Blackkiller
Русский народный писатель ( 2 фото )
Когда-то, давным-давно, когда деревья были большими, а тротуары на окраинах советских областных центров деревянными и скрипучими, жил да был в Москве пытливый во всех смыслах человечек по имени Юрий Мамлеев.
Он был хороший писатель и к тому же умный. Харизмы у него было до завались, так что основал он в Южинском Переулке Кружок Сексуальной Мистики и влиял себе потихоньку на интеллектуальный андергаунд позднего совка, пока по велению сердца не уехал в Америку, в Корнуэльский Университет, окормлять тамошних балбесов всякой бредятиной на темы Достоевского. Взгляды у Мамлеева были, само собой понятно, самые что ни на есть черносотенные, мракобесные, так что даже Василий Розанов рядом с ним, пожалуй, либералом смотрится. Позже Мамлеев перебрался в Париж, а в 90-е, ясное дело, вернулся на свою историческую родину. Умер он относительно недавно, в 2015 году.
Книжки его в СССР по понятным причинам издавать не могли, а американцы, напротив, могли, но не желали, потому что в 70-х годах в США ещё сохранялась инерция здравомыслия. Ну, а во Франции в 80е годы, конечно, пошли публикации одна за одной, в том числе и знаменитый в узких кругах, написанный ещё в 1966 году роман «Шатуны».
Естественно, тексты Мамлеева не могли не появиться в освобождённой России, где так вольно дышалось в начале 90-х. Они и по сей день издаются и переиздаются, а самого Юрия Мамлеева подполковник КГБ Владимир Владимирович Путин наградил в 2007 году Орденом Дружбы (бывший Дружбы Народов), по заслугам, надо полагать. Кстати, 2007 год был весёлый год, когда неимоверное количество советских диссидентов внезапно расчехлилось и принялось хвастаться своей работой на КГБ в 60-70-80-е годы – позже, при изменении обстановки в России, им пришлось свои признания энергично замазывать.
Я не хочу устраивать обзор всем его книжкам, каждая из них заслуживает подробного разговора, но остановлюсь на коротком цикле «Русские сказки» и ещё на одном примыкающем тексте... Из-за него я и начал весь этот разговор.
Скажу сразу: на мой взгляд, Мамлеев очень крупная личность и большой писатель. То, что он по своим взглядам диметрально мне противоположен, это моя проблема, а не его, ибо Мамлеев высказал эти свои взгляды в абсолютно адекватной художественной форме. Его рассказы в большинстве случаев прекрасны и ужасающи одновременно. Конечно, не все его рассказы равноценны, многое попросту тавтологично и написано «до кучи», для заполнения очередного сборника рассказов. К тому же, часть рассказов написана про Америку нищего отребья, которую он, будучи преуспевающим профессором университета, не знал вовсе. Ну, это как бы попытки пересказа новелл Чарли Буковского в вязкой мамлеевской манере, совсем не интересно.
Написанное Мамлеевым про Америку - бред собачий, однако России-матушки он касался трепещущими от любви руками. При этом, никаких иллюзий насчёт России и народа великорусского он не питал, считал Россию адом, гноищем и гееной, а русских – чертями, изначально проклятыми. Противоречие? Да. Но – высокохудожественное противоречие.
Так вот, «Русские сказки», они же «Народно-мифологические рассказы»... Они состоят всего-то из четырёх коротких текстов, причём два из них («Сон в лесу» и «Ерёма-дурак») близки по стилю, третий («Голубой», он же «Основные тайны») вообще на сказку не похож, а похож на обычные мамлеевские шуточки по поводу самодельных оккультистов, а четвёртый («Блаженство и окаянство») – просто перенесение типичного мамлеевского сюжета с юродивыми обывателями в 1699 год.
Лучшее из цикла, это, конечно, «Ерёма-дурак и Смерть». Это вообще один из лучших текстов русской литературы за всё время её существования и, можно сказать, оправдание жизни Юрия Мамлеева. Мало кому из авторов удавалось так легко, изящно, точно, но совершенно по-авторски рассказывать «народные» сказки. Пожалуй, только у Алексея Ремезова можно найти этот сплав уютного юмора и запредельной жути.
В «Ерёма-дурак и Смерть» Мамлеев непринуждённым тоном излагает по-настоящему сложные оккультные концепции, и это показывает, что он действительно был инсайдером в эзотерике, а не банальным популяризатором поп-мистики. Речь в сказке идёт о человеке (человеке ли?) полностью лишённом судьбы, но родившемся в обыкновенной русской деревне. Сюжет сказки в непрерывных попытках «этого мира» уловить бессудебного, так или иначе поставить его под контроль. Это красиво, это умно, это очень народно, и я одно время даже носился с идеей записать своё аудио этой сказки, проиллюстрировать каждый эпизод, смонтировать и, как видео, выставить на ютюб. Но, увы, не нашёл времени для такой затеи.
«Сон в лесу» менее изощрённая штучка, но ничуть не менее красивая, про девушку Настеньку, заснувшую во время игры в прятки и постепенно погружающуюся во всё более и более усложнённые формы галлюциноза. Мягкое проборматывание этой сказки почти гипнотизирует, ритм слов выстроен безупречно и, можно без преувеличения сказать, что «Сон в лесу», как и «Ерёма-дурак», эталонная русская (народная) литература, без знакомства с которой понять русский народ с его святой злобой попросту невозможно.
Третий (на самом деле, первый, как бы вводный) текст цикла, «Голубой», это довольно простая по форме ироническая история простого советского обывателя, измученного отсуствием смысла жизни и решившего найти этот смысл в корневой народной чертовщине. Можно представить, что и «Ерёма» и «Сон» это записи из тайной тетради любознательного Николая, приехавшего в русскую глубинку и чуть было не отыскавшего свои вожделенные «сокровенные тайны». Замечательный рассказ, абсолютно адекватно (свидетельствую, как человек, имеющий аналогичный опыт) описывающий соприкосновение с потусторонним.
О «Блаженстве и окаянстве» я вообще говорить не буду, а зато скажу о том, о чём с самого начала собирался сказать – ибо вышесказанное лишь пространное предисловие к коротко выраженной сути этого вот поста. Я скажу о сказке Мамлеева, не вошедшей в «Народно-мифологический цикл», но тесно с ним соседствующей. «Хитрый енот», он же «История Енота».
Ещё один шедевр великого русского народного писателя Мамлеева! Остроумный трюк проделан в этой сказке. Людоед из западноевропейских сказок встречается с енотом-оборотнем из японского фольклора на территории русских-народных сказок в аранжировке типичной мамлеевской (гностической) проблематики, постулирующей дефектность существующей Вселенной.
Интонация сказки дурашливая и подчёркнуто забавная, но смысл очень серьёзен и глубок — Добро находится в глубине Зла и по своим проявлениям ничем от Зла не отличается. Это оккультная (имеющая отношение к переходу от черной магии к белой), эзотерическая концепция, которую Мамлеев крайне редко высказывал настолько прямо, хотя, по видимому, придерживался её неукоснительно.
Вот и всё.
Он был хороший писатель и к тому же умный. Харизмы у него было до завались, так что основал он в Южинском Переулке Кружок Сексуальной Мистики и влиял себе потихоньку на интеллектуальный андергаунд позднего совка, пока по велению сердца не уехал в Америку, в Корнуэльский Университет, окормлять тамошних балбесов всякой бредятиной на темы Достоевского. Взгляды у Мамлеева были, само собой понятно, самые что ни на есть черносотенные, мракобесные, так что даже Василий Розанов рядом с ним, пожалуй, либералом смотрится. Позже Мамлеев перебрался в Париж, а в 90-е, ясное дело, вернулся на свою историческую родину. Умер он относительно недавно, в 2015 году.
Книжки его в СССР по понятным причинам издавать не могли, а американцы, напротив, могли, но не желали, потому что в 70-х годах в США ещё сохранялась инерция здравомыслия. Ну, а во Франции в 80е годы, конечно, пошли публикации одна за одной, в том числе и знаменитый в узких кругах, написанный ещё в 1966 году роман «Шатуны».
Естественно, тексты Мамлеева не могли не появиться в освобождённой России, где так вольно дышалось в начале 90-х. Они и по сей день издаются и переиздаются, а самого Юрия Мамлеева подполковник КГБ Владимир Владимирович Путин наградил в 2007 году Орденом Дружбы (бывший Дружбы Народов), по заслугам, надо полагать. Кстати, 2007 год был весёлый год, когда неимоверное количество советских диссидентов внезапно расчехлилось и принялось хвастаться своей работой на КГБ в 60-70-80-е годы – позже, при изменении обстановки в России, им пришлось свои признания энергично замазывать.
Я не хочу устраивать обзор всем его книжкам, каждая из них заслуживает подробного разговора, но остановлюсь на коротком цикле «Русские сказки» и ещё на одном примыкающем тексте... Из-за него я и начал весь этот разговор.
Скажу сразу: на мой взгляд, Мамлеев очень крупная личность и большой писатель. То, что он по своим взглядам диметрально мне противоположен, это моя проблема, а не его, ибо Мамлеев высказал эти свои взгляды в абсолютно адекватной художественной форме. Его рассказы в большинстве случаев прекрасны и ужасающи одновременно. Конечно, не все его рассказы равноценны, многое попросту тавтологично и написано «до кучи», для заполнения очередного сборника рассказов. К тому же, часть рассказов написана про Америку нищего отребья, которую он, будучи преуспевающим профессором университета, не знал вовсе. Ну, это как бы попытки пересказа новелл Чарли Буковского в вязкой мамлеевской манере, совсем не интересно.
Написанное Мамлеевым про Америку - бред собачий, однако России-матушки он касался трепещущими от любви руками. При этом, никаких иллюзий насчёт России и народа великорусского он не питал, считал Россию адом, гноищем и гееной, а русских – чертями, изначально проклятыми. Противоречие? Да. Но – высокохудожественное противоречие.
Так вот, «Русские сказки», они же «Народно-мифологические рассказы»... Они состоят всего-то из четырёх коротких текстов, причём два из них («Сон в лесу» и «Ерёма-дурак») близки по стилю, третий («Голубой», он же «Основные тайны») вообще на сказку не похож, а похож на обычные мамлеевские шуточки по поводу самодельных оккультистов, а четвёртый («Блаженство и окаянство») – просто перенесение типичного мамлеевского сюжета с юродивыми обывателями в 1699 год.
Лучшее из цикла, это, конечно, «Ерёма-дурак и Смерть». Это вообще один из лучших текстов русской литературы за всё время её существования и, можно сказать, оправдание жизни Юрия Мамлеева. Мало кому из авторов удавалось так легко, изящно, точно, но совершенно по-авторски рассказывать «народные» сказки. Пожалуй, только у Алексея Ремезова можно найти этот сплав уютного юмора и запредельной жути.
В «Ерёма-дурак и Смерть» Мамлеев непринуждённым тоном излагает по-настоящему сложные оккультные концепции, и это показывает, что он действительно был инсайдером в эзотерике, а не банальным популяризатором поп-мистики. Речь в сказке идёт о человеке (человеке ли?) полностью лишённом судьбы, но родившемся в обыкновенной русской деревне. Сюжет сказки в непрерывных попытках «этого мира» уловить бессудебного, так или иначе поставить его под контроль. Это красиво, это умно, это очень народно, и я одно время даже носился с идеей записать своё аудио этой сказки, проиллюстрировать каждый эпизод, смонтировать и, как видео, выставить на ютюб. Но, увы, не нашёл времени для такой затеи.
«Сон в лесу» менее изощрённая штучка, но ничуть не менее красивая, про девушку Настеньку, заснувшую во время игры в прятки и постепенно погружающуюся во всё более и более усложнённые формы галлюциноза. Мягкое проборматывание этой сказки почти гипнотизирует, ритм слов выстроен безупречно и, можно без преувеличения сказать, что «Сон в лесу», как и «Ерёма-дурак», эталонная русская (народная) литература, без знакомства с которой понять русский народ с его святой злобой попросту невозможно.
Третий (на самом деле, первый, как бы вводный) текст цикла, «Голубой», это довольно простая по форме ироническая история простого советского обывателя, измученного отсуствием смысла жизни и решившего найти этот смысл в корневой народной чертовщине. Можно представить, что и «Ерёма» и «Сон» это записи из тайной тетради любознательного Николая, приехавшего в русскую глубинку и чуть было не отыскавшего свои вожделенные «сокровенные тайны». Замечательный рассказ, абсолютно адекватно (свидетельствую, как человек, имеющий аналогичный опыт) описывающий соприкосновение с потусторонним.
О «Блаженстве и окаянстве» я вообще говорить не буду, а зато скажу о том, о чём с самого начала собирался сказать – ибо вышесказанное лишь пространное предисловие к коротко выраженной сути этого вот поста. Я скажу о сказке Мамлеева, не вошедшей в «Народно-мифологический цикл», но тесно с ним соседствующей. «Хитрый енот», он же «История Енота».
Ещё один шедевр великого русского народного писателя Мамлеева! Остроумный трюк проделан в этой сказке. Людоед из западноевропейских сказок встречается с енотом-оборотнем из японского фольклора на территории русских-народных сказок в аранжировке типичной мамлеевской (гностической) проблематики, постулирующей дефектность существующей Вселенной.
Интонация сказки дурашливая и подчёркнуто забавная, но смысл очень серьёзен и глубок — Добро находится в глубине Зла и по своим проявлениям ничем от Зла не отличается. Это оккультная (имеющая отношение к переходу от черной магии к белой), эзотерическая концепция, которую Мамлеев крайне редко высказывал настолько прямо, хотя, по видимому, придерживался её неукоснительно.
Вот и всё.
Взято: Тут
1059