Поститься выгодно, в пост на еду уходит примерно на треть меньше, чем в обычные дни ( 6 фото )
- 30.11.2021
- 7 066
Церковные догматы, указания и наставления простым мирянам, то есть нам с тобой, иногда кажутся очень сложными, даже невыполнимыми. И дело тут даже не в том, что их сложно выполнять, а в непонимании самых основных, базовых вещей. Например, вот что такое постная еда? Есть ли какие-то точные отличия от еды скоромной?
pixabay
Если заглянуть в прошлое, проследовать, так сказать, по историческому пути, мы дойдем до написания книги «Типикон». Ее текст был написан и окончательно сформирован еще в 17 веке Русской Церковью. По своей сути это свод правил, касающихся повседневной жизни. Что и когда есть, чем заниматься в свободное время и так далее. Но есть одна «маленькая» деталь.
Постная еда
На самом деле «Типикон» это ни что иное как монашеский устав. В нём подробно описаны случаи, как лечить братьев. Где брать одежду. Кто имеет преимущество на то или иное имущество в кельях и тому подобное. Короче говоря, свод правил для монахов. И тем не менее, в России эта книга является практически настольным пособием, рассказывающим как жить всем православным верующим.
Однако, не все согласны с этим догматом. Например, Архимандрит Савва Мажуко говорит следующее: на самом деле, за всю историю Русской церкви было множество различных сильных монастырей. Соответственно, для каждого из них писался свой устав. Не редко они очень отличались между собой. Есть ли какой-то официально признанный канон на сегодняшний день? На самом деле, нет.
Более того, четкого понимания, что же такое постный продукт, мы тоже не имеем. Дело в том, что сама традиция поститься была сформирована давно на Востоке. В местах с другим климатом и, соответственно, не слишком родными для нас продуктами и ритмом жизни. Так что, это значит что можно плюнуть на всё и вообще перестать поститься?
На самом деле всё гораздо проще. «Типикон» есть очень сильная книга, это факт. Но к нему нужно относиться, скорее, как к общему своду правил. Особенно, мирянам. Всё же, сейчас мало кому пригодится информация о житии монахов 17 века, тем более о правильности их рациона. Действовать нужно локально: спросить совета у местного церковного настоятеля. Он обязательно расскажет что к чему и чем же нужно поститься конкретно тебе.
Но для себя Архимандрит советует использовать метод «двух с». То есть, полагаться на скромность и сдержанность. Это и есть суть поста. Православному человеку, не во время того, когда он постится, дозволено есть и рыбу, и мясо. Мотивация поста не в вегетарианстве. Ядром является ограничение себя от излишних удовольствий, особенно, чревоугодия.
pixabay
Здесь важно понимать, что Бог не хочет отнимать от верующих хотя бы каплю их здоровья. Современная медицина шагнула далеко вперед. Поэтому маленьким детям, больным или беременным поститься совершенно не обязательно. Также, как и путникам. Более того, если желудок не воспринимает какие-то конкретные продукты, во время поста на них переходить тоже, определенно, не нужно.
К примеру, молоко не считается постным продуктом. Но если у мирянина без приема этого продукта могут начаться проблемы с ЖКТ, молоко можно и нужно употреблять даже в пост. С кашей, например, или просто так. Но это никак не означает что можно уплетать сладкие сырки или пармезана себе накрошить: это же молочные, вроде, продукты. Само собой, подобная подмена это, прежде всего, самообман.
Иными словами, если постная пища стоит дороже скоромной — это уже не пост. Но важно еще и количество этой самой пищи. Объесться гречки с грибами, закусить постными блинами и добавить к этому делу цукатов с халвой и мёдом. А потом валяться весь день на диване, пытаясь это всё переварить… Какой же это пост? Самое натуральное обжиралово.
GettyImages
Но если взять за основу скромность и сдержанность, всё встанет на свои места. Естественно, для поста есть ряд продуктов, которые можно употреблять. Есть даже целые списки и они довольно логичны. С порциями не всё так просто, поэтому та же церковь советует поступать так, как говорят о ресторанах: из-за стола нужно вставать с чувством легкого голода, а никак не перенасыщенности. И всё будет хорошо.
Если подбивать какие-то итоги, можно выяснить для себя следующее. Многие миряне не постятся лишь потому что не понимают, зачем отказывать себе в удовольствии наесться до отвала после работы. Это конечно не очень хорошо, хотя бы со стороны правильного питания. Но осуждать таких людей категорически нельзя — это их личный выбор.
Но есть еще одна часть людей, которые не хотят поститься по внутреннему состоянию. Неприятие тех или иных продуктов, личные вкусы. Ну вот не лезет ему мёд, например. А сладкого ой как хочется. Ну выпей ты того чаю с сахаром, только не в 3 ложки, а добавь одну. Половину даже можно. И чай сладкий и ты благое дело сделал.
GettyImages
В любом случае, поститься или нет решает каждый для себя сам. Это должен быть осознанный выбор. Людям нужно хотя бы несколько раз в год пересмотреть свои жизненные принципы, привычки. И чтобы не потонуть в мирских удовольствиях или чревоугодии, пост — отличная практика, позволяющая себя сдерживать. Но даже в этом деле меру нужно соблюдать.
pixabay
Если заглянуть в прошлое, проследовать, так сказать, по историческому пути, мы дойдем до написания книги «Типикон». Ее текст был написан и окончательно сформирован еще в 17 веке Русской Церковью. По своей сути это свод правил, касающихся повседневной жизни. Что и когда есть, чем заниматься в свободное время и так далее. Но есть одна «маленькая» деталь.
Постная еда
На самом деле «Типикон» это ни что иное как монашеский устав. В нём подробно описаны случаи, как лечить братьев. Где брать одежду. Кто имеет преимущество на то или иное имущество в кельях и тому подобное. Короче говоря, свод правил для монахов. И тем не менее, в России эта книга является практически настольным пособием, рассказывающим как жить всем православным верующим.
Однако, не все согласны с этим догматом. Например, Архимандрит Савва Мажуко говорит следующее: на самом деле, за всю историю Русской церкви было множество различных сильных монастырей. Соответственно, для каждого из них писался свой устав. Не редко они очень отличались между собой. Есть ли какой-то официально признанный канон на сегодняшний день? На самом деле, нет.
Более того, четкого понимания, что же такое постный продукт, мы тоже не имеем. Дело в том, что сама традиция поститься была сформирована давно на Востоке. В местах с другим климатом и, соответственно, не слишком родными для нас продуктами и ритмом жизни. Так что, это значит что можно плюнуть на всё и вообще перестать поститься?
На самом деле всё гораздо проще. «Типикон» есть очень сильная книга, это факт. Но к нему нужно относиться, скорее, как к общему своду правил. Особенно, мирянам. Всё же, сейчас мало кому пригодится информация о житии монахов 17 века, тем более о правильности их рациона. Действовать нужно локально: спросить совета у местного церковного настоятеля. Он обязательно расскажет что к чему и чем же нужно поститься конкретно тебе.
Но для себя Архимандрит советует использовать метод «двух с». То есть, полагаться на скромность и сдержанность. Это и есть суть поста. Православному человеку, не во время того, когда он постится, дозволено есть и рыбу, и мясо. Мотивация поста не в вегетарианстве. Ядром является ограничение себя от излишних удовольствий, особенно, чревоугодия.
pixabay
Здесь важно понимать, что Бог не хочет отнимать от верующих хотя бы каплю их здоровья. Современная медицина шагнула далеко вперед. Поэтому маленьким детям, больным или беременным поститься совершенно не обязательно. Также, как и путникам. Более того, если желудок не воспринимает какие-то конкретные продукты, во время поста на них переходить тоже, определенно, не нужно.
К примеру, молоко не считается постным продуктом. Но если у мирянина без приема этого продукта могут начаться проблемы с ЖКТ, молоко можно и нужно употреблять даже в пост. С кашей, например, или просто так. Но это никак не означает что можно уплетать сладкие сырки или пармезана себе накрошить: это же молочные, вроде, продукты. Само собой, подобная подмена это, прежде всего, самообман.
Иными словами, если постная пища стоит дороже скоромной — это уже не пост. Но важно еще и количество этой самой пищи. Объесться гречки с грибами, закусить постными блинами и добавить к этому делу цукатов с халвой и мёдом. А потом валяться весь день на диване, пытаясь это всё переварить… Какой же это пост? Самое натуральное обжиралово.
GettyImages
Но если взять за основу скромность и сдержанность, всё встанет на свои места. Естественно, для поста есть ряд продуктов, которые можно употреблять. Есть даже целые списки и они довольно логичны. С порциями не всё так просто, поэтому та же церковь советует поступать так, как говорят о ресторанах: из-за стола нужно вставать с чувством легкого голода, а никак не перенасыщенности. И всё будет хорошо.
Если подбивать какие-то итоги, можно выяснить для себя следующее. Многие миряне не постятся лишь потому что не понимают, зачем отказывать себе в удовольствии наесться до отвала после работы. Это конечно не очень хорошо, хотя бы со стороны правильного питания. Но осуждать таких людей категорически нельзя — это их личный выбор.
Но есть еще одна часть людей, которые не хотят поститься по внутреннему состоянию. Неприятие тех или иных продуктов, личные вкусы. Ну вот не лезет ему мёд, например. А сладкого ой как хочется. Ну выпей ты того чаю с сахаром, только не в 3 ложки, а добавь одну. Половину даже можно. И чай сладкий и ты благое дело сделал.
GettyImages
В любом случае, поститься или нет решает каждый для себя сам. Это должен быть осознанный выбор. Людям нужно хотя бы несколько раз в год пересмотреть свои жизненные принципы, привычки. И чтобы не потонуть в мирских удовольствиях или чревоугодии, пост — отличная практика, позволяющая себя сдерживать. Но даже в этом деле меру нужно соблюдать.
Материал взят: Тут