mirranta
В Стамбуле завершается постройка корпуса корвета для Украины ( 4 фото )

wikipedia.org/MC2 John Herman/Общественное достояние
На военно-морской верфи в турецком Стамбуле завершаются работы по формированию корпуса и надстроек будущего флагмана Военно-морских сил Украины — корвета проекта MILGEM (типа Ada), строящегося в рамках заключенного в декабре 2020 года соглашения о строительстве для ВМСУ четырех корветов данного типа. На борт корабля уже нанесен тактический номер «F211» и наименование вымпела — «Гетман Иван Мазепа», присвоенное корвету августовским указом президента Украины Владимира Зеленского. Информацию об этом 17 сентября разместил на своей странице веб-ресурс Turkish Defence Portal.
Вышеупомянутая публикация ожидаемо вызвала взрыв радости в украинских пабликах. Оправдан ли восторг киевских турбопатриотов? Постараюсь ответить на данный вопрос.
Военно-морское ничтожество
Начну издалека.
ВМСУ появились в результате раздела Черноморского флота между Москвой и Киевом после распада СССР. При этом ни технически, ни финансово Киев содержание своего флота откровенно «не тянул». Из-за этого численность корабельного состава ВМСУ стала стремительно сокращаться. Утрата же в 2014 году Крыма и Севастополя, а также значительной части еще сохранившихся к началу «Крымской весны» вымпелов ВМСУ окончательно превратила украинский «Гранд-флит» в полное ничтожество с точки зрения его боевой ценности.
Достаточно сказать, что флагманом остатков ВМСУ оказался бывший пограничный сторожевой корабль «Киров», полностью лишенный ударного вооружения, но зато пафосно переквалифицированный во фрегат и переименованный в «Гетмана Сагайдачного».

wikipedia.org/Ministry of Defense of Ukraine/CC BY-SA 2.0
Замечу, что деградация украинского ВПК после 1991 года достигла такой степени, что ВМСУ не имели возможности в Николаеве, где некогда строились советские авианесущие крейсеры водоизмещением в десятки тысяч тонн, даже нормально «откапиталить» небольшой (водоизмещение 3100 тонн) «Сагайдачный». Пафосно заложенный в 2011 году в Николаеве «первый национальный» корвет «Владимир Великий» у украинского ВПК достроить тоже не получилось. Единственным же пополнением корабельного состава ВМСУ, которое Киев смог организовать после 2014 года собственными силами, стала небольшая серия речных бронекатеров водоизмещением по 50 тонн каждый.
В таких условиях организовать пополнение ВМСУ по-настоящему боеспособными единицами киевский режим мог только за счет иностранных поставок. Довольно продолжительное время законтрактовать постройку «за кордоном» нужных катеров и кораблей у Киева по политическим и финансовым причинам не удавалось. Однако в силу усиления конфронтации Запада с Россией украинские адмиралы, в конце концов, все же получили возможность начать реализовывать свои мечты о приобретении вымпелов иностранной постройки.
Лучше синица в руке…
Своеобразной вершиной западной программы помощи ВМСУ, а точнее программы финансирования Западом своей «оборонки» с попутным возложением кредитных обременений на Киев, стало украино-турецкое соглашения 2020 года о строительстве в Стамбуле для ВМСУ четырех корветов типа Ada.
Вообще-то адмиралам ВМСУ хотелось бы заказать у турок что-то более серьезное, чем турецкие корветы проекта MILGEM водоизмещением 2400 тонн, спроектированные с оглядкой на американскую программу Littoral combat ship, получившуюся настолько неоднозначной, что построенные в ее рамках вымпелы приобрели у моряков ВМС США красноречивое прозвище «маленькие паршивые кораблики».

wikipedia.org/Mil.ru/CC BY 4.0
Плюс к этому, вооружение корветов проекта MILGEM в виде не самых современных дозвуковых противокорабельных ракет Harpoon и не самых дальнобойных зенитных ракетных комплексов вызывало у украинских экспертов вполне обоснованную критику. Однако особого выбора у ВМСУ не имелось. Турки хорошо отработали постройку корветов типа Ada. Браться за создание специально для ВМСУ нового, то есть требующего дополнительных капиталовложений проекта корабля с более мощным комплексом вооружения, турки не хотели. В то же время американские и британские «партнеры» вообще не выказывали готовности поставлять ВМСУ что-то крупнее катеров и б/у тральщиков.
В сложившейся ситуации командование ВМСУ решило, что лучше синица в руке, чем журавль в небе, и подписало с турецкой стороной соглашение о постройке в Стамбуле для Украины четверки корветов проекта MILGEM. 7 сентября 2021 года состоялась церемония официальной закладки первого из них — будущего «Гетмана Ивана Мазепы». Головным подрядчиком в строительстве корветов для Украины выступила турецкая государственная проектно-конструкторская компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. Я не просто так отметил, что турки хорошо отработали постройку корветов типа Ada. Уже в 2022 году головной корвет проекта MILGEM, строящийся для ВМСУ, должен был быть спущен на воду.
Но еще до этого «светлого момента» грянула специальная военная операция России по демилитаризации и денацификации Украины.
Застрянет до окончания СВО
После 24 февраля 2022 года, используя свое подавляющее преимущество в силах и средствах, ВС РФ очень быстро нейтрализовали ВМСУ, либо уничтожив украинские вымпелы, либо заставив их прятаться в портах. Устроенный русскими погром вызвал среди украинских моряков такую панику, что они, во избежание захвата флагмана ВМСУ противником, самостоятельно затопили «Гетмана Сагайдачного» в Николаеве прямо возле стенки судоремонтного завода. В довершение ко всему, 1 марта 2022-го Турция, в соответствие с положениями Конвенции Монтре, закрыла проливы Босфор и Дарданеллы для прохода иностранных военных кораблей.
Этот «подарок» Эрдогана лишил Киев даже теоретической возможности до конца СВО доставить в Одессу или Николаев заложенные за пределами Украины для ВМСУ катера и корабли. Практически же появление в Черном море любой крупной единицы под флагом ВМСУ вызвало бы со стороны ВС РФ мгновенную и вполне однозначную реакцию, грозящую экипажу украинского катера или корабля фатальными последствиями.
Это, кстати, не пустые слова. Например, когда в начале марта командованию ВМСУ хватило глупости отправить в открытое море патрульный катер американской постройки «Славянск», тот был тут же обнаружен российской стороной и уничтожен. Вместе со всем своим экипажем. В начале июня российская разведка обнаружила в порту Очакова выведенный из состава ВМСУ корвет «Винница». Несмотря на то, что этот старый корабль предназначался для переделки в плавмузей, сохранившиеся на палубе «Винницы» артустановки вызвали у наших летчиков некоторые подозрения. Поэтому списанный корвет был потоплен. Просто на всякий случай.

wikipedia.org/Camera Operator: PH2 D. BEECH. Still Asset Details for DNSN8401764/Общественное достояние
В свете вышеприведенных примеров судьба вымпелов ВМСУ, рискнувших появиться в Черном море до окончания СВО, сомнений не вызывает. Уже только одно это способно похоронить все восторги украинцев касательно почти достроенного корпуса «Гетмана Ивана Мазепы». Но есть и еще один любопытный момент. Закрепленная в украино-турецком соглашении стоимость постройки одного корвета для Украины — около 8 млрд гривен — не включает в себя стоимость вооружения корабля. Знаете почему? Потому что Турция брала на себя обязательство построить корвет, спустить его на воду и передать представителям ВМСУ. Закупкой же для корвета вооружения и монтажом последнего должна была заниматься сама Украина. Причем, монтаж вооружения должен был осуществляться в украинском порту.
В текущих условиях реализовать подобную схему ввода в строй построенного турками для ВМСУ корвета не представляется возможным. Значит, Анкаре и Киеву предстоит менять условия соглашения и вооружать корабль в Турции, либо, что наиболее вероятно, «Гетман Иван Мазепа» будет спущен на воду (дабы не занимать место на верфи), после чего лишенный вооружения корвет застрянет в турецких водах до момента окончания СВО.
Если объективно анализировать
Еще пара нюансов.
Во-первых, даже в рамках исходной схемы ввода в строй «Мазепы» корвет должен был пополнить состав ВМСУ не раньше 2024 года. Понятно, что из-за СВО передача корвета ВМСУ состоится позже намеченного срока, либо не состоится вообще в случае, если киевский режим будет в ходе СВО уничтожен.
Во-вторых, даже если удариться в ненаучную фантастику и представить, что полностью достроенный «Мазепа» буквально завтра окажется в украинском порту и при этом не составит на дне компанию «Гетману Сагайдачному», очевидно, что заметно изменить баланс сил на Черном море в пользу Украины один единственный корвет не сможет.
Резюмирую. Восторгаться в Киеве по случаю почти полной готовности корпуса строящегося в Стамбуле корвета, конечно, можно. Но реальных оснований для подобного выражения эмоций у украинских турбопатриотов нет. Это если объективно анализировать ситуацию, а не заниматься аутотренингом в стиле «кто не скачет, тот москаль».
Взято: Тут
639