vasiliy1991
Гром в раю. Операция "Кактус". ( 10 фото + 2 гиф )
телеграм:https://t.me/fogofwarcannel
Мальдивская республика, как и 1200 коралловых островов, на которых раскинулось государство, долгое время представляла собой Богом забытое место, про само существование которого редко вспоминали даже географы. Мальдивы обрели независимость в 1965 г., но вот никакой экономики к ней совсем не прилагалось. Нанятые эксперты советовали первому президенту Ибрагиму Насиру не увлекаться рискованными проектами, а сосредоточиться на традиционных вещах - рыболовстве и экспорте морепродуктов.
Однако, на Мальдивах нашлись амбициозные бизнесмены и чиновники которые выдвинули проект развития островного туризма. Естественно, что мечтатели были подняты на смех «экспертами». Кто в здравом уме поедет на Мальдивы, где нет ни нормального аэропорта, ни сколько-нибудь сносного здания, которое можно переоборудовать в отель. Да и любители отдыха, которые отправятся в регион, всё равно поедут на Шри-Ланку (Цейлон) – туристическую жемчужину Индийского океана. Мальдивы при любых раскладах не выдержат конкуренции!!!
Тем не менее, в 1972 г. был организован первый ознакомительный тур на абсолютно неизвестные острова для нескольких десятков европейских туристов. Отдыхающие были поражены неземными красотами и оказались довольны оказанным приёмом. Однако, составить конкуренцию Цейлону в нормальных условиях Мальдивы не могли. Помощь пришла, откуда не ждали – в 1976 г. была основана организация «Тигры освобождения Тамил-Илама» (далее – ТОТИ). Развернувшаяся на Шри-Ланке гражданская война помножила на ноль некогда процветающую туристическую индустрию острова. Мальдивы лишились мощного конкурента и постепенно переманили к себе богатых европейских туристов, превратившись в настоящий тропический рай для отдыхающих.
"Цейлон который мы потеряли" В наше время в сети репостят большое количество "цейлонской туристической рекламы 1950-60-х годов." На самом деле это работы современных авторов.
К 1978 г. проводивший авторитарную политику президент Ибрагим Насир полностью довёл экономику островной республики до развала. Как говорили, виной всему стали обвал международных цен на сушёную рыбу и эвакуация британской военно-воздушной базы с острова Ган. Столкнувшись с народными выступлениями и растущей непопулярностью, президент Насир предпочёл бежать в Сингапур, прихватив с собой государственную казну. Ходили слухи, что к этому времени она могла уместиться в чемодане, но ему, на оставшуюся безбедную жизнь, хватило.
Следующим президентом был избран Момун Абдул Гаюм - главный критик режима Насира, борец с коррупцией и бывший политзаключённый. При этом, пользуясь безграничным доверием народа, он одновременно занял посты министра обороны и финансов. Гаюм начал проводить реформы, а все имеющиеся деньги вложил в туристическую отрасль. Вскоре на острова стали приезжать богатые европейцы и экономические показатели существенно улучшились. Темпы роста островной экономики ежегодно составляли около 9 %.
Вместе с тем, Гаюм быстро забыл о собственном диссидентском прошлом, обратившись к диктаторским методам управления страной. Несогласных с линией президента пытали, сажали в тюрьмы, ссылали на отдалённые атоллы, а в избирательных бюллетенях вскоре исчезла всякая альтернативность - островитянам просто предлагалось решить, хотят ли они, чтобы любимый президент правил следующие четыре года.
Слева: первый Президент Мальдивской республики Ибрагим Насир Раннабадери Килагефану. Справа: второй Президент Мальдивской республики Момун Абдул Гаюм.
Понятное дело, что не все были довольны таким стилем управления. Бывшие деловые партнёры беглого президента Насира, которых новое руководство отодвинуло от государственных контрактов, решили любым путём покончить с несправедливостью. Проблема заключалась в том, что собственных боевиков у заговорщиков не было.
Значительная часть оппозиции обреталась на Шри-Ланке, поэтому естественным ходом вещей было заручиться поддержкой тамильских сепаратистов. Как впоследствии установили спецслужбы, мальдивский бизнесмен Абдулла Лутхуфи предложил за оказание вооружённой помощи 2,5 млн. долларов, возможность размещения на островах надёжной базы под нужды боевиков, поставки оружия и неограниченную свободу действий против правительства Шри-Ланки. Операция выглядела совершенной авантюрой и большая часть командиров «тигров» отказалась в ней участвовать. Тем не менее, сделка состоялась, когда к переговорам подключился Ума Махешваран, считавшийся безбашенным, даже в среде тамильских боевиков.
Ума Махешваран присоединился к ТОТИ в зрелом возрасте и быстро выдвинулся в организации благодаря лидерским качествам. Некоторое время он занимал пост Председателя Центрального комитета ТОТИ. Проходил военную подготовку в Ливане и Сирии, имел тесные связи с палестинцами. Однако, за неуживчивость, излишнюю жестокость и радикализм Махешварана выгнали из «тигров» (это примерно, как пирата выгнали из пиратов за кровожадность). Тем не менее, Ума Махешваран не растерялся и основал свою военизированную группировку «Народно-освободительная организация Тамил-Илама», также выступавшую за создание на северо-востоке Шри-Ланки отдельного тамильского государства.
Тамильский боевик Кадиргамапиллай Наллайнатан (Kadirgamapillai Nallainathan), более известный под псевдонимом Ума Махешваран.
План заговорщиков был прост до неприличия. Махешваран должен был загрузить пару сотен тамильских боевиков на рыболовецкие суда, добраться до Мальдив, высадить морской десант и захватить столицу Мале, ликвидировать президента Гаюма и передать власть спасителям республики во главе с Абдуллой Лутхуфи. На Мальдивах в принципе имелась полиция и национальная гвардия, но Махешваран, предварительно посетивший столицу под видом туриста, решил, что для его людей эти силы серьёзной угрозы не представляют. Общая численность всех военизированных подразделений на островах составляла около 4 тыс. человек, при этом, большинство имели на вооружении старое английское стрелковое оружие.
В преддверие операции тамильские боевики во главе с Махешвараном захватили на Шри-Ланке рыболовецкие суда и двинулись на Мальдивы. Ранним утром 3 ноября 1988 г. полторы сотни тамильских головорезов высадились в порту Мале и бросились на штурм правительственных учреждений. Боевые группы были существенно усилены сепаратистами заранее трудоустроенными на острове, либо находившимися там в качестве туристов. Примерно за час «тигры» подавили сопротивление нацгвардейцев (держалась только штаб-квартира службы безопасности), заняли ключевые точки в столице, обрубили связь с внешним миром и взяли в заложники правительство. Дальше боевики двинулись к Президентскому дворцу, где Гаюм жил с семьёй. И вот тут тамилов ждала первая неудача - президент успел выскользнуть из своей резиденции и скрыться где-то в городе.
Столица Мальдивской республики Мале.
При этом, боевики оказались поставлены в очень необычную для себя ситуацию – фактически им нужно было провести полицейскую операцию на маленьком, но очень густонаселенном острове. Дополнительной сложностью было то, что культ личности Гаюма на островах только начал формироваться, его портретов на перекрёстках и в государственных учреждениях не вешали, на деньгах не печатали, поэтому тамилы банально не знали, как президент выглядит.
Сам Гаюм в это время находился в сравнительной безопасности. В тот момент, когда в столице началась стрельба, офицеры личной охраны препроводили президента именно в штаб-квартиру службы безопасности. Здание имело убежище бункерного типа и было оборудовано собственными электрогенераторами и коммуникационным оборудованием для связи с внешним миром. Сев на телефон, Гаюм начал лихорадочно обзванивать глав соседних государств, требуя немедленного военного вмешательства (ещё несколько часов и можно буквально лишиться головы). Главы Шри-Ланки, Пакистана, Сингапура и Малайзии отказались, предоставить помощь, сославшись на отсутствие сколько-нибудь значимых военных сил. После этого, Гаюм связался с Соединёнными Штатами, однако американцы исключили прямое военное вмешательство. Через несколько дней должны были состояться выборы президента и никто не хотел ввязываться в непонятную авантюру. Следующей на очереди стала Великобритания, которая выразила крайнюю обеспокоенность ситуацией, но посоветовала обратиться за помощью к Индии.
Боевики организации «Тигры освобождения Тамил-Илама».
Премьер-министр Индии Раджив Ганди, получив с Мальдив сигнал о помощи, поначалу находился в серьёзных раздумьях. Будучи опытным политиком, он прекрасно помнил свержение президента Сальвадора Альенде, штурм дворца Хафизуллы Амина и Фолклендскую войну. Для начала он позвонил в мировые столицы с вежливым вопросом: у нас тут на заднем дворе что-то удивительное творится, не ваши случайно развлекаются? После серии разговоров с Рейганом, Горбачёвым и Тетчер стало понятно, что никакой геополитической подставы здесь нет. Появилась информация, что тамильские террористы совершили удачный набег и почти захватили независимое государство. Более того, мировые лидеры единодушно высказали мнение, что были бы только рады, если Индия решит проблему своими силами. Ганди представил, какие неприятности может доставить появившееся под боком тамильское пиратское государство и приказал поднимать десантников.
Операция по спасению островной независимости и президента Гаюма получила кодовое название «Кактус». План действий индийцам пришлось разрабатывать буквально «на коленке», в крайне сжатые сроки. Быстро выяснилось, что военные обладают довольно скудными сведениями как о топографии островного государства, так и о текущей обстановке на Мальдивах. Актуальных карт мальдивской столицы не имелось. Единственное, что удалось раздобыть – фотокопии туристического путеводителя с изображениями достопримечательностей, гостиниц и президентского дворца.
Мальдивские острова. Аэропорт на острове Хулхуле. Место высадки индийского десанта.
Разработанный военными план включал высадку десанта посадочным способом на аэродроме Хулхуле, находящемся на соседнем острове, в трёх километрах от столицы. От выброски парашютистов отказались. Острова были маленькие и большинство бойцов приземлилось бы в море, не имея никаких шансов выжить. После захвата аэродрома, на него должны были прибыть подразделения второй волны. Что будет, если у сепаратистов окажутся серьёзные средства ПВО или они выставят на взлётно-посадочной полосе грузовики, предпочитали даже не думать.
К участию в операции индийское командование привлекло подразделения 50-й отдельной парашютной бригады «Пегасы», 17-й парашютно-десантный полк (база ВВС Агра) и 6-й парашютно-десантный батальон – всего около 1600 десантников под командованием бригадира Фарука Балсара. Менее чем через 9 часов после звонка президента Гаюма индийские десантники погрузились на транспортные самолёты Ил-76 и вылетели на Мальдивы. Боевую задачу бойцам объясняли уже в воздухе.
Справа: командующий операцией "Кактус", командир 50-й отдельной парашютной бригады "Пегасы" бригадир Фарук Балсара.
Первый Ил-76 со штабом бригады и 180 десантниками приземлился в Хулхуле около 10 часов вечера, после чего бойцы рассредоточились и взяли под контроль аэропорт. Следом на остров начали прибывать транспортники с бойцами индийского спецназа и тяжёлым вооружением. Почему Махешваран не заблокировал взлётно-посадочную полосу и не обеспечил охрану аэродрома, до сих пор остаётся загадкой. Судя по всему, сепаратисты уже чувствовали себя хозяевами города.
Со стороны Мале доносилась прерывистая стрельба. Когда бригадир Балсара связался по рации с президентом Гаюмом, положение в штаб-квартире службы безопасности было уже критическим. Сепаратисты окружили здание и вели беспрерывный штурм учреждения. Индийские десантники погрузились в захваченные лодки и пошли вызволять Гаюма из осады. Вскоре одной из боевых групп удалось выйти к зданию службы безопасности. Поначалу попытки наладить контакт ни к чему не привели. Окружённые нацгвардейцы восприняли это, как очередную уловку сепаратистов. Только появление бойцов в форме сикхов позволило разрядить обстановку. Безопасность президента была обеспечена.
Тем временем другие индийские боевые группы брали под контроль правительственные учреждения, теле- и радиостанции, приступили к охране и зачистке районов. Наиболее упорное сопротивление десантники встретили у президентского дворца, где располагался Ума Махешавран. Однако, тамильские сепаратисты быстро поняли, что противник явно превосходит их в численности и вооружении. Собрав оставшихся людей и прикрывшись заложниками, среди которых были министры и члены их семей, Махешавран захватил в порту грузовое судно «Прогресс Лайт» (MV Progress Light) и скрылся в ночи. К утру 4 ноября 1988 г. индийские подразделения полностью взяли под контроль столицу республики. Все боевики, не успевшие добраться до корабля, были быстро схвачены и переданы правительству Мальдивских островов.
Арест Умы Махешварана.
Бегство грузового судна, хоть и вовремя рассчитанное, не осталось без внимания. Где-то на полпути к Шри-Ланке корабль был обнаружен и атакован индийской авиацией, получив несколько попаданий. Подошедшие к месту боя фрегаты ВМС Индии «Годавари» и «Бетва» перехватили судно, после чего «тигры» предпочли сложить оружие. Высадившиеся на «Прогресс Лайт» морские пехотинцы освободили несколько десятков заложников.
В июле 1989 г. лидеры переворота и сепаратисты были доставлены в Мале и переданы мальдивским властям. Суд Мальдивской республики приговорил всех к смертной казни, но, по требованию Индии, наказание было заменено на пожизненное заключение. Интересно, что Ума Махешваран каким-то неведомым образом избежал выдачи и в 1989 г. оказался на Шри-Ланке. Там он был убит, как поговаривают, в результате внутритамильских разборок. Тело боевика было найдено 16 июля 1989 г. в одном из переулков позади Мальдивского посольства в Коломбо.
Взято: Тут
948