Balak
Вылечить рак за доли секунды: Америка отчиталась за русские технологии ( 3 фото )
В США попробовали проверить методу вылечивания рака за доли секунды. Докладывают об успехе. В России эта метода исследовалась ещё десять лет назад. И? Зато мы можем гордиться реформой Российской академии наук.
Автор:
Александр Цыганов
Пришло сообщение из США. Учёные Медицинской школы Перельмана при Пенсильванском университете доказали эффективность метода лучевой терапии рака, при котором непосредственно на больную ткань воздействуют протоны.
Что есть рак?
У многих сегодня возникает ощущение, что такого тотального воздействия онкологических заболеваний на человечество оное человечество никогда не видело. Но об этом трудно судить объективно. Медицина теперь делает чудеса, как утешал палач осуждённого на отсечение головы. А диагностика ныне – медицинское чудо в квадрате, ибо никогда врачи не имели такого инструментария, как сегодня, для определения не то что заболеваний, но даже угроз таковых.
Потому, утверждают врачи с характерным для них налётом профессионального цинизма, не столько рака стало больше, сколько его выявлений. На деле это, впрочем, означает довольно грустную истину: рака действительно стало больше, но его к тому же больше и чаще выявляют там, где раньше его не замечали.
Вот, например, сегодня на подъёме находится направление по изучению глиом мозга человека. Глиома мозга – это первичная опухоль головного мозга. Как утверждают учёные, самая распространённая и одновременно одна из наиболее загадочных болезней сегодня.
При этом все понимают, что не всякая опухоль – онкология. Но всякая онкология начинается с опухоли. Ну, точнее, начинается с того, что нормальные клетки организма действуют не нормально, но всё равно любая опухоль – как красная лампочка для любого онколога. Соответственно, начинает применяться весь современный медицинский инструментарий, и… действительно, очень часто обнаруживается онкология.
На полях отметим: кстати, и от нервов опухоли тоже возникают.
После этого применяется так называемая таргетная терапия. Проще говоря, целевая, направленная строго против тех клеток, что начали вести себя неправильно. Она может быть как биологическая – например, в Институте биоорганической химии РАН сегодня усиленно работают над созданием молекулы на основе фрагмента антитела и противоракового лекарства, которая сможет убивать раковые опухоли, – так и радиологической. Или как ещё можно назвать использование в целях уничтожения раковых клеток излучения тяжёлыми частицами.
Протоном по раку
На днях прошло сообщение, что в одном из исследовательских центров в США опробовали против онкологических опухолей облучение их протонами.
Протоны – частицы, из которых состоят атомы. Собственно, количество протонов в атоме и определяет, какое вещество перед нами. У водорода – один протон в атоме, у железа 26, у урана 92, а у недавно открытого в России и названного именем нашего соотечественника оганесона – 118. Это тяжёлые частицы, облучение которыми в больших дозах смертельно, ибо разрушает внутриклеточную структуру, прежде всего – ДНК. Это, в частности, запрещает на нынешнем этапе развития космической техники полёт человека на Марс. Пока полгода будет длиться рейс, к планете из-за жёсткого протонного излучения от Солнца долетит только протоплазма.
Диагностика и лечение ныне – медицинское чудо в квадрате, ибо никогда врачи не имели такого инструментария, как сегодня, для определения не то что заболеваний, но даже угроз таковых. Фото: Robert Poorten/Global Look Press
Действие протонной – или, шире, вообще лучевой – терапии основано на том, что опухолевые клетки делятся более активно, чем нормальные. Поэтому их ДНК "работает" больше, а в это время она менее устойчива к воздействию ионизирующего излучения. Зато после обезвреживания больных клеток окружающие их здоровые восстанавливают их после полученных при лучевом воздействии повреждений.
Кстати, в современной медицине большое распространение получила фотонная терапия. Её преимущества – достаточно высокая проникающая способность и возможность высокотехнологичного подведения дозы. Но протонная терапия позволяет максимально прицельно использовать высокие дозы излучения для воздействия на глубоко расположенные опухоли. При этом, что ценно, здоровые ткани затрагиваются минимальным образом – за счёт того, что доза радиации выделяется лишь на определённом отрезке "пробега" протонов. Кроме того, протонная терапия снижает риск побочных эффектов, от которых, к примеру, сильно страдают те, кого лечат при помощи химиотерапии.
В современной медицине большое распространение получила фотонная терапия. Фото: CTK Photo/Vaclav Salek/Global Look Press
Проблема, однако, в том, что это направление, во-первых, дорого, для него нужно использовать специальные ускорители. Протонные установки достаточно велики по размеру, а главное, требуют определённой защиты.
Но так или иначе, победные реляции из США вызывают двойственное ощущение. Или наоборот – однозначное. Ну, примерно, как известная американская мантра – великодушная, куда там! – о том, что русские тоже помогли Америке победить Гитлера. Дело в том, что в России уже с 2010 года существует установка для протонно-лучевой терапии онкологических заболеваний. Она находится в подмосковном Протвино. По сути, как рассказывал автору этих строк тогдашний директор разработавшего устройство Физического института Академии наук (ФИАН) академик Геннадий Месяц, установка представляет собою компактный синхротрон. Но во много раз меньше – всего 5 метров в диаметре, – и в десятки раз дешевле тех, что используются в научных экспериментах.
И этот комплекс протонной терапии опережает по техническим и эксплуатационным характеристикам все (!) существующие в мире аналоги. В нём используется так называемый эффект Брэгга, когда протоны с 36 направлений идут точно в то место, куда надо, и останавливаются точно в нужном месте, растратив всю энергию. Благодаря этому эффективность лечения рака увеличивается в несколько раз.
Но и это ещё не всё. Демонстрационный образец комплекса был смонтирован и запущен в исследовательском центре Массачусетского технологического института. После трёх лет тестирования и изучения установки американцы построили под неё даже специальное здание протонного центра. В США же был сделан ряд заказов на подобные установки. Так что не исключено, что победоносная Америка достигла успеха вообще русским оружием!
Проблемы в организации
Одно, впрочем, традиционно мешает просто пренебрежительно хмыкнуть по адресу американцев. Организация. Как рассказывают больные, "лечение рака в Протвино ещё долго будет лишь на начальном уровне". Потому что плоховато именно с организацией. Ну, то есть – как плоховато? Совсем.
На сайте центра в Протвино последней датой значится 2017 год. Люди сообщают, что на лечение записаться невозможно. Что всё очень "разрозненно". Нет поддержки государства. Впрочем, по телефону отвечают оперативно и благожелательно. Надо пройти обследование в своей поликлинике или больнице по месту жительства, и дальше будет рассматриваться вопрос о лечении протонным излучением.
Вот только операции проводят только на голове и шее. Оформление разрешений для других локализаций ведётся аж… с ноября 2015 года! Чем объясняется такое промедление, в кругах учёных мне установить не удалось. Не любят учёные некорректных определений.
В этом, к сожалению, наша беда. Не в культуре учёных, конечно, а в том, что умеют русские придумать и изобрести. И даже сделать. Причём нечто, до чего кичащимся количеством нобелевских лауреатов Штатам ползти и ползти. Вот только затем оказывается, что придуманную русскими установку там, да и в Европе, уже используют на всю катушку, её же копируют и реализуют, а у нас в России она по-прежнему остаётся в единичном опытном экземпляре. И с информацией о ней трёхлетней давности…
Зато с реформами всё замечательно. Академия наук прямо-таки процветает.
Взято: Тут
1615