sanderkelevra
Фильм, анекдот и реальный Василий Иваныч ( 6 фото + 1 видео )
130 лет назад, 9 февраля 1887 года родился Василий Чапаев — не самый значимый, но благодаря кинематографу ставший в народном сознании самым знаменитым полководцем Гражданской войны. В фильме 1934 года «Чапаев» правда про Василия Ивановича густо перемешана с откровенной «клюквой» и ложью, чтобы попасть в каноны советской пропаганды. Народ инстинктивно это чувствовал, и потому начал складывать анекдоты про Чапаева.
Знакомо с детства
Чапаев с Петькой в бане моются, Петька Василию Иванычу спину трет:
— Василий Иваныч! Помнишь, у тебя майка была, которая в прошлом году пропала?
— Ну?..
— Нашлась!
***
— Василий Иваныч! Одложи носки — на свидание иду...
— Возьми, Петька, у печки стоят.
***
— Василий Иванович! Американцы на Луне высадились!
— Ишь, куда мы их загнали!
Василий Иванович Чапаев (1887-1919) — одна из самых мифологизированных советской пропагандой фигур. На его примере десятилетиями воспитывались целые поколения. В массовом сознании он — герой фильма, воспевавшего его жизнь и смерть, а также сотен анекдотов, в которых действуют его ординарец Петька Исаев и не менее мифологизированная Анка-пулеметчица.
Василий Чапаев, 1919 год
По официальной версии, Чапаев — сын крестьянина-бедняка из Чувашии. По данным его ближайшего сподвижника, комиссара Фурманова, точных сведений об его происхождении нет, сам же Чапаев именовал себя то незаконнорожденным сыном казанского губернатора, то сыном бродячих артистов. В юности бродяжничал, работал на заводе. В годы I мировой храбро воевал (имел Георгиевские кресты) и получил звание подпрапорщика. Там же, на фронте, Чапаев в 1917 г. вступил в организацию анархистов-коммунистов.
В декабре 1917 г. стал командиром 138-го запасного пехотного полка, а в январе 1918 г. — комиссаром внутренних дел Николаевского уезда Саратовской губернии. Активно помогал установить в этих местах власть большевиков, сформировал красногвардейский отряд. С этого времени началась его война «за народную власть» со своим же народом: в начале 1918 г. Чапаев подавлял в Николаевском уезде крестьянские волнения, порожденные продразверсткой. С мая 1918 г. Чапаев — командир Пугачевской бригады. В сентябре-ноябре 1918 г. он был начальником 2-й Николаевской дивизии 4-й армии. В декабре 1918 г. его отправили на учебу в Академию Генерального штаба. Но Василий Иванович учиться не хотел, оскорблял преподавателей и уже в январе 1919 г. вернулся на фронт. Он и там не стеснял себя ни в чем. Фурманов пишет, как при наведении моста через Урал Чапаев избивал инженера за медленную, на его взгляд, работу. «...В 1918 г. он плеткой колотил одно высокопоставленное лицо, другому — отвечал матом по телеграфу... Самобытная фигура!» — восхищается комиссар.
Сначала противниками Чапаева были части Народной армии Комуча — Комитета Учредительного собрания (разогнанное большевиками в Петрограде, оно было воссоздано на Волге) и чехословаки, не пожелавшие гнить в советских концлагерях, куда их хотел отправить Троцкий. Позже, в апреле-июне 1919 г., Чапаев действовал со своей дивизией против Западной армии адмирала А.В. Колчака; захватил Уфу, за что был награжден орденом Красного Знамени. Но главным и роковым его противником стали уральские казаки. Они в подавляющем большинстве не признали власть коммунистов.
Расказачивание на Урале было беспощадным и после взятия красными (в том числе и чапаевскими) войсками Уральска в январе 1919 г. превратилось в настоящий геноцид. Инструкция з Москвы, посланная советам Урала, гласила: «§ 1. Все оставшиеся в рядах казачьей армии после 1 марта (1919 г.) объявляются вне закона и подлежат беспощадному истре**ению. § 2. Все перебежчики, перешедшие на сторону Красной армии после 1 марта, подлежат безусловному аресту. § 3. Все семьи оставшихся в рядах казачьей армии после 1 марта объявляются арестованными и заложниками. § 4. В случае самовольного ухода одного из семейств, объявленных заложниками, подлежат расстрелу все семьи, состоящие на учете данного Совета...»
Ревностное выполнение этой инструкции стало главным делом Василия Ивановича. По данным уральского казачьего полковника Фаддеева, в некоторых районах войсками Чапаева было истре**ено до 98% казаков. Об особой ненависти «Чапая» к казакам свидетельствует комиссар его дивизии Фурманов, которого трудно заподозрить в клевете. По его словам, Чапаев «словно чумной, кидался по степи, пленных приказал не брать ни казачишка. „Всех, — говорит, — кончать подлецов..!“» Фурманов рисует и картину массового грабежа станицы Сламихинской: чапаевцы отнимали у не успевших бежать мирных жителей даже женское белье и детские игрушки. Чапаев не пресекал эти грабежи, а лишь направлял в «общий котел»: «Не тащи, а собирай в кучу, и отдавай своему командиру, што у буржуя взял». Запечатлел писатель-комиссар и отношение Чапаева к образованным людям: «Все вы — сволочи!.. Интеллигенты...» Таков был полководец, на примере «подвигов» которого кое-кто до сих пор желает растить новое поколение защитников Отечества. Естественно, казаки оказали чапаевцам на редкость ожесточенное сопротивление: отступая, сжигали свои станицы, отравляли воду и целыми семьями уходили в степь. В конце концов они отомстили Чапаеву за смерть родных и опустошение родного края, разгромив его штаб в ходе Лбищенского рейда Уральской армии. Чапаев был смертельно ранен...
— Петька, а где Анка?
— С аппендицитом лежит.
— Аппендицита к стенке, Анку ко мне!
Чапаев на самом деле был Чепаевым. Он был обрусевший мордвин.
Свои знаменитые усы он отрастил, чтобы скрыть шрам от австрийской пули, изуродовавшей его верхнюю губу.
Чапаев никогда не ездил верхом. Чапаев ездил на форде. Или на мотоцикле. Он был не кавалеристом, а пехотинцем. И дивизия его была пехотная. И вообще Чапай любил технику. У него в дивизии были бронеавтомобили, которые он собрал с поля боя и любовно ремонтировал. У него в дивизии были даже два аэроплана. Которые он захватил как трофей у колчаковцев. Вместе с лётчиками и механиками. Которых он перевербовал к себе в дивизию, предоставив им всевозможные привилегии.
Чапаев у Фрунзе и Троцкого числился бандитом. Для переговоров с ним дом для переговоров выбирали недалеко от железной дороги. И Троцкий или Фрунзе наводили на домик орудия своего бронепоезда и декларировали, что при выходе Чапаева с его свитой из дома отдельно от переговорщиков, назначенных от командования фронтом, бронепоезд откроет огонь из орудий на уничтожение и дома и Чапаева с его свитой.
У Чапаева были сложные и запущенные отношения со своими жёнами. Их было несколько. И при этом он приставал к жене назначенного к нему командованием фронта комиссаром Фурмана (Писателя Фурманова впоследствии), что порождало постоянный конфликт между ними и в конце концов вынудило Фурмана уехать из дивизии Чапаева.
Анка-пулемётчица на самом деле не Анка. А Анкой её назвал Фурман в своей книге в честь свое жены, которую сделал своей любовницей Чапаев...создателям фильма случайно попалась публикация о санитарке Марии Андреевне Поповой, которая во время одного из боёв подползла к раненому пулемётчику, а он, пригрозив её пристрелить, заставил стрелять из «Максима». Мария Попова, по её словам, закрыв глаза, нажала на гашетки пулемёта, а сам солдат здоровой рукой управлял стволом пулемёта. Этот случай и использовали постановщики в своём фильме. А на том, чтобы героиню звали Анной, настоял Фурманов. Так и появилась Анка-пулемётчица. За право называться прообразом героини фильма Мария Попова и Анна Фурманова даже собирались судиться. Но Комитет партийного контроля приоритет признал всё-таки за бывшей санитаркой.
Чапаева, Клавдия Васильевна, дочь красного комдива описывает этот случай так:
Во время одного из боёв Мария, как обычно, принесла пулемётные ленты расчёту «Максима». Пулемет безнадёжно молчал — прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулеметчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии: — Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемет водить буду. — Ты что, с ума сошёл? Я боюсь, — отказалась Мария и попыталась уйти. Выстрелив из «Нагана», пулемётчик предупредил девушку: — Следующая пуля — тебе. Что делать — легла, отвернулась, зажмурилась и давай поливать колчаковцев свинцовым ливнем. Так Мария Попова стала пулемётчицей. А Анкой её назвали в честь главного консультанта картины, жены Дмитрия Фурманова — Анны Никитичны.
Чапаева сдали белым высшее командование Колчаковского фронта под командованием Фрунзе. Тогда и много позже это была обычная практика избавления от неугодных и слишком независимых командиров. Эту задачу им облегчил сам Чапаев. Он обычно становился своим штабом отдельно от дивизии. Чтобы не развращать свою дивизию б******ом и пьянками, которые были обычным делом в Штабе Чапаева (и не только его). Что и позволило легко захватить его штаб белому отряду.
Есть сведения, что Чапаев не утонул в Урале, а был тяжело ранен в живот при прорыве из окружения и впоследствии умер в лазарете дивизии.
Прибегает Петька и кричит:
— Василий Иванович, белые лезут!
— Не до грибов сейчас, Петька, вот разобьем контру, тогда и пособираем.
Чью форму носили «каппелевцы» в фильме «Чапаев»?
Часто приходится читать, что «Офицерский каппелевский полк» (никогда в действительности не существовавший) в культовом советском фильме «Чапаев» одет в форму Офицерской Марковской дивизии (из армии Деникина), которая показалась режиссёрам более эффектной и более соответствовала «мрачному» облику «врагов революции». Попробуем разобраться, так ли это.
3-го Марковского полка капитан, 1919 год.
Действительно, чёрные гимнастёрки с белыми кантами, белые фуражки с чёрным околышем и чёрные погоны с белыми просветами, как у каппелевцев в фильме, носили офицеры Марковской Офицерской стрелковой дивизии. Расцветка идеально совпадает. Правда, на марковских погонах была литера «М» («Марков») или «ГМ» («Генерал Марков»), но наличие такой шифровки у каппелевцев было бы нонсенсом, поэтому не удивительно, что на погонах в фильме шифровки отсутствуют.
Однако, невооружённым глазом видны и куда более серьёзные несоответствия. Прежде всего, марковцы имели только один вид нарукавных нашивок — бело-сине-красный деникинский шеврон углом вниз. В фильме же отчётливо видно, что на рукавах белогвардейцев нашивки в форме щита. Нашивки подобной конфигурации одно время были всеобщим явлением в белых войсках на востоке России. В Сибирской Народной армии и Народной Армии КомУча (составной частью которой как раз и были каппелевцы) они служили знаками различия, заменяя погоны. Но это было летом 1918 года, почти за год до боёв с Чапаевской дивизией. Колчак, пришедший к власти в Сибири в конце 1918 года, немедленно восстановил дореволюционные знаки различия, после чего все подобные нарукавные нашивки были отменены. Бои же с Чапаевым относятся к 1919 году, когда войска Колчака вышли к Волге и Каме, а красные пытались их отбросить.
В 1919 году нарукавные нашивки в форме щите носили два соединения. Корниловская ударная дивизия Добровольческой Армии Деникина и Воткинская стрелковая дивизия в армии Колчака.
Нарукавная нашивка корниловцев — голубого цвета, со скрещёнными саблями и «мёртвой головой» (этот символ в дореволюционной русской армии, как и в большинстве европейских понимался «Умираю, но не сдаюсь», а также как «Чаю воскресения мертвых и жизни Будущаго Века», лишь нацисты смогли наполнить этот героический символ однозначно человеконенавистническим содержанием), а также надпись «Корниловцы». C корниловцами киношных каппелевцев роднит также флаг с мёртвой головой — правда, в Корниловской дивизии он был не однотонно-чёрный, а чёрно-красный. Нашивка Воткинской дивизии — красный треугольник со скрещёнными пистолетами. Разглядеть рисунок «каппелевской» нашивки в фильме сложно (если вообще возможно), но, судя по смутным очертаниям, она либо копирует комучевские нашивки 1918 года, либо составлена из двух, только что описанных: на корниловском «щите» с надписью — воткинские пистолеты.
Ещё одно существенное отличие киношной формы от марковской — конфигурация обшлагов. Эта деталь не так маловажна, как может показаться, ведь в дореволюционной русской армии, традициям которой старались следовать белогвардейцы, по форме обшлагов различались рода войск. Пехота носила прямые обшлага, кавалерия — обшлага «уголком». Обшлага рукавов как у марковцев, так и у корниловцев, и у воткинцев были прямые, то есть пехотные. У киношных же каппелевцев отчётливо видна угловидная конфигурация обшлага, как у кавалеристов. Более того, на них хорошо заметен «гусарский узел». Штаны на киношных «каппелевцах» также кавалерийского типа — с кожаными леями в шагу (чтобы не протирались от долгого сидения в седле). И тут самое время вспомнить ещё об одном соединении, существовавшем в колчаковской армии — Партизанской дивизии атамана Б.В. Анненкова. В составе этой дивизии существовал полк Чёрных гусар, который, как и марковцы, носил чёрные гимнастёрки. Правда, без белых кантов и с красными погонами. Фуражки анненковских гусар были полностью чёрные, с белыми кантами, кокарду на них нередко заменяло изображение «мёртвой головы». Очевидно, гусарские узлы на рукавах и кавалерийские штаны — отголосок воспоминания консультантов фильма о боях с анненковцами.
Чёрных гусар Анненкова офицеры, 1919 год.
Итак, мундир «каппелевцев» в фильме «Чапаев» ни в коей мере нельзя считать марковским. Это абсолютно фантастическая форма, составленная из формы нескольких разных соединений (в том числе и реальных каппелевцев), участвовавших в Белой Борьбе. «Каппелевский Офицерский полк» в фильме «Чапаев», судя по всему, следует считать собирательным образом отборных белогвардейских частей, сражавшихся против большевиков на разных фронтах Гражданской войны.
И в завершение — о том, что из себя действительно представляли каппелевцы. Если говорить о Каппелевском офицерском отряде (не полку), то он составил ядро так называемой Народной Армии КомУча (Комитета членов Учредительного Собрания) и участвовал в боях с Красной Армией летом 1918 года. Но Чапаевская дивизия на тот момент ещё не была сформирована. Подвиги Чапаева (действительно подвиги — при всём моём несогласии с его политическими взглядами) и пик его популярности в большевистском лагере пришлись на следующий, 1919-й год. Каппелевский офицерский отряд носил защитную русскую форму времён Первой Мировой войны со споротыми погонами. Отличительной чертой его обмундирования были белая повязка на рукаве и георгиевская ленточка вместо кокарды на фуражке.
Владимир Оскарович Каппель, 1919 год.
В дальнейшем название «каппелевцы» всплывает снова уже на рубеже 1919 — 1920 годов. Как известно, А.В. Колчак, эвакуируя своё правительство из Омска, отказался следовать походным порядком с армией и отправился на восток литерным поездом, так как опасался за судьбу своей любовницы А. Тимирёвой[1]. Это решение, как нам теперь известно, оказалось для него роковым. Руководство войсками, которым ставилась задача пробиться сквозь кишащие партизанами леса и овладеть мятежным Иркутском, поручалось В.О. Каппелю. Современный историк Руслан Гагкуев пишет: «Главнокомандующий армиями Восточного фронта Генерального штаба генерал-лейтенант Каппель (назначенный на этот пост Верховным правителем адмиралом Колчаком на станции Судженка 3 декабря 1919 года со словами: «Только на Вас, Владимир Оскарович, вся надежда») делал все возможное и невозможное, чтобы вывести армию из снежного плена с наименьшими потерями. Каппель часто задерживал свой поезд, чтобы находиться в непосредственной близости от фронта. То в автомобиле, а чаще верхом Главнокомандующий отправлялся к передовой линии фронта. В той путанице частей и обстоятельств, которые сопровождали отступление, он вникал во все мелочи текущего дня, часто исправляя положение, казавшееся безнадежным. Задерживаясь чуть ли не на каждом полустанке, Каппель знал положение не по донесениям начальников частей, а видя все собственными глазами. Он наводил порядок в отступавших частях, вырабатывал порядок движения, по возможности сменяя арьергардные части, искоренял своеволие в отношении населения, строго следил за офицерским корпусом, пытался вдохнуть дух бодрости в бойцов, чтобы отступление не превратилось в бегство. Все это — в условиях мертвого мороза сибирской зимы...
Сам Каппель часто шел пешком, жалея своего коня и часто утопая в снегу так же, как и другие. Он был обут в бурочные сапоги и, утонув в снегу, случайно зачерпнул в них воды, никому об этом не сказав. Через некоторое время у него начался сильнейший озноб с временной потерей сознания. На третьи сутки его, не приходившего в себя, на коне довезли до первого человеческого жилья — таежной деревни Барги. Здесь доктору пришлось простым ножом, без анестезии сделать ампутацию обмороженных пяток и некоторых пальцев на ногах Каппеля. После операции Каппель смог продолжать путь верхом и отдавать необходимые распоряжения, но через 8 — 10 дней после выхода из деревни Барги его состояние стало ухудшаться в связи с развивающимся двусторонним крупозным воспалением легких. Владимира Оскаровича уложили в сани, в которых он ехал несколько дней. В Нижнеудинске, занятом после короткого столкновения с красными, генерал Каппель еще смог провести совещание с начальниками отдельных частей, но уже не вставая с кровати... В последние два-три дня Владимир Оскарович сильно ослабел и всю ночь 25 января не приходил в сознание. На рассвете он был перенесен в батарейный лазарет-теплушку румынской батареи имени Марашети, где через шесть часов, не приходя в сознание, умер. Последними словами генерала Каппеля на этой земле были: "Передайте войскам, что я любил Россию, любил их и своей смертью среди них доказал это«[2].
Как видим, за двадцать лет до Алексея Маресьева (которому, конечно же, вечная память и Царство Небесное) аналогичный подвиг был совершён человеком, которого у нас долгое время было принято воспринимать исключительно в негативном свете. Гроб с телом Каппеля был вывезен войсками, командование которыми принял генерал Войцеховский. Однако, освободить от мятежников Иркутск и спасти Верховного Правителя ослабевшая армия Каппеля была уже не в силах. Остатки его войск соединились в Забайкалье с войсками атамана Г.М. Семёнова и ещё два года продолжали неравную борьбу с большевизмом. Именно там участники Сибирского Ледяного Похода получили название каппелевцев и отличительный знак — нарукавный шеврон из георгиевской ленты. Но Чапаев к этому времени был давно уже мёртв, и с этими каппелевцами померяться силами явно не мог.
Что же, самая яркая сцена кинофильма «Чапаев» выдумана от начала до конца? Нет, разумеется. Более того, эта сцена во всех деталях описана «с обеих сторон». Со стороны красных её подробно живописует Фурманов — непосредственный участник событий — в своём романе «Чапаев», умолчав, правда, о том, что противниками 25-й Чапаевской дивизии в том бою были ижевские и воткинские рабочие, восставшие против произвола комиссаров (из этих рабочих Колчак сформировал две самые боеспособные свои дивизии — Ижевскую и Воткинскую), что белые шли в психическую атаку под красными (!) знамёнами и с пением «Варшавянки» — парадокс, но в хаосе Гражданской войны бывало и такое[3]. Описание этой же сцены с белой стороны мы встречаем в толковом и обстоятельном исследовании Валерия Шамбарова «Белогвардейщина» (именно Шамбаров указывает на то, что каппелевцев в фильме, якобы, одели в марковскую форму). Читайте и помните тех, кто отдал свои жизни за Русь Святую и Веру Православную в рядах Белой Армии. Упокой, Господи, их души в селениях праведных и святыми их мольбами избави нас от ужасов новой революции!
А вот так должны были бы выглядеть настоящие каппелевцы во время боёв с Чапаевым:
3-й Симбирской и 1-й Самарской стрелковых дивизий солдаты, 1919 год. Из блога MIKHAEL_MARK
Чтобы перестать осуждать Колчака за этот факт его биографии, достаточно один раз посмотреть фильм «Адмирал». Трудно жить в таком постоянном напряжении душевных сил, в каком по долгу службы жил Колчак, и не «сорваться». Конечно, грех есть грех, но, как мне кажется, не стоит из этого греха делать далеко идущие выводы о «неправославии» Колчака.
Похоже, выдумывать «офицерский Каппелевский полк» в 1919 году большевикам пришлось именно по этой причине: не говорить же «победившему» пролетариату, что самыми стойкими борцами против «рабоче-крестьянской власти» были восставшие против этой власти рабочие...
Знакомо с детства
Чапаев с Петькой в бане моются, Петька Василию Иванычу спину трет:
— Василий Иваныч! Помнишь, у тебя майка была, которая в прошлом году пропала?
— Ну?..
— Нашлась!
***
— Василий Иваныч! Одложи носки — на свидание иду...
— Возьми, Петька, у печки стоят.
***
— Василий Иванович! Американцы на Луне высадились!
— Ишь, куда мы их загнали!
Василий Иванович Чапаев (1887-1919) — одна из самых мифологизированных советской пропагандой фигур. На его примере десятилетиями воспитывались целые поколения. В массовом сознании он — герой фильма, воспевавшего его жизнь и смерть, а также сотен анекдотов, в которых действуют его ординарец Петька Исаев и не менее мифологизированная Анка-пулеметчица.
Василий Чапаев, 1919 год
По официальной версии, Чапаев — сын крестьянина-бедняка из Чувашии. По данным его ближайшего сподвижника, комиссара Фурманова, точных сведений об его происхождении нет, сам же Чапаев именовал себя то незаконнорожденным сыном казанского губернатора, то сыном бродячих артистов. В юности бродяжничал, работал на заводе. В годы I мировой храбро воевал (имел Георгиевские кресты) и получил звание подпрапорщика. Там же, на фронте, Чапаев в 1917 г. вступил в организацию анархистов-коммунистов.
В декабре 1917 г. стал командиром 138-го запасного пехотного полка, а в январе 1918 г. — комиссаром внутренних дел Николаевского уезда Саратовской губернии. Активно помогал установить в этих местах власть большевиков, сформировал красногвардейский отряд. С этого времени началась его война «за народную власть» со своим же народом: в начале 1918 г. Чапаев подавлял в Николаевском уезде крестьянские волнения, порожденные продразверсткой. С мая 1918 г. Чапаев — командир Пугачевской бригады. В сентябре-ноябре 1918 г. он был начальником 2-й Николаевской дивизии 4-й армии. В декабре 1918 г. его отправили на учебу в Академию Генерального штаба. Но Василий Иванович учиться не хотел, оскорблял преподавателей и уже в январе 1919 г. вернулся на фронт. Он и там не стеснял себя ни в чем. Фурманов пишет, как при наведении моста через Урал Чапаев избивал инженера за медленную, на его взгляд, работу. «...В 1918 г. он плеткой колотил одно высокопоставленное лицо, другому — отвечал матом по телеграфу... Самобытная фигура!» — восхищается комиссар.
Сначала противниками Чапаева были части Народной армии Комуча — Комитета Учредительного собрания (разогнанное большевиками в Петрограде, оно было воссоздано на Волге) и чехословаки, не пожелавшие гнить в советских концлагерях, куда их хотел отправить Троцкий. Позже, в апреле-июне 1919 г., Чапаев действовал со своей дивизией против Западной армии адмирала А.В. Колчака; захватил Уфу, за что был награжден орденом Красного Знамени. Но главным и роковым его противником стали уральские казаки. Они в подавляющем большинстве не признали власть коммунистов.
Расказачивание на Урале было беспощадным и после взятия красными (в том числе и чапаевскими) войсками Уральска в январе 1919 г. превратилось в настоящий геноцид. Инструкция з Москвы, посланная советам Урала, гласила: «§ 1. Все оставшиеся в рядах казачьей армии после 1 марта (1919 г.) объявляются вне закона и подлежат беспощадному истре**ению. § 2. Все перебежчики, перешедшие на сторону Красной армии после 1 марта, подлежат безусловному аресту. § 3. Все семьи оставшихся в рядах казачьей армии после 1 марта объявляются арестованными и заложниками. § 4. В случае самовольного ухода одного из семейств, объявленных заложниками, подлежат расстрелу все семьи, состоящие на учете данного Совета...»
Ревностное выполнение этой инструкции стало главным делом Василия Ивановича. По данным уральского казачьего полковника Фаддеева, в некоторых районах войсками Чапаева было истре**ено до 98% казаков. Об особой ненависти «Чапая» к казакам свидетельствует комиссар его дивизии Фурманов, которого трудно заподозрить в клевете. По его словам, Чапаев «словно чумной, кидался по степи, пленных приказал не брать ни казачишка. „Всех, — говорит, — кончать подлецов..!“» Фурманов рисует и картину массового грабежа станицы Сламихинской: чапаевцы отнимали у не успевших бежать мирных жителей даже женское белье и детские игрушки. Чапаев не пресекал эти грабежи, а лишь направлял в «общий котел»: «Не тащи, а собирай в кучу, и отдавай своему командиру, што у буржуя взял». Запечатлел писатель-комиссар и отношение Чапаева к образованным людям: «Все вы — сволочи!.. Интеллигенты...» Таков был полководец, на примере «подвигов» которого кое-кто до сих пор желает растить новое поколение защитников Отечества. Естественно, казаки оказали чапаевцам на редкость ожесточенное сопротивление: отступая, сжигали свои станицы, отравляли воду и целыми семьями уходили в степь. В конце концов они отомстили Чапаеву за смерть родных и опустошение родного края, разгромив его штаб в ходе Лбищенского рейда Уральской армии. Чапаев был смертельно ранен...
— Петька, а где Анка?
— С аппендицитом лежит.
— Аппендицита к стенке, Анку ко мне!
Чапаев на самом деле был Чепаевым. Он был обрусевший мордвин.
Свои знаменитые усы он отрастил, чтобы скрыть шрам от австрийской пули, изуродовавшей его верхнюю губу.
Чапаев никогда не ездил верхом. Чапаев ездил на форде. Или на мотоцикле. Он был не кавалеристом, а пехотинцем. И дивизия его была пехотная. И вообще Чапай любил технику. У него в дивизии были бронеавтомобили, которые он собрал с поля боя и любовно ремонтировал. У него в дивизии были даже два аэроплана. Которые он захватил как трофей у колчаковцев. Вместе с лётчиками и механиками. Которых он перевербовал к себе в дивизию, предоставив им всевозможные привилегии.
Чапаев у Фрунзе и Троцкого числился бандитом. Для переговоров с ним дом для переговоров выбирали недалеко от железной дороги. И Троцкий или Фрунзе наводили на домик орудия своего бронепоезда и декларировали, что при выходе Чапаева с его свитой из дома отдельно от переговорщиков, назначенных от командования фронтом, бронепоезд откроет огонь из орудий на уничтожение и дома и Чапаева с его свитой.
У Чапаева были сложные и запущенные отношения со своими жёнами. Их было несколько. И при этом он приставал к жене назначенного к нему командованием фронта комиссаром Фурмана (Писателя Фурманова впоследствии), что порождало постоянный конфликт между ними и в конце концов вынудило Фурмана уехать из дивизии Чапаева.
Анка-пулемётчица на самом деле не Анка. А Анкой её назвал Фурман в своей книге в честь свое жены, которую сделал своей любовницей Чапаев...создателям фильма случайно попалась публикация о санитарке Марии Андреевне Поповой, которая во время одного из боёв подползла к раненому пулемётчику, а он, пригрозив её пристрелить, заставил стрелять из «Максима». Мария Попова, по её словам, закрыв глаза, нажала на гашетки пулемёта, а сам солдат здоровой рукой управлял стволом пулемёта. Этот случай и использовали постановщики в своём фильме. А на том, чтобы героиню звали Анной, настоял Фурманов. Так и появилась Анка-пулемётчица. За право называться прообразом героини фильма Мария Попова и Анна Фурманова даже собирались судиться. Но Комитет партийного контроля приоритет признал всё-таки за бывшей санитаркой.
Чапаева, Клавдия Васильевна, дочь красного комдива описывает этот случай так:
Во время одного из боёв Мария, как обычно, принесла пулемётные ленты расчёту «Максима». Пулемет безнадёжно молчал — прямым попаданием вражеского снаряда второй номер был убит, а пулеметчик тяжело ранен. Придя в сознание, красноармеец приказал Марии: — Ложись рядом и нажимай на эту кнопку, а я здоровой рукой пулемет водить буду. — Ты что, с ума сошёл? Я боюсь, — отказалась Мария и попыталась уйти. Выстрелив из «Нагана», пулемётчик предупредил девушку: — Следующая пуля — тебе. Что делать — легла, отвернулась, зажмурилась и давай поливать колчаковцев свинцовым ливнем. Так Мария Попова стала пулемётчицей. А Анкой её назвали в честь главного консультанта картины, жены Дмитрия Фурманова — Анны Никитичны.
Чапаева сдали белым высшее командование Колчаковского фронта под командованием Фрунзе. Тогда и много позже это была обычная практика избавления от неугодных и слишком независимых командиров. Эту задачу им облегчил сам Чапаев. Он обычно становился своим штабом отдельно от дивизии. Чтобы не развращать свою дивизию б******ом и пьянками, которые были обычным делом в Штабе Чапаева (и не только его). Что и позволило легко захватить его штаб белому отряду.
Есть сведения, что Чапаев не утонул в Урале, а был тяжело ранен в живот при прорыве из окружения и впоследствии умер в лазарете дивизии.
Прибегает Петька и кричит:
— Василий Иванович, белые лезут!
— Не до грибов сейчас, Петька, вот разобьем контру, тогда и пособираем.
Чью форму носили «каппелевцы» в фильме «Чапаев»?
Часто приходится читать, что «Офицерский каппелевский полк» (никогда в действительности не существовавший) в культовом советском фильме «Чапаев» одет в форму Офицерской Марковской дивизии (из армии Деникина), которая показалась режиссёрам более эффектной и более соответствовала «мрачному» облику «врагов революции». Попробуем разобраться, так ли это.
3-го Марковского полка капитан, 1919 год.
Действительно, чёрные гимнастёрки с белыми кантами, белые фуражки с чёрным околышем и чёрные погоны с белыми просветами, как у каппелевцев в фильме, носили офицеры Марковской Офицерской стрелковой дивизии. Расцветка идеально совпадает. Правда, на марковских погонах была литера «М» («Марков») или «ГМ» («Генерал Марков»), но наличие такой шифровки у каппелевцев было бы нонсенсом, поэтому не удивительно, что на погонах в фильме шифровки отсутствуют.
Однако, невооружённым глазом видны и куда более серьёзные несоответствия. Прежде всего, марковцы имели только один вид нарукавных нашивок — бело-сине-красный деникинский шеврон углом вниз. В фильме же отчётливо видно, что на рукавах белогвардейцев нашивки в форме щита. Нашивки подобной конфигурации одно время были всеобщим явлением в белых войсках на востоке России. В Сибирской Народной армии и Народной Армии КомУча (составной частью которой как раз и были каппелевцы) они служили знаками различия, заменяя погоны. Но это было летом 1918 года, почти за год до боёв с Чапаевской дивизией. Колчак, пришедший к власти в Сибири в конце 1918 года, немедленно восстановил дореволюционные знаки различия, после чего все подобные нарукавные нашивки были отменены. Бои же с Чапаевым относятся к 1919 году, когда войска Колчака вышли к Волге и Каме, а красные пытались их отбросить.
В 1919 году нарукавные нашивки в форме щите носили два соединения. Корниловская ударная дивизия Добровольческой Армии Деникина и Воткинская стрелковая дивизия в армии Колчака.
Нарукавная нашивка корниловцев — голубого цвета, со скрещёнными саблями и «мёртвой головой» (этот символ в дореволюционной русской армии, как и в большинстве европейских понимался «Умираю, но не сдаюсь», а также как «Чаю воскресения мертвых и жизни Будущаго Века», лишь нацисты смогли наполнить этот героический символ однозначно человеконенавистническим содержанием), а также надпись «Корниловцы». C корниловцами киношных каппелевцев роднит также флаг с мёртвой головой — правда, в Корниловской дивизии он был не однотонно-чёрный, а чёрно-красный. Нашивка Воткинской дивизии — красный треугольник со скрещёнными пистолетами. Разглядеть рисунок «каппелевской» нашивки в фильме сложно (если вообще возможно), но, судя по смутным очертаниям, она либо копирует комучевские нашивки 1918 года, либо составлена из двух, только что описанных: на корниловском «щите» с надписью — воткинские пистолеты.
Ещё одно существенное отличие киношной формы от марковской — конфигурация обшлагов. Эта деталь не так маловажна, как может показаться, ведь в дореволюционной русской армии, традициям которой старались следовать белогвардейцы, по форме обшлагов различались рода войск. Пехота носила прямые обшлага, кавалерия — обшлага «уголком». Обшлага рукавов как у марковцев, так и у корниловцев, и у воткинцев были прямые, то есть пехотные. У киношных же каппелевцев отчётливо видна угловидная конфигурация обшлага, как у кавалеристов. Более того, на них хорошо заметен «гусарский узел». Штаны на киношных «каппелевцах» также кавалерийского типа — с кожаными леями в шагу (чтобы не протирались от долгого сидения в седле). И тут самое время вспомнить ещё об одном соединении, существовавшем в колчаковской армии — Партизанской дивизии атамана Б.В. Анненкова. В составе этой дивизии существовал полк Чёрных гусар, который, как и марковцы, носил чёрные гимнастёрки. Правда, без белых кантов и с красными погонами. Фуражки анненковских гусар были полностью чёрные, с белыми кантами, кокарду на них нередко заменяло изображение «мёртвой головы». Очевидно, гусарские узлы на рукавах и кавалерийские штаны — отголосок воспоминания консультантов фильма о боях с анненковцами.
Чёрных гусар Анненкова офицеры, 1919 год.
Итак, мундир «каппелевцев» в фильме «Чапаев» ни в коей мере нельзя считать марковским. Это абсолютно фантастическая форма, составленная из формы нескольких разных соединений (в том числе и реальных каппелевцев), участвовавших в Белой Борьбе. «Каппелевский Офицерский полк» в фильме «Чапаев», судя по всему, следует считать собирательным образом отборных белогвардейских частей, сражавшихся против большевиков на разных фронтах Гражданской войны.
И в завершение — о том, что из себя действительно представляли каппелевцы. Если говорить о Каппелевском офицерском отряде (не полку), то он составил ядро так называемой Народной Армии КомУча (Комитета членов Учредительного Собрания) и участвовал в боях с Красной Армией летом 1918 года. Но Чапаевская дивизия на тот момент ещё не была сформирована. Подвиги Чапаева (действительно подвиги — при всём моём несогласии с его политическими взглядами) и пик его популярности в большевистском лагере пришлись на следующий, 1919-й год. Каппелевский офицерский отряд носил защитную русскую форму времён Первой Мировой войны со споротыми погонами. Отличительной чертой его обмундирования были белая повязка на рукаве и георгиевская ленточка вместо кокарды на фуражке.
Владимир Оскарович Каппель, 1919 год.
В дальнейшем название «каппелевцы» всплывает снова уже на рубеже 1919 — 1920 годов. Как известно, А.В. Колчак, эвакуируя своё правительство из Омска, отказался следовать походным порядком с армией и отправился на восток литерным поездом, так как опасался за судьбу своей любовницы А. Тимирёвой[1]. Это решение, как нам теперь известно, оказалось для него роковым. Руководство войсками, которым ставилась задача пробиться сквозь кишащие партизанами леса и овладеть мятежным Иркутском, поручалось В.О. Каппелю. Современный историк Руслан Гагкуев пишет: «Главнокомандующий армиями Восточного фронта Генерального штаба генерал-лейтенант Каппель (назначенный на этот пост Верховным правителем адмиралом Колчаком на станции Судженка 3 декабря 1919 года со словами: «Только на Вас, Владимир Оскарович, вся надежда») делал все возможное и невозможное, чтобы вывести армию из снежного плена с наименьшими потерями. Каппель часто задерживал свой поезд, чтобы находиться в непосредственной близости от фронта. То в автомобиле, а чаще верхом Главнокомандующий отправлялся к передовой линии фронта. В той путанице частей и обстоятельств, которые сопровождали отступление, он вникал во все мелочи текущего дня, часто исправляя положение, казавшееся безнадежным. Задерживаясь чуть ли не на каждом полустанке, Каппель знал положение не по донесениям начальников частей, а видя все собственными глазами. Он наводил порядок в отступавших частях, вырабатывал порядок движения, по возможности сменяя арьергардные части, искоренял своеволие в отношении населения, строго следил за офицерским корпусом, пытался вдохнуть дух бодрости в бойцов, чтобы отступление не превратилось в бегство. Все это — в условиях мертвого мороза сибирской зимы...
Сам Каппель часто шел пешком, жалея своего коня и часто утопая в снегу так же, как и другие. Он был обут в бурочные сапоги и, утонув в снегу, случайно зачерпнул в них воды, никому об этом не сказав. Через некоторое время у него начался сильнейший озноб с временной потерей сознания. На третьи сутки его, не приходившего в себя, на коне довезли до первого человеческого жилья — таежной деревни Барги. Здесь доктору пришлось простым ножом, без анестезии сделать ампутацию обмороженных пяток и некоторых пальцев на ногах Каппеля. После операции Каппель смог продолжать путь верхом и отдавать необходимые распоряжения, но через 8 — 10 дней после выхода из деревни Барги его состояние стало ухудшаться в связи с развивающимся двусторонним крупозным воспалением легких. Владимира Оскаровича уложили в сани, в которых он ехал несколько дней. В Нижнеудинске, занятом после короткого столкновения с красными, генерал Каппель еще смог провести совещание с начальниками отдельных частей, но уже не вставая с кровати... В последние два-три дня Владимир Оскарович сильно ослабел и всю ночь 25 января не приходил в сознание. На рассвете он был перенесен в батарейный лазарет-теплушку румынской батареи имени Марашети, где через шесть часов, не приходя в сознание, умер. Последними словами генерала Каппеля на этой земле были: "Передайте войскам, что я любил Россию, любил их и своей смертью среди них доказал это«[2].
Как видим, за двадцать лет до Алексея Маресьева (которому, конечно же, вечная память и Царство Небесное) аналогичный подвиг был совершён человеком, которого у нас долгое время было принято воспринимать исключительно в негативном свете. Гроб с телом Каппеля был вывезен войсками, командование которыми принял генерал Войцеховский. Однако, освободить от мятежников Иркутск и спасти Верховного Правителя ослабевшая армия Каппеля была уже не в силах. Остатки его войск соединились в Забайкалье с войсками атамана Г.М. Семёнова и ещё два года продолжали неравную борьбу с большевизмом. Именно там участники Сибирского Ледяного Похода получили название каппелевцев и отличительный знак — нарукавный шеврон из георгиевской ленты. Но Чапаев к этому времени был давно уже мёртв, и с этими каппелевцами померяться силами явно не мог.
Что же, самая яркая сцена кинофильма «Чапаев» выдумана от начала до конца? Нет, разумеется. Более того, эта сцена во всех деталях описана «с обеих сторон». Со стороны красных её подробно живописует Фурманов — непосредственный участник событий — в своём романе «Чапаев», умолчав, правда, о том, что противниками 25-й Чапаевской дивизии в том бою были ижевские и воткинские рабочие, восставшие против произвола комиссаров (из этих рабочих Колчак сформировал две самые боеспособные свои дивизии — Ижевскую и Воткинскую), что белые шли в психическую атаку под красными (!) знамёнами и с пением «Варшавянки» — парадокс, но в хаосе Гражданской войны бывало и такое[3]. Описание этой же сцены с белой стороны мы встречаем в толковом и обстоятельном исследовании Валерия Шамбарова «Белогвардейщина» (именно Шамбаров указывает на то, что каппелевцев в фильме, якобы, одели в марковскую форму). Читайте и помните тех, кто отдал свои жизни за Русь Святую и Веру Православную в рядах Белой Армии. Упокой, Господи, их души в селениях праведных и святыми их мольбами избави нас от ужасов новой революции!
А вот так должны были бы выглядеть настоящие каппелевцы во время боёв с Чапаевым:
3-й Симбирской и 1-й Самарской стрелковых дивизий солдаты, 1919 год. Из блога MIKHAEL_MARK
Чтобы перестать осуждать Колчака за этот факт его биографии, достаточно один раз посмотреть фильм «Адмирал». Трудно жить в таком постоянном напряжении душевных сил, в каком по долгу службы жил Колчак, и не «сорваться». Конечно, грех есть грех, но, как мне кажется, не стоит из этого греха делать далеко идущие выводы о «неправославии» Колчака.
Похоже, выдумывать «офицерский Каппелевский полк» в 1919 году большевикам пришлось именно по этой причине: не говорить же «победившему» пролетариату, что самыми стойкими борцами против «рабоче-крестьянской власти» были восставшие против этой власти рабочие...
Взято: Тут
0
Комментариев 1