Fegor
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗА ЗАНАВЕСОМ: РАЙКИН ПРОИГРАЛ БОЙ ДЛИНОЙ В 25 ЛЕТ ( 2 фото )
ФОТО: АГН МОСКВА/GLOBAL LOOK PRESS
НАТАЛИЯ ХВОРОСТЬЯНОВА
Константин Райкин с треском вылетел с поста худрука Высшей школы сценических искусств своего же имени. Артист сразу кинулся раздавать прессе комментарии, в которых (а как по-другому?) проклинает своего экс-партнёра по проектам Анатолия Полянкина. Но если присмотреться повнимательней, то мы увидим, что Полянкин – скорее опытный менеджер, нежели вандал, а сам артист, судя по всему, просто поскользнулся на своих неуёмных амбициях присвоить всё имущество Фонда Райкина и получать зарплату сразу за несколько ставок в вузе, попутно возглавляя "Сатирикон".
Театр абсурда
Новость-бомба ухнула пару дней назад и породила массу слухов: надо же – самого Константина Аркадьевича Райкина посмели лишить поста художественного руководителя Театральной школы Константина Райкина. Все принялись причитать о том, что, мол, "пробили дно" и "какая несправедливость", но в деле слишком много тонкостей и улик, указывающих: похоже, "рыльце в пушку" у самого представителя актёрской династии, а ректор вуза просто пытался как-то отреагировать и спасти ситуацию.
Дело было в 1995 году. Константин Райкин в тот момент увлёкся идеей реформировать само административное устройство театра. При помощи своего нового знакомого Анатолия Полянкина он задумал сделать театр "Сатирикон" автономным некоммерческим учреждением культуры. Полянкин на тот момент совершил несколько серьёзных прорывов на этом поприще, один из них – "Чехов-центр" на Сахалине. Успех молодого театрального менеджера вдохновил Райкина и он решил пригласить его в свою команду. Идея была проста – из театра, зависимого от скромного госбюджета, сделать процветающее учреждение, основанное на принципах государственно-частного партнёрства. Читай – жить за счёт спонсоров.
Дела в театрах в 90-е, как мы помним, были плохи: они часто простаивали, а артисты "чесали" на корпоративах за продукты. Понятно, что в те годы эта мысль грела души обоих фигурантов истории, и они с энтузиазмом взялись за дело. Далее последовало назначение Анатолия Полянкина директором "Сатирикона", а Райкин стал его художественным руководителем. Да и спонсоры быстро нашлись, и дело завертелось. Получается, что эта парочка стояла у истоков административного разделения "творческий руководитель – менеджер", которое стало камнем преткновения для многих театральных трупп в последние годы. Но, как мы поняли, в 90-е Константин Райкин проявлял гибкость и явно был заинтересован в прогрессе.
Далее последовали многочисленные проблемы с финансированием реконструкции театра "Сатирикон". Все, кто хоть когда-то бывал на московской станции метро "Марьина Роща", видели на выходе из вестибюля серое невзрачное здание, мало похожее на театр. Здание стремительно ветшало, и вскоре труппа переехала в резервное помещение, аренда которого съедала все сбережения. Возможно, кошка пробежала между партнёрами по проекту именно тогда. А Райкин даже прослыл скандалистом, устроил обструкцию тогдашнему министру культуры Владимиру Мединскому и сумел выпросить у государства грант на ремонт. Скандал с Минкультуры тогда замяли, но осадочек, как говорится, остался. Получается, понадеялись товарищи на спонсоров, а они после кризиса 2008 года убежали, и пошли Райкин и Полянкин к государству с протянутой рукой. Грустная история.
Казалось бы, при чём тут политика
Райкин ещё в конце 1990-х и начале 2000-х поддержал начавшего работать на федеральном уровне Владимира Путина – сначала в статусе премьера, а потом и главы государства. Подписывал Райкин и письмо в поддержку Русской весны в 2014-м. Но в 2022-м в сознании актёра что-то явно поломалось, и вот он уже ставит свою подпись под кляузой культурного истеблишмента против спецоперации России по спасению Донбасса.
Очень хочется думать, что эти вихляния не продиктованы приспособленчеством под ситуацию. Позиция "куда ветер дует" совсем не красит актёра с известной фамилией, чей отец поддерживал Родину во время Великой Отечественной, застал блокаду Ленинграда и выступал перед бойцами на фронте.
Блогер, журналист Вадим Манукян считает, что антироссийская риторика Константина Райкина вполне могла повлиять на нынешнее положение вещей:
Думаю, что увольнение Райкина может быть как-то связано с его позицией по поводу спецоперации. В целом перед работниками культуры ведь уже ставили вопрос на предмет их руководящих должностей. Если они не разделяют позицию народа по теме спецоперации, то, вероятно, им не стоит занимать руководящие посты в сфере культуры. Хотя думаю, что там накопившиеся претензии друг к другу Райкина и Полянкина тоже вполне могли сыграть свою роль. Там шла речь о недвижимости высшей театральной школы. Ведь недаром там даже СК вмешивался. Так что нет дыма без огня. Но давайте ещё вспомним, что для Райкина либеральное крыло тоже вовсе не чужое. Ему, насколько мне известно, творчество Серебренникова близко, а это уже отдельная история.
КОНСТАНТИН РАЙКИН И АНАТОЛИЙ ПОЛЯНКИН. ФОТО: EKATERINA TSVETKOVA/GLOBAL LOOK PRESS
Спикер считает, что сейчас просто не время забивать молодёжи голову либеральной ересью. Плюс ко всему разделение на худруков и директоров приводит зачастую к двоевластию, когда каждый тянет одеяло на себя. Обычно это приводит к расколу и трагическим последствиям, особенно в такой чувствительной сфере, как культура.
Вероятно, именно это и произошло в данном случае. Теперь двоевластие устранено. Как к артисту я к Константину Аркадьевичу отношусь прекрасно. Я был на его творческих вечерах, он прекрасно читал стихи. Вот пусть играет и стихи читает дальше, а обучать студентов будут другие,
– резюмирует Манукян.
Где деньги, Зин?
Проблема Райкина и Полянкина оказалась настолько сложной и многофакторной, что приводить примеры, почему экс-приятели так ополчились друг на друга, можно бесконечно. Но есть простые факты: многие студенты просто перестали платить по счетам за учёбу. Об этом прямо заявляет Анатолий Полянкин на сайте учебного заведения. В конце марта ректор обнародовал решение: учебная деятельность в Высшей школе театрального искусства приостанавливается.
Студенты, у которых, как водится, много энергии на всякую ерунду, начали строчить обращения. Говорят, что увольнение Райкина не согласовали с коллективом учебного заведения. То же самое было и с названием – теперь это просто театральная школа без приписки имени Константина Аркадьевича. Молодёжь разъярена: они поступали в учебное заведение именно из-за приписки знаменитой фамилии в заглавии, и теперь вроде бы как получается, что их обманули и нарушили их права по договору об оказании образовательных услуг. Студенты подали жалобу в Рособрнадзор. Но что тут попишешь, хоть Высшая школа театрального искусства и является полувузом-полутеатром – должность худрука для Райкина была просто формальностью. Удаление этого атавизма никак не должно влиять на учебный процесс.
Факт расторжения трудовых взаимоотношений с высшей школой имени себя уже подтвердил и сам Константин Райкин, изображая благородство и скорбь одновременно:
Я говорю об этом с некоторой улыбкой, потому что я к этой ситуации уже был готов. Для меня это очевидная наша правота, правота всего преподавательского состава, всех студентов. Этот человек даже не заходит в институт. Его в течение нескольких лет просто не бывает. Он не знает ни одного студента, не посещает ни одного дипломного спектакля.
Но, как оказалось, "не заходит в институт" частенько и сам Райкин: ректор учебного заведения опубликовал сведения о том, что артист понабрал несколько ставок для большего заработка, но отрабатывать нужный норматив ему не удавалось: все силы отнимал его любимый театр "Сатирикон". Казалось бы, чего стоило просто набрать свой курс из нескольких человек и не пороть горячку, но алчность – злое дело. Более того, Константин Аркадьевич даже был уличён в систематических прогулах, что, сами понимаете, совсем не вяжется с образом благонадёжного и отвергнутого адепта справедливости. Вероятная причина скандала банальна до неприличия – не исключено, что во главе угла деньги, передел влияния, попытка прикарманить здания Фонда Райкина и многое другое. Надежда на то, что знаменитая фамилия станет индульгенцией и подарит актёру неприкосновенность, рухнула.
Ректор в высших образовательных организациях – это не просто "администратор", а руководитель вуза, обладающий по уставу всей полнотой власти. Должности художественного руководителя в вузах России не существует. Эта должность была специально создана для Райкина К.А. в "Высшей школе сценических искусств". Он является специалистом по найму, работает по совместительству, у него срочный трудовой договор с ректором. Лишить "дела всей жизни" специалиста, устроившегося по совместительству на работу на условиях срочного трудового договора, невозможно в принципе. Работу худрука "Высшей школы сценических искусств" К.А. Райкин выполняет в свободное от основной работы время. А основная его работа – в театре "Сатирикон", где он работает худруком в статусе государственного служащего. Так где тут "дело всей жизни"!"
– резюмирует Анатолий Полянкин.
Руки прочь!
После обнародования этой почти каверзной новости либеральная тусовка театралов разразилась мощным потоком слезливых постов на запрещённых в России платформах. Богема всячески демонстрирует скорбь и свою тонкую духовную организацию, поражаясь "абсурдности происходящего". Многие из них не удосужились разобраться, что никакого "собственного" театра, а уж тем более школы театрального искусства у Райкина нет.
"Боже мой, в это трудно поверить!"
"Какой кошмар! И этого гениального человека к стене припёрли".
"Как можно уводить из собственного заведения? Когда днище пробьётся-то?"
Риторика плакальщиков, как у детсадовцев, – взял игрушку – значит, моя. Но есть и те, кто поддерживает решение театрального менеджера Анатолия Полянкина об увольнении проштрафившегося артиста.
"Одно имя было".
"Нечего было высказываться против России".
"Респект за правильное решение!"
Против увольнения любимого мэтра уже высказалась артистка Анна Чиповская – выпускница мастерской самого Райкина. Ещё бы: она сама представительница артистической династии и явно не заинтересована в идее отказа от протекционизма. Её папа – известный джазмен Борис Фрумкин, мама – актриса театра им. Вахтангова.
Я понимаю, что истинного художественного руководителя уволить невозможно. Он был, есть и останется авторитетом, учителем, нравственным камертоном, он был, есть и останется человеком, за которым люди готовы идти и ради которого поступают в ВШСИ,
– прокомментировала Анна.
История с переделом власти в клане Райкиных достойна сериала. Пиковым моментом ссоры стали притязания Райкина на здания, которыми владеет фонд. То, что фонд был создан и получил недешёвые квадратные метры, во многом заслуга именно Анатолия Полянкина. Но и сам он тот ещё "фрукт" – достаточно упомянуть тот факт, что он был подписантом петиции в 2015 году в защиту интересов постановщиков скандального "Тангейзера" Вагнера в Новосибирске. Тогда бумажка не помогла агитаторам, и худрука театра сняли с должности.
Вроде бы оба фигуранта скандала – и Райкин, и Полянкин – представители одного идеологического лагеря, и здесь мы наглядно видим, к чему приводит это близкое копошение людей с сомнительными интересами. Когда русофобы набиваются как пауки в банку, они пожирают сами себя.
Что с того?
Ситуация показывает – структурные изменения как в самих театрах, так и в околотеатральных учреждениях проходят со скрипом. Буквально с корнем приходится вырывать в этих институциях всё старое и отжившее. И, конечно, в наших мэтрах сложно искоренить гигантоманию и стремление всё контролировать. Худруки не доверяют директорам, не разбираясь в менеджменте, а управляющие театрами ничего не смыслят в творческом процессе. Нивелировать проблему поможет обновлённая система подготовки управленческих кадров в культуре, ну и, конечно, тщательный подбор этих самых кадров. Традиция династической преемственности, когда приоритет отдаётся фамилии, а не профессионализму, заведёт русский театральный процесс в ещё большие дебри.
Подаём идею всем театралам (главное – не забудьте записать) – дети и внуки великих артистов не обязательно должны быть худруками, вседержащими главами всего и вся, подминать под себя фонды имени кого-то, претендовать на имущество и получать по пять зарплат, проталкивая в театры и музеи своих родственников "седьмая вода на киселе". Они могут быть членами попечительских советов, курировать благотворительность, фандрайзинг, эндаунмент-фонды – да всё что угодно, но, друзья, настал 21-й век, и брать на работу на 10 ставок человека только потому, что папа был велик, – это моветон. Нужно учиться руководствоваться принципами профпригодности и пользы для общества.
Отметим, что ни у кого ни на секунду не возникает сомнений в профессионализме Константина Райкина как актёра, но вот в менеджмент, налоги, цифры, бумаги, договоры, госконтракты артисту лучше нос не совать. Когда начнём реализовывать принцип того, что каждый должен заниматься своим делом, тогда и увидим отладку барахлящей системы.
Последнее дело за личными качествами, одно из которых – алчность, она пожирает многих наследников. Желание срубить куш из воздуха, получить дивиденды с собственной фамилии – жалкое зрелище, недостойное русского театра.
Взято: Тут
1209