В поисках волшебства: Лхаса ( 45 фото )
- 31.03.2020
- 2 705
Мы продолжаем наш цикл рассказов о путешествии по загадочному Тибету. Этот выпуск посвящен Лхасе — вполне современному городу с неповторимым восточным колоритом.
Отметив День рождения Будды, на следующее утро мы выехали в Лхасу. Миновав пару перевалов, мы сделали остановку у священного озера Ямдрок-цхо. Чуть позже мы пересекли реку Ярлунг (которую в Индии называют Брахмапутрой) и въехали в Лхасу.
(Всего 44 фото)
Сегодня Лхаса — вполне современный город с развитой инфраструктурой и коммуникациями.
Улицы новых районов широкие, много общественного транспорта и машин, хотя попадаются и рикши.
Единственное, что отличает Лхасу от европейских городов, — ее «восточный» колорит.
Мы заселились в небольшой гостинице на тихой улочке в юго-восточной части Лхасы. Главным достоинством гостиницы было ее расположение — рядом со старым центром Лхасы, районом Баркхор.
Вид из номера гостиницы. Прямо под окнами расположился овощной рынок.
У местных мусульман-уйгуров, которых китайские власти переселяют из соседнего с Тибетом Синьцзян-Уйгурского автономного района с целью разбавить местное население, можно попробовать вкусные шашлычки из овощей, грибов или мяса. Все дешево, по 3-5 юаней за шпажку. Рядом с продавцом есть скамеечка, сидя на которой можно все это съесть. Но увидев, что мы достаем бутылочку пива «Лхаса», хозяин запротестовал. Они мусульмане, алкоголь запрещен…
На следующее утро, несмотря на дождь (впервые за всю поездку), мы отправились на экскурсию.
Старая Лхаса прекрасна.
Вообще, в закоулках Старого города несложно запутаться. Поэтому везде висят карты с указанием того места, где сейчас находится человек.
Пока мы шли по тесным улочкам, дождь закончился, снова выглянуло солнце. Пройдя через металлоискатели (они есть на всех улицах, выходящих на Баркхор), мы очутились в Старом городе.
Как оказалось, мы вышли к задней стороне храма Джоканг.
Но задние дворы в Лхасе не менее интересны, чем главные входы. Например, к этому алтарю в стене подходят не только туристы. Для тибетцев это еще одно из мест поклонения.
Традиционные чашечки с водой — самый простой и не требующий сложных церемоний способ сделать подношение буддам. Иногда в чашечки наливают желтую шафранную воду, но в ее отсутствие подойдет и простая.
Прежде чем войти в буддийский храм, посетители стараются сделать хотя бы один полный обход вокруг него.
Как правило, при этом с помощью четок начитываются мантры.
Кое-кто предпочитает затратить на обхождение побольше времени, но получить при этом больше заслуг, делая простирания.
По пути встречаются различные объекты поклонения, например, этот обмотанный флажками лунгта столб — Древо жизни.
Тибетские бабушки не упускают возможности помолиться возле него.
Поскольку храм занимает целый квартал, 25 000 квадратных метров, на его обход уходит много времени, и пожилые люди могут отдохнуть, прежде чем продолжить путь.
Наконец мы оказались перед входом в храм и были готовы к осмотру. Джоканг является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Присвоенная китайцами категория 4А свидетельствует о его большой важности. Это очень высокая категория. К примеру, 5А в Китае имеют такие памятники, как Запретный дворец в Пекине или Великая стена.
Но для простых людей Джоканг важен по другим причинам. Его можно назвать духовным сердцем Лхасы. Западные люди более наслышаны о Потале, дворце Далай-лам. Но на самом деле вход в Поталу простым людям был запрещен. А вот Джоканг — это место, куда мог прийти любой тибетец.
Стены внутри храма расписаны очень красивыми старинными фресками.
На потолках — мандалы будд.
Джоканг начал строить в 639 году знаменитый царь Сонгцен Гампо. Его жена, китайская принцесса Вэньчэн, с помощью тибетской геомантии «саче» (хотя, скорее, это был китайский фэншуй) нашла самое правильное место в долине. Принцесса представила долину в виде тела огромной демоницы, и Потала оказалась в ее сердце, а на месте ее гениталий располагалось озеро. Чтобы обезвредить злое воздействие этой демоницы, царь приказал построить храм прямо на этом месте.
Скорее всего, прежде чем возвели храм, озеро было осушено. Но наш гид уверял, что храм построили на специальных балках прямо над озером. Еще совсем недавно, когда он был ребенком, вместе с друзьями они бегали сюда послушать через специальное слуховое отверстие, как внизу плещется вода. Как доказательство, он показал нам это отверстие. Но сегодня оно засыпано песком, и ничего не слышно.
В храме много чудесных скульптур. Жаль, что на групповое посещение иностранцам отводится всего один час. Из них всего 20 минут на осмотр галереи тысячи будд. За это время все посмотреть невозможно.
На съемки золотой крыши у вас останется тоже ровно 20 минут.
С крыши открывается вид на площадь перед храмом и виден дворец Потала.
Изначально храм строился в индийском стиле, похожим на индийскую вихару. Но со временем он претерпел многочисленные расширения, разрушения (при монголах и в часы культурной революции) и, соответственно, реконструкции.
Сейчас Джоканг представляет собой смесь из индийского, непальского, китайского и собственно тибетского стилей. Хотя формально он относится к школе Гелуг, посещают его представители всех других школ и даже последователи религии Бон. Это действительно духовный центр Лхасы.
Когда положенное на осмотр время вышло, мы с сожалением покинули храм.
Однако нас ждала еще прогулка по современным районам города и экскурсия по Потале.
В принципе, китайские власти многое делают для того, чтобы город выглядел современным. Повсюду можно увидеть светофоры, регулирующие движение дорожные знаки (хотя местные водители далеко не всегда им следуют).
Гулять по пешеходным улицам тоже приятно. Туристы любят фотографироваться верхом на этом яке.
Кругом чистота и порядок. То тут, то там мелькают уборщики, заботящиеся о своем городе.
Есть даже прокат велосипедов! Чем не Европа?
Бакоматы тоже встречаются на каждом углу. Воспользоваться ими сложно из-за отсутствия английских надписей. В любом случае единственный банк, в котором иностранцы имеют право поменять деньги, — это Народный банк Китая, благо отделений этого банка по городу мы встретили штук пять.
Пройдя по чистому подземному переходу, пол которого был выложен традиционным узором «вечный узел», который иногда как-то непочтительно называют «кишки будды», мы вышли к следующей цели нашей экскурсии — дворцу Потала.
О том, какие впечатления оставил у нас этот величественный комплекс, читайте в следующем выпуске.
Отметив День рождения Будды, на следующее утро мы выехали в Лхасу. Миновав пару перевалов, мы сделали остановку у священного озера Ямдрок-цхо. Чуть позже мы пересекли реку Ярлунг (которую в Индии называют Брахмапутрой) и въехали в Лхасу.
(Всего 44 фото)
Сегодня Лхаса — вполне современный город с развитой инфраструктурой и коммуникациями.
Улицы новых районов широкие, много общественного транспорта и машин, хотя попадаются и рикши.
Единственное, что отличает Лхасу от европейских городов, — ее «восточный» колорит.
Мы заселились в небольшой гостинице на тихой улочке в юго-восточной части Лхасы. Главным достоинством гостиницы было ее расположение — рядом со старым центром Лхасы, районом Баркхор.
Вид из номера гостиницы. Прямо под окнами расположился овощной рынок.
У местных мусульман-уйгуров, которых китайские власти переселяют из соседнего с Тибетом Синьцзян-Уйгурского автономного района с целью разбавить местное население, можно попробовать вкусные шашлычки из овощей, грибов или мяса. Все дешево, по 3-5 юаней за шпажку. Рядом с продавцом есть скамеечка, сидя на которой можно все это съесть. Но увидев, что мы достаем бутылочку пива «Лхаса», хозяин запротестовал. Они мусульмане, алкоголь запрещен…
На следующее утро, несмотря на дождь (впервые за всю поездку), мы отправились на экскурсию.
Старая Лхаса прекрасна.
Вообще, в закоулках Старого города несложно запутаться. Поэтому везде висят карты с указанием того места, где сейчас находится человек.
Пока мы шли по тесным улочкам, дождь закончился, снова выглянуло солнце. Пройдя через металлоискатели (они есть на всех улицах, выходящих на Баркхор), мы очутились в Старом городе.
Как оказалось, мы вышли к задней стороне храма Джоканг.
Но задние дворы в Лхасе не менее интересны, чем главные входы. Например, к этому алтарю в стене подходят не только туристы. Для тибетцев это еще одно из мест поклонения.
Традиционные чашечки с водой — самый простой и не требующий сложных церемоний способ сделать подношение буддам. Иногда в чашечки наливают желтую шафранную воду, но в ее отсутствие подойдет и простая.
Прежде чем войти в буддийский храм, посетители стараются сделать хотя бы один полный обход вокруг него.
Как правило, при этом с помощью четок начитываются мантры.
Кое-кто предпочитает затратить на обхождение побольше времени, но получить при этом больше заслуг, делая простирания.
По пути встречаются различные объекты поклонения, например, этот обмотанный флажками лунгта столб — Древо жизни.
Тибетские бабушки не упускают возможности помолиться возле него.
Поскольку храм занимает целый квартал, 25 000 квадратных метров, на его обход уходит много времени, и пожилые люди могут отдохнуть, прежде чем продолжить путь.
Наконец мы оказались перед входом в храм и были готовы к осмотру. Джоканг является охраняемым объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Присвоенная китайцами категория 4А свидетельствует о его большой важности. Это очень высокая категория. К примеру, 5А в Китае имеют такие памятники, как Запретный дворец в Пекине или Великая стена.
Но для простых людей Джоканг важен по другим причинам. Его можно назвать духовным сердцем Лхасы. Западные люди более наслышаны о Потале, дворце Далай-лам. Но на самом деле вход в Поталу простым людям был запрещен. А вот Джоканг — это место, куда мог прийти любой тибетец.
Стены внутри храма расписаны очень красивыми старинными фресками.
На потолках — мандалы будд.
Джоканг начал строить в 639 году знаменитый царь Сонгцен Гампо. Его жена, китайская принцесса Вэньчэн, с помощью тибетской геомантии «саче» (хотя, скорее, это был китайский фэншуй) нашла самое правильное место в долине. Принцесса представила долину в виде тела огромной демоницы, и Потала оказалась в ее сердце, а на месте ее гениталий располагалось озеро. Чтобы обезвредить злое воздействие этой демоницы, царь приказал построить храм прямо на этом месте.
Скорее всего, прежде чем возвели храм, озеро было осушено. Но наш гид уверял, что храм построили на специальных балках прямо над озером. Еще совсем недавно, когда он был ребенком, вместе с друзьями они бегали сюда послушать через специальное слуховое отверстие, как внизу плещется вода. Как доказательство, он показал нам это отверстие. Но сегодня оно засыпано песком, и ничего не слышно.
В храме много чудесных скульптур. Жаль, что на групповое посещение иностранцам отводится всего один час. Из них всего 20 минут на осмотр галереи тысячи будд. За это время все посмотреть невозможно.
На съемки золотой крыши у вас останется тоже ровно 20 минут.
С крыши открывается вид на площадь перед храмом и виден дворец Потала.
Изначально храм строился в индийском стиле, похожим на индийскую вихару. Но со временем он претерпел многочисленные расширения, разрушения (при монголах и в часы культурной революции) и, соответственно, реконструкции.
Сейчас Джоканг представляет собой смесь из индийского, непальского, китайского и собственно тибетского стилей. Хотя формально он относится к школе Гелуг, посещают его представители всех других школ и даже последователи религии Бон. Это действительно духовный центр Лхасы.
Когда положенное на осмотр время вышло, мы с сожалением покинули храм.
Однако нас ждала еще прогулка по современным районам города и экскурсия по Потале.
В принципе, китайские власти многое делают для того, чтобы город выглядел современным. Повсюду можно увидеть светофоры, регулирующие движение дорожные знаки (хотя местные водители далеко не всегда им следуют).
Гулять по пешеходным улицам тоже приятно. Туристы любят фотографироваться верхом на этом яке.
Кругом чистота и порядок. То тут, то там мелькают уборщики, заботящиеся о своем городе.
Есть даже прокат велосипедов! Чем не Европа?
Бакоматы тоже встречаются на каждом углу. Воспользоваться ими сложно из-за отсутствия английских надписей. В любом случае единственный банк, в котором иностранцы имеют право поменять деньги, — это Народный банк Китая, благо отделений этого банка по городу мы встретили штук пять.
Пройдя по чистому подземному переходу, пол которого был выложен традиционным узором «вечный узел», который иногда как-то непочтительно называют «кишки будды», мы вышли к следующей цели нашей экскурсии — дворцу Потала.
О том, какие впечатления оставил у нас этот величественный комплекс, читайте в следующем выпуске.
Материал взят: Тут