bbc
Юрий Котенок: Падение Арцаха – кто виноват и что делать? Часть 1 ( 2 фото )
Военкор Юрий Котенок рассказал «Журналистской правде» о причинах поражения армии обороны Арцаха и сформулировал вызовы, с которыми предстоит столкнуться Армении после формального окончания очередного обострения в Карабахе.
«Одной из главных причин того, что произошло в Арцахе, на мой взгляд, является колоссальная недооценка противника армянской стороной. К сожалению, в армянском военно-политическом руководстве, в целом в армянском обществе преобладали стереотипы прошлой войны – войны тридцатилетней давности. Был крайне невысокий образ противника. Считалось, что азербайджанцы – не воины. Считалось, что они не способны вести серьезные наступательные или оборонительные боевые действия. Но то, что было характерно для той кампании, для нынешних боевых действий оказалось неприемлемым. Все изменилось кардинально.
Я разговаривал с ветеранами первой войны. Они нарисовали, может быть, примитивную картинку, но… Дело все в том, что война в 90-е годы в Карабахе выглядела как противостояние чабанов и колхозников. Колхозники – это карабахцы, в этом нет ничего уничижительного. Действительно, люди работали в колхозах. Они начали бороться за свои права, и все это вылилось в вооруженный конфликт. В той войне колхозники победили чабанов, потому что умели пользоваться гусеничной техникой. Они сумели оседлать бронетехнику, в том числе трофейную. А в Азербайджане был разлад государства, был кризис, экономика находилась в коллапсе, мотивации никакой. Ничто не сдерживало армянские силы от того, чтобы вплотную подойти к Баку.
Вторая причина, которая чрезвычайно расслабила Армению в этой войне, это как раз тот пояс безопасности, так называемое предполье, которое армяне захватили в семи районах Азербайджана в прошлую войну. К сожалению, это сыграло плохую шутку. Хотя, оценивая положение непризнанных республик еще 15 лет назад, все эксперты отмечали, что Нагорный Карабах находится, пожалуй, в самом выгодном положении. Это предполье создавало возможность для маневра как на поле боя, так и маневра дипломатического. Армянская сторона могла манипулировать и при переговорах, и при возобновлении боевых действий. К сожалению, это чрезвычайно расслабило армян. А начало масштабных боевых действий показало, что армянская сторона оказалась не готова к одновременным ударам по всем направлениям. Это послужило причиной обрушения фронта.
Констатируем и провал при планировании операции. Я не понимаю, чем занимался армянский генштаб, генералитет армии обороны Арцаха. Знаю, что достаточно большое количество высших офицеров имеют звание героев Арцаха. Но то, что совершенно бездарно проиграны были первые десять дней этой скоротечной 44-дневной войны, это очевидно. Потому что за этот период Азербайджан практически выбил все офицерское звено армии обороны Арцаха на тактическом уровне. Это прежде всего взводный и ротный уровень. И грубо говоря, ощущалась нехватка квалифицированных кадров.
Если посмотреть видео, хронику тех дней, можно увидеть, как контратакует армянская сторона. Хочу сказать, что был продемонстрирован вопиющий непрофессионализм. Бросалось в глаза отсутствие у личного состава армянских подразделений тактической подготовки. Атаковали чуть ли не цепями, как в 1941 году, попадая под массированный огонь. О том, как работать с флангами – укреплять их, растягивать, сосредотачивать – речи не было. Действия штурмовых групп – тоже на оценку «два». Даже азербайджанские военные, наученные турками, грамотно передвигались, укрывались за бронетехникой. У армян все это, к сожалению, отсутствовало. Крайне низкий уровень подготовки личного состава – это факт.
Ну и наконец еще одна весомая причина поражения – это полная потеря контроля над воздушным пространством. Азербайджан захватил доминирование в воздухе и не расставался с ним до самого окончания боевых действий. Свидетельство тому – массированное применение беспилотной авиации, в том числе ударной – турецкого и израильского производства. Полное подавление сил и средств ПВО армянской стороны. Бросается в глаза даже какая-то вопиющая безалаберность армянского командования в плане маскировки, об этом тоже говорили эксперты. Не маскировали ни технику, ни свои позиции от слова совсем. Дошло до того, что азербайджанская сторона расстреливала людей как в тире – с беспилотников засекая маломальские скопления живой силы и техники противника и наводя туда и артиллерию, и барражирующие боеприпасы.
Я хочу сказать, что эта война также запомнилась активным применением азербайджанской стороной, прежде всего, израильских БПЛА-камикадзе типа Harpy. В таком применении сжатом, на отдельном участке, это тоже, может быть, впервые… И на самом деле армянская сторона оказалась к этому не готова. Это новая система оружия, и бороться с ним чрезвычайно трудно – даже средствами РЭБ. Думаю, это противостояние воздушных средств нападения и ПВО в ходе карабахской войны закончилось победой первых. Те страны, которые развивают противовоздушную оборону, будут решать проблему этой новой угрозы.
Как готовилась Армения к этой войне? Наверное, никак не готовилась? Кто дал команду на закупку нескольких десятков единиц зенитно-ракетных комплексов «Оса» у России за год до начала боевых действий? Эти ЗРК уже устарели во всех отношениях. Такое ощущение, что просто были попилены бюджеты.
Почему азербайджанцам сопутствовал успех? Безусловно, все операции планировали офицеры турецкого генштаба, имеющие опыт ведения боевых действий на территории Ирака, Сирии, Ливии. Этот опыт нельзя игнорировать – это действительно годами собираемая информация, учет ошибок. Азербайджанцы действовали строго по турецким лекалам, они прощупали всю оборону армии Арцаха. Попытались продвинуться на севере, что им минимально удалось, и на западе – потому что там цепь из узлов обороны и опорных пунктов армии обороны Арцаха. Она выдержала этот удар. По большому счету противнику не удалось существенно продвинуться на этих направлениях.
В результате ударов, активной разведки было выбрано уязвимое направление – юг. Это еще один вопрос к армянскому генштабу – как так получилось, что южное равнинное направление оказалось неприкрытым? Азербайджанцы в результате массированных артиллерийских ударов смяли линию обороны, и оказалось, что фронт поплыл. Но даже за это время у армянской стороны была возможность оперативно создать вторую линию обороны, грубо говоря, зарыться в землю, окопаться… развернуть артиллерию. Есть масса действий, которые прописаны в боевых уставах.
Нужно было принять решение. Такое решение принимается в штабах, на оперативном и стратегическом уровне, решение оформляется на карте, все прописывается, планируются контрнаступательные действия. Все это не было проведено. За эти две недели обрушения фронта азербайджанцы сумели перебросить по этим ущельям по направлению к Шуши даже бронетехнику. Армянами было проведено несколько контратак, которые оказались холостыми. При локальном успехе эти действия не были подкреплены. Подразделения не закрепились на новых завоеванных рубежах, а фактически отошли.
Могло бы исправить ситуацию применение партизанской тактики – активные действия в тылу противника групп с целью вывести из строя личный состав, поразить бронетехнику, перерезать коммуникации. То есть нарушить всю логистику азербайджано-турецкой группировки. Но опять же этого сделано не было. Мы видели, что общество успокаивали спикеры армянских вооруженных сил, которые говорили: надейтесь на нашу армию.
Нет претензий к тем бойцам, офицерам, которые находились на боевых порядках, умирали, истекали кровью, несли колоссальные потери, отстаивая рубежи. Но то, что касается управления на высшем уровне, не лезет ни в какие ворота. В итоге имеем что имеем.
Огромное количество вопросов вызывает взятие Шуши. В армянском обществе продолжаются баталии: как это произошло, как это вообще могли допустить? На самом деле для меня это огромнейший вопрос. Шуши находится на таком, отвесном участке местности, приспособлен к обороне… Получилось так, что азербайджанские подразделения зашли с разных сторон в этот населенный пункт, перерезав ключевую дорогу. Дорога жизни, фактически связывающая Карабах с большой Арменией, оказалась перерезана.
Продолжение следует
Евгений Дабижа
Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).
Взято: Тут
985