sanderkelevra
В Выборге прошел рыцарский турнир ( 12 фото )
Ры́царский турни́р — военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров — Франция.
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Турнир происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.
Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust») — поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание — имитация сражения двух отрядов(melee - фр.), формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.
Происхождение и история развития
Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть. Вот как описывается поединок двух кавалеристов — датчанина и сакса — в поэме XIII ст. «Песнь о Нибелунгах»:
Датчанин гневным взглядом окинул чужака
Коням всадили шпоры наездники в бока
Во вражий щит нацелясь, склонились копья их,
И Людегаст встревожился, хоть был могуч и лих.
С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,
Потом друг мимо друга как ветер понеслись.
Бойцы их повернули и съехались опять,
Чтоб счастья в схватке яростной мечами попытать.
Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля.
Столбом взметнулись искры над шлемом короля,
Как будто кто-то рядом большой костер зажег,
Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не мог…
Подобные поединки были не редкостью в те времена, когда воинственный характер (а отчасти и нехватка денег) толкал рыцарей и оруженосцев на приключения. Вот что пишет Руа об этом:
…молодые корианфы, только что посвящённые в рыцарское звание, во избежание праздности в мирное время, отправлялись странствовать по чужим краям и посещать дворы королей и знаменитейших принцев. Не всегда удавалось им вспомоществовать угнетенным или доводить предприятие до конца, особенно когда государи получили возможность справлять правосудие лично или посредством назначенных ими судей. За недостатком приключений, храбрецы придумывали их: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение — военным подвигом, поединком (pas d’armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади.
Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив своё знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться…
Описание это, надо полагать, относится ко временам зарождения и становления рыцарства, то есть к X—XII векам. Впоследствии подобные стихийные турниры старались упорядочивать и создавать для этого более подходящие условия. Обычно турнир устраивался как всенародное развлечение по случаю или праздника, или какого-либо события (свадьбы, крестин и т. д.) в жизни крупных феодалов. Естественно, это потребовало определённого свода правил, наиболее знаменитыми из коих есть «Турнирная книга» Рене Анжуйского, где детально прописаны все элементы позднесредневекового церемониала, связанного с турниром. Руа кратко описал обстановку турнира, превращающегося во всенародный праздник, таким образом:
Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры, предлагавшиеся рыцарям и всем зрителям на берегу реки, на опушке леса, на склоне холма
В эти выходные Выборг превратился в по-настоящему средневековый город. Отовсюду звучит соответствующая музыка, местных жителей и туристов ждут разнообразные тематические представления, танцы, концерты. Ну и, конечно же, рыцари. На Анненских укреплениях проходит ставший уже легендарным 21-й ежегодный фестиваль «Рыцарский замок». А в самом Выборгском замке организован турнир в честь короля Норвегии Святого Олафа – небесного покровителя Выборга. Зрелище, я вам скажу, очень крутое!
1. Как только попадаешь на любой из этих фестивалей, моментально проникаешься атмосферой средневековья. Ощущения лично для меня непривычные, но это, безусловно, плюс. Согласитесь, нечасто увидишь в повседневной жизни такую картину. Ловите небольшой фото-отчет с места событий.
2. Зрителей ждали сражения воинов, закованных в средневековые доспехи, пеший рыцарский турнир, лучный турнир и, конечно же, конный турнир среди благородных лордов и рыцарей.
3. Несмотря на не самую солнечную погоду, желающих посмотреть на это захватывающее зрелище собралось немало.
4. Гостей фестиваля встречали экскурсоводы с новой программой «Кто такой Олаф?». Посетители могут узнать историю жизни Олафа II Харальдссона и то, каким образом Святой Олаф связан с Выборгом. Очень любопытная история, за 5 минут не расскажешь и за один пост не напишешь, так что вернемся к рыцарям.
5.
6.
7. А вот и конный турнир.
8.
9.
10. Что важно – представление не выглядело постановочным. Кому-то даже пришлось покидать поле боя на носилках.
11. Недаром рыцарские турниры в Выборге уже столько лет подряд пользуются популярностью и стали визитной карточкой этого города. В этом году я и сам убедился, насколько круто они организованы. Очень советую вам посмотреть на это всё своими глазами в следующем году. Уверен, впечатлений будет масса, оно того стоит!
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира — демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Турнир происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.
Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust») — поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание — имитация сражения двух отрядов(melee - фр.), формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.
Происхождение и история развития
Изначально турниры зародились как способ в мирное время обучаться военным искусствам, а также для того чтобы опытные участники могли показать свою доблесть. Вот как описывается поединок двух кавалеристов — датчанина и сакса — в поэме XIII ст. «Песнь о Нибелунгах»:
Датчанин гневным взглядом окинул чужака
Коням всадили шпоры наездники в бока
Во вражий щит нацелясь, склонились копья их,
И Людегаст встревожился, хоть был могуч и лих.
С разбега сшиблись кони и на дыбы взвились,
Потом друг мимо друга как ветер понеслись.
Бойцы их повернули и съехались опять,
Чтоб счастья в схватке яростной мечами попытать.
Врага ударил Зигфрид, и дрогнула земля.
Столбом взметнулись искры над шлемом короля,
Как будто кто-то рядом большой костер зажег,
Бойцы друг друга стоили: взять верх никто не мог…
Подобные поединки были не редкостью в те времена, когда воинственный характер (а отчасти и нехватка денег) толкал рыцарей и оруженосцев на приключения. Вот что пишет Руа об этом:
…молодые корианфы, только что посвящённые в рыцарское звание, во избежание праздности в мирное время, отправлялись странствовать по чужим краям и посещать дворы королей и знаменитейших принцев. Не всегда удавалось им вспомоществовать угнетенным или доводить предприятие до конца, особенно когда государи получили возможность справлять правосудие лично или посредством назначенных ими судей. За недостатком приключений, храбрецы придумывали их: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение — военным подвигом, поединком (pas d’armes), потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или на дороге, или даже и на площади.
Когда вызов, содержавший в себе условия битвы, был обнародован, рыцари-защитники начинали стекаться в назначенное место. Там, утвердив своё знамя, они развешивали щиты, украшенные их гербовыми знаками и девизами на деревьях или на специально для этого поставленных столбах, и принуждали всех рыцарей, желавших проехать мимо, биться или ломать с ними копья. Если несколько рыцарей вступали в союз для защиты прохода, тогда развешивалось столько щитов, сколько было рыцарей; чтобы не возбуждать зависти, проезжавший рыцарь дотрагивался копьем до одного из щитов, и хозяин щита должен был драться…
Описание это, надо полагать, относится ко временам зарождения и становления рыцарства, то есть к X—XII векам. Впоследствии подобные стихийные турниры старались упорядочивать и создавать для этого более подходящие условия. Обычно турнир устраивался как всенародное развлечение по случаю или праздника, или какого-либо события (свадьбы, крестин и т. д.) в жизни крупных феодалов. Естественно, это потребовало определённого свода правил, наиболее знаменитыми из коих есть «Турнирная книга» Рене Анжуйского, где детально прописаны все элементы позднесредневекового церемониала, связанного с турниром. Руа кратко описал обстановку турнира, превращающегося во всенародный праздник, таким образом:
Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры, предлагавшиеся рыцарям и всем зрителям на берегу реки, на опушке леса, на склоне холма
В эти выходные Выборг превратился в по-настоящему средневековый город. Отовсюду звучит соответствующая музыка, местных жителей и туристов ждут разнообразные тематические представления, танцы, концерты. Ну и, конечно же, рыцари. На Анненских укреплениях проходит ставший уже легендарным 21-й ежегодный фестиваль «Рыцарский замок». А в самом Выборгском замке организован турнир в честь короля Норвегии Святого Олафа – небесного покровителя Выборга. Зрелище, я вам скажу, очень крутое!
1. Как только попадаешь на любой из этих фестивалей, моментально проникаешься атмосферой средневековья. Ощущения лично для меня непривычные, но это, безусловно, плюс. Согласитесь, нечасто увидишь в повседневной жизни такую картину. Ловите небольшой фото-отчет с места событий.
2. Зрителей ждали сражения воинов, закованных в средневековые доспехи, пеший рыцарский турнир, лучный турнир и, конечно же, конный турнир среди благородных лордов и рыцарей.
3. Несмотря на не самую солнечную погоду, желающих посмотреть на это захватывающее зрелище собралось немало.
4. Гостей фестиваля встречали экскурсоводы с новой программой «Кто такой Олаф?». Посетители могут узнать историю жизни Олафа II Харальдссона и то, каким образом Святой Олаф связан с Выборгом. Очень любопытная история, за 5 минут не расскажешь и за один пост не напишешь, так что вернемся к рыцарям.
5.
6.
7. А вот и конный турнир.
8.
9.
10. Что важно – представление не выглядело постановочным. Кому-то даже пришлось покидать поле боя на носилках.
11. Недаром рыцарские турниры в Выборге уже столько лет подряд пользуются популярностью и стали визитной карточкой этого города. В этом году я и сам убедился, насколько круто они организованы. Очень советую вам посмотреть на это всё своими глазами в следующем году. Уверен, впечатлений будет масса, оно того стоит!
0
Комментариев 2