Наш ответ Marvel и «Чужому»: 10 российских фантастических фильмов ( 11 фото )

Это интересно

Научная фантастика, пришельцы и супергерои — ничто западное не чуждо российскому зрителю. Кинематографисты нашей страны уже не один десяток лет пытаются снять кино с размахом Голливуда и одновременно отечественным колоритом. Можно вечно спорить, насколько им это удается, но для начала нужно посмотреть 10 фантастических фильмов, которые вошли в историю российского кинематографа.


Кадр из фильма «Обитаемый остров», реж. Фёдор Бондарчук, 2008

«Окно в Париж»


Музыкальный педагог Николай Чижов (Сергей Дрейден) переезжает жить в петербургскую коммуналку, где его новый сосед Николай Горохов (Виктор Михайлов) предлагает бурно отметить новоселье. Во время вечеринки они случайно обнаруживают спрятанное за шкафом окно, которое ведет… в Париж. Позже они выясняют, что мистическое окно открывается всего раз в несколько лет и вскоре вновь закроется. Горохов с семьей решают не терять времени даром и разворачивают бурную деятельность, а тем временем случайно попавшая в Петербург француженка с ужасом знакомится с Россией.

Двухсерийная комедийная фантастика была снята в далеком 1993 году, но до сих пор не потеряла свою актуальность. Во-первых, перед нами очень комичная иллюстрация разницы между российским и европейским менталитетами. Во-вторых, несмотря на всю фантасмагорию, это очень правдивая и честная картина, которая предлагает самоиронию вместо бессмысленных страданий. В-третьих, фильм сатирически отвечает на злободневный вопрос: а точно ли хорошо там, где нас нет?

«Ночной дозор»


С незапамятных времен воины света ловили ведьм и колдунов, истязающих род человеческий, но однажды у них на пути встали силы тьмы. Никто не уступал в кровопролитной войне, пока обе стороны не поняли, что их силы равны. Тогда они заключили перемирие, создали Дневной дозор и Ночной дозор, чтобы ни добрые, ни злые дела не совершались без присмотра. Но через 1000 лет придет великий Иной, который встанет на сторону зла, а мир погрузится во тьму. Прошло много лет, в современной Москве под ударом оказывается хрупкий мир между светлыми и темными, когда вампир Андрей (Илья Лагутенко) выбирает в жертву маленького мальчика. В то же время над столицей появляется воронка, из-за которой в жизни обычных людей происходят ужасающие события.

«Ночной дозор» — экранизация одноименного романа Сергея Лукьяненко, режиссером которой выступил Тимур Бекмамбетов. В начале 2000-х картина стала настоящим событием, ее считают первым отечественным блокбастером. На революционные на тот момент спецэффекты было потрачено 200 тысяч долларов, а на рекламную кампанию — еще миллион. Положительно об этом фильме отозвался даже Квентин Тарантино. Спустя полтора года после выхода первой части на большие экраны вышло продолжение — «Дневной дозор».

«Первые на Луне»


Группа документалистов расследует запуск первой ракеты в космос. Оказывается, что под грифом «совершенно секретно» в середине 30-х годов в СССР была спроектирована ракета и собрана команда из четырех человек, которые должны были первыми отправиться на Луну. Но всего спустя несколько минут после запуска связь с экипажем оборвалась. Власти принимают решение стереть эту операцию из истории отечества. Только спустя множество лет журналистам удается по кусочкам восстановить картину событий тех лет.

Для особо впечатлительных стоит в первую очередь уточнить, что «Первые на Луне» — это псевдодокументальный фильм, как бы реалистично он ни смотрелся. Режиссер картины Алексей Федорченко успел набить руку на неигровых лентах «Давид» и «Дети Белой могилы», поэтому ему не составило труда создать иллюзию, будто мы смотрим склеенные документальные кусочки того времени, вместе с тем приходя к сенсационному открытию. Тем не менее «Первые на Луне» являются для Федорченко первым игровым проектом. И, по словам режиссера, в фильме есть не более пяти процентов реальной хроники.

Смотреть в Okko

«Черная молния»


На день рождения молодой парень Дима (Григорий Добрыгин) получает от отца автомобиль «Волга». Дима начинает работать курьером, чтобы сменить устаревшую машину на «мерседес», который куда больше понравится симпатичной однокурснице Насте (Екатерина Вилкова). Но однажды он совершенно случайно узнаёт, что его древняя машина умеет вполне бодро летать. Так Дима начинает зарабатывать большие деньги, попросту облетая московские пробки и быстро доставляя цветы. Пока трагический случай не вынуждает его задуматься о том, что специфическую способность автомобиля стоит использовать, чтобы помогать людям в беде.

«Черная молния» — дебютный российский супергеройский фильм. Да-да, отечественная машина со сверхспособностями была первой в своем роде, еще до «Защитников» и «Майора Грома». Не имея под собой основания в виде комиксов или оригинальной идеи, авторы попросту вдохновились «Человеком-пауком». Легкость повествования, неплохой юмор и спецэффекты — хорошие качества, что удалось перенять у голливудского блокбастера. Но в то же время откровенная схожесть не дала «Черной молнии» стать успешной и уж тем более породить сиквелы. Зато по мотивам фильма были созданы две компьютерные игры.

«Обитаемый остров»


2157 год, люди забыли о войнах, голоде, терроризме и даже болезнях. Земляне открыли для себя свободные путешествия по другим планетам. Молодой московский студент Макс Каммерер (Василий Степанов) занимается обычном делом — праздно бороздит космос на своем корабле. Но из-за столкновения с астероидом он совершает вынужденную посадку на планете Саракш, которая находится в состоянии войны. Власть сосредоточена в руках Неизвестных отцов, а противостоят им так называемые выродки, не согласные с действующим режимом. Вскоре Макс начинает работать на Неизвестных отцов и узнает страшную правду о том, что происходит на этой планете на самом деле.

«Обитаемый остров» — экранизация одноименного романа братьев Стругацких, режиссером которой выступил Федор Бондарчук. Как сам Бондарчук считал в конце 2008 года, фильм и его роль прокурора в нем — лучшее, что он когда-либо сделал. Смелый антиутопический боевик действительно восхитил в свое время спецэффектами и масштабностью. Его прокат вышел за пределы России, а вскоре был создан сиквел. Но даже оба эти фактора не помогли кассовым сборам отбить внушительный бюджет, а исполнитель главной роли Василий Степанов, которому пророчили большое будущее, так и не стал звездой экранов.

Смотреть в Okko

«Хардкор»


Главный герой приходит в сознание в лаборатории, без воспоминаний о прошлом и способности говорить. Первая, кого он видит, — это Эстель (Хейли Беннетт), которая устанавливает ему механические руки и рассказывает, что его зовут Генри и они женаты. Не успевает герой осознать, что его собрали буквально по кускам и теперь он наполовину киборг, как им приходится бежать из лаборатории от появившегося там злодея Акана (Данила Козловский). Эстель в спешке говорит Генри, что если Акан завладеет ее исследованиями, то он сможет воскрешать людей и создать армию киборгов. После чего девушку похищают, а Генри отправляется на ее поиски, по пути собрав команду людей, жаждущих отомстить Акану.

Российско-американский фантастический боевик снят Ильей Найшуллером в редком стиле игры-шутера от первого лица. Столь необычный подход разделил западных и российских зрителей на два лагеря. В России затраты на производство полностью окупились, и Найшуллер получил всенародную любовь. Однако в США не удалось покрыть расходы на рекламу фильма, падение кассовых сборов было стремительным, да и пресса не была благосклонна. Тем не менее «Хардкор» по праву занял особое место в сердечках тех, кто любит экшен или компьютерную игру GTA. А вот люди, склонные к морской болезни или со слабым вестибулярным аппаратом, вряд ли смогут оценить картину — камера слишком подвижная, да и непривычно смотреть на мир вокруг глазами центрального персонажа.

Смотреть в Okko

«Притяжение»


Жители Москвы массово собираются на больших открытых пространствах, чтобы увидеть метеоритный дождь. Тем временем инопланетянин Хэкон (Риналь Мухаметов) собирается тайно прилететь на Землю для проведения исследования. Но из-за метеоритного дождя космический корабль теряет маскировку, и военная спецслужба решает сбить его. Корабль падает на район Чертаново, разрушив дома и человеческие жизни. Пока оборонная служба бездействует, школьница Юля (Ирина Старшенбаум) с друзьями обнаруживают Хэкона и узнают, как сильно его планета отличается от Земли.

Блокбастер Федора Бондарчука о первом контакте землян с инопланетным разумом был снят воистину с размахом. Над одними только визуальными эффектами работали полтора года почти три сотни художников. В итоге увлекательность и зрелищность стали главными плюсами картины, в то время как сюжет подвергался критике. Как бы там ни было, «Притяжение» является одной из немногих картин российского производства, которая заработала более миллиарда рублей в кинотеатрах страны. Также она была продана для проката в более чем 70 стран, а через несколько лет на большие экраны вышел сиквел под названием «Вторжение».

Смотреть в Okko

«Черновик»


Молодой преуспевающий геймдизайнер Кирилл (Никита Волков) внезапно становится никем. Его не узнают даже родители, в квартире живут другие люди, а в государственных службах нет о нем никакой информации. Вскоре Кирилл узнает, что его личность стерли, потому что он — избранный. Отныне он наделен сверхчеловеческими способностями, чтобы служить таможенником между множеством параллельных миров.

Экранизировать книги сложно всегда, особенно когда у истории много поклонников. Создателям картины никуда не деться от неизбежного сравнения и порой неоправданно высоких ожиданий. Вот и в случае с «Черновиком» фильм погубил собственный первоисточник, которого он недостаточно сильно придерживался. Как итог — кассовый провал и смешанные отзывы. Негативные высказывания критиков в основном касаются сценария, в то время как положительные связаны с качественными спецэффектами и бодрым повествованием, которое не даст заскучать. При этом сам Сергей Лукьяненко, автор «Черновика», положительно отзывался об экранизации своего произведения.

«Аванпост»


В недалеком будущем в один миг вся планета погрузилась в тьму. По неизвестной причине множество людей погибло, а коммуникация и свет пропали. Жизнь осталась только в центральной России, соседних балтийских странах и в некоторых частях Украины и Беларуси. Чтобы разобраться в происходящем, правительство собирает несколько разведгрупп и отправляет их в зону отчуждения. Но смогут ли простые люди одолеть таинственного врага?

«Аванпост» стал единственной картиной из России, которая вошла в программу американского фестиваля Cinequest в Силиконовой долине, объединяющего кино и высокие технологии. После его переформатировали в мини-сериал, который был продан в более чем сто стран мира. Во времена пандемии коронавируса история стала еще более актуальной. Зрители высоко оценили напряженную атмосферу, упадническое настроение и граффити с надписью «Мы все уже умерли», которые сильно перекликались с реальностью 2020–2021 годов.

«Спутник»


1983 год, советский космический корабль возвращается на Землю. Пока жители СССР ликуют, спецслужбы пытаются разобраться в том, что на самом деле произошло. Из двух космонавтов выжил только один — Константин Вешняков (Петр Федоров), и если днем он выглядит привычно, то по ночам теряет сознание, и из него выползает инопланетное существо. КГБ призывает врача-нейрофизиолога Татьяну (Оксана Акиньшина) узнать, что за новую форму жизни они обнаружили. Пытливая ученая узнает больше, чем ей стоило бы…

Из-за разгара пандемии в России премьера «Спутника» состоялась на онлайн-платформах, где всего за месяц фильм собрал миллион просмотров. А в чарте американского iTunes картина даже заняла первое место в категории «Хорроры». В то же время картину показывали на больших экранах несколько стран, а отзывы были преимущественно положительными, несмотря на очевидную схожесть с «Чужим». Позже две американские студии объединились с российскими продюсерами, чтобы снять англоязычный ремейк. Так что сейчас уже смело можно сказать, что у нашего «Спутника» международный масштаб.

Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».

Смотреть в Okko

Текст: Лилия Бариева

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.

Материал взят: Тут

Другие новости

Навигация