Rexton
Русский след. Монмартр - Пасси ( 27 фото )
В Париже много захоронений связанных с Россией, и не только на "русском погосте" в Сент-Женевьев-де-Буа, но и на старых городских кладбищах - Пасси, Монмартр, Монпарнас... Расскажу о некоторых из них.
Когда подходишь к площади Трокадеро с юга, то видишь бронзового Бенджамина Франклина, который внимательно смотрит на мавзолей с ажурным православным крестом, находящийся за высокой каменной стеной. Стена эта ограждает небольшое старинное кладбище Пасси.
Кладбище ПАССИ
Башкирцева Мария Константиновна, 12.11.1858 - 31.10.1884, художница, автор
Эта русская девушка, умершая от туберкулеза в 26 лет, стала во Франции своего рода культовой фигурой. Всю жизнь рисовавшая, прославилась она не своими картинами, а благодаря дневнику, который непрерывно вела 12 последних лет жизни и куда подробно записывала свои мысли и чувства.
Мавзолей Башкирцевых на клалбище Пасси.
Мария родилась в Полтавской губернии, отец ее был местным предводителем дворянства. Как и во многих россиянах, в ней текла удивительная смесь кровей: русской, французской, татарской, башкирской... Когда девочке было 12 лет, родители развелись, и мать, неожиданно разбогатев, увезла много болевшую дочь за границу. С тех пор Мария возвращалась в Россию лишь три раза и совсем ненадолго. Но здоровье на южных курортах поправить не удалось - в 17 лет у девушки обнаружили неизлечимый тогда туберкулез.
Мария Башкирцева, 1878
Печать надвигающейся судьбы наложила глубокий отпечаток и на содержимое дневника Марии, и на восприятие ее личности и творчества современниками и потомками. Дневник, написанный по-французски, был издан через три года после смерти Марии Башкирцевой и сразу стал во Франции очень популярным произведением. Двумя годами позже он был переведен на русский и издан в России (правда в урезанном виде). После этого стали известными и живописные работы художницы, которые ныне находятся в том числе в петербургском Русском музее и в парижском музее Орсэ.
Мария Башкирцева, автопортрет, 1883 (фрагмент). Музей изящных искусств, Ницца.
Восторженными поклонницами Марии Башкирцевой были Анастасия Цветаева и множество девушек во Франции и в России, ее дневник ценил Хлебников, но вот Василий Розанов называл ее гениально-порочной, критики - болезненно тщеславной, а биографы - простой как табуретка. Не буду судить, кто из них прав и в какой мере. Если хотите составить свое собственное мнение, почитайте, например, книгу Подлинная жизнь мадмуазель Башкирцевой
Интерьер склепа Башкирцевых на кладбище Пасси. На стене одна из последних картин Марии, по сторонам - бюсты ее родственников.
Розанов Константин Владимирович, 23.08.1905 - 03.04.1954, летчик-испытатель, полковник
Константин Розанов родился в богатой русской семье. В лихом 1917 году 12-летним мальчиком он попал во Францию вместе со своими родителями-эмигрантами. Изучал инженерное дело в нескольких престижных учебных заведениях. В 1928 году был призван на военную службу, где получил летное образование.
В 1935 году Розанов стал летчиком-испытателем и получил звание капитана, в этом же звании он встретил войну. C 1940 года участвовал в боевых действиях в составе истребительных частей французских ВВС, в мае 1940 года сбил 2 немецких самолёта. После капитуляции Франции попал в оккупацию, но перебрался в Северную Африку, где участвовал в боевых операциях союзников в Тунисе и Алжире. В 1943 году он подавал рапорт с просьбой о переводе в полк "Нормандия" в СССР, но получил отказ французского командования (при этом ему сообщили, что это якобы СССР отказывается принимать в полк детей белоэмигрантов - факт из книги С.В.Дыбова "Норамндия-Неман". Подлинная история легендарного авиаполка).
В 1943-44 годах Розанов испытывал английские и американские самолеты. В 1945 году получил звание полковника ВВС и должность командира авиабазы, которая впоследствии была названа его именем.
Полковник "Костя" Розанов
Фото - www.dassault-aviation.com
После демобилизации в октябре 1946 года Розанов возглавил испытательное подразделение крупной самолетостроительной компании Дассо. Он стал первым лётчиком, пилотировавшим реактивный истребитель-бомбардировщик "Ураган", участвовал в испытаниях военно-транспортных самолётов Дассо и всех истребителей-бомбардировщиков серии "Мистэр". В феврале 1954 года он стал первым французским летчиком, преодолевшим звуковой барьер на "Мистэр IV".
Испытатели самолета "Мистэр IV". Слева Константин Розанов, сверху Шарль "Попов" Монье, справа Поль Будье.
Фото - www.dassault-aviation.com
"Мистэр" оказался роковой машиной для двоих из трех друзей-пилотов. 3 марта 1953 года во время испытательного полета погиб Шарль "Попов" Монье, одна из легенд полка "Нормандия-Неман". А 3 апреля 1954 года во время показательного маловысотного полета перед французскими и английскими официальными лицами потерял контроль и взорвался самолет Константина Розанова, похоронив под своими обломками знаменитого летчика.
Брасова (ур. Шереметевская) Наталья Сергеевна, 27.06.1880 - 26.01.1952, графиня
Брасов Георгий Михайлович, 24.07.1910 - 21.07.1931, граф
Георгия Брасова называют иногда "последним Романовым" - ведь Георгий Михайлович был сыном великого князя Михаила Александровича Романова и внуком императора Александра III. Но родился он, когда его мать Наталья Сергеевна Шереметевская еще не была супругой великого князя, да и происхождение Натальи Сергеевны не позволяло ни ей, ни сыну носить фамилию царствующей династии.
Брак младшего брата царя и дважды разведенной женщины вызвал в 1912 году огромный скандал в императорской семье. Михаил Александрович Романов был лишен всех должностей и исключен из списка престолонаследников (где он был вторым, после цесаревича Алексея), ему было запрещено возвращаться в Росиию.
Великий князь Михаил Александрович с супругой Натальей Сергеевной, ок.1915 года.
Однако, после начала Первой мировой войны Николай II все же сменил гнев на милость. 26 марта 1915 года сын Натальи и Михаила получил от императора титул графа Брасова и отчество Михайлович, царь признал Георгия племянником, правда без прав на трон. 29 сентября 1915 года был признан и брак Михаила Александровича, а Наталья Сергеевна получила титул графини Брасовой.
Табличка на надгробии Брасовых, установленная в 1991 году.
Мать и сын Брасовы чудом спаслись после революции 1917 года. В марте 1918 года Наталья Сергеевна сумела отправить Георгия в Данию по поддельным документам как сына своей гувернантки. Сама она осталась в России и безуспешно хлопотала об освобождении арестованного мужа, встречалась даже с Лениным и Урицким, однако в результате сама попала в тюрьму (муж ее, Михаил Александрович Романов, был к тому времени уже расстрелян, но она об этом не знала). Из тюрьмы Наталье Сергеевне удалось бежать при помощи дочери от первого брака. Переодевшись медсестрой Красного Креста, она выехала из России через Одессу по фальшивому паспорту.
В эмиграции Наталья Сергеевна жила, продавая драгоценности, которые смогла вывезти с собой из России; тратила в основном на детей. Сначала они обитали в Англии, но когда деньги стали заканчиваться, перебрались во Францию, где жизнь была дешевле. В 1928 году умерла бывшая императрица Мария Федоровна, супруга Александра III. По завещанию ее внук Георгий Брасов получил треть наследства, и этих денег ему хватило на покупку спортивного "Крайслера". В июле 1931 года Георгий со своим приятелем отправились на этом "Крайслере" в Канны. В 150 километрах от Парижа автомобиль занесло, и он врезался в дерево. Оба молодых человека погибли...
Георгий Брасов, 1928
На похороны ушли последние деньги. Жизнь Натальи Сергеевны становилась все беднее и беднее. Последним ее адресом значилась убогая мансарда неподалеку от больницы Лаэннек в 7-м округе Парижа. Когда ее болезнь (рак) зашла так далеко, что она уже не могла сама за собой ухаживать, квартирная хозяйка отправила ее в эту больницу. Умерла Брасова в январе 1952 года в полной нищете и одиночестве, похоронена была вместе со своим сыном. Место на дорогом кладбище Пасси Наталья Сергеевна оплатила заранее, еще 30 лет назад, когда хоронила тут своего любимого Георгия.
Подробнее о судьбе М.А.Романова, его супруги и сына: https://stapelia2784.livejournal.com/118999.html (6 частей)
Кладбище МОНМАРТР
Потоцкая (ур. кнж. Салтыкова) Мария Александровна, 23.01.1806 - 09.01.1845, графиня
Этот склеп сразу бросается в глаза своим нехарактерным для парижских кладбищ декором. И хотя по внешним признакам он католический, погребена тут православная женщина, происходившая из знатных русских родов Головкиных и Салтыковых.
15 января 1826 года княжна Мария Александровна Салтыкова вступила в брак с графом Болеславом Потоцким, сыном богатейшего польского магната Станислава Щенсного-Потоцкого. Венчались они в петербургской Скорбященской церкви, что на Шпалерной улице. Первые годы после замужества семья жила в Петербурге, давая в своем доме рауты и танцевальные вечера, которые отличались вкусом и роскошью.
Но гнилой наш петербургский климат плохо влияет на здоровье. С 1832 года из-за начавшейся чахотки Мария Александровна была вынуждена почти постоянно проживать за границей. В 1834-35 годах графиня жила в Италии, где принимала участие в вечерах-собраниях у известного портретиста Ореста Кипренского. Художнику была заказана картина, где Потоцкая, играющая на мандолине, изображена вместе со своей сестрой Софией Шуваловой. Первый эскиз этого портрета хранится сейчас в Воронцовском дворце в крымской Алупке.
Орест Кипренский. Портрет Марии Александровны Потоцкой, 1835. Воронцовский дворец, Алупка.
По отзывам современников Мария Александровна была не только красивой, но и прекрасно танцевала, пела, слыла интересной собеседницей. К числу ее поклонников относились Жуковский, Тургенев, Вяземский; ей посвящали стихи поэты.
В 1839 году у Марии Александровны родилась дочь которую также нарекли Марией. А вначале 1840х годов графиня Потоцкая стала жить отдельно от мужа. Причиной, судя по всему, был ее роман с неизвестным поклонником (французы намекают на Оноре Бальзака), который привел к семейному разъединению. При этом в 1842 году у Потоцких появилась внебрачная дочь, матерью которой считают Марию Александровну.
Неизвестный художник. Портрет Марии Потоцкой, 1840е годы. Винницкий художественный музей
После появления второго ребенка года болезнь графини Потоцкой стала быстро прогрессировать, сказываясь и на её психологическом состоянии. В 1844 году она, уже неизлечимо больная, переехала в Париж, где поселилась на Вандомской площади. Но пожить здесь Марии Александровне удалось совсем мало - в начале 1845 года она скончалась.
Муж Марии Александровны, граф Болеслав Потоцкий, показал себя благородным человеком. Ни словом не намекнул он на тайну рождения второй дочери покойной супруги, дал маленькой Софии фамилию Идль, воспитывал ее так же, как и свою родную дочь Марию. На могиле безвременно ушедшей жены Болеслав Потоцкий возвел изящную часовню - украшение кладбища Монмартр.
... Кстати, атрибуция последнего приведенного портрета неоднозначна. Он может изображать как мать - Марию Александровну Потоцкую, так и дочь - Марию Болеславовну Потоцкую (если, конечно, написан не в 1840е, а в 1850е годы)
Больше о "Тайнах Потоцкого двора": https://pushkin-book.ru/id=573.html
Нижинский Вацлав Фомич, 28.02.1889 - 08.04.1950, танцовщик и хореограф
Один из самых поэтичных и трогательных надгробных памятников кладбища Монмартр установлен на могиле гениального танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского. Он называл себя "Божьим клоуном" и скульптор Олег Абазиев прекрасно выразил эту идею через образ Петрушки - одну из любимых ролей артиста. Когда подходишь к могиле, кажется, что Петрушка задумчиво смотрит перед собой, но с более близкого расстояния становится видно, что взгляд Нижинского устремлен вверх, в небо.
Божий клоун
...В 1898 талантливый польский мальчик поступил в Петербургское балетное училище, а уже в 1907 он блистал на сцене императорского Мариинского театра, вызывая восхищение знатоков и критиков. Сергей Дягилев пригласил Нижинского участвовать в парижском Русском сезоне 1909 года, и танцовщик стал настоящей сенсацией Парижа, снискав у публики огромный успех. За способность к высоким прыжкам его назвали человеком-птицей и царем воздуха. С 1909 по 1913 год Нижинский был ведущим танцовщиком Русских сезонов, исполнив роли, уже опробованные на сцене Мариинского театра, и партии в новых постановках Михаила Фокина, созданных для труппы Дягилева.
Вацлав Нижинский, ок.1910.
В 1912 году Нижинский на некоторое время стал балетмейстером труппы. Первая же его постановка - короткая зарисовка "Послеполуденный отдых фавна" - вызвала фурор. Двенадцать минут хореографической поэмы ошеломленные зрители сидели неподвижно, но как только занавес упал, началось невообразимое. Публика демонстративно покидала зал и рвалась к сцене, свистела и рукоплескала, кричала "Браво!" и "Долой!". Нижинский был ошарашен, когда к нему за кулисы ворвался Огюст Роден и со слезами на глазах обнял его: "Мои мечты осуществились. И это сделали вы. Спасибо!". Только с годами стало ясно насколько Нижинский-хореограф опередил свое время.
Нижинский - фавн. 1912
В 1917 году у Нижинского появились первые признаки психического расстройства. Со сценой пришлось распрощаться. Через год ему был поставлен диагноз шизофрения. Последующие 30 лет жизни Вацлав провел в разных психиатрических клиниках, где лечился с переменным успехом. Последний раз Нижинского видели танцующим в 1945 году среди советских солдат в послевоенной Вене. Встреча с земляками произвела на Нижинского неизгладимое впечатление: почти не разговаривавший до этого, он стал общаться на родном языке с бывшими соотечественниками.
Вацлав Нижинский скончался 11 апреля 1950 года в Лондоне. В 1953 году его прах был перевезен в Париж и захоронен на кладбище Монмартр.
Об упокоении Вацлава Нижинского: https://strannik17.livejournal.com/13132.html (2 части)
Огюст де Монферран, 23.01.1786 - 28.06.1858, архитектор
Захоронение великого (я не боюсь этого слова, именно великого) архитектора - пример того, как забывает родная страна своих сыновей, блиставших на чужой земле. Лишь монограмма АМ на торце необычного полукруглого надгробия намекает на то, что здесь покоится Auguste de Monferrand, человек, воздвигший на главной площади Петербурга знаменитый Александрийский столп и построивший здесь величественный Исаакиевский собор - одно из главных украшений столицы Российской империи.
Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
Долгое время могила Монферрана считалась утерянной и лишь стараниями искусствоведа и историка архитектуры Бориса Николаевича Лосского она была идентифицирована в 1930 году по надгробной надписи с именем матери архитектора и датой его смерти. Лишь в 2018 году на могиле Монферрана была установлена бронзовая табличка с его именем и надписью "Дар благодарного Санкт-Петербурга".
Из 72 лет своей жизни, 41 год Монферран провел в России. Из них 40 лет он посвятил возведению своего главного детища - Исаакиевского собора. Он рисовал, проектировал, строил, сам ездил в каменоломни выбирать материалы, выполнял функции прораба, инженера и директора. Наконец многолетнее строительство было завершено и 30 мая 1858 года собор был освящен. Зодчий получил чин действительного статского советника, 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте.
Жозеф-Дезире Кур. Портрет Огюста де Монферрана, 1842. Музей изящных искусств, Руан.
Но всего через месяц после освящения собора Огюст Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но сделать это не разрешил император Александр II, формально - поскольку Монферран был католиком, а неформально - недолюбливал, говорят, царь этого слишком самостоятельного зодчего. Гроб с телом архитектора трижды обнесли вокруг Исакия, а отпевание прошло в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте. Вдова Монферрана увезла его тело в Париж, где он и упокоился рядом со своей матерью, под надгробием, которое сам же и спроектировал. Однако во Франции архитектор был никому не известен, поэтому могила его была вскоре забыта.
Людмила Черина (Моника Чемерзина), 10.10.1924 - 21.03.2004, балерина, скульптор
Моника Чемерзина родилась в семье черкесского дворянина-эмигранта Авенира Чемерзина, бывшего царского полковника, женатого на француженке.
Она обучалась балетному искусству у Ольги Преображенской и Ивана Хлюстина. В 1942 году дебютировала на сцене парижского зала Плейель, исполнив главную партию вместе с Сержем Лифарем в его балете "Ромео и Джульетта". Знаменитый танцовщик предложил ей сценическое имя Людмила Черина, под которым она и вошла в историю.
Моника Чемерзина - Людмила Черина
Впоследствии Черина выступала в Марсельской опере, балете Монте-Карло, балете Мориса Бежара и в собственной труппе. Лучше всего ей удавались роли в драматических партиях. "Черина создает персонажи, с трагическим, сложным внутренним миром. Она обладает совершенной пластичностью, и смогла сделать из себя настоящее произведение искусства!" - писали о ней газеты.
Людила Черина в танце, 1945
В 1943 году 19-летняя Людмила полюбила своего партнера Эдмона Одрана и вышла за него замуж. Но в 1950 году ее обожаемый муж погиб в автокатастрофе. Потрясенная его смертью, Людмила два года не танцевала. Затем начала рисовать, и её единственной темой был Эдмон. Потом она стала рисовать танец как символ жизни, и начала лепить - опять на тему любви и танца. Самая известная её скульптурная работа - "Сердце Европы" была установлена в Страсбурге у здания Европарламента, а в 1991 году ее выбрали официальным символом Евросоюза. Копия этой работы венчает надгробие на Людмилы Чериной на кладбище Монмартр.
Сердце Европы - работа Людмилы Чериной.
Продолжение (Монпарнас - Пер-Лашез) следует
.
Когда подходишь к площади Трокадеро с юга, то видишь бронзового Бенджамина Франклина, который внимательно смотрит на мавзолей с ажурным православным крестом, находящийся за высокой каменной стеной. Стена эта ограждает небольшое старинное кладбище Пасси.
Кладбище ПАССИ
Башкирцева Мария Константиновна, 12.11.1858 - 31.10.1884, художница, автор
Эта русская девушка, умершая от туберкулеза в 26 лет, стала во Франции своего рода культовой фигурой. Всю жизнь рисовавшая, прославилась она не своими картинами, а благодаря дневнику, который непрерывно вела 12 последних лет жизни и куда подробно записывала свои мысли и чувства.
Мавзолей Башкирцевых на клалбище Пасси.
Мария родилась в Полтавской губернии, отец ее был местным предводителем дворянства. Как и во многих россиянах, в ней текла удивительная смесь кровей: русской, французской, татарской, башкирской... Когда девочке было 12 лет, родители развелись, и мать, неожиданно разбогатев, увезла много болевшую дочь за границу. С тех пор Мария возвращалась в Россию лишь три раза и совсем ненадолго. Но здоровье на южных курортах поправить не удалось - в 17 лет у девушки обнаружили неизлечимый тогда туберкулез.
Мария Башкирцева, 1878
Печать надвигающейся судьбы наложила глубокий отпечаток и на содержимое дневника Марии, и на восприятие ее личности и творчества современниками и потомками. Дневник, написанный по-французски, был издан через три года после смерти Марии Башкирцевой и сразу стал во Франции очень популярным произведением. Двумя годами позже он был переведен на русский и издан в России (правда в урезанном виде). После этого стали известными и живописные работы художницы, которые ныне находятся в том числе в петербургском Русском музее и в парижском музее Орсэ.
Мария Башкирцева, автопортрет, 1883 (фрагмент). Музей изящных искусств, Ницца.
Восторженными поклонницами Марии Башкирцевой были Анастасия Цветаева и множество девушек во Франции и в России, ее дневник ценил Хлебников, но вот Василий Розанов называл ее гениально-порочной, критики - болезненно тщеславной, а биографы - простой как табуретка. Не буду судить, кто из них прав и в какой мере. Если хотите составить свое собственное мнение, почитайте, например, книгу Подлинная жизнь мадмуазель Башкирцевой
Интерьер склепа Башкирцевых на кладбище Пасси. На стене одна из последних картин Марии, по сторонам - бюсты ее родственников.
Розанов Константин Владимирович, 23.08.1905 - 03.04.1954, летчик-испытатель, полковник
Константин Розанов родился в богатой русской семье. В лихом 1917 году 12-летним мальчиком он попал во Францию вместе со своими родителями-эмигрантами. Изучал инженерное дело в нескольких престижных учебных заведениях. В 1928 году был призван на военную службу, где получил летное образование.
В 1935 году Розанов стал летчиком-испытателем и получил звание капитана, в этом же звании он встретил войну. C 1940 года участвовал в боевых действиях в составе истребительных частей французских ВВС, в мае 1940 года сбил 2 немецких самолёта. После капитуляции Франции попал в оккупацию, но перебрался в Северную Африку, где участвовал в боевых операциях союзников в Тунисе и Алжире. В 1943 году он подавал рапорт с просьбой о переводе в полк "Нормандия" в СССР, но получил отказ французского командования (при этом ему сообщили, что это якобы СССР отказывается принимать в полк детей белоэмигрантов - факт из книги С.В.Дыбова "Норамндия-Неман". Подлинная история легендарного авиаполка).
В 1943-44 годах Розанов испытывал английские и американские самолеты. В 1945 году получил звание полковника ВВС и должность командира авиабазы, которая впоследствии была названа его именем.
Полковник "Костя" Розанов
Фото - www.dassault-aviation.com
После демобилизации в октябре 1946 года Розанов возглавил испытательное подразделение крупной самолетостроительной компании Дассо. Он стал первым лётчиком, пилотировавшим реактивный истребитель-бомбардировщик "Ураган", участвовал в испытаниях военно-транспортных самолётов Дассо и всех истребителей-бомбардировщиков серии "Мистэр". В феврале 1954 года он стал первым французским летчиком, преодолевшим звуковой барьер на "Мистэр IV".
Испытатели самолета "Мистэр IV". Слева Константин Розанов, сверху Шарль "Попов" Монье, справа Поль Будье.
Фото - www.dassault-aviation.com
"Мистэр" оказался роковой машиной для двоих из трех друзей-пилотов. 3 марта 1953 года во время испытательного полета погиб Шарль "Попов" Монье, одна из легенд полка "Нормандия-Неман". А 3 апреля 1954 года во время показательного маловысотного полета перед французскими и английскими официальными лицами потерял контроль и взорвался самолет Константина Розанова, похоронив под своими обломками знаменитого летчика.
Брасова (ур. Шереметевская) Наталья Сергеевна, 27.06.1880 - 26.01.1952, графиня
Брасов Георгий Михайлович, 24.07.1910 - 21.07.1931, граф
Георгия Брасова называют иногда "последним Романовым" - ведь Георгий Михайлович был сыном великого князя Михаила Александровича Романова и внуком императора Александра III. Но родился он, когда его мать Наталья Сергеевна Шереметевская еще не была супругой великого князя, да и происхождение Натальи Сергеевны не позволяло ни ей, ни сыну носить фамилию царствующей династии.
Брак младшего брата царя и дважды разведенной женщины вызвал в 1912 году огромный скандал в императорской семье. Михаил Александрович Романов был лишен всех должностей и исключен из списка престолонаследников (где он был вторым, после цесаревича Алексея), ему было запрещено возвращаться в Росиию.
Великий князь Михаил Александрович с супругой Натальей Сергеевной, ок.1915 года.
Однако, после начала Первой мировой войны Николай II все же сменил гнев на милость. 26 марта 1915 года сын Натальи и Михаила получил от императора титул графа Брасова и отчество Михайлович, царь признал Георгия племянником, правда без прав на трон. 29 сентября 1915 года был признан и брак Михаила Александровича, а Наталья Сергеевна получила титул графини Брасовой.
Табличка на надгробии Брасовых, установленная в 1991 году.
Мать и сын Брасовы чудом спаслись после революции 1917 года. В марте 1918 года Наталья Сергеевна сумела отправить Георгия в Данию по поддельным документам как сына своей гувернантки. Сама она осталась в России и безуспешно хлопотала об освобождении арестованного мужа, встречалась даже с Лениным и Урицким, однако в результате сама попала в тюрьму (муж ее, Михаил Александрович Романов, был к тому времени уже расстрелян, но она об этом не знала). Из тюрьмы Наталье Сергеевне удалось бежать при помощи дочери от первого брака. Переодевшись медсестрой Красного Креста, она выехала из России через Одессу по фальшивому паспорту.
В эмиграции Наталья Сергеевна жила, продавая драгоценности, которые смогла вывезти с собой из России; тратила в основном на детей. Сначала они обитали в Англии, но когда деньги стали заканчиваться, перебрались во Францию, где жизнь была дешевле. В 1928 году умерла бывшая императрица Мария Федоровна, супруга Александра III. По завещанию ее внук Георгий Брасов получил треть наследства, и этих денег ему хватило на покупку спортивного "Крайслера". В июле 1931 года Георгий со своим приятелем отправились на этом "Крайслере" в Канны. В 150 километрах от Парижа автомобиль занесло, и он врезался в дерево. Оба молодых человека погибли...
Георгий Брасов, 1928
На похороны ушли последние деньги. Жизнь Натальи Сергеевны становилась все беднее и беднее. Последним ее адресом значилась убогая мансарда неподалеку от больницы Лаэннек в 7-м округе Парижа. Когда ее болезнь (рак) зашла так далеко, что она уже не могла сама за собой ухаживать, квартирная хозяйка отправила ее в эту больницу. Умерла Брасова в январе 1952 года в полной нищете и одиночестве, похоронена была вместе со своим сыном. Место на дорогом кладбище Пасси Наталья Сергеевна оплатила заранее, еще 30 лет назад, когда хоронила тут своего любимого Георгия.
Подробнее о судьбе М.А.Романова, его супруги и сына: https://stapelia2784.livejournal.com/118999.html (6 частей)
Кладбище МОНМАРТР
Потоцкая (ур. кнж. Салтыкова) Мария Александровна, 23.01.1806 - 09.01.1845, графиня
Этот склеп сразу бросается в глаза своим нехарактерным для парижских кладбищ декором. И хотя по внешним признакам он католический, погребена тут православная женщина, происходившая из знатных русских родов Головкиных и Салтыковых.
15 января 1826 года княжна Мария Александровна Салтыкова вступила в брак с графом Болеславом Потоцким, сыном богатейшего польского магната Станислава Щенсного-Потоцкого. Венчались они в петербургской Скорбященской церкви, что на Шпалерной улице. Первые годы после замужества семья жила в Петербурге, давая в своем доме рауты и танцевальные вечера, которые отличались вкусом и роскошью.
Но гнилой наш петербургский климат плохо влияет на здоровье. С 1832 года из-за начавшейся чахотки Мария Александровна была вынуждена почти постоянно проживать за границей. В 1834-35 годах графиня жила в Италии, где принимала участие в вечерах-собраниях у известного портретиста Ореста Кипренского. Художнику была заказана картина, где Потоцкая, играющая на мандолине, изображена вместе со своей сестрой Софией Шуваловой. Первый эскиз этого портрета хранится сейчас в Воронцовском дворце в крымской Алупке.
Орест Кипренский. Портрет Марии Александровны Потоцкой, 1835. Воронцовский дворец, Алупка.
По отзывам современников Мария Александровна была не только красивой, но и прекрасно танцевала, пела, слыла интересной собеседницей. К числу ее поклонников относились Жуковский, Тургенев, Вяземский; ей посвящали стихи поэты.
В 1839 году у Марии Александровны родилась дочь которую также нарекли Марией. А вначале 1840х годов графиня Потоцкая стала жить отдельно от мужа. Причиной, судя по всему, был ее роман с неизвестным поклонником (французы намекают на Оноре Бальзака), который привел к семейному разъединению. При этом в 1842 году у Потоцких появилась внебрачная дочь, матерью которой считают Марию Александровну.
Неизвестный художник. Портрет Марии Потоцкой, 1840е годы. Винницкий художественный музей
После появления второго ребенка года болезнь графини Потоцкой стала быстро прогрессировать, сказываясь и на её психологическом состоянии. В 1844 году она, уже неизлечимо больная, переехала в Париж, где поселилась на Вандомской площади. Но пожить здесь Марии Александровне удалось совсем мало - в начале 1845 года она скончалась.
Муж Марии Александровны, граф Болеслав Потоцкий, показал себя благородным человеком. Ни словом не намекнул он на тайну рождения второй дочери покойной супруги, дал маленькой Софии фамилию Идль, воспитывал ее так же, как и свою родную дочь Марию. На могиле безвременно ушедшей жены Болеслав Потоцкий возвел изящную часовню - украшение кладбища Монмартр.
... Кстати, атрибуция последнего приведенного портрета неоднозначна. Он может изображать как мать - Марию Александровну Потоцкую, так и дочь - Марию Болеславовну Потоцкую (если, конечно, написан не в 1840е, а в 1850е годы)
Больше о "Тайнах Потоцкого двора": https://pushkin-book.ru/id=573.html
Нижинский Вацлав Фомич, 28.02.1889 - 08.04.1950, танцовщик и хореограф
Один из самых поэтичных и трогательных надгробных памятников кладбища Монмартр установлен на могиле гениального танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского. Он называл себя "Божьим клоуном" и скульптор Олег Абазиев прекрасно выразил эту идею через образ Петрушки - одну из любимых ролей артиста. Когда подходишь к могиле, кажется, что Петрушка задумчиво смотрит перед собой, но с более близкого расстояния становится видно, что взгляд Нижинского устремлен вверх, в небо.
Божий клоун
...В 1898 талантливый польский мальчик поступил в Петербургское балетное училище, а уже в 1907 он блистал на сцене императорского Мариинского театра, вызывая восхищение знатоков и критиков. Сергей Дягилев пригласил Нижинского участвовать в парижском Русском сезоне 1909 года, и танцовщик стал настоящей сенсацией Парижа, снискав у публики огромный успех. За способность к высоким прыжкам его назвали человеком-птицей и царем воздуха. С 1909 по 1913 год Нижинский был ведущим танцовщиком Русских сезонов, исполнив роли, уже опробованные на сцене Мариинского театра, и партии в новых постановках Михаила Фокина, созданных для труппы Дягилева.
Вацлав Нижинский, ок.1910.
В 1912 году Нижинский на некоторое время стал балетмейстером труппы. Первая же его постановка - короткая зарисовка "Послеполуденный отдых фавна" - вызвала фурор. Двенадцать минут хореографической поэмы ошеломленные зрители сидели неподвижно, но как только занавес упал, началось невообразимое. Публика демонстративно покидала зал и рвалась к сцене, свистела и рукоплескала, кричала "Браво!" и "Долой!". Нижинский был ошарашен, когда к нему за кулисы ворвался Огюст Роден и со слезами на глазах обнял его: "Мои мечты осуществились. И это сделали вы. Спасибо!". Только с годами стало ясно насколько Нижинский-хореограф опередил свое время.
Нижинский - фавн. 1912
В 1917 году у Нижинского появились первые признаки психического расстройства. Со сценой пришлось распрощаться. Через год ему был поставлен диагноз шизофрения. Последующие 30 лет жизни Вацлав провел в разных психиатрических клиниках, где лечился с переменным успехом. Последний раз Нижинского видели танцующим в 1945 году среди советских солдат в послевоенной Вене. Встреча с земляками произвела на Нижинского неизгладимое впечатление: почти не разговаривавший до этого, он стал общаться на родном языке с бывшими соотечественниками.
Вацлав Нижинский скончался 11 апреля 1950 года в Лондоне. В 1953 году его прах был перевезен в Париж и захоронен на кладбище Монмартр.
Об упокоении Вацлава Нижинского: https://strannik17.livejournal.com/13132.html (2 части)
Огюст де Монферран, 23.01.1786 - 28.06.1858, архитектор
Захоронение великого (я не боюсь этого слова, именно великого) архитектора - пример того, как забывает родная страна своих сыновей, блиставших на чужой земле. Лишь монограмма АМ на торце необычного полукруглого надгробия намекает на то, что здесь покоится Auguste de Monferrand, человек, воздвигший на главной площади Петербурга знаменитый Александрийский столп и построивший здесь величественный Исаакиевский собор - одно из главных украшений столицы Российской империи.
Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
Долгое время могила Монферрана считалась утерянной и лишь стараниями искусствоведа и историка архитектуры Бориса Николаевича Лосского она была идентифицирована в 1930 году по надгробной надписи с именем матери архитектора и датой его смерти. Лишь в 2018 году на могиле Монферрана была установлена бронзовая табличка с его именем и надписью "Дар благодарного Санкт-Петербурга".
Из 72 лет своей жизни, 41 год Монферран провел в России. Из них 40 лет он посвятил возведению своего главного детища - Исаакиевского собора. Он рисовал, проектировал, строил, сам ездил в каменоломни выбирать материалы, выполнял функции прораба, инженера и директора. Наконец многолетнее строительство было завершено и 30 мая 1858 года собор был освящен. Зодчий получил чин действительного статского советника, 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте.
Жозеф-Дезире Кур. Портрет Огюста де Монферрана, 1842. Музей изящных искусств, Руан.
Но всего через месяц после освящения собора Огюст Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но сделать это не разрешил император Александр II, формально - поскольку Монферран был католиком, а неформально - недолюбливал, говорят, царь этого слишком самостоятельного зодчего. Гроб с телом архитектора трижды обнесли вокруг Исакия, а отпевание прошло в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте. Вдова Монферрана увезла его тело в Париж, где он и упокоился рядом со своей матерью, под надгробием, которое сам же и спроектировал. Однако во Франции архитектор был никому не известен, поэтому могила его была вскоре забыта.
Людмила Черина (Моника Чемерзина), 10.10.1924 - 21.03.2004, балерина, скульптор
Моника Чемерзина родилась в семье черкесского дворянина-эмигранта Авенира Чемерзина, бывшего царского полковника, женатого на француженке.
Она обучалась балетному искусству у Ольги Преображенской и Ивана Хлюстина. В 1942 году дебютировала на сцене парижского зала Плейель, исполнив главную партию вместе с Сержем Лифарем в его балете "Ромео и Джульетта". Знаменитый танцовщик предложил ей сценическое имя Людмила Черина, под которым она и вошла в историю.
Моника Чемерзина - Людмила Черина
Впоследствии Черина выступала в Марсельской опере, балете Монте-Карло, балете Мориса Бежара и в собственной труппе. Лучше всего ей удавались роли в драматических партиях. "Черина создает персонажи, с трагическим, сложным внутренним миром. Она обладает совершенной пластичностью, и смогла сделать из себя настоящее произведение искусства!" - писали о ней газеты.
Людила Черина в танце, 1945
В 1943 году 19-летняя Людмила полюбила своего партнера Эдмона Одрана и вышла за него замуж. Но в 1950 году ее обожаемый муж погиб в автокатастрофе. Потрясенная его смертью, Людмила два года не танцевала. Затем начала рисовать, и её единственной темой был Эдмон. Потом она стала рисовать танец как символ жизни, и начала лепить - опять на тему любви и танца. Самая известная её скульптурная работа - "Сердце Европы" была установлена в Страсбурге у здания Европарламента, а в 1991 году ее выбрали официальным символом Евросоюза. Копия этой работы венчает надгробие на Людмилы Чериной на кладбище Монмартр.
Сердце Европы - работа Людмилы Чериной.
Продолжение (Монпарнас - Пер-Лашез) следует
.
Взято: Тут
2406