igor.lau
Россия в Антарктике: 200-летие открытия и современное положение дел ( 1 фото )
Покрытый льдами континент Антарктида, где расположен Южный полюс земного шара, редко попадает в новости. С Антарктидой пока не связана основная политическая деятельность мировых держав, на ней не добывают ископаемые, не размещают промышленные и военные объекты, а все ее население пока что состоит из нескольких сотен исследователей из разных стран, живущих на полярных станциях и полностью зависящих от поставок извне.
Как известно, земли южного континента официально не принадлежат ни одному государству, и, в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г., на нем разрешена только научная деятельность. Однако действие Договора закончится в 2048 г., и поэтому уже сейчас о своих правах на разные части Антарктиды периодически заявляют США, Великобритания, Новая Зеландия, Чили и даже Китай. В связи с этим было бы интересно вспомнить историю открытия шестого континента и подумать о связанных с ним интересах России.
О том, что в районе Южного полюса должен находиться материк, европейские ученые догадались задолго до его открытия. Первую попытку приблизиться к неведомой земле, которой еще только в конце XIX в. предстояло получить название «Антарктида», предпринял великий британский мореплаватель Джеймс Кук. В 1773 г. он и его команда, шедшие на корабле «Резолюшн», пересекли Южный полярный круг. Однако к материку они подойти не смогли из-за окружавших его непроходимых льдов.
После этого европейцы надолго оставили поиски южного континента. Старт новому этапу исследований дало случайное открытие британского капитана Уильяма Смита, который в январе 1819 г. сбился с курса в Проливе Дрейка и обнаружил Южные Шетландские острова. Британцы предположили, что они могут быть связаны с южным континентом, и начали готовить в тот район экспедицию, во главе которой был поставлен опытный моряк, офицер Королевского флота Эдвард Брансфилд.
В это время в Российской империи уже шла подготовка к большой экспедиции в малоизученные районы Тихого океана. В то время Российская и Британская империи, только что одержавшие победу над империей Наполеона, были ведущими мировыми державами, и открытие легендарного южного континента могло принести совершившему его государству победу в конкуренции за международный престиж. Возможно, из-за этого цели российской экспедиции были скорректированы: в начале 1819 г. было решено, что ее главной задачей будет поиск нового материка. Главой экспедиции был назначен капитан 2-го ранга Фаддей Беллинсгаузен.
Первая русская антарктическая экспедиция началась в июле 1819 г. Два ее корабля – «Восток», которым командовал сам Беллинсгаузен, и «Мирный», которым командовал капитан Михаил Лазарев, вышли из российского порта Кронштадт и отправились в Атлантический океан. Совершив заход в Рио-де-Жанейро, к зиме экспедиция достигла Субантарктики, где открыла несколько островов, которые сейчас входят в британскую территорию Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова. Вскоре «Восток» и «Мирный» приблизились к непроходимым льдам, окружающим южный континент.
В поисках прохода капитаны долго обходили его по кругу в холодных и опасных водах. Корабли засыпал снег, моряков мучил холод, но они стойко продолжали движение, пока 28 января 1820 г. не увидели шельфовые ледники, спускавшиеся в море с берегов материка. Именно эта дата считается днем открытия шестого континента.
Всего лишь через два дня, 30 января 1820 г., его берегов достигла британская экспедиция Брансфилда. Брансфилд подошел к южному континенту в другом месте и не знал об открытии русских, поэтому по традиции провозгласил новую землю владениями Британской империи. Впрочем, юридической силы это не имело.
Российские власти не увидели в новом материке большой практической ценности и не стали заниматься его дальнейшим исследованием. До конца XIX в. этим континентом больше всего занимались британцы, что существенно укрепило их притязания на Антарктиду. Именно Великобритания в начале ХХ в. первой объявила своей собственностью ряд островов в Субантарктике (которые принадлежат ей до сих пор) и обширный участок шестого континента. Кроме того, большие антарктические территории она объявила собственностью своих доминионов – Австралии и Новой Зеландии.
Также в первой половине ХХ в. на части Антарктиды предъявили претензии США, Франция, Норвегия, Аргентина, Чили, Германия и Япония. При этом Великобритания и США начали между собой спор о том, кто первым открыл Антарктиду – Брансфилд или Палмер. Об экспедиции Беллинсгаузена уже мало кто вспоминал. Правопреемник Российской империи Советский Союз предъявлять претензии не спешил, сосредоточившись на европейских делах и освоении Арктики.
Так или иначе, все претензии остались на бумаге. Только Южная Георгия и Южные Шетландские острова в субантарктическом поясе действительно стали владением Великобритании. Тогда заниматься немедленным освоением Антарктиды никто не собирался – это было дорого и технологически сложно. Кроме того, у большинства упомянутых государств были более важные проблемы, такие как Первая и Вторая мировая война.
Однако после Второй мировой войны антарктический вопрос приобрел серьезность. Потерпевшие поражение Германия и Япония о своих претензиях не вспоминали, а победившим странам предстояло заново делить мир на сферы влияния, в том числе Антарктиду: в ее недрах были разведаны большие запасы полезных ископаемых, и это придало ей ценность в современном индустриальном мире. После того, как США, не поинтересовавшись мнением СССР, предложили другим странам превратить Антарктиду в кондоминиум, СССР пришлось наконец напомнить международному сообществу об открытиях Беллинсгаузена и Лазарева.
Однако и тогда у мировых держав нашлись более важные вопросы. Началась «холодная война», внимание сверхдержав СССР и США было приковано к Ближнему Востоку, Африке, Восточной Европе и др., и лишние хлопоты им были ни к чему. Поэтому решение антарктического вопроса отложили на потом: в 1959 г. был принят упомянутый выше Договор об Антарктике, который «заморозил» территориальные споры о ледяном континенте и запретил на ней военную и промышленную деятельность.
Договор учитывает имевшиеся претензии Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Норвегии, Аргентины и Чили. Также он закрепляет право предъявить такие претензии за Россией, США, Перу и ЮАР. Не все государства подписали договор, и о своих правах на разные части Антарктиды сейчас неофициально заявляют также Эквадор, Бразилия, Уругвай и Япония.
Срок действия договора, как упоминалось выше, истекает в 2048 г. Возможно, он будет продлен в неизменном виде, однако стоит учитывать, что в последние десятилетия все громче раздаются разговоры о том, что мировые месторождения углеводородов иссякают, и что разведанных запасов нефти и газа хватит на 50-100 лет.
Не исключено, что к 2048 г. человечество столкнется с необходимостью осваивать антарктические ресурсы, и территорию южного континента придется разделить. В таком случае Россия может претендовать на часть территории по праву первооткрывателя.
Сейчас некоторые западные исследователи оспаривают первенство экспедиции Беллинсгаузена в открытии южного континента. Есть мнение, что поскольку российские мореходы видели лишь шельфовый ледник Антарктиды, а команда Брансфилда видела часть самого материка – гору, названную впоследствии его именем, то именно британского мореплавателя следует считать первооткрывателем Антарктиды. При этом сам Брансфилд (впрочем, как и Беллинсгаузен) первооткрывателем шестого континента себя не объявлял.
Так или иначе, но огромная заслуга российских мореплавателей в открытии Антарктиды неоспорима, и о ней надо напоминать не только участникам политических и научных собраний высокого уровня, но и простым людям в России и за рубежом: ведь общественное мнение, формируемое СМИ, порой влияет даже на международную политику.
Особенно важно было это сделать в 2020 г., в год 200-летия российского открытия Антарктиды. Одним из эффектных мероприятий, призванных напомнить об экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева мировой общественности, стало кругосветное плавание российских учебных парусных судов «Парус мира», в котором приняли участие барки «Седов» и «Крузенштерн» Калининградского государственного технического университета и фрегат «Паллада» владивостокского Дальрыбвтуза.
В экипажах были курсанты российских мореходных училищ. Российские парусники пересекли Тихий и Атлантический океаны, побывали во Французской Полинезии, Чили, ЮАР и Сингапуре, устроили регату в субантарктических широтах и прошли в общей сложности более 100 тыс морских миль.
Благодаря «Парусу мира» о Первой русской антарктической экспедиции 1819-1821 гг. узнало множество людей по всему миру. Это и другие подобные мероприятия должны помочь убедить мировую общественность в том, что если когда-нибудь мировым державам придется разделить Антарктиду, то по праву открытия Россия должна быть в первых рядах.
София Пале, кандидат исторических наук, научный сотрудник Центра Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании ИВ РАН
Взято: Тут
411