megaman
Кожаные доспехи и меховые трусы: Конаны-варвары против реалистичности ( 11 фото )
Кожаные доспехи, стёганки, меховые трусы, бронелифчики! Фэнтези породило чёртову тучу видов доспехов и прочей брони, которые кому-то кажутся реалистичными, а кому-то — напрочь невозможными. Давайте разбираться в этом бардаке вместе!
Точек зрения на существование разных видов доспехов, давно и прочно поселившихся в фэнтези-играх, фильмах, книгах и прочем мультимедиа, существует примерно столько же, сколько этих самых типов доспехов. От такого многообразия иногда хочется спрятаться в полный латный доспех, надеть шлем-штеххелм и наглухо заварить смотровую щель. Однако долг зовёт — долг просветительства, разъяснительства и учительства — поэтому, подобно настоящему самураю (с мечом или без меча), мы будем этот священный долг исполнять.
Сегодня на нашем рыцарском ристалище — неметаллические доспехи: кожанки, стёганки, ватники и иная защитная БДСМ-сбруя. Поехали!
Её Величество стёганка
Она же гамбезон, она же набивной доспех, она же нередко тот самый поддоспешник. Среди современных реконструкторов и ролевиков считается чем-то неполноценным, таким себе «фу, нищебродством» — вроде как допустимым на полигоне, но все равно «ненастоящим».
А зря! С античных времён и до высокого Средневековья именно стёганка в различных вариациях — набитая паклей, конским волосом, просмолённая — была самым массовым видом доспеха.
Отчего да почему? Да потому что дёшево, сердито и доступно. «Доступно» в этом случае не является синонимом «дёшево» и означает именно «легко получить». В отличие от металлического доспеха, требующего материала, времени и наличия кузнеца, стёганку можно сделать практически где угодно — ткань, слава богам, имеется везде.
Поди голым белый европейский человек не ходил!
О массовости и распространённости стёганок свидетельствуют и тексты тех времён, и гравюры с картинами, и огромное количество наименований в разных языках.
В фэнтези-играх стёганка встречается чуть чаще, чем всегда. Видели такие названия, как «набивной доспех» или по-английски padded armor? Вот это она и есть. Другое дело, что защитные качества стёганки на самом деле существенно выше, чем их привыкли показывать наши любимые игры. В норме в фэнтези-игре стёганка — доспех начального уровня, дешёвый и слабо защищающий.
Что ж, дешёвый — это правда, об этом мы уже сказали. Но вот со слабыми защитными качествами позвольте не согласиться! Нормальная стёганка — очень плотное, толстое и тяжёлое одеяние, пошитое из множества слоёв ткани. Вдобавок набитое ещё более плотными материалами. Мы будем определять защитные качества стёганки по следующим факторам.
Во-первых. От какого оружия она призвана защитить носителя? От дробящего оружия эти слои ткани, переложенные конским волосом (или другим уплотнителем), защищают очень даже неплохо. Да, не до абсолютной неуязвимости, но какой доспех в принципе может этим похвастаться?
Перейдём к режущему — мечам, саблям — и колющему оружию: копьям, стрелам и тому подобной пакости, удивительно часто встречавшейся на средневековом поле боя. Предвидим вопли «ВСЁНЕТАК!!!» в комментариях, однако утверждаем: и от такого оружия, режущего и колющего, нормально сделанная стёганка защищала весьма неплохо.
Основных факторов тут два: опять же плотность и многослойность стёганки и невысокая острота средневекового оружия, призванного эту стёганку пробить. Напоминаем: до бритвенной остроты разве что анимешные самураи свои катаны затачивали, реальные же мечи, стрелы и все прочее… ну вы поняли.
Если не поняли, поясним: до бритвенной остроты нормальный меч не затачивался — не те задачи у него были: дай Бог, чтобы этот самый меч был остёр хотя бы как… скажем, долото или зубило. А этого для прорубания плотной льняной ткани уже недостаточно. Хотите проверить? Попробуйте прорезать зубилом хотя бы пару хлопковых футболок — из современного мягкого хлопка (лён плотнее) и однослойных — положенных друг на друга.
Легко? Вот‑вот.
Жизнь своему носителю на поле боя эта самая стёганка, безусловно, спасёт. Хотя бы от пары-тройки ударов.
Со стрелами та же история — не та острота. Уже современные исследователи установили — нормальную плотную стёганку стрела, выпущенная из английского лука, не пробивает. Вот наш носитель стёганки и продолжает жить, хоть и будучи изрядно поколоченным. Потом, конечно, его нагонит кавалерия и затопчет копытами, но это будет уже другая история. А до тех пор — извольте, благородные сэры, приносить на битву идеально заточенное оружие, чтобы прорубать десятки и сотни стёганок, окружающих вас.
Во-вторых. Сама ли по себе носится стёганка? Чаще всего, если воин мог себе это позволить, её надевали в комплекте с ещё одним доспехом. В большинстве случаев это была кольчуга, хотя истории известны и случаи ношения стёганки поверх лат.
А уж стёганку плюс металлический доспех прорубить, прорезать или проколоть — хе-хе, удачи!
В качестве небольшого отступления отметим (ещё раз) вес стёганки. Она тяжёлая. Но её вес удачно переносится на пояс — как область тела, так и предмет одежды. В комментариях к статье о женских доспехах появились протесты, что, мол, тонкая талия лат — это не из эстетических соображений, но сугубо из практических — для размещения веса этих самых лат.
Что ж, одно другому не мешает — здорово, когда красота сочетается с законами физики. И вот эти же самые законы физики распространяются на любой другой доспех: хочешь сделать его субъективно легче — носи с поясом! Или сделай пояс встроенным. Будешь и красавцем, и не перегружен!
Кожа, рожа и прочие слова с буквой Ж
Удивительно, но место стёганки как доступного, дешёвого и распространённого доспеха в фэнтези ухитрились занять кожаные доспехи. Кожаные, кожаные набивные, кожаные клёпаные, кожаные уплотнённые… Ой вей, каких только кожаных доспехов нет в уважающей себя фэнтезийной игре! Что ж, это глава о кожанках, поэтому скажем лишь один раз: нет!
Доспех «начального уровня», массовый и дешёвый, — это не кожанка, это стёганка!
Вообще, на сегодняшний день не существует единого мнения о том, существовали ли в Средние века кожаные доспехи. Точки зрения, как уже говорилось, разнятся. Один момент в этом вечном споре кажется ясным — в древности кожаные доспехи уже были: греческие, китайские, индийские, африканские… Вот только ко временам Древнего Рима в тогда ещё непрогрессивной Европе от них отказались, перейдя на металл.
Ну а насчёт Средних веков, как уже было сказано, мнения разнятся. Основная проблема, по мнению многих, в том, что кожа — материал органический, а значит, плохо сохраняется. Спустя пятьсот лет от кожаных доспехов, если они и существовали, мало что осталось — плохо быть археологом, пытающимся доказать их существование. Однако, как водится, есть нюанс: до нас дошло множество средневековых предметов, сделанных из кожи: ремни, ножны, кузнечные рукавицы, кожаная одежда (важно — не броня, а одежда!), фляги, сёдла, сапоги…
Нельзя сказать, чтобы среди этих находок было много кожаных доспехов. Опять же, не то чтобы их не было вовсе, но количество невелико, особенно в сравнении с прочими кожаными изделиями. Ещё имеет смысл опираться на текстовые и и гравюры, которые — о чёрт! — не очень-то демонстрируют кожаные доспехи. Латы — безусловно, кольчуги — в количестве, стёганки — сколько угодно. Кожанки? Как-то почти нет.
Безусловно, существовали такие замечательные устройства, как бригандины (некоторые пишут это слово через «т», «бригантина», но мы склонны писать через «д» — от английского brigand) и ламеллярные кожаные доспехи, но они были, мягко говоря, не тем, что представляет себе обычный потребитель фэнтези-контента, когда слышит «кожаный доспех».
Первые использовали кожу не столько для защиты, сколько для скрепления (или, если хотите, как фундамент для) металлических защитных элементов, находящихся под кожей; вторые же в большинстве случаев состояли из металлических пластин, хоть и обтянутых кожей… впрочем, случались и цельнокожаные ламелляры, но как будто бы не в тех количествах.
Когда кожаные доспехи, а точнее поддоспешники, действительно были распространены, так это в XVII веке, в конце эпохи Возрождения — начале эпохи Просвещения. В то время абсолютной нормой было носить под кирасой кожаный поддоспешник. Но это — не доспех, и собственными защитными качествами он не очень-то обладает.
Не будем утверждать, что кожаных доспехов в Средние века не существовало вовсе, однако отметим, что их было крайне немного. По крайней мере, ов, утверждающих обратное, нам пока найти не удалось (возможно, удастся в будущем).
Так почему же кожаный доспех оказался таким популярным в фэнтези-мультимедиа? Наша версия — из чисто эстетических соображений. В конце концов, кому охота видеть женских фэнтези-персонажей в таких реалистичных, но таких бесформенных стёганках? А вот доспех по фигуре — это же ого-го! Особенно кожаный — тут вам и «по фигуре», и модная БДСМ-эстетика, и дополнительный класс доспехов (вдобавок к тем, что существовали на самом деле).
Голый мужик!
И вот мы подходим к самой мякотке, к самому мясу статьи — к голым мужикам в меховых трусах! К варварам из фэнтези, классу, популяризированному… ну, Конаном-варваром. В исполнении Арнольда Шварценеггера, в том фильме — голого, в одних мехово-кожаных трусах и с во-о-о-от таким мечом. Как только «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель» попали на экраны, в фэнтези поселились голые варвары. В настолках, в компьютерных играх (да-да, в середине-конце 80-х уже были компьютерные игры), в кино, на обложках книг, в комиксах — ВЕЗДЕ!!!
Вообще, мы бы с большей радостью порассуждали о голых женщинах. Однако придётся развернуть тему голых мужиков. Страшащихся гомоэротизма просим удалиться.
Как и многие другие атрибуты жанра фэнтези, варвары в таком виде нереалистичны. Во всяком случае большинство воинских культур (читай, в Средние века — вся Европа) сражаться ходили не голышом, а в максимально возможной защите. С другой стороны, в Древнем мире известны случаи хождения в бой именно что в обнажённом виде, без одежды вовсе, с одним лишь вооружением — этим славились кельтские племена в римские времена. Ну и кое-какие африканские племена… впрочем, негритянские боевые традиции — немного не то, о чём мы здесь говорим.
Возвращаясь к кельтам, отметим — не все кельтские воины ходили в бой в чём мать родила. Голых мужиков там хватало, но их было ровно столько, чтобы наблюдатели заметили, а хронисты внесли этот факт в свои летописи. Опять же, в отличие от фэнтезийных варваров, кельтские голые воины не ходили в таком виде повседневно — только в битву…
В конце концов, соседская жена — не римский центурион, её пугать нижним копьём не нужно!
Немногое можно сказать о меховых трусах фэнтезийных варваров: к нашему счастью, никто не пытается утверждать, что такая одёжка реалистична, особенно на поле боя. Тем не менее, можно предположить: по какой-то причине некий народ решил, что доспехи их воинам не нужны. Пожалуй, единственной причиной для такого решения могли бы стать лёгкость и длительность боя.
Чем меньше на тебе надето, тем дольше и комфортнее ты можешь заниматься всяческой физической активностью, к коей относятся и сражения. Человек в доспехе устанет и выйдет из боя (живым ли?) раньше человека без доспеха. Да, исторически сложилось так, что люди сделали выбор в пользу брони, а не лёгкости, но мы пока находимся в царстве гипотетических предположений.
Так вот, предположим, что варвары в своём Варварленде решили отказаться от доспехов.
Доспехи — дорого, доспехи — тяжело, доспехи — неудобно (нет), доспехи — не для настоящих мужиков ваще!
Чего в таком случае не хватает почти любому варвару с любой фэнтези-картинки? Щита. Вы-таки будете смеяться, но дикие африканцы, не имеющие доступа к металлургии и прочим плодам современности, так в бой и ходят — в одном белье, со щитом и копьём. И это не стереотип, это этнологический факт.
Вышеупомянутые голые кельты, по свидетельствам римлян, тоже воевали со щитами в руках. Вот и голый варвар, будь он реальным, мог бы вооружиться ещё и щитом — и остаться в рамках разумной реалистичности. Наверное. Мы так полагаем. Гипотетически.
Алексей Попенкер
Точек зрения на существование разных видов доспехов, давно и прочно поселившихся в фэнтези-играх, фильмах, книгах и прочем мультимедиа, существует примерно столько же, сколько этих самых типов доспехов. От такого многообразия иногда хочется спрятаться в полный латный доспех, надеть шлем-штеххелм и наглухо заварить смотровую щель. Однако долг зовёт — долг просветительства, разъяснительства и учительства — поэтому, подобно настоящему самураю (с мечом или без меча), мы будем этот священный долг исполнять.
Сегодня на нашем рыцарском ристалище — неметаллические доспехи: кожанки, стёганки, ватники и иная защитная БДСМ-сбруя. Поехали!
Её Величество стёганка
Она же гамбезон, она же набивной доспех, она же нередко тот самый поддоспешник. Среди современных реконструкторов и ролевиков считается чем-то неполноценным, таким себе «фу, нищебродством» — вроде как допустимым на полигоне, но все равно «ненастоящим».
А зря! С античных времён и до высокого Средневековья именно стёганка в различных вариациях — набитая паклей, конским волосом, просмолённая — была самым массовым видом доспеха.
Отчего да почему? Да потому что дёшево, сердито и доступно. «Доступно» в этом случае не является синонимом «дёшево» и означает именно «легко получить». В отличие от металлического доспеха, требующего материала, времени и наличия кузнеца, стёганку можно сделать практически где угодно — ткань, слава богам, имеется везде.
Поди голым белый европейский человек не ходил!
О массовости и распространённости стёганок свидетельствуют и тексты тех времён, и гравюры с картинами, и огромное количество наименований в разных языках.
В фэнтези-играх стёганка встречается чуть чаще, чем всегда. Видели такие названия, как «набивной доспех» или по-английски padded armor? Вот это она и есть. Другое дело, что защитные качества стёганки на самом деле существенно выше, чем их привыкли показывать наши любимые игры. В норме в фэнтези-игре стёганка — доспех начального уровня, дешёвый и слабо защищающий.
Что ж, дешёвый — это правда, об этом мы уже сказали. Но вот со слабыми защитными качествами позвольте не согласиться! Нормальная стёганка — очень плотное, толстое и тяжёлое одеяние, пошитое из множества слоёв ткани. Вдобавок набитое ещё более плотными материалами. Мы будем определять защитные качества стёганки по следующим факторам.
Во-первых. От какого оружия она призвана защитить носителя? От дробящего оружия эти слои ткани, переложенные конским волосом (или другим уплотнителем), защищают очень даже неплохо. Да, не до абсолютной неуязвимости, но какой доспех в принципе может этим похвастаться?
Перейдём к режущему — мечам, саблям — и колющему оружию: копьям, стрелам и тому подобной пакости, удивительно часто встречавшейся на средневековом поле боя. Предвидим вопли «ВСЁНЕТАК!!!» в комментариях, однако утверждаем: и от такого оружия, режущего и колющего, нормально сделанная стёганка защищала весьма неплохо.
Основных факторов тут два: опять же плотность и многослойность стёганки и невысокая острота средневекового оружия, призванного эту стёганку пробить. Напоминаем: до бритвенной остроты разве что анимешные самураи свои катаны затачивали, реальные же мечи, стрелы и все прочее… ну вы поняли.
Если не поняли, поясним: до бритвенной остроты нормальный меч не затачивался — не те задачи у него были: дай Бог, чтобы этот самый меч был остёр хотя бы как… скажем, долото или зубило. А этого для прорубания плотной льняной ткани уже недостаточно. Хотите проверить? Попробуйте прорезать зубилом хотя бы пару хлопковых футболок — из современного мягкого хлопка (лён плотнее) и однослойных — положенных друг на друга.
Легко? Вот‑вот.
Жизнь своему носителю на поле боя эта самая стёганка, безусловно, спасёт. Хотя бы от пары-тройки ударов.
Со стрелами та же история — не та острота. Уже современные исследователи установили — нормальную плотную стёганку стрела, выпущенная из английского лука, не пробивает. Вот наш носитель стёганки и продолжает жить, хоть и будучи изрядно поколоченным. Потом, конечно, его нагонит кавалерия и затопчет копытами, но это будет уже другая история. А до тех пор — извольте, благородные сэры, приносить на битву идеально заточенное оружие, чтобы прорубать десятки и сотни стёганок, окружающих вас.
Во-вторых. Сама ли по себе носится стёганка? Чаще всего, если воин мог себе это позволить, её надевали в комплекте с ещё одним доспехом. В большинстве случаев это была кольчуга, хотя истории известны и случаи ношения стёганки поверх лат.
А уж стёганку плюс металлический доспех прорубить, прорезать или проколоть — хе-хе, удачи!
В качестве небольшого отступления отметим (ещё раз) вес стёганки. Она тяжёлая. Но её вес удачно переносится на пояс — как область тела, так и предмет одежды. В комментариях к статье о женских доспехах появились протесты, что, мол, тонкая талия лат — это не из эстетических соображений, но сугубо из практических — для размещения веса этих самых лат.
Что ж, одно другому не мешает — здорово, когда красота сочетается с законами физики. И вот эти же самые законы физики распространяются на любой другой доспех: хочешь сделать его субъективно легче — носи с поясом! Или сделай пояс встроенным. Будешь и красавцем, и не перегружен!
Кожа, рожа и прочие слова с буквой Ж
Удивительно, но место стёганки как доступного, дешёвого и распространённого доспеха в фэнтези ухитрились занять кожаные доспехи. Кожаные, кожаные набивные, кожаные клёпаные, кожаные уплотнённые… Ой вей, каких только кожаных доспехов нет в уважающей себя фэнтезийной игре! Что ж, это глава о кожанках, поэтому скажем лишь один раз: нет!
Доспех «начального уровня», массовый и дешёвый, — это не кожанка, это стёганка!
Вообще, на сегодняшний день не существует единого мнения о том, существовали ли в Средние века кожаные доспехи. Точки зрения, как уже говорилось, разнятся. Один момент в этом вечном споре кажется ясным — в древности кожаные доспехи уже были: греческие, китайские, индийские, африканские… Вот только ко временам Древнего Рима в тогда ещё непрогрессивной Европе от них отказались, перейдя на металл.
Ну а насчёт Средних веков, как уже было сказано, мнения разнятся. Основная проблема, по мнению многих, в том, что кожа — материал органический, а значит, плохо сохраняется. Спустя пятьсот лет от кожаных доспехов, если они и существовали, мало что осталось — плохо быть археологом, пытающимся доказать их существование. Однако, как водится, есть нюанс: до нас дошло множество средневековых предметов, сделанных из кожи: ремни, ножны, кузнечные рукавицы, кожаная одежда (важно — не броня, а одежда!), фляги, сёдла, сапоги…
Нельзя сказать, чтобы среди этих находок было много кожаных доспехов. Опять же, не то чтобы их не было вовсе, но количество невелико, особенно в сравнении с прочими кожаными изделиями. Ещё имеет смысл опираться на текстовые и и гравюры, которые — о чёрт! — не очень-то демонстрируют кожаные доспехи. Латы — безусловно, кольчуги — в количестве, стёганки — сколько угодно. Кожанки? Как-то почти нет.
Безусловно, существовали такие замечательные устройства, как бригандины (некоторые пишут это слово через «т», «бригантина», но мы склонны писать через «д» — от английского brigand) и ламеллярные кожаные доспехи, но они были, мягко говоря, не тем, что представляет себе обычный потребитель фэнтези-контента, когда слышит «кожаный доспех».
Первые использовали кожу не столько для защиты, сколько для скрепления (или, если хотите, как фундамент для) металлических защитных элементов, находящихся под кожей; вторые же в большинстве случаев состояли из металлических пластин, хоть и обтянутых кожей… впрочем, случались и цельнокожаные ламелляры, но как будто бы не в тех количествах.
Когда кожаные доспехи, а точнее поддоспешники, действительно были распространены, так это в XVII веке, в конце эпохи Возрождения — начале эпохи Просвещения. В то время абсолютной нормой было носить под кирасой кожаный поддоспешник. Но это — не доспех, и собственными защитными качествами он не очень-то обладает.
Не будем утверждать, что кожаных доспехов в Средние века не существовало вовсе, однако отметим, что их было крайне немного. По крайней мере, ов, утверждающих обратное, нам пока найти не удалось (возможно, удастся в будущем).
Так почему же кожаный доспех оказался таким популярным в фэнтези-мультимедиа? Наша версия — из чисто эстетических соображений. В конце концов, кому охота видеть женских фэнтези-персонажей в таких реалистичных, но таких бесформенных стёганках? А вот доспех по фигуре — это же ого-го! Особенно кожаный — тут вам и «по фигуре», и модная БДСМ-эстетика, и дополнительный класс доспехов (вдобавок к тем, что существовали на самом деле).
Голый мужик!
И вот мы подходим к самой мякотке, к самому мясу статьи — к голым мужикам в меховых трусах! К варварам из фэнтези, классу, популяризированному… ну, Конаном-варваром. В исполнении Арнольда Шварценеггера, в том фильме — голого, в одних мехово-кожаных трусах и с во-о-о-от таким мечом. Как только «Конан-варвар» и «Конан-разрушитель» попали на экраны, в фэнтези поселились голые варвары. В настолках, в компьютерных играх (да-да, в середине-конце 80-х уже были компьютерные игры), в кино, на обложках книг, в комиксах — ВЕЗДЕ!!!
Вообще, мы бы с большей радостью порассуждали о голых женщинах. Однако придётся развернуть тему голых мужиков. Страшащихся гомоэротизма просим удалиться.
Как и многие другие атрибуты жанра фэнтези, варвары в таком виде нереалистичны. Во всяком случае большинство воинских культур (читай, в Средние века — вся Европа) сражаться ходили не голышом, а в максимально возможной защите. С другой стороны, в Древнем мире известны случаи хождения в бой именно что в обнажённом виде, без одежды вовсе, с одним лишь вооружением — этим славились кельтские племена в римские времена. Ну и кое-какие африканские племена… впрочем, негритянские боевые традиции — немного не то, о чём мы здесь говорим.
Возвращаясь к кельтам, отметим — не все кельтские воины ходили в бой в чём мать родила. Голых мужиков там хватало, но их было ровно столько, чтобы наблюдатели заметили, а хронисты внесли этот факт в свои летописи. Опять же, в отличие от фэнтезийных варваров, кельтские голые воины не ходили в таком виде повседневно — только в битву…
В конце концов, соседская жена — не римский центурион, её пугать нижним копьём не нужно!
Немногое можно сказать о меховых трусах фэнтезийных варваров: к нашему счастью, никто не пытается утверждать, что такая одёжка реалистична, особенно на поле боя. Тем не менее, можно предположить: по какой-то причине некий народ решил, что доспехи их воинам не нужны. Пожалуй, единственной причиной для такого решения могли бы стать лёгкость и длительность боя.
Чем меньше на тебе надето, тем дольше и комфортнее ты можешь заниматься всяческой физической активностью, к коей относятся и сражения. Человек в доспехе устанет и выйдет из боя (живым ли?) раньше человека без доспеха. Да, исторически сложилось так, что люди сделали выбор в пользу брони, а не лёгкости, но мы пока находимся в царстве гипотетических предположений.
Так вот, предположим, что варвары в своём Варварленде решили отказаться от доспехов.
Доспехи — дорого, доспехи — тяжело, доспехи — неудобно (нет), доспехи — не для настоящих мужиков ваще!
Чего в таком случае не хватает почти любому варвару с любой фэнтези-картинки? Щита. Вы-таки будете смеяться, но дикие африканцы, не имеющие доступа к металлургии и прочим плодам современности, так в бой и ходят — в одном белье, со щитом и копьём. И это не стереотип, это этнологический факт.
Вышеупомянутые голые кельты, по свидетельствам римлян, тоже воевали со щитами в руках. Вот и голый варвар, будь он реальным, мог бы вооружиться ещё и щитом — и остаться в рамках разумной реалистичности. Наверное. Мы так полагаем. Гипотетически.
Алексей Попенкер
Взято: Тут
778