sanderkelevra
Петр I в Брюсселе ( 15 фото )
В апреле 1717 года, ровно 300 лет назад, Пётр I провел несколько дней в бельгийской столице.
В апреле 1717 года , то есть ровно 300 лет назад, Петр провел несколько дней в Брюсселе. В честь этого юбилея, мне показалось интересным написать о его визите по возможности подробно , а главное в контексте брюссельской истории .
В Истории Брюсселя (1) , написанной архивистами города в 1845 году, об этом рассказывается так: “город принял с визитом знаменитого Петра I из России. Этот правитель изучил с вниманием монументы и получил разъяснения об обычаях и законах. 14-го он ходил детально осматривать церковь Св.Гудулы и провел там несколько часов , восхищаясь шедеврами , которые набожность и искусство там объединили; два дня спустя, магистрат ему предоставил угощение, и ничто не было упущено, чтобы оставить ему приятные воспоминания. Петр, о путешествие которого в Брюссель нам напоминает фонтан в парке , осмотрел и окрестности: докладывают , что он зарисовал проход Сенны под каналом в месте, называемом Trois-Trous. ( мой перевод, том I I, стр. 173 ) Интригует конечно , что именно не было упущено гостеприимным муниципалитетом. К посещению Петром Св.Гудулы и фонтану в парке мы еще вернемся, а пока отметим общий тон заметки, эпитет знаменитый и акцент на дотошности Петра I при знакомстве с городом и окрестностями.
Чем был в то время Брюссель? Столицей бывших Испанских Нидерландов, которые совсем недавно стали Австрийскими Нидерландами. Со смертью Карлоса I I ( Габсбурга) началась война за испанское наследство и юридическое двоевластие для Брюсселя и Испанских Нидерландов. Так как до окончания войны у Испании было два короля : Филипп V ( Бурбон, признанный частью Испании и Францией) и Карл III ( Габсбург, будущий император Карл V I , признанный другой частью Испании , Австрией, Англией и Голландией), то оба назначили в Брюссель своих представителей. Но де-факто с 1706 до заключения мира в 1714 в Брюсселе был так называемый англо-батавский период, с военным комендантом от командующего войсками союзников Карла III ( англичан и голландцев) и их силовым давлением на муниципалитет и Совет Брабанта в вопросах экономики (коммерции и налогов) . То есть местные органы самоуправления фактически были лишены власти в самой важной для них области и буквально под дулами пушек были вынуждены принимать невыгодные для себя решения. С подписанием мирного договора между Людовиком XIV и Карлом V I ( который еще в 1711 году после смерти брата становится императором) в результате которого Испания остается Филиппу V , а Испанские Нидерланды отходят к Австрии, для Брюсселя заканчивается период военных лишений и неопределенности, но начинаются проблемы взаимодействия с новыми австрийскими властями.(1)
Присланный из Вены в качестве правителя маркиз де Прие, прибыл в Брюссель только в ноябре 1716 года, то есть к приезду Петра I не провел там еще и полгода. Что может быть и к лучшему, так как согласно брюссельским архивистам, со временем маркиз де Прие снискал всеобщую нелюбовь.
Поскольку из Брюсселя Петр I поехал во Францию, в Париж, где провел 6 недель , и где сопровождавшие его лица в тайне готовили первый русско-французский договор , время , когда Австрия (у которой Россия была в союзниках) уже не воевала с Францией , для поездки было выбрано не случайно. Ну и разумеется в Париже к царю и его свите было приковано множество глаз, сохранились воспоминания современников, слухи и анекдоты , и есть, что об этом почитать. О брюссельских же 5 днях вспоминают в основном в связи с бюстом Петра I в низине парка, подаренного городу А.Демидовым только в 1856 году ( поэтому в тексте 1845 года он не фигурирует), и в связи с латинской надписью ( очевидно более ранней), с традиционной местной трактовкой которой русскоязычные авторы предпочитают народ не знакомить.
Итак , Петр I приплыл в Брюссель из Антверпена по каналу Виллебрук на своем судне 14 апреля ( по н.с.) .
Главная резиденция правителей , начиная с Брабантских герцогов, в Брюсселе - замок на Холодной горке в 1717 году еще существовал ( он сгорит в 1731), но Петр I предпочел провести 5 ночей в так называемом доме Карла V.
Вот на этой более поздней схеме ( замок уже в руинах) строение в парке ( почти за кадром с левой стороны) и есть тот самый дом, бывшее имение Сассинье, которое Карл V купил в 1551 году и где провел некоторое время перед отъездом в Испанию после отречения в 1555 году. До 1717 года там сохранялась обстановка Карла V, и даже можно встретить утверждение (6), что Петр спал на кровати императора. В 1778 году дом был снесен для постройки Дворца Наций ( здание Парламента Бельгии). Тогда же на месте старого парка был разбит новый регулярный ( и этот новый парк сохранился до наших дней, правда потеряв интересную нам часть со стороны дворца в 1903 году при перепланировке Дворцовой площади). На месте крепостной стены теперь бульвар Пентагона. Таким образом в этой части Брюсселя в наше время не осталось ничего, что было бы связано с пребыванием Петра, ни дома, где он останавливался, ни замка на Холодной горке , ни старого парка с его холмистым рельефом. А как же фонтан в парке , который напоминал о путешествие Петра в 1845 году авторам Истории Брюсселя? До этого мы еще дойдем при описании 16-го апреля, а пока мы еще 14-го, когда карета с шестеркой лошадей, присланная маркизом де Прие к судну Петра, доставляет нашего царя в домик Карла V.
На следующее утро Петр I отправился в монастырь ордена Картезианцев, где монахи достигли небывалых высот в токарных работах по дереву. Петр I , вполне владевший нидерландским и латынью, видимо не испытывал языковых трудностей в общении с кем бы то ни было в Брюсселе. Монастырь прекратил свое существование в 1783 году и сейчас о нем напоминает только название улицы des Chartreux. (Улицы достойной внимания и вне связи с Петром и картезианцами, на ней находится: Гринвич (кафе в котором Магритт играл в шахматы), скульптура Зиннеке ( писающего пса) , дом писателя Курубля ( который ввел в художественную литературу брюссельский язык) и фреска (граффити) художника комиксов Бернара Излера.)
Лучше всего документирован эпизод с посещением Св. Гудулы (1,т. I I I, стр. 314), да и сама церковь никуда не делась и практически не изменилась (теперь кафедральный собор). Царю готовили торжественную встречу 15-го, не дождались. Потом выяснилось, что он давно в соборе инкогнито и хочет видеть реликвии.
А главной реликвией не только собора, но и всего Брюсселя, были тогда Святые дары Чуда. На фотографии один из витражей XVI века в часовне Святых даров чуда, иллюстрирующих легенду об этом чуде, когда в 1370 году из проткнутых евреями святых даров (гостий) пошла кровь. Царю рассказали легенду, на что он спросил, было ли это в Брюсселе и обратились ли после этого в христианство евреи (только мне в этом чудится скепсис?) и когда ему показали эти гостии, то он поднес к ним свечу, так ему хотелось рассмотреть следы от кинжалов. Кроме того Петру показали обломок креста, на котором был распят Христос. Он удивился , что в Св. Гудуле так много всего ( реликвий), но выразил несогласие с заявленными ему размерами святыни (15 на 7 дюймов). Тут же вытащил из кармана линейку и убедился в своей правоте, у него получилось 18 на 11 дюймов. Видимо на настоятеля это произвело такое впечатление, что в архивах церкви Св. Гудулы остался его подробный рассказ о визите царя.
Гораздо меньше ясности с угощением от городских властей 16-го апреля и я бы сказала полная неясность с происхождением латинской надписи на бортике фонтана (или источника).
Слово употре**енное авторами Истории Брюсселя (une collation) для угощения и упоминание о фонтане в парке в следующем же предложении, предполагает, что это не был торжественный обед в замке (как претендуют некоторые авторы), а скорее что-то вроде пикника в ближайшей к замку части парка. О том, что она тогда из себя представляла позволяют судить и изображения и словесные описания, гораздо более подробные ( 1),(6), чем упоминание об угощении. Все водные затеи парка питались водами ручья Мальбек, которые перебрасывались через городскую стену на уровне Дома Карла V и текли в гранитных берегах вдоль стены по парку до низины в поросших деревьями крутых склонах, куда не проникали лучи солнца . “Там возвышался обширный грот, два этажа которого имели каждый по четыре портика; струя воды достигала его вершины и ниспадала в водоем, из которого поступала в лабиринт. Этот водоем, который еще можно видеть в низине Мадлен, несет на себе латинскую надпись, напоминающую, что Петр Великий освежал там вино, которое он пил у края этого источника или скорее, что он пришел туда освежиться после слишком обильных возлияний.” ( перевод мой, (1) т.III, стр388). Прежде чем привести оригинал надписи для знатоков латыни, покажу несколько иллюстраций к приведенному отрывку.
Фрагмент картины XVIII века с видом фонтана, который подходит по описанию.
А вот, как так назваемый источник Петра выглядит сейчас.
Мадлен в гроте, копия . Оригинал работы Жерома Дюкенуа сына (3) был в старом парке совсем в другом месте.
Итак оригинал надписи был следующим:
Petrus Alexiowitz, czar, Moscoviae magnus dux,margini hujus fontis insidens, illuis aquam nobilitavit libato vino, hora post meridiem terdia, die XVI aprilis anno MDCCXVII.
Владимир Ронин в (9) дает следующий перевод:
Петр Алексеевич, царь и великий князь Московии, сидя на краю этого источника, воду его облагородил, совершив возлияние вином, в третьем часу пополудни 16 апреля 1717 года.
Среди местных авторов , только Luytens (4) допускает, что libato vino можно трактовать, как ритуально вылитое в бассейн вино. В брюссельской же устной ( а теперь уже и печатной) традиции это понимается, как вино которое Петр выпил до того, то есть, что его в этот водоем стошнило. И если в приведенном мной отрывке текста 1845 года на это скорее намекается (пришел освежиться после слишком обильных возлияний), то авторы книги (7) 2010 года без обиняков назвают главу о бюсте в парке Памятник рвоте Петра Великого.
Вот это злополучное libato vino на копии надписи в современном виде. Почему копии? Во-первых очевидно,что это корытце ничего общего не имеет с описанным фонтаном, где была оригинальная надпись, кроме самой надписи. Во-вторых при разбивке Нового парка в конце XVIII века , от старого парка остались только две низины , в одну из которых поместили копию Мадлен в гроте и копию водоема с надписью о Петре. Но надпись при этом сократили, выбив вместо римских цифр арабские.
Наконец Бюст Петра Великого ( все фотографии сделаны 05.04.2017) , подаренный в 1856 году князем Демидовым, был поставлен рядом с "источником Петра " по просьбе дарителя ( сомневаюсь, что ему озвучили брюссельскую версию надписи). Поэтому ничего обидного в том, что этот бюст стоит в низине, нет. В каком-то смысле это единственное место , которое хоть как-то связано со старым парком и визитом Петра .
Воздвигнуто в честь Петра Великого в память о его пребываеие в Брюсселе в 1717 году.
А мы возвращеемся собственно к этому пребыванию, в последний день которого Петр пишет письмо государыне Екатерине Алексеевне с посылкою к ней кружев и отправлении Фитингофа ( № 89, письма Петра I В письме он ей сообщает, что здоров, что здешние кружева самые славные из всей Эуропы, но с именами и гербами делают только на заказ, поэтому ему надо прислать образцы, а он уже потом сам по почте перешлет в Брюссель. И наконец , что они уезжают сегодня ( 7/19) во Францию куда он не хочет брать Фитингофа, поэтому отсылает его к ней. ( подлинник письма хранится в государственном архиве, но можно прочесть по ссылке) Вот на брюссельских кружевах для "друга сердешного Катеринушки" мы и закончим.
В апреле 1717 года , то есть ровно 300 лет назад, Петр провел несколько дней в Брюсселе. В честь этого юбилея, мне показалось интересным написать о его визите по возможности подробно , а главное в контексте брюссельской истории .
В Истории Брюсселя (1) , написанной архивистами города в 1845 году, об этом рассказывается так: “город принял с визитом знаменитого Петра I из России. Этот правитель изучил с вниманием монументы и получил разъяснения об обычаях и законах. 14-го он ходил детально осматривать церковь Св.Гудулы и провел там несколько часов , восхищаясь шедеврами , которые набожность и искусство там объединили; два дня спустя, магистрат ему предоставил угощение, и ничто не было упущено, чтобы оставить ему приятные воспоминания. Петр, о путешествие которого в Брюссель нам напоминает фонтан в парке , осмотрел и окрестности: докладывают , что он зарисовал проход Сенны под каналом в месте, называемом Trois-Trous. ( мой перевод, том I I, стр. 173 ) Интригует конечно , что именно не было упущено гостеприимным муниципалитетом. К посещению Петром Св.Гудулы и фонтану в парке мы еще вернемся, а пока отметим общий тон заметки, эпитет знаменитый и акцент на дотошности Петра I при знакомстве с городом и окрестностями.
Чем был в то время Брюссель? Столицей бывших Испанских Нидерландов, которые совсем недавно стали Австрийскими Нидерландами. Со смертью Карлоса I I ( Габсбурга) началась война за испанское наследство и юридическое двоевластие для Брюсселя и Испанских Нидерландов. Так как до окончания войны у Испании было два короля : Филипп V ( Бурбон, признанный частью Испании и Францией) и Карл III ( Габсбург, будущий император Карл V I , признанный другой частью Испании , Австрией, Англией и Голландией), то оба назначили в Брюссель своих представителей. Но де-факто с 1706 до заключения мира в 1714 в Брюсселе был так называемый англо-батавский период, с военным комендантом от командующего войсками союзников Карла III ( англичан и голландцев) и их силовым давлением на муниципалитет и Совет Брабанта в вопросах экономики (коммерции и налогов) . То есть местные органы самоуправления фактически были лишены власти в самой важной для них области и буквально под дулами пушек были вынуждены принимать невыгодные для себя решения. С подписанием мирного договора между Людовиком XIV и Карлом V I ( который еще в 1711 году после смерти брата становится императором) в результате которого Испания остается Филиппу V , а Испанские Нидерланды отходят к Австрии, для Брюсселя заканчивается период военных лишений и неопределенности, но начинаются проблемы взаимодействия с новыми австрийскими властями.(1)
Присланный из Вены в качестве правителя маркиз де Прие, прибыл в Брюссель только в ноябре 1716 года, то есть к приезду Петра I не провел там еще и полгода. Что может быть и к лучшему, так как согласно брюссельским архивистам, со временем маркиз де Прие снискал всеобщую нелюбовь.
Поскольку из Брюсселя Петр I поехал во Францию, в Париж, где провел 6 недель , и где сопровождавшие его лица в тайне готовили первый русско-французский договор , время , когда Австрия (у которой Россия была в союзниках) уже не воевала с Францией , для поездки было выбрано не случайно. Ну и разумеется в Париже к царю и его свите было приковано множество глаз, сохранились воспоминания современников, слухи и анекдоты , и есть, что об этом почитать. О брюссельских же 5 днях вспоминают в основном в связи с бюстом Петра I в низине парка, подаренного городу А.Демидовым только в 1856 году ( поэтому в тексте 1845 года он не фигурирует), и в связи с латинской надписью ( очевидно более ранней), с традиционной местной трактовкой которой русскоязычные авторы предпочитают народ не знакомить.
Итак , Петр I приплыл в Брюссель из Антверпена по каналу Виллебрук на своем судне 14 апреля ( по н.с.) .
Главная резиденция правителей , начиная с Брабантских герцогов, в Брюсселе - замок на Холодной горке в 1717 году еще существовал ( он сгорит в 1731), но Петр I предпочел провести 5 ночей в так называемом доме Карла V.
Вот на этой более поздней схеме ( замок уже в руинах) строение в парке ( почти за кадром с левой стороны) и есть тот самый дом, бывшее имение Сассинье, которое Карл V купил в 1551 году и где провел некоторое время перед отъездом в Испанию после отречения в 1555 году. До 1717 года там сохранялась обстановка Карла V, и даже можно встретить утверждение (6), что Петр спал на кровати императора. В 1778 году дом был снесен для постройки Дворца Наций ( здание Парламента Бельгии). Тогда же на месте старого парка был разбит новый регулярный ( и этот новый парк сохранился до наших дней, правда потеряв интересную нам часть со стороны дворца в 1903 году при перепланировке Дворцовой площади). На месте крепостной стены теперь бульвар Пентагона. Таким образом в этой части Брюсселя в наше время не осталось ничего, что было бы связано с пребыванием Петра, ни дома, где он останавливался, ни замка на Холодной горке , ни старого парка с его холмистым рельефом. А как же фонтан в парке , который напоминал о путешествие Петра в 1845 году авторам Истории Брюсселя? До этого мы еще дойдем при описании 16-го апреля, а пока мы еще 14-го, когда карета с шестеркой лошадей, присланная маркизом де Прие к судну Петра, доставляет нашего царя в домик Карла V.
На следующее утро Петр I отправился в монастырь ордена Картезианцев, где монахи достигли небывалых высот в токарных работах по дереву. Петр I , вполне владевший нидерландским и латынью, видимо не испытывал языковых трудностей в общении с кем бы то ни было в Брюсселе. Монастырь прекратил свое существование в 1783 году и сейчас о нем напоминает только название улицы des Chartreux. (Улицы достойной внимания и вне связи с Петром и картезианцами, на ней находится: Гринвич (кафе в котором Магритт играл в шахматы), скульптура Зиннеке ( писающего пса) , дом писателя Курубля ( который ввел в художественную литературу брюссельский язык) и фреска (граффити) художника комиксов Бернара Излера.)
Лучше всего документирован эпизод с посещением Св. Гудулы (1,т. I I I, стр. 314), да и сама церковь никуда не делась и практически не изменилась (теперь кафедральный собор). Царю готовили торжественную встречу 15-го, не дождались. Потом выяснилось, что он давно в соборе инкогнито и хочет видеть реликвии.
А главной реликвией не только собора, но и всего Брюсселя, были тогда Святые дары Чуда. На фотографии один из витражей XVI века в часовне Святых даров чуда, иллюстрирующих легенду об этом чуде, когда в 1370 году из проткнутых евреями святых даров (гостий) пошла кровь. Царю рассказали легенду, на что он спросил, было ли это в Брюсселе и обратились ли после этого в христианство евреи (только мне в этом чудится скепсис?) и когда ему показали эти гостии, то он поднес к ним свечу, так ему хотелось рассмотреть следы от кинжалов. Кроме того Петру показали обломок креста, на котором был распят Христос. Он удивился , что в Св. Гудуле так много всего ( реликвий), но выразил несогласие с заявленными ему размерами святыни (15 на 7 дюймов). Тут же вытащил из кармана линейку и убедился в своей правоте, у него получилось 18 на 11 дюймов. Видимо на настоятеля это произвело такое впечатление, что в архивах церкви Св. Гудулы остался его подробный рассказ о визите царя.
Гораздо меньше ясности с угощением от городских властей 16-го апреля и я бы сказала полная неясность с происхождением латинской надписи на бортике фонтана (или источника).
Слово употре**енное авторами Истории Брюсселя (une collation) для угощения и упоминание о фонтане в парке в следующем же предложении, предполагает, что это не был торжественный обед в замке (как претендуют некоторые авторы), а скорее что-то вроде пикника в ближайшей к замку части парка. О том, что она тогда из себя представляла позволяют судить и изображения и словесные описания, гораздо более подробные ( 1),(6), чем упоминание об угощении. Все водные затеи парка питались водами ручья Мальбек, которые перебрасывались через городскую стену на уровне Дома Карла V и текли в гранитных берегах вдоль стены по парку до низины в поросших деревьями крутых склонах, куда не проникали лучи солнца . “Там возвышался обширный грот, два этажа которого имели каждый по четыре портика; струя воды достигала его вершины и ниспадала в водоем, из которого поступала в лабиринт. Этот водоем, который еще можно видеть в низине Мадлен, несет на себе латинскую надпись, напоминающую, что Петр Великий освежал там вино, которое он пил у края этого источника или скорее, что он пришел туда освежиться после слишком обильных возлияний.” ( перевод мой, (1) т.III, стр388). Прежде чем привести оригинал надписи для знатоков латыни, покажу несколько иллюстраций к приведенному отрывку.
Фрагмент картины XVIII века с видом фонтана, который подходит по описанию.
А вот, как так назваемый источник Петра выглядит сейчас.
Мадлен в гроте, копия . Оригинал работы Жерома Дюкенуа сына (3) был в старом парке совсем в другом месте.
Итак оригинал надписи был следующим:
Petrus Alexiowitz, czar, Moscoviae magnus dux,margini hujus fontis insidens, illuis aquam nobilitavit libato vino, hora post meridiem terdia, die XVI aprilis anno MDCCXVII.
Владимир Ронин в (9) дает следующий перевод:
Петр Алексеевич, царь и великий князь Московии, сидя на краю этого источника, воду его облагородил, совершив возлияние вином, в третьем часу пополудни 16 апреля 1717 года.
Среди местных авторов , только Luytens (4) допускает, что libato vino можно трактовать, как ритуально вылитое в бассейн вино. В брюссельской же устной ( а теперь уже и печатной) традиции это понимается, как вино которое Петр выпил до того, то есть, что его в этот водоем стошнило. И если в приведенном мной отрывке текста 1845 года на это скорее намекается (пришел освежиться после слишком обильных возлияний), то авторы книги (7) 2010 года без обиняков назвают главу о бюсте в парке Памятник рвоте Петра Великого.
Вот это злополучное libato vino на копии надписи в современном виде. Почему копии? Во-первых очевидно,что это корытце ничего общего не имеет с описанным фонтаном, где была оригинальная надпись, кроме самой надписи. Во-вторых при разбивке Нового парка в конце XVIII века , от старого парка остались только две низины , в одну из которых поместили копию Мадлен в гроте и копию водоема с надписью о Петре. Но надпись при этом сократили, выбив вместо римских цифр арабские.
Наконец Бюст Петра Великого ( все фотографии сделаны 05.04.2017) , подаренный в 1856 году князем Демидовым, был поставлен рядом с "источником Петра " по просьбе дарителя ( сомневаюсь, что ему озвучили брюссельскую версию надписи). Поэтому ничего обидного в том, что этот бюст стоит в низине, нет. В каком-то смысле это единственное место , которое хоть как-то связано со старым парком и визитом Петра .
Воздвигнуто в честь Петра Великого в память о его пребываеие в Брюсселе в 1717 году.
А мы возвращеемся собственно к этому пребыванию, в последний день которого Петр пишет письмо государыне Екатерине Алексеевне с посылкою к ней кружев и отправлении Фитингофа ( № 89, письма Петра I В письме он ей сообщает, что здоров, что здешние кружева самые славные из всей Эуропы, но с именами и гербами делают только на заказ, поэтому ему надо прислать образцы, а он уже потом сам по почте перешлет в Брюссель. И наконец , что они уезжают сегодня ( 7/19) во Францию куда он не хочет брать Фитингофа, поэтому отсылает его к ней. ( подлинник письма хранится в государственном архиве, но можно прочесть по ссылке) Вот на брюссельских кружевах для "друга сердешного Катеринушки" мы и закончим.
Взято: Тут
1
Комментариев 1