Cordadi
КЛИШЕ И ОСКОРБЛЕНИЯ "ПРИ ПОДДЕРЖКЕ МИНКУЛЬТА". ЗА СЧЁТ ДОСТОЕВСКОГО ( 1 фото )
KOMSOMOLSKAYA PRAVDA/GLOBALLOOKPRESS
На сцене одного из петербургских театров "при поддержке Минкульта" недавно состоялась премьера "Идиота". Своими размышлениями о либеральной постановке, Достоевском и русской идее поделился философ Никита Сюндюков.
За последние десятилетия в отечественной культурной среде стало привычным видеть бесконечную вереницу поэтов, публицистов, режиссёров, музейных сотрудников, почему-то даже не обходящих стороной тему "русского", а эксплуатирующих её в очень извращённом ракурсе. Причём такое творчество неизменно спонсируется госбюджетом.
Ведь в отличие от многих западных стран с развитой либеральной экономической моделью, где творчество превращается в исключительно коммерческую деятельность, Россия остаётся верной традициям и сохраняет такую категорию, как "культура", и в своей политической доктрине, и в бюджетном плане.
Прогрессивное свободомыслие, за которое стыдно
Наверное, одной из самых одиозных фигур российской, не сказать русской, культсреды по праву считается Кирилл Серебренников. Вот, например, кинокартина "Юрьев день": жители русской глубинки здесь недалёкие, грубые, нищие - а что ещё может сделать с человеком такая обстановка, как бы объясняет лента.
Казалось, начало специальной военной операции (СВО) должно было бы искоренить, исключить возможность создания таких картин, постановок, текстов, особенно за счёт государства. Но СВО длится уже восьмой месяц, а за подобными примерами до сих пор не надо далеко ходить. Философ, автор телеграм-канала "Лаконские щенки" Никита Сюндюков привёл своим читателям пример как раз такого "прогрессивного" свободомыслия.
Темой публикации стала постановка по роману Достоевского "Идиот" в петербургском театре "Комедианты". Как человек, не просто неравнодушный к творчеству Фёдора Михайловича Достоевского, но занимающийся его изучением на профессиональном уровне, Никита Сюндюков не мог не обратить внимания на конкретную интерпретацию.
Главный герой произведения князь Мышкин, делится впечатлениями автор, - "идеал человека, по замыслу Достоевского, - пишет статьи в "Медузу"*, не видит разницы между Христом и Шивой, читает Докинза, смеётся над идеей непорочного зачатия и рассказывает истории о попах на "Мерседесах", которые насмерть сбивают молодых женщин".
Стране нужны смыслы. Вместо них - клише и русофобия
Но и это не всё, продолжает философ: спектакль напичкан клише типа чиновников-коррупционеров, не упустил режиссёр постановки и возможности добавить русофобских шуток. Так, предметом насмешек становятся слова о "победоносной Российской армии" и фраза "Мы - русские, с нами Бог". Отметил автор блога и привычно прозвучавшее перед началом действия: "Спектакль создан при поддержке министерства культуры".
И показывают подобные либеральные - в самом дурном смысле этого слова - постановки, когда страна, общество находятся в точке экстремума и как никогда нуждаются в смыслах, настоящих смыслах, "которые кровью и потом были выстраданы нашими классиками", заключает автор.
Именно о таких смыслах, фундаментальных для русской культуры, Царьград поговорил с Никитой Сюндюковым. Достоевский - фигура для русской философии фундаментальная. Пожалуй, нет ни одного отечественного любомудра, на которого она не оказала бы влияния. Первое, что отметил собеседник, - это значимость понимания Достоевским исторической миссии России, или "русской идеи":
Он заключает её в формуле "всемирная отзывчивость" и в качестве примера упоминает Пушкина: с англичанином он англичанин, с немцем - немец, с персом - перс. Для Достоевского это свойство русской души - мессианское, оно ведёт к всепримирению обособленных национальных идей и установлению Царства Божия.
И сейчас важно говорить о том, о чём действительно писал Достоевский. Формула "всемирной отзывчивости" становится аргументом в пользу особого пути России, её особой истории, объясняет философ:
Реже вспоминают, почему именно русские наделены этим свойством. По Достоевскому, оно даровано нам благодаря упорному стремлению к покаянию. Русский народ - прежде всего народ кающийся, и именно покаяние, почитание себя последними из грешников, стремление к самоумалению и даёт русским возможность стать теми первыми, которые были последними.
_______
* "Медуза" - средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента; запрещено в России.
Взято: Тут