Виталий Бояров
В Польше болезненно отреагировали на выступление депутата бундестага ФРГ о пакте Молотова-Риббентропа ( 1 фото )
Лидер партии «Альтернатива для Германии» депутат бундестага ФРГ Александр Гауланд высказал мнение, что заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 году, так называемого пакта Молотова – Риббентропа, было верным политическим шагом в тех исторических реалиях, которые сложились в предвоенной Европе. Политик особенно отметил, что этого бы не случилось, если бы Польша не выступала «против советских войск на своей территории».
На это заявление очень болезненно отреагировали в Польше. Слова немецкого депутата назвали здесь «геббельсовской пропагандой». Профессор Веславом Высоцким из Варшавского Университета Стефана Вышиньского заявил, что мнение депутата якобы «не имеет ничего общего с исторической правдой» и свидетельствует о том, что в Германии «до сих пор жив национал-социализм». Он также добавил, что Германии «хватает наглости таким образом высказываться о своих преступлениях и глумиться над кровавой историей, созданной ее руками». Также Высоцкий посетовал, что Польша, «очевидно, поставила не ту лошадь в Евросоюзе».
Создается ощущение, что польский историк или не слишком внимательно слушал выступление Гауланда прежде, чем взялся его комментировать, или плохо знаком со своим предметом в целом. Говоря о пакте Молотова - Риббентропа, немецкий депутат лишь назвал его «грамотным, но вынужденным шагом, благодаря которому Советский Союз получил возможность отсрочить начало войны».
Политическая обстановка в Европе к середине 1939 года была не простой. Переговоры СССР, Англии и Франции о создании военно-политического союза в противовес Германии и ее союзникам зашли в тупик именно из-за отказа Польши допустить на свою территорию советские войска. Перспектив их продолжения не предвиделось. И в это время Берлин предложил Москве заключить пакт о ненападении. Параллельно, по сообщениям советской разведки, о заключении соглашения с Германией вела переговоры Великобритания.
Если бы Сталин не пошел на заключение договора с Германией и подписал договор с Англией и Францией в той редакции, которая не устраивала Советский Союз, Гитлер, вероятно, действительно не напал бы на Польшу в сентябре 1939 года. Однако стоит напомнить, что тогда Германии продолжила бы свои переговоры с Великобританией по решению польского вопроса. Польша, в свою очередь, приняла бы навязанные ей условия под давлением еще и с британской стороны, о чем, кстати, свидетельствует то, что уже перед войной Варшава готова была подписать условия немецкого ультиматума. И в этих условиях советско-франко-английский договор в любом случае потерял бы свою актуальность, а вместо него было бы заключено соглашения между Англией, Францией и Германией по типу Мюнхенского. Польша, кстати, в любом случае потеряла бы суверенитет и стала бы немецким сателлитом.
Вслед за ней, к Германии, вероятно, присоединилась бы Прибалтика и Финляндия. Таким образом, при условии, что западные страны, заключившие до этого с Берлином договор, сохранили бы в случае нападения Германии на СССР нейтралитет, вермахт бы спокойно вышел к советским границам.
Об этом говорил Сталин в 1939 году: «Если мы заключим договор о взаимопомощи с Францией и Великобританией, Германия откажется от Польши и станет искать «модус вивенди» с западными державами. Война будет предотвращена, но в дальнейшем события могут принять опасный характер для СССР».
Взято: Тут
615