Путешествие по тверской глуши. Часть пессимистическая ( 13 фото )
- 10.06.2022
- 17 151
Это путешествие состоялось осенью прошлого года на ноябрьские каникулы, когда наше любимое государство объявило несколько нерабочих дней в связи с очередным обострением ковидлы . Решив, что грустно проводить эти дни в Москве, мы совершили коротенькую, на три дня, вылазку в Устюжну, в которую порывались поехать несколько раз, но никак не получалось из-за разных обстоятельств, и обязательно заехать в Весьегонск. Конечно, существует прямая дорога между Устюжной и Весьегонском, но мы не ищем легких путей, поэтому выбрали кружной путь по тверской глуши, чтобы посмотреть на те церкви и усадьбы, которые доживают свой век без шансов быть восстановленными в своем первоначальном виде (наверное, это и не нужно, так как люди постепенно оттуда уезжают, а массовый турист в те края вряд ли поедет).
Чтобы себе примерно представлять, что можно увидеть в самом дальнем от хороших дорог краю Тверской области, пришлось изрядно прошерстить просторы интернета в поисках сайтов с полезной информацией. Небольшой перечень привожу ниже, вдруг кому-нибудь пригодится при планировании аналогичной поездки (не реклама):
- Сайт общественного мониторинга исторических, архитектурных и природных памятников Верхневолжья.
- Тверская областная универсальная научная библиотека им. А.М.Горького.
- Православные храмы Тверской области. Как видно из названия, он посвящен церковным памятникам. Информация, представленная на нем, частично пересекается со сведениями с сайта, указанного в первом пункте.
За время всего путешествия мы проехали мимо большого количества исчезающих деревень, в которых сохранились буквально 4-5 домов. И это деревни, расположенные вдоль асфальтированных или песчаных дорог. А что там в стороне неизвестно.
Хабоцкое
Это была не первая остановка по пути в Устюжну, но возле «заброшки» – единственная в тот день. Там уже давно без купола стоит церковь Рождества Христова. Ее строительство началось в конце XVIII века, а освятили лишь в 1824 году. В середине XIX века церковь расписали, да так удачно, что практически ничего не пришлось поновлять со временем. Даже сейчас, несмотря на отсутствие кровли с 90-х годов XX века, росписи все еще держатся, и случайные туристы вроде нас, могут оценить работу мастеров того времени. Процитирую такого же туриста, как и мы, оставившего свой отзыв здесь: «Очень сильное впечатление (именно не сами по себе, а факт их сохранности в таких условиях) производят ангелы на западной стене, пишущие входящих и исходящих в храм».
Мимо ангелов, на всякий случай, лучше проходить с должным почтением
Фрагмент росписи на южной стороне храма
Добавлю, что они внимательно записывают не только сам факт визита, но и следят, чтобы посетители не занимались вандализмом. Возможно, что такой строгий контроль и позволяет пока этой церкви выстоять в борьбе со стихией в виде непогоды и непрошеных гостей (коими и мы, собственно, тоже были). Но это так, шутка. Сравнивая свои фотографии с найденными в сети и сделанными лет 10-15 назад, отмечу, что многие фрагменты росписей до сих пор еще хорошо считываются, и если сделать хотя бы временную крышу, то они проживут еще какое-то время.
На всех сохранившихся росписях этой церкви выделяется пронзительный синий цвет. Это отнюдь не фотошоп.
Тухани. Усадьба Ухтомских-Батюшковых
Покинув с утра Устюжну, мы поехали в Даниловское в усадьбу Батюшковых. Уже зная, что усадебный дом, в котором расположен музей, был закрыт, мы разбрелись по территории старого парка, было очень приятно просто побродить по шуршащему ковру из опавших листьев.
Неподалеку от Даниловского, примерно две монтировки по карте , уже в Тверской области, в селе Тухани было еще одно имение Батюшковых, в которое мы тоже решили заехать по пути в Весьегонск.
В 17 номере «Тверских епархиальных ведомостей» в 1901 году про село Тухани написано следующее:
«По дороге, пролегающей бором, не встречается путнику ни одного селения, только две лесные сторожки напоминают здесь о присутствии человека. Среди таких лесов, на высокой холмистой местности, расположено село Тухани.
Оно состоит из 9 дворов крестьянских и 5 дворов, принадлежащих лицам духовного звания. Расположено, в один посад по направлению с юга на север.
Против села на запад, на самом высоком пункте холма стоит не большой, но довольно красивой архитектуры каменный храм в честь Благовещенья Пресвятой Богородицы, окруженный каменной оградой с железными решетками. Северная половина ограды покрыта прекрасной березовой рощей, которая возникла благодаря разумному обычаю местных прихожан сажать над могилами своих родственников деревце какой-нибудь лиственной породы, как символ воскресения и будущей загробной жизни. Эта рощица является украшением села Туханей. Благодаря ей Туханское кладбище производит впечатление мирного уголка. С южной стороны от церкви, по южному склону холма, разрослась великолепная липовая роща, переживающая уже, наверное, не первое столетие.
За рощей белеется дом князя Ухтомского, окруженный плодовым садом и обширным парком.
Село Тухани по красоте и живописности занимает не последнее место среди сел Тверской епархии.»
Спустя более чем столетие село крупнее не стало. Наверное, был период подъема, когда в селе процветал животноводческий совхоз, но те времена давно прошли. От 1200 голов скота, которые когда-то мычали и давали молоко и мясо, осталось несколько десятков. По данным за 2010 год в селе проживало 113 человек, а по данным последней переписи 2021 года их стало, наверное, еще меньше. Помимо липовой рощи выросла и роща из борщевика. Пройдет еще немного времени, и эти гигантские пришельцы перерастут вековые липы. Почему пришельцы? Потому что во время высадки лип о существовании борщевика Сосновского тут и слыхом не слыхивали.
Старое двухэтажное приземистое здание стоит себе и стоит вот уже более двух веков. Кажется, что построенному на рубеже XVII и XVIII веков этому кряжистому кирпичному дому время нипочем. О толщине его стен мы могли только догадываться. И даже трещины, которые образовались за время, прошедшее после последнего ремонта, не могут доставить ему сколь-нибудь значимых проблем (так, по крайней мере, хотелось бы думать).
"Старое" здание усадьбы Батюшковых
Разобраться, кто же являлся его первым владельцем, довольно сложно. В довольно путанном документе, выложенном на сайте Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, написано, что, возможно, оно принадлежало прадедушке Льва Андреевича Батюшкова – Матвею Ивановичу.
В конце XVIII века Батюшковы породнились с Ухтомскими, чей род восходит к Белозерским князьям, которые свою очередь ведут свою родословную от Рюриковичей. Полностью проследить все их родословное древо можно здесь. С тех пор имение перешло к Ухтомским.
В середине XIX века ими было построено новое здание усадьбы в стиле позднего классицизма с характерным портиком, обращенным в сторону разбитого примерно в то же время регулярного парка, куда мы поленились пройти. Мы ведь уже пробежались по парку в Даниловском, и галочка напротив пункта «прогулка по парку» уже имелась .
"Новое" здание усадьбы Батюшковых, бывшее потом школой
В 1920 году тут открылась первая школа, а с 1943 года в этом здании находился еще и детский дом. Со временем планировка помещений бывшего усадебного дома менялась, он оброс пристройками, но уже давно оно заброшено: местами провалились перекрытия, в полу зияют дыры, тут и там валяются карты, наглядные материалы, плакаты и прочие атрибуты советской школьной жизни, напоминая о последнем предназначении здания.
На рисунке не указано, с каким конкретно Новым годом поздравляют. а то можно было бы узнать сколько лет он пролежал здесь нетронутым. Интересно, видел ли автор этого рисунка свое произведение в новой реальности?
И несмотря на то, что усадьба поставлена на охрану Постановлением СМ РСФСР от 04.12.1974 №624 (вот ведь совпадение, в мой день рождения ), внешний вид и внутренняя разруха, по крайней мере, более позднего усадебного дома, оставляют небольшие шансы на его восстановление.
Рядом стоит Благовещенская церковь, построенная в конце XVIII века. Снаружи кирпичная кладка под воздействием ветра и дождей рассыпается, на колокольне и куполе церкви выросли трава и кусты, кое-где растут деревья. Во время нашего пребывания в селе какие-то люди, надеюсь, что в рамках ремонтных работ, а не просто на металлолом, сдирали остатки железной кровли с купола церкви. В нашем путешествии мы встретили две реставрационные бригады: в Красном Холме и Никола-Высоке, которые, по крайней мере, внешне отличались от этих рабочих, и из разговоров с которыми следовало, что у их работ есть заказчик и план. Но всегда хочется надеяться на лучшее, и мы подумали, что это первый, пусть внешне и немного варварский, этап реставрационных работ.
Рядом с церковью есть кладбище, где можно отыскать надгробия князей Ухтомских
После посещения села Тухани мы продолжили свое путешествие, сами того не ведая, по Смердынскому тракту в сторону Весьегонска. Следующая небольшая остановка была запланирована в Любегощах, но об этом селе речь пойдет в другом моем рассказе (надеюсь, более оптимистичном).
Косодавль
Из Любегощей мы выехали по относительно «новой» проселочной дороге. Прямая дорога, а вдоль нее тонкой змейкой петляет почти безводная поздней осенью речка Реня. Этот участок дороги мне напомнил нашу «маленькую кругосветку» по Каргопольскому району Архангельской области, когда мы ехали по Ошевенскому тракту вдоль такой же узкой с бесконечными заворотами речки Чурьеги. Буквально через 10 минут нам попался указатель с завлекательным, как показалось, названием населенного пункта «Косодавль». Вот вы могли бы просто проехать мимо, не заинтересовавшись?
Вот и мы, натуры любопытные, посчитали, что нам туда просто необходимо заехать. Это всего лишь ненамного увеличивало протяженность маршрута и общее время в пути, к тому же мы невольно возвращались на Смердынский тракт, по которому приехали в Любегощи (как-никак езда по исторической дороге ), поэтому мы поддались внезапно возникшему желанию свернуть «налево» (деревня действительно была с левой стороны по ходу нашего движения). Поскольку мобильная связь в этих местах только номинальная (на карте операторов покрытие есть, а по факту почти нет), то сразу выяснить этимологию этого названия не удалось. Хотя кое-какие предположения возникли. Сделали это уже потом, после возвращения.
Упомянутая мною Тверская областная универсальная научная библиотека им.А.М.Горького, точнее ее муниципальное отделение в Весьегонске приводит такую версию появления этого названия: «Искажённое название от двухосновного мужского личного имени (прозвища) Козодав, от основ со значением «коза» и «давить» - по занятию или ироничное. Во многих источниках XVII-XVIII именуется Козодавлем.»
А вот еще одна версия происхождения названия, более жуткая, и, на мой взгляд, менее правдоподобная, записанная некогда ученицей Горской школы С.Рождественской во время сбора фольклора под руководством А.А.Виноградова.
«Вот что рассказала мне бабушка о деревне Косодавль Любегощской волости. Во время татарского ига татары напали на жителей того места, где теперь стоит деревня Косодавль. Эти варвары тогда упивались русской кровью, но всё не могли напиться. Каких, каких казней, мук не перенёс тогда русский народ! Но татарам всё ещё было мало крови, и вот они выдумали новую мучительную казнь, которой и подвергались все пленные.
Мучители брали два бревна, клали их на землю на небольшом расстоянии друг от друга, затем клали человека поперёк брёвен так, чтобы тело как раз приходилось над промежутком, потом на него наваливали третье бревно и с гамом, с гиком татары бросались на бревно. Под этой живой кучей мучительно умирал пленник.
Эту казнь в то время называли косой. Отсюда произошло название – Косодавль.»
Тихая мирная деревушка, стоящая на берегу реки Рени, кроме своего названия и, пожалуй, не совсем обычной пожарной рынды, которую я не мог не сфотографировать, ничем не запомнилась.
Не самая обычная рында
Ёгна
Мы не стали возвращаться назад и продолжили свое движение по той же дороге, что привела нас в Косодавль. В конце концов, совершенно неважно было, в каком именно месте мы выедем на знаменитое в узких кругах региональное шоссе между Устюжной и Весьегонском . Любопытство завело нас в еще одну деревню со странным названием Ёгна. В этой деревне уже почти совсем развалился большой деревянный дом, бывший когда-то усадебным, последними владельцами которого были Гронские.
Бывший усадебный дом в Ёгне
В этот дом к своему сокурснику по университету еще студентом приезжал известный художник Иван Билибин. Позже он неоднократно бывал в селе, писал пейзажи, портреты и рисовал иллюстрации к русским народным сказкам. Подробнее о знаменитых людях Ёгны можно почитать у пользователя ЖЖ тут. Позже в этом доме, как это практиковалось после революции, была и школа, и детский сад. Ну а теперь он никому не нужен, ценность могут представлять разве что еще несгнившие большие бревна, которые можно повторно использовать для строительства чего-нибудь другого: вряд ли кто-то решит его восстановить.
Пусть мы сделали всего лишь небольшой крюк, отклонившись от нашего намеченного маршрута, но время неумолимо бежало вперед. Намечался небольшой цейтнот. Скоро должно было вечереть, а мы еще не достигли Весьегонска (а ведь в планах была еще Преображенская церковь в Никола-Высоке), поэтому осматривать заброшенную церковь Покрова, которая по-своему интересна, мы не пошли. Вдруг жизнь нас по каким-то причинам приведет в эти края вновь, тогда и посмотрим на нее, ну, а на нет и суда нет.
Веницы
Чтобы окончательно закончить с пессимистической частью моего рассказа, расскажу еще об одной «заброшке», которую мы навестили утром после посещения усадьбы Батюшкова в Даниловском. Я специально ее вынес в окончание рассказа, потому что она расположена в Вологодской области, а речь в этом посте идет все-таки про тверскую глушь, но по произведенному впечатлению она вполне укладывается пессимистическое русло моего повествования.
Бывший усадебный дом Островидовой
По совету моего со-путешественника по зимним поездкам мы решили заехать в усадьбу Островидовой (по имени последней владелицы), расположенную в большом по местным меркам селе Веницы. Остатки этого некогда большого деревянного дома сейчас больше похожи на руины, лазить по которым мы не стали. Смотреть внутри нечего. Как и в Туханях, и в Ёгне полы провалились, потолки обвалились.
История этой парковой усадьбы начинается в начале XIX века, в то время она принадлежала дворянскому роду Трусовых (источник) и оставалась в их собственности почти сто лет. Когда-то в нее заезжал погостить поэт К.Н.Батюшков, чей род невидимой нитью связал в этой поездке для нас Даниловское, Тухани и Веницы. В XX веке здание, как и все увиденные в этой поездке по тверской глуши усадьбы, использовалось как дошкольное образовательное учреждение. И пока оно было кому-то нужно, за ним следили и ремонтировали. А после..., как и везде постепенно наступила разруха.
Это фотография, на мой взгляд, очень хорошо характеризует упадок, в котором уже много лет пребывает не только это здание, а многие из увиденных в этом путешествии бывших усадебных домов
Парк пока не стал лесом из-за отсутствия густого подлеска, главные аллеи еще угадываются. Но специально ехать сюда, на мой взгляд, не стоит. Да и не специально тоже.
Разные эпохи – одинаковая судьба. На заднем плане старый усадебный дом, на переднем автобус КАвЗ-685, которому меньше 50 лет
На этом, пожалуй, пессимистическую часть закончу, чтобы не наводить совсем уж тоску на читателя этого рассказа.
Все из описанных пунктов достижимы, но целесообразность этой поездки каждый оценит самостоятельно .
Про посещение Устюжны, которую я неоднократно упомянул в этом посте, можно прочитать здесь.
Следующие части (надеюсь, найду время для их написания) будут в более оптимистическом ключе, чтобы после прочтения оставался лучик надежды .
#уголкиРоссии
#путешествуемпоРоссии
Материал взят: Тут