Capitan
Три пандемии, изменившие мир ( 3 фото )
До марта этого года, наверное, мало кто задумывался, что болезнь может быть серьёзным фактором, влияющим на историю человечества.
Теперь это не так. Люди начали понимать, что небольшие изменения, которые Ковид-19 уже вызвал или ускорил – телемедицина, удалённая работа, социальное дистанцирование, смерть от рукопожатия, покупки в интернете, фактическое исчезновение наличных денег и т.п. – начали менять их образ жизни. Они не уверены, надолго эти перемены или нет – а также не знают, к добру они или к худу.
Три предыдущие пандемии могут дать некоторые подсказки о том, как Ковид-19 может изменить ход истории. Как правило, пандемии влияют на человеческие дела в трёх направлениях.
Во-первых, они способны глубоко изменять фундаментальное мировоззрение общества; во-вторых, кардинально менять укоренившееся устройство экономики; и, наконец, сказываться на соперничестве стран за влияние.
Пандемия, приведшая к усилению христианского Запада
Антонинова чума и её двойник, Киприанова чума (вызванные, как сейчас считается, штаммом оспы) – терзали Римскую империю с 165 до 262 н.э. По оценкам, в результате погибло от ¼ до 1/3 населения империи.
Ошеломляющее количество жертв — только часть истории. Произошла и глубокая трансформация религиозной культуры Римской империи.
Накануне Антониновой чумы империя была языческой, подавляющее большинство населения поклонялось множеству богов и духов.
Христианство, монотеистическая религия, имело всего 40 тысяч последователей, не более 0.7% населения империи.
И, тем не менее, всего за одно поколение, к концу Киприановой чумы христианство превратилось в господствующую религию империи.
Каким образом это произошло?
Хотя от болезни не было лекарства, элементарная паллиативная помощь – снабжение едой и водой, например – могло помочь выздороветь тем, кто был слишком слаб, чтобы заботиться о себе. Движимые христианским милосердием и этикой заботы о немощных – а также благодаря разветвлённым социальным и благотворительным сетям, вокруг которых строилась ранняя церковь — христианские общины империи были готовы и могли оказывать подобную помощь.
Римляне-язычники, напротив, предпочитали либо бежать от вспышек чумы, либо самоизолироваться в надежде избежать инфекции.
Это имело два следствия.
Во-первых, христиане выживали чаще, чем их соседи-язычники, и быстрее вырабатывали более стойкий иммунитет. Видя, что чуму пережило намного больше их соотечественников-христиан – и приписывая это божественной милости или преимуществам заботы, оказываемой христианами – многие язычники переходили в христианские общины и обращались к системе верований, которая их поддерживала. В то же время, уход за больными язычниками предоставил христианам небывалые возможности для обращения их в свою веру. Во-вторых, умирало непропорционально много молодых и беременных женщин, и пониженная смертность среди христиан привела к тому, что рождаемость у них впоследствии была выше, чем у язычников.
Конечным результатом стало то, что в течение столетия языческая, по сути, империя оказалась на пути к превращению в империю христианскую.
Юстинианова чума и падение Рима
Юстинианова чума, названная так по имени императора, правившего с 527 по 565 гг. н.э, пришла в Римскую империю в 542 г. и не исчезала до 755 г. За 200 лет повторяющихся вспышек она убила от 25% до 50% населения – где-то между 25 и 100 млн. человек.
Эти огромные потери разрушили экономику, вызвали финансовый кризис, опустошили государственную казну и парализовали некогда мощную армию империи.
На востоке главный геополитический соперник Рима, Сасанидская Персия, тоже была опустошена чумой и поэтому была не в состоянии воспользоваться его ослабленностью. Но силы исламского Праведного халифата в Аравии – ранее их долго сдерживали римляне и Сасаниды – чума почти не затронула (вероятно по причине относительной изоляции от крупных городских центров).
Халиф Абу Бакр не упустил своего шанса. Воспользовавшись моментом, его войска стремительно покорили всю Сасанидскую империю, одновременно отобрав у ослабленного Рима территории в Леванте, на Кавказе, в Египте и Северной Африке.
Накануне пандемии мир Средиземноморья был сравнительно унифицированным благодаря торговле, политике, религии и культуре. А после возникли три разобщённых цивилизации, борющихся за власть и влияние: исламская в восточной и южной части Средиземноморья; греческая в его северо-восточной части; и европейская между западным Средиземноморьем и Северным морем.
Эта последняя цивилизация – то, что мы сейчас называем средневековой Европой – отличалась новым, своеобразным экономическим укладом.
До чумы европейская экономика основывалась на рабовладении. После чумы, значительно сократившиеся поставки рабов вынудили землевладельцев предоставлять участки номинально «свободным» работникам – сервам, которые работали на полях лорда и взамен получали военную защиту и определённые юридические гарантии.
Семена феодализма были посеяны.
Средние века: Чёрная смерть
Чёрная смерть разразилась в Европе в 1347 г.; она уничтожила от трети до половины всего населения Европы численностью в 80 млн. человек. Но её жертвами стали не только люди. Ко времени её угасания, в начале 1350-х, возник отчётливо современный мир – его характерными чертами являются свободный труд, технологические инновации и растущий средний класс.
До прихода в 1347 г. Yersinia pestis Западная Европа была перенаселённым феодальным обществом. Труд был дёшев, крепостные (сервы) не имели возможности торговать, социальная мобильность была почти на нуле, стимулов для повышения производительности не было.
Но потеря такого колоссального количества жизней потрясло закосневшее общество.
Нехватка рабочих рук дала крестьянам возможность торговаться. Кроме того, в аграрной экономике они охотно стали применять новые и существующие технологии – железный плуг, трёхпольную систему севооборот и удобрение земли навозом, что значительно повысило продуктивность. А ещё это привело к появлению изобретений, экономящих труд и время – таких, как печатный пресс, водяной насос для осушения шахт и пороховое оружие.
Освобождение от феодальных обязательств и желание подняться по социальной лестнице поощряло многих крестьян перебираться в города и заниматься ремеслами и торговлей. Самые успешные разбогатели и сформировали новый средний класс. Вырос спрос на предметы роскоши, в основном привозные, а это подтолкнуло развитие заморской торговли, а также привело к появлению новых, трёхмачтовых судов, необходимых для заморской торговли.
Растущее благосостояние нового среднего класса стимулировало и покровительство искусствам, науке, литературе и философии. Результатом стал взрыв культурного и интеллектуального творчества – то, что сейчас мы называем Ренессансом.
Что нас ждёт
Всё сказанное не означает, что пандемия Ковид-19 приведёт к подобным потрясениям. По уровню смертности его не сравнить с пандемиями прошлого, и поэтому последствия, казалось бы, не должны быть такими кардинальными.
Но есть некоторые признаки того, что они могут такими быть.
Что если неуклюжие усилия открытых обществ Запада в борьбе с вирусом разрушат и без того колеблющуюся веру в либеральную демократию, создавая пространство для развития метастазов других идеологий?
Кроме того, Ковид-19 может ускорить уже происходящий геополитический сдвиг в балансе сил между США и Китаем. Во время пандемии Китай стал мировым лидером в предоставлении медицинской помощи другим странам в рамках своей инициативы «Шелковый Путь Здоровья». Есть мнение, что неспособность Америки возглавить борьбу с пандемией в сочетании с относительными успехами в этом деле Китая вполне может ускорить переход Китая на позиции глобального лидера.
Наконец, Ковид-19, похоже, ускоряет распад давно устоявшихся моделей и методов работы, а это может сказаться на будущем офисных башен и бизнес-центров, крупных городов и общественного транспорта, не говоря уже о многом другом. Результаты всего этого и последствия для экономики могут оказаться столь же радикальными, как и вызванные Чёрной смертью 1347 года.
В конечном счете, долгосрочные последствия этой пандемии — как и всех предыдущих — просто неизвестны тем, кому суждено их пережить. Но так же, как пандемии прошлого сформировали мир, в котором мы живем, так и эта чума наверняка изменит мир, в котором суждено жить нашим внукам и правнукам.
Взято: Тут
1514