Doule
Градский у Познера: Шукшиной, Лозе, Бероеву и Кинчеву посвящается ( 7 фото )
28 ноября 2019 года Александр Борисович был в гостях у Познера.
Ровно через два года он оставит нас без себя.
Я, как многие из вас, не являюсь поклонницей телеведущего, но если вижу собеседника, который мне интересен, задерживаюсь, чтобы выслушать его.
Ближе к концу передачи Познер все чаще уходил от вопросов, связанных с непосредственными интересами музыканта и расспрашивал его о взаимоотношениях с властью и обществом. Градский отвечал, что все его высказывания содержатся в том, что он делает на сцене.
В других средствах выражения чувств настоящий художник не нуждается, на мой взгляд, тоже. Если он - настоящий, а не нынешняя "звезда".
Познер продолжал настойчиво долбить в ту же точку. Градский говорил, что отношения с властью у него нейтральные, друг друга на протяжении его жизни они не трогали. Он сумел реализоваться в своей стране как музыкант. Столичные власти построили ему театр, за что же ему на нее наезжать.
Тогда ведущий изменил формулировку. (Даже если вы смотрели повтор передачи, могли уснуть и не услышать, ибо вопрос прозвучал в самом конце).
Познер:
- Время у нас на исходе... Однажды вы сказали: "Имеет смысл вести бой с достойным противником. Глупо бороться с тем, кто тебя не стоит. Лучше сидеть в сторонке в башне из слоновой кости". Вы по поводу чего это сказали?
Градский:
- По поводу всего того, что мне не нравится в современном искусстве - раз. В современной музыке - два. В современном бытии или бытие - три.
Познер:
- Много не нравится?
Градский:
- Много. Да, много. Но когда я говорю себе: "А ты бы смог что-то исправить?", то отвечаю: "Нет-нет-нет, я туда не полезу. Нет-нет". (До этого он уже успеет сказать, что даже не представляет себе, каково нести ответственность за 140 миллионов человек). Довольно хитро с моей стороны...
Познер:
- Конечно. Да.
Градский:
- Есть замечательное выражение в последнее время: сиди и мимо тебя по реке проплывет...
Познер:
- Китайцы придумали.
Градский:
- Китайцы, а потом уже повторили все подряд. Про труп твоего врага. И, вы знаете, проплывает в результате.
Познер:
- Проплывает?
Градский (который прекрасно понял сразу, чего ждет от него Познер, не добившийся за 40 минут почти ничего в немузыкальном направлении разговора):
- Да! Смотришь - проплыл. Еще один. Смотришь - ну, надо же как интересно. (С интонацией вопрошающих) "А где ваша гражданская позиция?" Я говорю: "Как где? У меня есть гражданская позиция, которая выражается в моих стихах и песнях". - "А вот скажите тогда..." - Я говорю: "Ребят, в другой раз в другом месте. На кухне - да.
Там придет мой товарищ Костя. Я ему скажу свою гражданскую позицию. Он мне скажет свою. Мы с ним выпьем, поспорим. И разойдемся.
А когда ты участвуешь - я хотел, кстати, сказать об этом в вашей программе... Понимаете, какая штука? Меня упрекают иногда, что я в последнее время не высказываюсь ни на какие темы...
Я отвечаю так: если у тебя есть какой-то авторитет, если тебя кто-то любит и какие-то люди считаются с твоим мнением, и ты об этом знаешь, то не очень корректно высказываться на темы, не имеющие отношения к музыке. Потому что люди, которые тебя любят, могут принять твое высказывание за руководство к действию и автоматически за тобой последовать к этому мнению. Люди, которые тебя не любят, могут сделать так: "Ааа, он это не любит - значит, давайте наоборот думать". И на них ты, получается, повлиял. То есть ты начинаешь принимать участие в обсуждении каких-то вещей, используя себя, как певца, человека, к которому прислушиваются, на совершенно другие темы! И ты как дурак себя начинаешь чувствовать. Я, например, себя чувствовал бы как дурак. Я на кого-то повлиял... А имею ли я право на кого-то влиять? Да никакого.
В музыкальном отношении, в поэтическом отношении, в эстетическом отношении я уже сам по себе влияю. Или не не влияю. И это мое право на существование как человека, скажем так, пытающегося самовыразиться в искусстве.
А вот во всём остальном - это будет просто некорректно с моей стороны. Лучше этого никогда не делать.
************
Крым уже был. Не помню никаких громких слов об этом, но если вы откроете украинские соцсети, то погрузитесь в стекловату, которую еще вчера расстелили музыканту небратья.
Ковид еще не пришел.
Как жаль, что наша самопровозглашенная творческая элита, ни в чем не достигнув уровня Градского даже близко, не услышала тогда мэтра. И лезет во все сферы нашей жизни, не задав себе простой вопрос:
- А имею ли я право?..
Одно-то право у нее осталось точно. Почувствовать себя дураками.
Но для того, чтобы постичь эту простую истину, нужно быть Градским.
Им - не дано.
Взято: Тут
657