IgorV
Где можно найти самые старые фотографии городов? ( 3 фото )
Применительно к территории бывшего СССР все дореволюционные видовые фотографии можно разделить на три условные хронологические группы:
1) сверхранние (1839-1859);
2) ранние (1860-1884);
2) поздние (1885-1917).
Самые ранние известные снимки городов относятся обычно к первым двум группам.
Они дошли до нас различными путями:
1) в виде оригинального носителя (пластинка дагерротипа, стеклянный негатив);
2) в виде печатной репродукции.
Последний источник можно разделить на два вида:
1) первичные репродукции высокого качества (в альбомах или на отдельных листах);
2) вторичные репродукции массового тиража (книжные и журнальные гравюры, фотоиллюстрации, открыточные виды).
К сожалению, дагерротипных пластинок видового жанра в России сохранилось совсем немного. Ни одного (!) скана с них я в Сети не встречал.
Про наличие в российских музеях и архивах стеклянных негативов ранее 1880 г. я вообще ничего не слышал (хотя в США их, например, известно десятки тысяч и почти со всех сделаны сканы максимального качества).
Поэтому практически весь наш обзор будет посвящён разнообразным репродукциям.
Оригинальных (т.е. авторских) репродукций с [несохранившихся] видовых даггеротипных пластинок в России известно ничтожно мало.
Например, в фондах Государственного Исторического музея (ГИМ) таковых имеется 16 штук (в основном виды Москвы, плюс изображение Императорского университета в Казани).
Вид на императорский казанский университет. Неизвестный автор. Казань. 1840-1850-е гг. ГИМ:
До сего дня я почему-то полагал, что это оригинальный дагерротип и только сейчас (при работе на постом) сообразил, что это бумажный отпечаток!
Пример показывает, что авторские (несерийные) отпечатки с дагерротипов были более-менее приличного качества.
А вот для серийной печати их приходилось переводить в т.н. "гравюры" или литографии. Именно так до нас дошла серия дагерротипных видов Калуги 1848 года, опубликованных в альбоме "Город Калуга, литографированный с дагеротипных снимков".
Одновременно с дагерротипным, англичане применяли своей собственный т.н. "калотипный" процесс, при котором носителем фотоизображения выступала вощёная бумага. По это технологии Роджер Фентон в 1852 г. запечатлел Киев, Москву и Санкт-Петербург, а в 1855 г. (совместно с коллегами) - Севастополь и Керчь. К счастью, британские музеи и архивы сохранили оригиналы или авторские копии этих уникальных снимков, без которых невозможно представить сверхранюю фотоисторию России.
В 1850-е на смену дагерротипии и калотипии пришёл коллодионный процесс, однако настоящую революцию в русской фотоистории вызвала не смена техники съёмок, а появление культуры создания т.н. "подносных" альбомов. Они представляли собой тематическую серию фотоотпечатков, наклеенных на листы из плотного картона, сложенных в богато отделанную папку. Изготовлялись в 2-3 экземплярах и подносились в дар царю или иной высокой особе. В силу своей высокой ценности почти все эти раритеты хотя бы в одном экземпляре сохранились в музеях, архивах или библиотеках и именно благодаря им мы можем любоваться в высоком качестве снимками Россиийской империи 1860-х и 1870-х гг.!
На эту тему у нас был специальный обзор Старейшие фотоальбомы с видами городов Российской империи.
Увы, в такие альбомы попадала едва ли одна сотая отснятых в России того времени видовых фотографий. Остальные в большинстве своём бесследно сгинули или дошли до нас виде "вторичной" репродукции - "гравюр" в изданиях вроде "Всемирной иллюстрации" или "Живописного обозрения".
Не так давно у нас была большая серия постов на эту тему: Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России
К сожалению, технология для печатания в газетах и журналах более привычных нам "нормальных" (а не гравированных) фоторепродукций появится только в конце 19 века.
Однако уже в конце 1850-х существовал способ массового тиражирования фотоопечатков более-менее приличного качества.
Речь идёт о сериях видовых стереопар - исторического предшественника видовых открыток рубежа 19-21 веков. В России они не нашли спроса, а вот в Европе имели популярность и на них попали некоторые русские виды (Москва и Санкт-Петербург).
В частности, хорошо известна серия московских стереопар француза Фердинанда Бюро, который потом стал российским фотографом.
Москва. Покровка. Церковь Успения, 1858 год:
К моменту появления в России тиражных видовых открыток в конце 19 века период ранней фотографии уже окончился, однако некоторые ушлые дельцы умудрялись печатать "залежалый товар" - снимки 20, 30 и даже 40-летней давности, благодаря чему открытка также стала источником для поиска старейших фотографий российских городов.
Например, псковские издатели открыток продолжали печатать вплоть 1917 г. снимки Кампрада 1871 г., включая этот эталонный вид:
Надеюсь, что со временем этот беглый обзор будет дорабатываться и дополняться.
1) сверхранние (1839-1859);
2) ранние (1860-1884);
2) поздние (1885-1917).
Самые ранние известные снимки городов относятся обычно к первым двум группам.
Они дошли до нас различными путями:
1) в виде оригинального носителя (пластинка дагерротипа, стеклянный негатив);
2) в виде печатной репродукции.
Последний источник можно разделить на два вида:
1) первичные репродукции высокого качества (в альбомах или на отдельных листах);
2) вторичные репродукции массового тиража (книжные и журнальные гравюры, фотоиллюстрации, открыточные виды).
К сожалению, дагерротипных пластинок видового жанра в России сохранилось совсем немного. Ни одного (!) скана с них я в Сети не встречал.
Про наличие в российских музеях и архивах стеклянных негативов ранее 1880 г. я вообще ничего не слышал (хотя в США их, например, известно десятки тысяч и почти со всех сделаны сканы максимального качества).
Поэтому практически весь наш обзор будет посвящён разнообразным репродукциям.
Оригинальных (т.е. авторских) репродукций с [несохранившихся] видовых даггеротипных пластинок в России известно ничтожно мало.
Например, в фондах Государственного Исторического музея (ГИМ) таковых имеется 16 штук (в основном виды Москвы, плюс изображение Императорского университета в Казани).
Вид на императорский казанский университет. Неизвестный автор. Казань. 1840-1850-е гг. ГИМ:
До сего дня я почему-то полагал, что это оригинальный дагерротип и только сейчас (при работе на постом) сообразил, что это бумажный отпечаток!
Пример показывает, что авторские (несерийные) отпечатки с дагерротипов были более-менее приличного качества.
А вот для серийной печати их приходилось переводить в т.н. "гравюры" или литографии. Именно так до нас дошла серия дагерротипных видов Калуги 1848 года, опубликованных в альбоме "Город Калуга, литографированный с дагеротипных снимков".
Одновременно с дагерротипным, англичане применяли своей собственный т.н. "калотипный" процесс, при котором носителем фотоизображения выступала вощёная бумага. По это технологии Роджер Фентон в 1852 г. запечатлел Киев, Москву и Санкт-Петербург, а в 1855 г. (совместно с коллегами) - Севастополь и Керчь. К счастью, британские музеи и архивы сохранили оригиналы или авторские копии этих уникальных снимков, без которых невозможно представить сверхранюю фотоисторию России.
В 1850-е на смену дагерротипии и калотипии пришёл коллодионный процесс, однако настоящую революцию в русской фотоистории вызвала не смена техники съёмок, а появление культуры создания т.н. "подносных" альбомов. Они представляли собой тематическую серию фотоотпечатков, наклеенных на листы из плотного картона, сложенных в богато отделанную папку. Изготовлялись в 2-3 экземплярах и подносились в дар царю или иной высокой особе. В силу своей высокой ценности почти все эти раритеты хотя бы в одном экземпляре сохранились в музеях, архивах или библиотеках и именно благодаря им мы можем любоваться в высоком качестве снимками Россиийской империи 1860-х и 1870-х гг.!
На эту тему у нас был специальный обзор Старейшие фотоальбомы с видами городов Российской империи.
Увы, в такие альбомы попадала едва ли одна сотая отснятых в России того времени видовых фотографий. Остальные в большинстве своём бесследно сгинули или дошли до нас виде "вторичной" репродукции - "гравюр" в изданиях вроде "Всемирной иллюстрации" или "Живописного обозрения".
Не так давно у нас была большая серия постов на эту тему: Журнальные рисунки как источник по ранней фотоистории России
К сожалению, технология для печатания в газетах и журналах более привычных нам "нормальных" (а не гравированных) фоторепродукций появится только в конце 19 века.
Однако уже в конце 1850-х существовал способ массового тиражирования фотоопечатков более-менее приличного качества.
Речь идёт о сериях видовых стереопар - исторического предшественника видовых открыток рубежа 19-21 веков. В России они не нашли спроса, а вот в Европе имели популярность и на них попали некоторые русские виды (Москва и Санкт-Петербург).
В частности, хорошо известна серия московских стереопар француза Фердинанда Бюро, который потом стал российским фотографом.
Москва. Покровка. Церковь Успения, 1858 год:
К моменту появления в России тиражных видовых открыток в конце 19 века период ранней фотографии уже окончился, однако некоторые ушлые дельцы умудрялись печатать "залежалый товар" - снимки 20, 30 и даже 40-летней давности, благодаря чему открытка также стала источником для поиска старейших фотографий российских городов.
Например, псковские издатели открыток продолжали печатать вплоть 1917 г. снимки Кампрада 1871 г., включая этот эталонный вид:
Надеюсь, что со временем этот беглый обзор будет дорабатываться и дополняться.
Взято: Тут
1280