон показывает эволюцию Лазаридиса: если, например, вначале герой критикует решения дешево собирать товары в Китае, то в конце основатель компании уже готов пойти на подобные уступки.
Трагическая история BlackBerry — зеркало капитализма. Одна новаторская вещь заменяет другую, неугомонный потребитель не может устоять от очередного товара, чтобы ни в коем случае не отстать от окружающих. Майк Лазаридис и его приятели включились в нескончаемую гонку и стали частями системы, но им не удалось долго оставаться на плаву. Герой Гленна Хауэртона произносит фразу, которая могла бы стать слоганом фильма: «Хочешь быть великим — надо идти на жертвы». Увы, как показывает пример BlackBerry, даже жертвенность не всегда обеспечивает голливудский финал.
Текст: Гульназ Давлетшина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Кадр из фильма «Кто убил BlackBerry», реж. Мэтт Джонсон, 2023
В 1990-е происходит технологическая революция: друзья и сооснователи небольшой фирмы из Канады Майк (Джей Барушель) и Даг (Мэтт Джонсон) пытаются продать разработку, которая представляет собой объединение телефона и компьютера. Проблема в том, что молодым людям совершенно не хватает предпринимательской жилки. Но в их идею поверил делец Джим Балсилли (Гленн Хауэртон), который совсем скоро занимает должность содиректора компании и заставляет сотрудников всерьез взяться за работу. Объединив усилия, неуверенный в себе Майк и амбициозный Джим начинают двигаться к успеху. Уже к началу нового тысячелетия BlackBerry становится лидером продаж и маркером престижа. Так продолжалось до тех пор, пока на рынке не появился сильный конкурент — iPhone.
«Кто убил BlackBerry» — первый многомиллионный проект канадского постановщика Мэтта Джонсона, который до этого был известен как автор маленьких новаторски сделанных независимых фильмов. Режиссер успел прославиться в узких кругах веб-сериалом «Шоу группы „Нирвана“», мокьюментари-драмой «Гаденыши» и конспирологическим триллером «Операция „Лавина“».
Фильмы о больших компаниях занимают отдельную полку в жанре биографического кино. Только в этом году состоялись релизы двух подобных картин — «Тетриса» с Тэроном Эджертоном и Никитой Ефремовом в главных ролях и «Air: Большой прыжок» — проекта Бена Аффлека о сделке, которая подняла Nike на новый уровень. История BlackBerry настолько кинематографична, что, кажется, экранизация была лишь вопросом времени. Новаторское изобретение, как яркая вспышка, в мгновение озарило мир, но с той же быстротой угасло. То, что сегодня выглядит повседневным — возможность отправлять электронные сообщения через телефон, — стало явью именно благодаря причудливым вундеркиндам из компании Research In Motion. Быть может, Майк Лазаридис не столь известен, как Стив Джобс или Марк Цукерберг, но, поверьте, биография канадца не менее интересна.
Название фильма и современные реалии (едва ли у кого-нибудь сегодня в сумочке найдется BlackBerry) дают понять, что перед нами не столько история завоевания мира, сколько зарисовка большого провала. Именно печальный тон отличает работу Джонсона от других картин жанра. Талантливые гики обязательно заработают свой миллион, но удержаться на вершине славы — задача не из простых. Особенно когда на сцену уверенным шагом выходит человек в черном бадлоне со смартфоном в руках, который отменяет кнопочные телефоны и навсегда меняет повседневность людей. Неординарность картины бросается в глаза и благодаря визуальным приемам. Режиссер использует метод мокьюментари: камера движется неравномерно и создает ощущение подглядывания за главными героями (вспомните ситком «Офис»). Также автор постоянно использует забавное зумирование, как бы выхватывая эпизоды из будничной жизни компании.
По мере развития сюжета персонажи и атмосфера внутри фирмы меняются на 180 градусов. В начале Майк, его лучший друг Даг и другие неопытные сотрудники представляют собой подающих надежды юношей, которые любят копаться в проводах, цитировать «Звездные войны» и устраивать киновечера. В офисе витают заоблачные мечты, звучат звуки видеоигр и чувствуется бурлящая молодость. С появлением Джима — белого воротничка и капиталиста — беспорядочность и дух бунтарства исчезают. Всякого рода развлечения отменяются, вместо них приходят дисциплина и вечная погоня за успехом. Оказывается, чтобы покорить человечество, нужно по щелчку пальцев повзрослеть.
Именно попытка всё время быть первым становится причиной возникновения трещин — в компании, дружбе, психологическом состоянии Майка. Даг — весельчак и немного бездельник, который не особенно понимает изматывающую охоту за трендами. Майк, напротив, из застенчивого и принципиального изобретателя превращается в винтик системы, которому необходимо постоянно двигаться вперед, чтобы обогнать конкурентов и не застрять в прошлом. Занятно, как Мэтт Джонсон показывает эволюцию Лазаридиса: если, например, вначале герой критикует решения дешево собирать товары в Китае, то в конце основатель компании уже готов пойти на подобные уступки.
Трагическая история BlackBerry — зеркало капитализма. Одна новаторская вещь заменяет другую, неугомонный потребитель не может устоять от очередного товара, чтобы ни в коем случае не отстать от окружающих. Майк Лазаридис и его приятели включились в нескончаемую гонку и стали частями системы, но им не удалось долго оставаться на плаву. Герой Гленна Хауэртона произносит фразу, которая могла бы стать слоганом фильма: «Хочешь быть великим — надо идти на жертвы». Увы, как показывает пример BlackBerry, даже жертвенность не всегда обеспечивает голливудский финал.
Текст: Гульназ Давлетшина
Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.
Взято: Тут
180