юрий
Кто поймает "деньги с вертолёта"? "Партия Центробанка" против "партии народного кошелька" ( 4 фото )
Главный спор современной российской политики и экономики идёт между "партией Центробанка", "либералами", "монетаристами", и политиками, которые реалистично оценивают опасность экономического кризиса для широких слоёв населения. До сих пор казалось, что спор выигрывают Греф, Набиуллина и компания: нет - "разбрасыванию денег с вертолёта", да - помощи "системообразующему бизнесу", никакого компромисса с "популистами". Однако в последние дни ситуация резко изменилась: российские губернаторы, пользуясь предоставленной президентом самостоятельностью, создают новую экономическую реальность.
Автор:
Перла Андрей
Вирусная федерализация. Нефтяной Ямал подаёт пример всей России
Намедни губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Артюхов инициировал в своём регионе новые меры социальной поддержки населения в условиях эпидемии коронавируса и экономического кризиса. Своим указом он расширил список пострадавших от кризиса и коронавируса жителей ЯНАО, которым власти округа готовы помочь деньгами. Получить помощь смогут самозанятые ямальцы (например, таксисты, репетиторы, мастера маникюра, парикмахеры), им выплатят по 30 тысяч рублей; компании, которые временно устраивают безработных, им возместят по 31 тысяче рублей за человека; малый и средний бизнес, предприниматели смогут выручить до 123 тысяч рублей за каждое новое постоянное рабочее место (при этом сотрудника нельзя будет уволить по вине работодателя в течение года).
Критики Дмитрия Артюхова немедленно начали писать в социальных сетях, что на его месте очень удобно быть добрым и щедрым: бездефицитный "нефтяной" бюджет, сравнительно немного жителей региона (всего-то полмиллиона) – всем бы такие условия. Фото: Елена Афонина/ТАСС
Легко видеть, что меры, которые предпринимает губернатор, очень далеко выходят за рамки мер, ранее анонсированных на федеральном уровне. По сути, Артюхов начал вопреки мнению товарища Грефа и его сторонников раздавать те самые "вертолётные деньги". Вместо адресной и очень скупой помощи только отдельным особо важным для России (или ещё для кого-то) предприятиям и "каникулярной" и кредитной помощи малому бизнесу он взял на себя смелость тратить на реальных людей живые деньги.
Конечно, его перечень самозанятых не слишком широк, очевидно, что в его понимании помощь могут получить только официально зарегистрированные самозанятые. Но даже так – это принципиально другая экономическая политика, чем предлагаемая федеральным центром. Вместо монетаризма любой ценой, когда страх инфляции побеждает все стимулы помочь живым людям (уступка делается только для "адресной" помощи, для получения которой человек должен долго доказывать свое бедственное положение), Артюхов обращается к другой экономической логике: социально-политическая стабильность стоит платы из регионального бюджета.
Критики ямальского губернатора немедленно начали писать в социальных сетях, что на его месте очень удобно быть добрым и щедрым: бездефицитный "нефтяной" бюджет, сравнительно немного жителей региона (всего-то полмиллиона) – всем бы такие условия. Критикам немедленно ответили, что их претензии неосновательны: локдаун остановил не только российский бизнес, но и освоение бюджетных средств по целому ряду программ. По итогам первого полугодия практически в каждом российском регионе в распоряжении губернатора окажутся "лишние" деньги. Конечно, их нельзя переводить из статьи в статью бюджета просто по желанию, для этого требуется и работа с местными законодателями, и с федеральным центром. Но это вполне реализуемая задача, и более того – это именно тот уровень региональной самостоятельности, инициативы и ответственности, которого ждёт от губернаторов президент.
Получить помощь смогут самозанятые ямальцы (например, таксисты, репетиторы, мастера маникюра, парикмахеры). Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Инициатива ямальского губернатора – лишь одна (хотя на данный момент самая последовательная и яркая) из мер, предлагаемых в российских регионах. Эти меры идут не то чтобы вразрез с политикой федерального центра – губернаторы просто используют до предела возможности, предоставленные им российским законодательством и указом президента. В вопросе оказания помощи малоимущим губернаторы – некоторые – берут ответственность на себя.
Можно сказать, что губернаторы вступают в борьбу между монетаристами – партией Центробанка и "популистами" – "партией народного кошелька" на стороне последних. Помимо всего прочего, это означает, что повестка дня, которую предлагают правительству и стране "популисты", больше никем не может называться маргинальной. Указ губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа – это не вопль Алексея Навального в социальных сетях и даже не мнение нескольких депутатов Мосгордумы от фракции КПРФ. Это "весомо, грубо, зримо", неотменимо и подлежит немедленному исполнению.
По форме технологии АП – по сути помощь людям
Надо сказать, что пока губернаторам, решившимся на большее, чем рекомендует федеральный центр, приходится нелегко. Наблюдателям может даже показаться, что они маскируют свои усилия, выходящие за рамки федеральной повестки, под что-то, более привычное федеральному центру. Ну, что с них возьмёшь, с этих наблюдателей, их дело злословить.
Но вот возьмём, к примеру, Еврейскую автономную область. Здесь по инициативе губернатора Ростислава Гольдштейна реализуется проект "Территория действий". Название очень модное, "кириенковское" и "народнофронтовое", при описании в СМИ делается упор на волонтёров, которые участвуют в акции, и на том, что губернатор и депутаты местного законодательного собрания лично, за рулём собственных машин, развозят пожилым согражданам эти пакеты. Дело благое, неплохо бы и другим губернаторам последовать такому примеру, укрепляя нормальные отношения власти и общества или, лучше сказать, доказывая, что чиновник может и должен вести себя как обычный хорошо воспитанный человек. Но, мне кажется, главное тут в другом.
Содержание описываемого проекта – совершенно в духе "веротолётных раздач": все граждане региона старше 60 лет, все многодетные, малоимущие и инвалиды получают бесплатные продуктовые наборы с доставкой на дом. Легко заметить, что список социальных групп, получающих такую помощь, намного шире, чем традиционный для российской "социалки". По сути, это именно "разбрасывание денег с вертолёта", помощь всем подряд, без различия реальной покупательной способности, уровня падения доходов. Понятно ведь, что и пенсии у людей бывают не только самые маленькие, и у пожилых часто есть вполне обеспеченные дети, и инвалиды, слава богу, не обязательно одинокие и беспомощные. В нормальной ситуации всё это учитывается – это и называется адресной социальной помощью. А вот в ситуации кризисной важно поддержать как можно более широкий круг людей.
Не только потому, что нет времени и сил разбираться, кто больше нуждается. Не только потому, что тратить на это разбирательство ресурсы в условиях всенародной беды просто аморально. Но и из соображений совершенно прагматических: чем большее количество людей получает значительную государственную помощь (продовольственный набор из расчёта "на неделю" – это значительная помощь) тем лучше для экономики региона, тем больше денег оказывается инвестировано в поддержание платёжеспособного спроса. Не так важно, заплатил за пельмени или макароны с тушёнкой человек из своего личного кармана или за него это сделал региональный бюджет. Важно, что эти деньги получила торговля и производство, а человек сыт сегодня и будет сыт завтра.
Можно сказать, что губернаторы вступают в борьбу между монетаристами – партией Центробанка и "популистами" – "партией народного кошелька" на стороне последних. Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress
Такую экономическую политику обычно связывают с именем Джона Кейнса, который внёс фундаментальные изменения в экономическую теорию. Ему удалось доказать необходимость активного вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства. Кейнс выстраивал следующую цепочку: падение общего покупательского спроса вызывает сокращение производства товаров и услуг. Сокращение производства ведёт к разорению мелких товаропроизводителей, к увольнениям наёмных работников большими предприятиями и крупномасштабной безработице. Безработица влечёт снижение доходов населения, то есть покупателей.
А это, в свою очередь, форсирует дальнейшее падение покупательского спроса на товары и услуги. Возникает замкнутый круг, удерживающий экономику в состоянии хронической депрессии. Получая заработную плату, указывал Кейнс, бывшие безработные увеличивают свои расходы на потребительские товары и, соответственно, повысят совокупный экономический спрос. Это, в свою очередь, повлечёт рост совокупного предложения товаров и услуг и общее оздоровление экономики.
Даже Кудрин начинает что-то понимать?
Опыт Еврейской автономной области имеет, пожалуй, лучшие шансы распространиться в масштабах всей России. Дело в том, что о введении в России для помощи малоимущим и социально незащищённым "продовольственных карточек" заговорил намедни не кто иной, как руководитель Счётной палаты, либерал из либералов экономического блока российского руководства Алексей Кудрин. "Сейчас надо на это (преодоление коронавируса) бросить большие силы, в том числе, возможно, ввести дополнительные продовольственные выплаты или продовольственные пакеты", – так цитируют его высказывание информационные агентства.
Конечно, последователям "чикагских мальчиков", навеки восхищенных устройством "сияющего града на холме", так проще: и живые деньги не отдаём, и американскому опыту следуем. "Фудстампы" – это именно американский опыт, причём реализующийся в этой стране довольно давно. Бедные там получают специальные талоны, которые не являются деньгами, формально не могут обмениваться на деньги, на которые можно в определённых магазинах получить определённый набор продуктов, конечно, кроме алкоголя.
В самих США система фудстампов справедливо критикуется по двум основаниям. Во-первых, она там реализована таким образом, что легко порождает чёрный рынок: понятно, что недобросовестные люди с удовольствием обменивают свои фудстампы (или уже купленные продукты) на алкоголь ила даже на "живые" деньги. Во-вторых, пользование такого рода раздачами порождает привычку, США, помимо прочего, стали страной потомственных безработных, очень бедных по любым меркам людей, тем не менее не стремящихся изменить свою жизнь, так как социальный минимум-миниморум им гарантирован.
Однако локальный негативный опыт не отменяет общего позитивного эффекта. Потому что продовольственные раздачи малоимущим – это, по сути, те же прямые выплаты, гарантированные государством закупки товаров первой необходимости, мощная поддержка как широким слоям населения, так и сельскому хозяйству, продовольственной промышленности, торговым сетям – то есть экономике.
И если с точки зрения "чикагских мальчиков" и бывшего лучшего министра финансов Кудрина фудстампы – это временный компромисс между "вечной" монетарной экономической политикой и слишком уж сильными народными "хотелками", то с точки зрения реального положения дел в нетеоретической России – это реальная возможность помочь реальным непридуманным людям и сохранить в стране социальную стабильность и гражданский мир.
Взято: Тут
531