Dused
«Особые тройки» ВЧК-НКВД. Кому и как выносились приговоры? ( 4 фото )
Деятельность «особых троек» НКВД антисоветские пропагандисты всегда освещают только с негативной стороны. Но действительно ли всё было так мрачно?
Революционный трибунал
В период правления Сталина любую комиссию из трех человек в любой отрасли и сфере называли «тройкой». Однако дурная репутация закрепилась лишь за «тройками» ВЧК, поскольку зачастую этим людям приходилось выносить жесткие, непопулярные решения.
Само название организации - Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, предполагало именно такой стиль работы. На ее сотрудников были возложены функции следственного комитета. Здесь составляли списки классовых врагов, лишали их продовольственных карточек, занимались конфискацией неправедно нажитого имущества.
Но жизнь скоро внесла свои коррективы, началась Гражданская война. Для сохранения власти в руках пролетариата требовались суровые, бескомпромиссные, мгновенные меры. В первую «тройку» ВЧК вошел сам Дзержинский и два его заместителя – Вячеслав Александрович и Яков Петерс. Это была самая настоящая, очень действенная альтернатива неповоротливой судебной системе.
В августе 1918 года «тройка» получила право на вынесение расстрельных приговоров для открытых врагов – диверсантов, шпионов, белогвардейцев, вражеских агитаторов. Вынести решение о высшей мере «тройка» могла в единственном случае – если все ее члены выступали за расстрел.
«Особые тройки» упрекают в излишней жестокости, забывая или сознательно не упоминая, что низовые, районные комиссии получили право приговаривать к высшей мере только с 5 сентября 1918 года. Это был зеркальный ответ на белый террор. Красные откликнулись жестокостью на жестокость врага. Действия были вполне адекватными, если вспомнить о мемуарах генералов-белогвардейцев, методах работы их контрразведок.
"Тройка" Дзержинского/худ. А. Калинников
Карательное право было законным на территории страны всего 53 дня, затем оно осталось лишь в местностях, где шли военные действия, было осадное положение. К началу зимы того же года расстрельное право сохранилось за армейскими, фронтовыми, губернскими, областными ЧК, собиравшимися на ревтрибуналах, заседаниях. При этом было обязательным присутствие прокурора либо сотрудника райкома.
Беспредел не одобрялся, «тройки» соблюдали революционную законность, произвол со стороны отдельных «вождей» строго наказывался. После Гражданской войны право на применение высшей меры наказания упразднили, так же, как и ВЧК. Теперь такое наказание применялось лишь за особо тяжкие преступления - вооруженные выступления против власти, бандитизм, шпионаж.
На смену «Чрезвычайке» пришло ГПУ при НКВД, затем ОГПУ при Совнаркоме, эти организации принимали самое прямое участие в репрессиях. Об «особых тройках» вновь вспомнили в сентябре 1934 года, инициатором их воскрешения стал Молотов.
В 37-38-х годах комитеты, занимавшиеся делами арестованных органами НКВД, тоже назывались «тройками». В состав последних входили: начальник управления НКВД региона, первый секретарь райкома, прокурор. Приговоры «троек» приводились в исполнение немедленно.
Но комиссии лишь рассматривали расследованные уголовные дела, утверждая, пересматривая либо отменяя приговор. По сути, «тройки» внимательно проверяли работу судей, рассматривая в день не более 3 дел.
"Тройка", суд
С легкой руки любителей передергивать факты «особые тройки» стали настоящим пугалом для граждан СССР. Однако эти комиссии были законными формированиями, во время Гражданской войны помогали удержать власть, а в годы репрессий нередко восстанавливали справедливость.
Просто время было сложное и тяжёлое, поэтому вряд ли мы имеем право оценивать его однозначно со своих современных позиций.
Взято: Тут
654