Посторонним вход - 2 ( 3 фото )
- 25.08.2021
- 7 481
Итак, в общем, понятно, что «Добро пожаловать или Посторонним вход запрещён» не был дипломной работой. Это не «пробный» фильм студента-старшекурсника, а кинопроект, изначально, на стадии сценария, ещё до всяких съёмок, предназначенный для проката. Более того, ректор ВГИКа пытался остановить работу над фильмом, но его одёрнули люди, которые стояли повыше него и даже выше Госкино.
Что же так напугало товарищей Грошева, Романова и Баскакова в фильме «студента» Климова? Разумеется, сатира. Сатира «Добро пожаловать...» была чрезвычайно радикальна и направлена сразу на всю политику Никиты Хрущева. Осмеивалось введение кукурузы, культ освоения космоса, культ «комиссаров в пыльных шлемах» и 20-х годов вообще, даже стремление накормить досыта население Страны Советов вышучивалось довольно злобно – так, что зрителям было понятно: ни сценаристы ни режиссёр никогда не голодали и недоедания не боялись. Более того, в фильме были личные выпады против самого дорогого Никиты Сергеевича. Дынин был остроумной и злой карикатурой на Хрущева. Сейчас это не так очевидно, как в 1963 году, потому что хроника с Хрущевым была на протяжении десятилетий под строжайшим запретом, но для зрителей премьеры «Добро пожаловать...» интонации, гримасы и размашистые жесты великолепного Евгения Евстигнеева были мгновенно узнаваемы. Плюс, «для тех кто в танке», украинская рубашечка и загорелая лысина.
В комментариях к первой части поста вспыло воспоминание о «Карнавальной ночи» - совершенно справедливо, потому что в «Добро пожаловать...» есть аллюзии именно на этот фильм. Даже фамилии «смешных бюрократов»: Огурцов – Дынин. С одного, так сказать, огорода. И оба они не настоящие начальники (это важно), а «исполняющие обязанность». Их легитимность стоит под вопросом, и они тушуются, когда приходит Настоящий Начальник, Наводящий Порядок.
А теперь вернёмся к фальсификациям, с которых начался предыдущий пост.
Википедийная статья начинается утверждением, что фильм был разрешён по личному распоряжению Никиты Хрущева. Что-то не верится. Это как раз тот случай, когда подделку можно опознать по тому, что она вписана в эстетику и стиль совсем иной, более поздней, эпохи.
Дело в том, что Леонид Ильич Брежнев любил кино. Разумеется, он любил не фильмы Тарковского или Бергмана или, там, Авербаха с Фассбиндером, нет, не такие. Леонид Ильич любил «Эмманюль», всякое французское софтпорно, «Птицы летят умирать в гавань» и так далее, а советским кино интересовался мало – хотя в хорошем настроении мог распорядиться выпустить на экраны какой-нибудь приключенческий фильм, типа «про ковбойев и индейцев». Был смешной эпизод с «Агонией» Элема Климова, я потом как-нибудь под случай его расскажу. А пока стоит обратить внимание, что бывали случаи, когда Брежнев кулуарно, в личном кругу, принимал решение о каком-нибудь фильме. Все знали о такой возможности, и некоторые пытались пролезть черным ходом на самый верх именно для того, чтобы Леонид Ильич «лично» вмешался. Вообще, практически про каждый неординарный советский фильм 70-х ходят легенды, что, мол,хотели запретить, но "лично" Леонид Ильич вмешался и дал отмашку. Но с Хрущевым ничего подобного припомнить невозможно, ни фактического, ни легендарного. Во-первых, он вообще не интересовался ни кино ни литературой. Во-вторых, он не терпел никакой критики своих начинаний. В-третьих, свои благодеяния, как и свой гнев, он обожал выражать публично, напоказ всему свету. Мафиозная кулуарность принятия решений, столь характерная для эпохи Брежнева, была ему абсолютно не свойственна.
Можно вспомнить, какую выволочку Хрущев устроил Марлену Хуциеву всего лишь из-за одной фразы в длинном фильме, который он, вообще-то, и не видел вовсе (Хрущев посмотрел «Заставу Ильича» только уже будучи пенсионером, очень старым человеком). А можно вспомнить мгновенную и беспощадную расправу с режиссёрами Сахаровым и Шенгелая, после того, как Сергею Михалкову померещилось, будто Евгений Леонов в «Снежной сказке» пародирует Хрущева. Другими словами, невозможно поверить в личное распоряжение Хрущева выпустить на экраны якобы уже запрещённый яркий сатирический фильм. Это анахронизм, который торчит из фальсификационного материала, как... торчит, в общем. Причём, заметно, что фальсификацию составляли уже заметно позже Хрущева, потому что во время дорогого Леонида Ильича никакие - хотя бы косвенно - одобрительные слова в адрес "кукурузника Никитки" были немыслимы. Придумать такую деталь могут только мои ровесники или ребята поладше меня, для них она "естественна" и заглатывается без размышлений.
Но всё же, зачем надо было городить весь этот огород? Какую цель преследовали те, кто заказал сценарий Нусинову и Лунгину, подобрал надёжного и талантливого Элема Климова, выделил для съёмок ведомственный воркутинский лагерь и постарался защитить фильм от любых административных атак и политических доносов?
Разгадка в дате премьеры фильма. Премьера «Добро пожаловать...» состоялась 9 октября 1964 года. 11 октября 1964 года Леонид Ильич Брежнев провёл закрытое совещание на самом верху, 13 октября 1964 года позвонил отдыхающему на даче Хрущеву, вызвав его в Москву, и через пару дней Хрущёв произнёс своё историческое «Ну и е..тесь сами со своей Россией».
Сразу после снятия Хрущева в пустующих вот уже год магазинах появились колбасы, мясо, сыры, балыки, икра и прочие радости, вызвавшие у простых советских людей восторг по поводу прихода Настоящего Начальника на место лысого «исполняющего обязанности», которому под хохот зрителей замечательного остроумного фильма Элема Климова оставалось ныть «Я же хотел, как лучше..»
Что же так напугало товарищей Грошева, Романова и Баскакова в фильме «студента» Климова? Разумеется, сатира. Сатира «Добро пожаловать...» была чрезвычайно радикальна и направлена сразу на всю политику Никиты Хрущева. Осмеивалось введение кукурузы, культ освоения космоса, культ «комиссаров в пыльных шлемах» и 20-х годов вообще, даже стремление накормить досыта население Страны Советов вышучивалось довольно злобно – так, что зрителям было понятно: ни сценаристы ни режиссёр никогда не голодали и недоедания не боялись. Более того, в фильме были личные выпады против самого дорогого Никиты Сергеевича. Дынин был остроумной и злой карикатурой на Хрущева. Сейчас это не так очевидно, как в 1963 году, потому что хроника с Хрущевым была на протяжении десятилетий под строжайшим запретом, но для зрителей премьеры «Добро пожаловать...» интонации, гримасы и размашистые жесты великолепного Евгения Евстигнеева были мгновенно узнаваемы. Плюс, «для тех кто в танке», украинская рубашечка и загорелая лысина.
В комментариях к первой части поста вспыло воспоминание о «Карнавальной ночи» - совершенно справедливо, потому что в «Добро пожаловать...» есть аллюзии именно на этот фильм. Даже фамилии «смешных бюрократов»: Огурцов – Дынин. С одного, так сказать, огорода. И оба они не настоящие начальники (это важно), а «исполняющие обязанность». Их легитимность стоит под вопросом, и они тушуются, когда приходит Настоящий Начальник, Наводящий Порядок.
А теперь вернёмся к фальсификациям, с которых начался предыдущий пост.
Википедийная статья начинается утверждением, что фильм был разрешён по личному распоряжению Никиты Хрущева. Что-то не верится. Это как раз тот случай, когда подделку можно опознать по тому, что она вписана в эстетику и стиль совсем иной, более поздней, эпохи.
Дело в том, что Леонид Ильич Брежнев любил кино. Разумеется, он любил не фильмы Тарковского или Бергмана или, там, Авербаха с Фассбиндером, нет, не такие. Леонид Ильич любил «Эмманюль», всякое французское софтпорно, «Птицы летят умирать в гавань» и так далее, а советским кино интересовался мало – хотя в хорошем настроении мог распорядиться выпустить на экраны какой-нибудь приключенческий фильм, типа «про ковбойев и индейцев». Был смешной эпизод с «Агонией» Элема Климова, я потом как-нибудь под случай его расскажу. А пока стоит обратить внимание, что бывали случаи, когда Брежнев кулуарно, в личном кругу, принимал решение о каком-нибудь фильме. Все знали о такой возможности, и некоторые пытались пролезть черным ходом на самый верх именно для того, чтобы Леонид Ильич «лично» вмешался. Вообще, практически про каждый неординарный советский фильм 70-х ходят легенды, что, мол,хотели запретить, но "лично" Леонид Ильич вмешался и дал отмашку. Но с Хрущевым ничего подобного припомнить невозможно, ни фактического, ни легендарного. Во-первых, он вообще не интересовался ни кино ни литературой. Во-вторых, он не терпел никакой критики своих начинаний. В-третьих, свои благодеяния, как и свой гнев, он обожал выражать публично, напоказ всему свету. Мафиозная кулуарность принятия решений, столь характерная для эпохи Брежнева, была ему абсолютно не свойственна.
Можно вспомнить, какую выволочку Хрущев устроил Марлену Хуциеву всего лишь из-за одной фразы в длинном фильме, который он, вообще-то, и не видел вовсе (Хрущев посмотрел «Заставу Ильича» только уже будучи пенсионером, очень старым человеком). А можно вспомнить мгновенную и беспощадную расправу с режиссёрами Сахаровым и Шенгелая, после того, как Сергею Михалкову померещилось, будто Евгений Леонов в «Снежной сказке» пародирует Хрущева. Другими словами, невозможно поверить в личное распоряжение Хрущева выпустить на экраны якобы уже запрещённый яркий сатирический фильм. Это анахронизм, который торчит из фальсификационного материала, как... торчит, в общем. Причём, заметно, что фальсификацию составляли уже заметно позже Хрущева, потому что во время дорогого Леонида Ильича никакие - хотя бы косвенно - одобрительные слова в адрес "кукурузника Никитки" были немыслимы. Придумать такую деталь могут только мои ровесники или ребята поладше меня, для них она "естественна" и заглатывается без размышлений.
Но всё же, зачем надо было городить весь этот огород? Какую цель преследовали те, кто заказал сценарий Нусинову и Лунгину, подобрал надёжного и талантливого Элема Климова, выделил для съёмок ведомственный воркутинский лагерь и постарался защитить фильм от любых административных атак и политических доносов?
Разгадка в дате премьеры фильма. Премьера «Добро пожаловать...» состоялась 9 октября 1964 года. 11 октября 1964 года Леонид Ильич Брежнев провёл закрытое совещание на самом верху, 13 октября 1964 года позвонил отдыхающему на даче Хрущеву, вызвав его в Москву, и через пару дней Хрущёв произнёс своё историческое «Ну и е..тесь сами со своей Россией».
Сразу после снятия Хрущева в пустующих вот уже год магазинах появились колбасы, мясо, сыры, балыки, икра и прочие радости, вызвавшие у простых советских людей восторг по поводу прихода Настоящего Начальника на место лысого «исполняющего обязанности», которому под хохот зрителей замечательного остроумного фильма Элема Климова оставалось ныть «Я же хотел, как лучше..»
Материал взят: Тут