Виктор

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах ( 21 фото )


Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Замочная доска мушкета XVI – XVII вв. Германия. Калибр 17,5-мм. Вес 5244,7 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«…тщеславятся мышцею пеших, надеются и на щит и на копье, и на лук и на пращу,»
Иудифь, 9:7

История в гравюрах и картинах. Мы уже не раз здесь на ВО обращались к средневековым миниатюрам из рукописных книг. И выяснили, какой это ценный исторический источник. Но вот наступил 1492 год, Колумб открыл Америку, началось Новое время (есть и другие даты его начала, но это тема для отдельной статьи), а с ним наступила и эпоха печатной литературы, причём издающейся массово и большими тиражами. В книгах появились гравюры, в том числе и цветные, и они тоже являются очень ценным историческим источником, особенно те их них, которые как раз для обучения и предназначались. Ведь неграмотных, как и раньше, было всё ещё очень много, а вот картинки понимают все. И вот сегодня мы с помощью книжной графики самого начала XVI века как раз и познакомимся с пехотинцами этого периода – чем они были вооружены, как одевались и каким образом сражались…

Ну а начать следует с того, что как здесь это уже отмечалось, кардинальный сдвиг был обусловлен в первую очередь развитием огнестрельного оружия: вооруженный им стрелок из крестьян мог запросто сбить с коня, а то и убить любого рыцаря в самых совершенных доспехах. При этом его совсем не надо было долго обучать!

Причём развитие огнестрельного оружия шло достаточно быстро, хотя в силу инерции мышления далеко не все это замечали. Между тем, если в начале к первым «огненным трубкам» горящий фитиль для воспламенения подносили щипцами, а то и вовсе использовали раскалённый металлический прут, то уже где-то к 1439 году* были созданы первые фитильные замки.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Примитивное фитильное оружие начала XV в. Внизу литой бронзовый стволик от такого оружия, найденный в Швеции. Рисунок А. Шепса

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Сражение у Эрленбаха 13 октября 1444 г. Иллюстрация из «Бернской хроники» Диболда Шиллинга Старшего (1470). Швейцарские фотохроники, Atlantis Verlag, Цюрих, 1941 г. Слева хорошо видны два стрелка, вооруженные явно огнестрельным оружием, причём с фитильным замком

Уже в 1475 году в «Книге огненного дела» оружейного мастера Мартина Мерца появился схематический рисунок очень простого фитильного замка, что позволяет говорить о его массовом распространении.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Вот так выглядели первые образцы ручного огнестрельного оружия с фитильными замками (вверху). Филипп Мёнх, «Военная книга». Гейдельберг, 1496 г. Библиотека Гейдельбергского университета

Действительно, ничего сложного в его конструкции не было, так что сделать его было по силам практически любому кузнецу. Основой его была металлическая пластина («замочная доска») с пороховой полкой (небольшой емкостью в форме чашечки, в которую насыпали затравочный порох), которая располагалась так, чтобы вплотную подходить к боковому отверстию в стволе. На замочной доске крепился рычаг S-образной формы, в верхнем конце которого находился зажим для фитиля, а нижний, изогнутый в сторону приклада, выполнял функцию спускового крючка. Зажим с фитилем, то есть курок, подпирался пластинчатой пружиной. Теперь для того чтобы произвести выстрел, требовалось насыпать порох в ствол и на пороховую полку, зажечь фитиль, закрепить его в зажиме курка и… нажать на спусковой рычаг. Тот преодолевал сопротивление пружины и опускал курок с горящим фитилем на полку. Находящийся там порох вспыхивал и через отверстия поджигал порох в стволе – после чего происходил выстрел. Курок после этого, так как нажим на спуск прекращался, под действием пружины возвращался в прежнее положение.

Интересно, что из оснащённого таким замком ружья можно было поразить цель в человеческий рост на расстоянии в 40 метров! Это было меньше, чем дальность выстрела из арбалета, однако сам арбалет был конструктивно сложнее. К тому же в нём присутствовала такая ответственная деталь, как лук, а также требовавшая постоянного внимания тетива. Фитильные замки как на Западе, так и на Востоке были устроены примерно одинаково. Разница была лишь в том, что в европейских странах курок двигался от стрелка к стволу, а в азиатских направление движения курка было обратным, то есть в сторону стрелка.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Фитильный мушкет XVI в. из Германии. Для украшения использованы такие породы древесины, как орех и красный бук, а из других материалов – латунь, кость и перламутр. Общая длина 160,3 см, длина ствола 121,6 см. Калибр 17,7 мм. Вес 6150 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Главным преимуществом фитильного замка было то, что он позволял стрелку лучше прицелиться, а его спуск был более быстрым, чем у арбалета, что уменьшало возможность смещения оружия во время выстрела. Кстати, помимо нажимного фитильного замка, существовал и более сложный, стопорный, с приводом курка от пружины. Перед выстрелом его нужно было отвести назад, а спускался он нажимом на боковую кнопку! Чтобы защитить пороховую полку от ветра, для неё была придумана особая откидная либо сдвигающаяся в сторону крышка. Громоздкий спусковой рычаг со временем заменили спусковым крючком, для защиты которого была придумана спусковая скоба.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Фитильный мушкет XVI – XVII вв. Германия. Калибр 17,5-мм. Вес 5244,7 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Естественно, что у фитильного оружия были и недостатки. В частности, из фитильного ружья нельзя было стрелять в дождь, а в сильный ветер стрельба из него могла быть крайне затруднительной. Много сил и внимания отнимала и возня с фитилем. Некоторые из этих недостатков удалось преодолеть в начале XVI века, когда появился так называемый колесцовый замок, имевший предком огниво с колесиком, производившее сноп искр за счёт его вращения. Считается, что его изобрёл Леонардо да Винчи, поскольку среди его рисунков было найдено изображение подобного замка. Но так как есть и другие его изображения, например, рисунок в рукописи Мартина Лёфельхольца от 1505 года, то, скорее всего, он всего лишь усовершенствовал то, что до него уже было.

В колесцовом замке вместо фитиля в губки курка зажимался пирит** или кусочек кремня. Перед выстрелом он откидывался в сторону ствола, а при нажатии на спусковой крючок опускался на зубчатое колесико на замочной доске, проходившее через полку с порохом.

Колесо же соединялось с пружиной и заводилось на один оборот при помощи специального ключа. Запиралось оно стопором-шепталом, соединённым со спусковым крючком, так что достаточно было на него нажать, чтобы колесо быстро провернулось и за счёт трения о пирит высекло бы сноп искр. Искры попадали на пороховую полку, и после этого следовал выстрел. Кстати, сама полка имела уже крышку, защищавшую порох от ветра и дождя. Сдвигалась она автоматически в момент выстрела.

Такой замок был значительно сложнее фитильного, и в нём было больше деталей, но зато он не требовал постоянно горящего фитиля, позволял долго хранить оружие в положении готовности к выстрелу, и, наконец, свободно действовать таким оружием одной рукой. И если фитильный замок позволил массово вооружить пехоту фитильными ружьями, то вот пистолет появился именно благодаря этому замку.

Тогда же, а именно в 20-30-е годы XVI века, появился и кремнёвый ударный замок. Известны такие замки были в Швеции, Германии, а также в Италии. В северной Европе их называли «шнапхан» («снэпхан»), то есть «ударяющий курок», что непосредственным образом описывает суть его конструкции. В нём курок с кремнем или пиритом не прижимался к колесику, высекающему искры, а ударял по огниву Г-образной формы. От удара оно отбрасывалось, а сноп искр попадал на порох на полке и вызывал его воспламенение, а тот в свою очередь воспламенял порох в стволе.

В течение века появилось множество вариантов этого замка – шведский, голландский, английский, итальянский и испанский, а также русский, скандинавский и турецкий, арабский и кавказский. То есть во многих странах его пытались приспособить для своих нужд и в чём-то по-своему усовершенствовать. Наибольшее распространение они получили во второй половине XVI века и массово применялись в течение всего XVII-го. Но шнапхан не отменил ни фитильного, ни колесцового замка. Фитильные замки в силу своей дешевизны применялись в пехоте, а колесцовые ставили на пистолеты и охотничьи ружья дворянской знати. Причём колесный замок на протяжении двух с половиной веков с момента своего появления на свет изменился крайне незначительно. Так, колесо, раньше находившееся снаружи, сначала закрыли крышкой, а затем и вовсе убрали под замочную доску. Появились даже замки без ключа, в которых взведение колеса происходило от нажатия на спусковой крючок. Был придуман шнеллер, снижавший усилие на спусковом крючке, и предохранитель, с которым стало возможно безопасно хранить тот же заряженный пистолет в кобуре.

Наиболее массовым видом огнестрельного оружия в XVI веке стала аркебуза, достаточно лёгкое ружье, которое можно было удерживать двумя руками и стрелять из него с плеча, и мушкет, который был более тяжёлым, так что стрелять из него приходилось, опирая его на подставку – фуршет или форкет. Мушкеты имели длину до 180 см, ствол длиной 140 см и калибр около 20 мм***. Пули были круглыми и отливались из свинца. Убойная сила такой пули была исключительно велика – на расстоянии в 150 м она насквозь пробивала рыцарские доспехи. Что касается аркебузы, то существует множество предположений относительно того, откуда появилось это название. От итальянского ли arcbibuso, произошедшего от искажённого голландского hakebusse, которое в свою очередь произошло от германского слова hakenbuchsen, что означало – «ружье с крюком». То есть первые аркебузы применяли в качестве крепостных ружей, а стреляли, зацепившись имевшимся на них крюком за зубцы, чтобы компенсировать отдачу. Другое объяснение, что приклад у первых аркебуз был в форме крюка, отсюда и это название.

Происхождение слова «мушкет» так и не выяснено. Возможно, что в его основе лежит испанское слово mosca – «искры» или же французское – moschet – «мошет» (как раз так и назывался мушкет на старофранцузском языке). Как бы там ни было, но уже в 1524 году их активно использовали испанцы, в частности, в битве при Павии, где их пули пробивали самые лучшие рыцарские доспехи.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Пороховница из Аугсбурга или Нюрнберга, ок. 1570-1600 гг., совмещённая с механическими и солнечными часами, патронником, натруской и компасом! На поверхности пороховницы изображена сцена штурма стен Нового Карфагена римским полководцем Сципионом, основанная на гравюре 1539 года Георга Пенца (1500–1550) из Нюрнберга. Материалы – сталь, дерево, слоновая кость. Длина 41,6 см. Калибр пуль 13,4 мм. Вес 1587,6 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Кроме самого оружия и пуль к нему, стрелок должен был носить на себе пороховницу с крупнозернистым порохом, чтобы засыпать его в ствол, и пороховницу-натруску для мелкозернистого пороха, насыпавшегося на пороховую полку. Затем – пороховницу деревянными патронами в виде трубочек из древесины с крышками, обтянутых тонкой кожей, с заранее отмеренными пороховыми зарядами. Двенадцать таких патронов (в разговорной речи их называли «12 апостолов»), которые крепились на широком кожаном ремне – бандельере, носимом через плечо, считались вполне достаточным боекомплектом для боя. Более мелкий порох находился в отдельной пороховнице – натруске. Со временем и от неё отказались, а порох начали применять один и тот же в обоих случаях, но на дне чашечки на полке сделали крестообразный выступ, чтобы на нём можно было бы прямо пальцем растереть крупнозернистый порох в мелкую пыль. Деревянные патроны заменили на бумажные, хранящиеся в сумке. Но это произошло уже во второй четверти XVII века. Тогда же их стали хранить в кожаном подсумке на боку. Причём данная инновация позволила увеличить их количество до 30 штук.

Так что уже в начале XVI века «самыми главными людьми» в пехоте сделались два человека – стрелок-мушкетер, вооруженный тяжелым мушкетом, и его защитник от атак кавалерии на то время, пока он заряжал своё оружие, – копейщик-пикинер, главным оружием которого была длинная, до 5 метров пика. Длина её в любом случае превышала длину кавалерийского копья, поэтому конным латникам с копьями было очень трудно прорваться через их построения, ощетинившиеся рядами длинных и острых пик, которыми пикинеры в первую очередь стремились поражать их лошадей!

Естественно, что и тех, и других требовалось обучать. И, соответственно, тут же появились и обучающие воинской премудрости книги. В частности, в Голландии на рубеже XVI-XVII веков была издана очень любопытная книга, которая так и называлась: «Упражнения с оружием для аркебуз, мушкетов и пик». Текст её содержал 117 цветных гравюр, подробно поясняющих действия европейского солдата-пехотинца того времени. Из них действиям аркебузиров было посвящено 42 иллюстрации, мушкетеров – 43 и пикинеров – 32 соответственно. Практически это была пошаговая инструкция, доступная даже самому неграмотному человеку.

Учебник был очень популярен и разошёлся в сотнях экземпляров, причём на сегодня от нескольких его изданий сохранилось более десятка книг****. Автором иллюстраций к этой книге был Якоб де Гейн Второй, голландский художник, а вот имени автора текста история нам не сохранила.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Вот её титульный лист, 1607 г. Гаага. Рейксмюсеум, Амстердам

Обычно мушкетеры доспехов не носили, поскольку они были и так достаточно тяжело нагружены своим вооружением. Аркебузиры могли иметь шлем с небольшими полями – кабассет. А вот пикинеры в расчёте на схватку с кавалеристами носили и шлемы, и кирасы, и пластинчатые набедренники, закрывавшие ноги до середины бедра. Испанцы в своих войсках применяли ещё и пехотинцев с мечами и круглыми щитами, вооруженными так для того, чтобы атаковать построения пикинеров. Но в армиях других стран это вооружение не прижилось. И мушкетеры, и пикинеры имели при себе для самообороны ещё и тяжелую шпагу, но чаще пользовались своим ружьем как тяжелой дубиной, когда брали его за ствол и били противника прикладом.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Пехотинец с мечом и щитом. Иллюстрация из книги «Упражнение со щитом и копьем», Адам ван Брин, 1616-1618 гг. Рейксмюсеум, Амстердам

Новое вооружение пехоты потребовало и новой тактики её применения. Мушкетеры Нового времени на поле боя выстраивались шеренгами в форме каре – большого четырехугольника, в котором могло быть десять и даже более рядов в глубину. Первая шеренга давала залп, затем раздваивалась в обе стороны и шла назад, заряжая на ходу свои мушкеты, а на её место выходила вторая шеренга, за ней третья и так далее. К моменту, когда начинала стрелять последняя шеренга, первая уже успевала свои мушкеты перезарядить и, заняв своё прежнее место, была готова к стрельбе. То есть в теории такое построение стрелков могло вести непрерывный огонь по противнику. Но на деле так не получалось из-за того, что поле боя скрывали густые клубы порохового дыма, делавшие прицельную стрельбу невозможной. Поэтому огонь периодически приходилось прекращать, но это время, естественно, стрелки использовали для перезарядки своего оружия.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Вот стрелок, в шлеме и без поддерживающей подставки для своего оружия. То есть, скорее всего, здесь изображён аркебузир, причём одетый по последней моде и с полным набором принадлежностей: пороховницей, натруской и мешочком для пороха на перевязи

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Вот он наполняет ствол порохом из пороховницы, удерживая оружие в левой руке

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

В правой руке у стрелка натруска. Очевидно, что он сдувает лишний порох, который он перед этим насыпал на пороховую полку…

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

А вот так он стреляет! Причём если приглядеться, то видно, что приклад он в плечо не упирает, а удерживает своё оружие на весу. Интересно, что точно так же стреляли из своих тэппо и японские самураи, получившие огнестрельное оружие в 1543 году

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Доспехов нет, бандельер с 12 зарядами через плечо, в руке подставка с вилкой на конце. Перед нами явно мушкетер. К тому же одетый по последней голландской моде в узкий камзол и пухлые штаны-дыни

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Здесь очень хорошо видно, как он засыпает порох на полку из небольшой пороховницы-натруски

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Работая шомполом, забивает пулю в ствол. Но почему оружие на весу? Почему не поставит приклад на землю?

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

И опять приходится возиться к горящим фитилем… Причём горит он у всех стрелков на этих гравюрах одновременно с двух концов!

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Здесь показан момент выстрела, но трудно с уверенностью сказать, прижат у него приклад к груди или же нет

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Пикинер в полном вооружении. Точь-в-точь как из музея Хиггинса

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

А вот это его основная боевая стойка. Пика удерживается левой рукой, упирается в землю и прижимается ногой, а правой рукой требовалось выхватить из ножен тяжелую валлонскую шпагу и… подрубать ей ноги лошадям!

Пикинеры в это время стояли на флангах. Во время кавалерийской атаки они выходили вперёд и своими длинными пиками не давали возможности всадникам пробиться к мушкетерам, которые были опасны издали, но вот в непосредственной схватке с конницей были перед ней практически безоружны.

Пехотинцы XVI века на гравюрах и на картинах история

Бой мушкетеров вместе с пикинерами. Себастьян Вранкс (1573–1647). Частная коллекция

*В Городской книге города Братислава есть запись о выплате замочным кузнецам денег за «два замка для воспламенения». То есть мастера, делавшие в то время запоры, очень быстро переключились и на изготовление замков для ручного огнестрельного оружия.
**Пирит (в переводе с греческого «камень, высекающий огонь»), серный колчедан.
***В 1600 году аркебуза в среднем весила 5 кг и стреляла пулей весом 25 г. Мушкет же весил 8-10 кг, а пуля к нему – 50-60 г.
****Известны издания на датском, голландском, английском, французском и немецком языках 1607, 1608, 1609, 1619 гг. Первое многоязычное издание, включавшее тексты на французском и немецком языках, было опубликовано во Франкфурте в 1609 году. В этом издании сложные гравюры де Гейна заменены упрощёнными, почти грубыми иллюстрациями неизвестного гравера, а описания помещены рядом с иллюстрациями. Издания, содержащие текст на четырех языках, появились в последующие годы (включая 1619 г.).

Продолжение следует...

Автор:Вячеслав Шпаковский

Взято: Тут

+74197
  • 0
  • 2 847
Обнаружили ошибку?
Выделите проблемный фрагмент мышкой и нажмите CTRL+ENTER.
В появившемся окне опишите проблему и отправьте уведомление Администрации.
Нужна органическая вечная ссылка из данной статьи? Постовой?
Подробности здесь

Добавить комментарий

  • Внимание!!! Комментарий должен быть не короче 40 и не длиннее 3000 символов.
    Осталось ввести знаков.
    • angelangryapplausebazarbeatbeerbeer2blindbokaliboyanbravo
      burumburumbyecallcarchihcrazycrycup_fullcvetokdadadance
      deathdevildraznilkadrinkdrunkdruzhbaedaelkafingalfoofootball
      fuckgirlkisshammerhearthelphughuhhypnosiskillkissletsrock
      lollooklovemmmmmoneymoroznevizhuniniomgparikphone
      podarokpodmigpodzatylnikpokapomadapopapreyprivetprostitequestionrofl
      roseshedevrshocksilaskuchnosleepysmehsmilesmokesmutilisnegurka
      spasibostenastopsuicidetitstorttostuhmylkaumnikunsmileura
      vkaskewakeupwhosthatyazykzlozomboboxah1n1aaaeeeareyoukiddingmecerealguycerealguy2
      challengederpderpcryderpgopderphappyderphappycryderplolderpneutralderprichderpsadderpstare
      derpthumbderpwhydisappointfapforeveraloneforeveralonehappyfuckthatbitchgaspiliedjackielikeaboss
      megustamegustamuchomercurywinnotbadnumbohgodokaypokerfaceragemegaragetextstare
      sweetjesusfacethefuckthefuckgirltrolltrolldadtrollgirltruestoryyuno