Aralar
Ni4ey в горах ( 36 фото )

Итак, на этот раз меня занесло в Красноярский край, заповедник Ергаки - посередине между Абаканом и Кызылом. Не побережье Байкала, конечно, но и не курорт...
Целью поездки был волонтёрский лагерь, на участие в котором я трижды подавал заявку, но два раза поездка не удавалась из-за разных обстоятельств. То паспорт на обмене, то тупо нет денег, но наконец звёзды сошлись... Летел ночным рейсом с пересадкой в Новосибирске, во время ожидания стыковочного рассвет встретил рассвет над Сибирью.

И вот я в Абакане - столице Хакасии. Естественно, на площади куча бомбил, готовые доставить куда угодно, но в хостел я поехал на троллейбусе - привычка смотреть карту города и строить маршрут часто экономит деньги и нервы. С меня взяли 36 руб. против обыкновенных 18 - за багаж. Видимо, у кондуктора есть план дневной по выручке. Хостел небольшой, уютный.
Приняв душ, я отправился завтракать - но это оказалось проблемой. Ни одно заведение не было открыто в 9 утра... да, это не Moscow never sleeps.
Пришлось просто некоторое время погулять по городу. Абакан можно обойти за один день, а при наличии велосипеда - за полдня. Побывал во всех музеях, которые мне попались, сфотографировал всякие памятники - Фотографу, Мыслителю и ещё какому-то мужику, памятник которому с определённого ракурса выглядит похабно. Такое часто бывает. Шутка скульптора, не иначе. Больше всего впечатлила композиция «Коты, ворующие сосиски».




На следующий день мы встретились с основной группой на вокзале. Нас ждали два УАЗа - «буханки», куда мы погрузились со своими рюкзаками и, подобрав по дороге пару человек, двинулись в заповедник. В основном народ приехал из Красноярска - там всего 8 часов поездом, но была женщина из Керчи и поляк (!!!).
Оказалось, что он изучал русский язык и решил погрузиться с головой в среду обитания аборигенов, заодно принеся пользу природе.
Проезжали деревни с разными названиями, не только русскими, но и тюркскими, здесь ведь в своё время бродили племена и целые народы. Дорога постепенно шла в гору, и можно было увидеть изменения за окном. Сначала пропали берёзы, потом другие лиственные деревья, их место заняли ели и сибирские сосны. Начались серпантины, ограниченные отвесными скалами и обрывами, порой становилось страшновато. Но дороги хорошие, ровный асфальт, отбойники, карманы-уловители, площадки для отдыха, противолавинные галереи, всё как нужно. Остановились на месте гибели губернатора Красноярского края Александра Лебедя, его вертолёт в тумане зацепился за опору ЛЭП. Это был даже не туман, а севшее на гору облако. Видимости действительно никакой, скорость сбросили до 20 км/ч, противотуманки включены - и всё равно видимость метров 30. Вот как это выглядит.


Заповедник, в котором нам предстояло работать, находится примерно на полпути между Абаканом и Кызылом, у визит-центра останавливаются рейсовые автобусы, курсирующие между этими городами. Мобильной связи нет, за исключением местного оператора, интернет тоже еле тянет, но мне это даже понравилось - никто лишний раз не побеспокоит.

Работали не очень много - погода сильно помешала, дожди и даже грозы. В горах становится опасно находиться. Пережидая непогоду в домиках, мы играли в настольные игры, болтали о всяком и вообще.
В выходной день мы отправились в село Шушенское, о котором знал каждый житель СССР - ведь в нём отбывал ссылку Владимир Ильич Ленин. В своё время здесь был собственный аэродром, остатки которого до сих пор видны с трассы - сейчас, конечно, он принимает только рейсы санитарной и сельскохозяйственной авиации.






Видимо, только благодаря этому Шушенское сохранилось и даже развивается - краеведческий музей и воссозданная архитектура сибирской деревни привлекают туристов. Избы представителей разных сословий, какие-то общественные здания, например, кабак, образуют целую улицу. Участницу нашей команды, в прошлом сотрудницу ФСИН, ужасно заинтересовал острог - профессиональное любопытство. Я почитал уложение, в котором описывались провинности и наказания за них. Например, можно было получить 3 месяца заключения за «пьянство и безделие, приводящее к упадку хозяйства». Что-то типа ЛТП, но такие меры оправданы - в суровых сибирских условиях выживание деревни зависело от каждого жителя.
В это время здесь проходил фестиваль «Мир Сибири», но на культурную программу я не попал, пришлось просто бродить по торговым рядам. Предлагали в основном, конечно, сувениры, но и народные промыслы тоже присутствовали. Я купил домой разделочную доску из кедра, а в подарок друзьям - пару коробок каких-то травяных сборов. За качество не могу ручаться, может, трава травой.
Интересно было понаблюдать за посетителями фестиваля - могучие в всех смыслах сибиряки, многие в парных футболках. Ну то есть мужчина в футболке с надписью «Царь, просто царь», а его спутница в футболке «Жена царя». Некоторые шли ещё дальше - дети щеголяли в футболках «Царевна» и тому подобных. Одежда с медвежьей символикой была вне конкуренции, как и псевдославянские мотивы.
В один из выходных мы отправились в горный поход. Сначала шли по построенной нами тропе, потом по покрашенным нами же лестницам, а потом «цивилизация» закончилась… и началось самое интересное и одновременно сложное.
Нас встретили «зеркала» и курумники. Первые были ровными плитами гранита, чуть посыпанными крошкой (подошва трекинговых ботинок к вечеру была стёсана), а вторые - хаотически наваленными глыбами разного размера, между которыми нужно было пробираться от метки до метки. Потерявшие яркость пятна по дороге обновляли краской из баллончика.


Наконец - первая примечательная точка маршрута, Висячий камень. Никто не знает как он туда попал, мало кому понятно, как он так висит.


Легенды, которыми кишат подобные места, гласят, что когда Камень упадёт, то проснётся Спящий Саян (отрог, действительно напоминающий силуэт лежащего человека), и наступит конец света.
Виды, открывшиеся с площадки, реально поражали. На сколько хватало взгляда - горы, горы и ещё раз горы.








Далее нам предстоял спуск к озеру Художников. На его берегу находился лагерь туристов, обнесённый, как и другие, электрической изгородью от медведей, которых в этих краях огромное количество. Днём она работает от солнечных батарей, а ночью - от аккумуляторов или генератора. На озере мы и заночевали.
На противоположном берегу высились пики горы Парабола. Как считают эзотерики, она то ли древний локатор, то ли рогатка для запуска космических кораблей…

Утро было не особенно добрым - поднялся ветер, предвещавший перемену погоды. Так оно и случилось - к полудню пошёл дождь, пришлось отложить выход в базовый лагерь.

Обратно добрались без приключений, две девушки, не пошедшие в поход, приготовили восхитительный ужин и натопили баню.
Для меня побочным, но приятным итогом похода стало то, что штаны, до того с трудом сходившиеся на талии, теперь спадали не расстёгнутыми…
Но этот эффект быстро сошёл на нет (((
Закончилась волонтёрская смена, пришла пора разъезжаться. Прощальный ужин с жареной косулей предварило вручение дипломов и подарков. Администрация ООПТ «вытрясла» из меня статью в местную газету. Знакомые, которые ездили туда же отдыхать тем же летом, после говорили, что видели моё творчество. Пустячок, а приятно.

До отлёта были ещё сутки, мелькнула мысль обменять авиабилет и улететь с поляком, у которого целый день выпадал на Москву - погулять, показать столицу. Но от суммы, которую авиакомпания запросила за обмен, у меня на шее сомкнулись лапки земноводного с таким шлепком, что Висячий Камень покачнулся, а Спящий Саян приоткрыл один глаз…
000 рублей. За такие деньги я бы автостопом поехал…
Оставшиеся сутки до отлёта я решил провести максимально насыщенно. По моей просьбе администратор дал телефон гида, который предложил мне на выбор несколько мест для посещения, из которых Долина Царей показалась наиболее привлекательной.
Так оно и вышло - три часа на машине (по сибирским меркам - совсем рядом) с созерцанием уже степной части Хакасии. Пологие подъёмы и спуски, по обеим сторонам ковыль, орлы, сидящие на телеграфных столбах… На половине пути попалось село Московское - оказалось, что это название не советского периода, а ещё со времён покорения Сибири Ермаком. Сюда пришли крестьяне, которых привлекло невиданное богатство края - леса, полные зверя, реки, кишащие рыбой и нетронутые земли, не очень плодородные, но практически бескрайние.
Неожиданным дополнением к знаниям о крае стало выбрасывание из окна машины монетки на границе двух долин. Гид, заметив мой интерес, пояснил, что это задабривание духов, на территорию которых мы въезжаем. Духи оказались к нам благосклонны )))
Долина действительно оказалась местом погребения вождей и царей племён и народов. Курганы, высившиеся там и сям, временами подвергались нападениям грабителей, но кое-что, конечно, осталось. Работают археологи, вскрывая могильники и сохраняя для потомков утварь, оружие и всё то, что по тогдашним представлениям могло пригодиться в загробном мире.




Вернулся в Абакан, забрёл в местный гипермаркет за сувенирами (в основном съедобными), собрал рюкзак и на рассвете уехал в аэропорт. По дороге удалось сделать пару вот таких фото - ступа на выезде из заповедника и солнце над горами...


Вылет был около 9 утра по местному времени, в Москве я был тоже примерно так же - разницу часовых поясов скомпенсировало время перелёта.
Взято: Тут
1769