osa68
Русские ушкуйники, наводили ужас на Северную Европу и Золотую орду ( 10 фото )
Пираты-ушкуйники нападали как на реках, так и на морях.
Хотя в отечественной истории такое явление, как пиратство, принято не афишировать, самые древние русские пираты, ушкуйники, оставили о себе память. Они фигурируют в старинных летописях, причем, масштабы их «военного промысла» поражают. Эти воинственные отряды были настолько выносливыми и профессиональными, что их в шутку можно назвать «древнерусским спецназом». Ушкуйников часто сравнивают с викингами и варягами, и даже сами они искренне считали себя их потомками.
Грабители-профессионалы
Ушкуйники – это не обычные разбойники, вооруженные чем попало и хаотично нападавшие на всех подряд. Это были профессиональные военные отряды, поддерживаемые Новгородом и одинаково хорошо подготовленные как к пешему бою, так и к конному. Они были невероятно выносливы, потому что имели хорошую подготовку к выживанию в экстремальных условиях. Собираясь на бой, ушкуйники надевали на себя кольчуги из стальных колец (панцири), в которые иногда вплетали пластины из стали. В качестве оружия у них были сабли, мечи, копья, а для стрельбы – луки и арбалеты с мощными стальными стрелами.
Самые первые пираты.
Древнерусские пираты выбирали цель с умом и нападали тоже по-хитрому, причем их набеги были одинаково успешны и в дневное, и в ночное время.
Великолепные гребцы
Помимо навыков боя и верховой езды, все ушкуйники прекрасно владели греблей, ведь одним из их главных преимуществ было умение быстро уходить от погони на лодках. Назывались эти суда ушкуями (они и дали имя древнерусским пиратам) и представляли собой длинные узкие посудины с одной мачтой в центре и одним парусом. На носу такого судна, как правило, красовалась медвежья голова, ведь с северного наречия слово «ушкуй» переводится как «медведь». Такое судно обычно вмещало от 20 до 30 гребцов.
Ушкуи чем-то напоминали суда викингов.
Строились ушкуи обычно из сосны и были настолько легкими, что бойцы носили их на руках, высоко подняв над головой. Это тоже было их преимуществом: в случае преследования противником они могли пройти с такой лодкой несколько километров. Добравшись до берега ближайшей реки, ушкуйники быстро ставили судно на воду, садились в него и уходили от погони.
Свои лодки они часто переносили на руках.
Хотя в древнерусских летописях их и называли «речными разбойниками», они отлично ходили на своих ушкуях и по морю. Причем, речные и морские ушкуи отличались по своей конструкции. Особенно свирепо пираты орудовали на Волге и в Прикаспии.
Морские суда ушкуйников отличались от речных.Их боялись скандинавы
В 1318-м ушкуи приплыли в столицу Финляндии Або (современный Турку) и ограбили его, забрав церковный налог Ватикана за несколько лет. Затем они напали на города Норвегии, и местное правительство даже попросило помощи у папского престола, чтобы организовать против грабителей крестовый поход. Возможно, опасаясь аналогичного набега на свои территории, Швеция в 1323 году заключила с Великим Новгородом (который имел влияние на пиратов) Нотебергский мир, который по сути был первым официальным договором, установившим границы между новгородскими и шведскими землями.
Новгородские ушкуйники наводили страх на финнов, шведов, норвежцев.Они грабили Золотую Орду
В 1360 году пираты решили «замахнуться» и на Золотую Орду, резонно предположив, что у татар есть, чем поживиться, а значит, нужно обложить их данью. Они прошли на лодках по Волге до самого устья Камы, после чего захватили богатый татарский город Жукотин и разграбили его.
Когда пираты после успешных грабежей находились в Костроме, суздальские князья по приказу хана Хызра, скооперировавшись с местными жителями, тайно вошли в город, схватили ушкуйников вместе со всеми их богатствами и отвезли хану. «Предательство» князей еще больше разозлило пиратов и очень скоро они возобновили свои набеги, на этот раз выбрав мишенями русские города Нижний Новгород, Ярославль, и, конечно, Кострому.
Надо сказать, такое «холопское» отношение русских князей к ордынцам в те времена вызвало возмущение даже у обычных жителей. Во многих летописях этот поступок расценивается как стремление выслужиться перед ханом, а представителей Золотой Орды авторы называют «погаными». Кроме того, выдвигается версия, что захват ушкуйников проходил с молчаливого согласия Новгорода, что тоже вызвало негодование.
Татары собирали дань с русских, а ушкуйники грабили и татар, и русских.
Из древних летописей известно, что в 1375 году ушкуйники под предводительством некоего главаря по имени Прокоп разбили костромское войско – и это при том, что пиратов было примерно полторы тысячи, а их противников – в несколько раз больше. Захватив Кострому, они пошли на Астрахань, по дороге грабя окрестных жителей. Несмотря на то, что в Астрахани они встретили отпор войск ордынского хана Салчея и были разбиты, лет через 10 пираты возобновили свои грабежи. Иными словами, ушкуйники то затихали, то «воскресали» вновь.
Первые русские пираты, историческая реконструкция. Копия ушкуя была сделана к 640-летию Кирова.
Между тем ушкуйники продолжали нападать на татар вплоть до конца XIV века. Воинственным пиратам даже удалось захватить столицу Великого Хана – Сарай.
Ушкуйники промышляли на протяжении X-XIII веков.
Некоторые историки считают русских пиратов благородными разбойниками, которые помогали Новгороду в борьбе против татар. Но факты говорят о том, что ушкуйники нападали на всех, с кого можно было что-то поиметь, не взирая на национальность, и были обычными грабителями.
Разведчики
В отрядах ушкуйников была хорошо налажена разведка. Историки предполагают, что среди «шпионов» этих пиратов были тюрки и угро-финны, а позднее – и казаки.
Именно поэтому походы ушкуйников на города Золотой Орды, как правило, были успешны. Создавалось впечатление, что грабители отлично ориентируются на местности, уж заранее зная, где что расположено.
Предки Афанасия Никитина?
Есть версия, что знаменитый путешественник Афанасий Никитин был потомком новгородских ушкуйников. Если это так, то способность выживать в экстремальных условиях, выносливость и умение отлично ориентироваться в морских путешествиях ему, возможно, передались именно от предков-пиратов.
В рукописях рогожского летописца, датированных 1440 годом, есть упоминания о событиях 1360 года, когда был взят город Жукотин, и о предводителе ушкуйников Анфале (Афанасии) Никитине. О нем же можно прочитать и в новгородских летописях, где указано, что ушкуйник со своим войском «взял город Жукотин и много бесермен побил». Бесстрашный пират и полный тезка знаменитого путешественника был человеком-легендой, и появление в тех краях, которые он посещал (например, у реки Юг, на левом берегу Камы, под Вяткой и т. д.), сразу нескольких деревень с именем Анфаловка некоторые связывают именно с ним.
Если бы ни пираты, не было бы и путевых заметок «Хождение за три моря»
Интересно, что автор путевых заметок «Хождение за три моря» и сам подвергался нападению пиратов. В 1468 году купец в составе торгового каравана двигался на судах с товаром по Волге и стал жертвой татарских грабителей. Купцы потеряли два судна, пираты обобрали их до нитки. А единственное уцелевшее судно было впоследствии захвачено дагестанскими разбойниками на пути в Дербент.
Никитин разорился, и считается, что именно эти злоключения сподвигли его на знаменитое путешествие в Индию, которое сулило немалую прибыль.
Взято: Тут
493