Manandis
О методах чтения исторической информации нанесённой на поверхности археологических артефактов. ( 21 фото )
О методах чтения исторической информации нанесённой на поверхности археологических артефактов. (Часть 2.)
Вале́рий Алексе́евич Чуди́нов (род. 30 июня 1942, Москва) — советский и российский философ, специалист по философским вопросам естествознания.
heliograph.ruЕстествознание
Естествозна́ние — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.
С современной точки зрения, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое, при этом к естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных — от «естество», природа) явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество. В историческом контексте объединение понятий естествознание и естественные науки недопустимо, так как в период развития естествознания отдельные естественные науки ещё не сформировались.
Естествознание появилось более 3000 лет назад.
Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.
Доктор философских наук, профессор
Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь. Она восходит еще к античному периоду становления науки. Как уже отмечалось, первичное не-расчлененное знание о мире и человеке, накопленное в течение многих столетий развития первобытно-родового общества, было совокупностью эмпирических сведений, верований и мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. Изобретение письменности, развитие материального производства, разделение умственного и физического труда интенсифицировало накопление знаний.
Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии
Это привело к возникновению науки как теоретической системы знаний о мире, а затем - к дифференциации наук. Становление философии и конкретных естественных наук по их предмету и теоретическому содержанию исторически происходило более или менее одновременно и параллельно при постоянном взаимодействии друг с другом и непрерывном обмене концепциями. Уже в Древней Греции наряду с философскими концепциями мироздания и общества начали формироваться такие науки, как астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история, которые не считались философией.
terraoko.comНовое знакомство со старой античностью!
Вместе с этим происходило предметное самоопределение философии, которая все более сосредоточивалась на всеобщих проблемах бытия и познания.
Также известен как автор псевдонаучных теорий и публикаций в области древнерусской истории и лингвистики.
dokonline.comПалеонтологический крах теории эволюции (2007)
В данном случае хорошо и давно известная теория эволюции признана псевдонаучной.
Но являются ли теории и публикации В.А. Чудинова псевдонаучными? Только на основании заявлений авторитетных людей в официальной исторической науке России?
Как уже было сказано: "Основным методом исследований В. А. Чудинова является пристальное рассмотрение фотографий исторических изображений и предметов, изучение их мелких деталей для поиска скрытых или затёршихся от времени текстов. В. А. Чудинов обнаруживает надписи там, где остальные видят либо игру природы, либо чисто художественные несимметричные узоры. При этом прочитанные им надписи написаны, по словам Чудинова, либо «рунами Рода»
Рожаницы (суженицы, орисницы) — в славянской мифологии существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении. Обычно рожаниц трое. Известны преимущественно у южных славян. Отдельные упоминания о судженицах встречаются у чехов, словаков и в западноукраинских областях. У восточных славян упоминались в церковной обличительной литературе, направленной против язычников.
В болгарской традиции соотносились с Богородицей и двумя «сёстрами» — святой Петкой (Пятницей) и святой Неделей (Воскресеньем).
В средневековых русских поучениях против язычества вместе с Рожаницами также упоминается Род, с которым они выступали как покровители рода и податели судьбы потомкам.
Слависты конца XIX — начала XX века придерживались мнения, что Род — собственное имя забытого славянского бога. В 1970—1990-х годах в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым, Род становится главным славянским божеством. Однако, согласно большинству научных исследований, Род (как и рожаницы) являлся восточнославянским божеством или духом-покровителем рода и судьбы.
Пряха, прядущая белую нить у колыбели Богородицы.
Фрагмент с иконы «Рождество Богородицы», Украина XVI век.
(как утверждает Чудинов, это «народная протокириллица», напоминающая нынешний
гражданский шрифт,
«Геометриа славенски землемерие» — первая книга, набранная гражданским шрифтом
но обычно с чрезвычайной неровностью и лигатурами),
Узор с калужской вышивки. Из фондов Белгородского музея народной культуры.
либо «рунами Макоши» («жреческое слоговое письмо»),
руны Макоши
newsland.comВ.А. Чудинов - Подлинность книги Велеса [видео]
силлабарий которых,
(Слогово́е письмо́, иногда силлаби́ческое письмо́ (от греч. συλλαβή «слог») — вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно символ в слоговом письме представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним гласным.
В среднем слоговые азбуки (называемые также «силлабариями») насчитывают 80-120 символов.)
как утверждает В. А. Чудинов, он расшифровал в ходе своих исследований. ..."
"...Чудинов усматривает рунические надписи более чем на 3 тысячах археологических и других объектов. В их числе — древние святилища и священные камни,
Синий камень — древнее святилище мерян и славян
предметы культа и утварь античных и доантичных времен, грамоты,
«Грамота монастырю Хиландар», написана между 1200 и 1202 годами. Документ подтверждает право монастыря на владение землями, дарованными Стефаном Неманей и Стефаном Первовенчанным
христианские иконы первых веков и другие артефакты. Несколько раз был участником конфузов, когда расшифровывал якобы «славянские руны» на космических телах и предметах современного происхождения..."
Судя по объёму обработанной информации В.А. Чудиновым, поставленной под сомнение хоть и авторитетными людьми, но без проверки, вся она не может быть ложной.
Работы Чудинова, претендующие на открытия в области эпиграфики
runitsa.ruО находке Чёрного камня.
nadpisi-dr-rusi.livejournal.comДревнерусская эпиграфика. — LiveJournal
и палеографии,
syl.ruПонятие палеографии
не признаются научным сообществом. Специалисты причисляют его концепции к жанру
фолк-хистори.
forumn.ruGlittertind [норвежский Folk/Viking Metal]
pereformat.ruЖанры всякие нужны?
Выводы этих концепций Чудинова не основаны на научных методах работы с источниками, а его работы по истории и лингвистике в рецензируемых научных журналах не публиковались.
infourok.ruИсторические источники - это всё то, что может...
Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина палеография.
Пример палеографии по Чудинову в произведении "ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА. Очерк деполитизированной истории."
...при рассмотрении миниатюр Радзивилловской летописи на каждом рисунке обязательно содержался врисованный в него текст. Полагаю, что никаких исключений не будет представлять собой и миниатюра № 13. Таким образом, я перехожу к ее рассмотрению, разделив на две части, левую и правую. Сначала я рассматриваю левую часть (рис. 182).
Рис. 182. Левая сторона миниатюры № 13 Радзивилловской летописи и мое чтение надписей
Естественно, что наиболее информативна голова персонажа. Я начинаю с головы князя Вагрии. Читая с трудом различимые линии от трона за шапочкой, а затем и завитки волос, получаю текст: ХАН ВАГРИИ МИКОЛАЙ КРОДО. Итак, в Вагрии был не князь, но ХАН! Более того – это наш хороший знакомый Николай Кродо! Вот, оказывается, кто собирал дань со славян в 859 г. н. э.! Так что теперь мы получаем представление о годах его правления: середина IX в. н. э.
На уровне глаз можно прочитать надпись КТО ЯРА, нос, рот и борода дают текст: НАМ И МИРУ ЯВЛЯЛ КАК ПОМОРА. Из этого текста становится ясным, что Николай Кродо пропагандировал Яра не как бога войны и не как бога любви, а как бога всех поморов. Судя по надписям из самой Вагрии, в этом нет ничего удивительного.
Далее рассматриваем бочонок с медом. Надпись на нем читается сначала сверху вниз по левой стенке, затем – по правой, и только потом – в центре. Она гласит: ВАРЯГУ – ДАНЬ. Заметим, с каким почтением передается этот бочонок; видимо, дающий дань человек не испытывает никакой враждебности к тому, кто ее берет. А на его волосах тоже можно прочитать много интересных слов. Например: КНЯЗЬ РУРИК РУСИ ЯРИЛОВОЙ. Иными словами, Рюрик уже является князем, но не у нас (а мы помним, что на карте Евсевия нынешняя Россия называлась Русью Славян), а на Руси Яриловой. Из этого можно сделать вывод о том, что Вагрия и Варяжская Русь в IX в. н. э. представляли собой не одно, а два государства. Но если положение Вагрии мы определили, то с географией Руси Яра еще следует разобраться. Насколько можно себе представить, север Вагрии (остров Руян и приморскую часть страны) занимала Варяжская Русь, где жили пираты и князь Рюрик, тогда как к югу от нее простиралась Вагрия. И здесь уже правил не князь Рюрик, но хан. На первый взгляд не совсем ясно, почему-то Рюрик платил дань своему единоверцу и такому же русскому человеку Николаю Кродо. Однако все становится на свои места, если предположить, что дань была собрана именно варягами с ряда племен Восточной Европы и теперь передавалась князем Рюриком своим подданным в качестве княжеской поддержки.
Эпигра́фика (от др.-греч.ἐπιγραφή — надпись) — вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей и изображений на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Наскальное искусство - основной термин, принятый для обозначения изображений, нанесенных на поверхность валунов и скал или на стены пещер. Эти изображения выполнены в различной технике и соответственно именуются по-разному: пиктографы (росписи), петроглифы (выбитые многократными ударами каменного молотка по поверхности скалы, создающими множество точечных углублений, из которых складывается рисунок), гравировки (образованные идущим по контуру изображения желобком, получившимся от ударов молотком по долоту или иному подобному инструменту) или трафаретные рисунки (нанесенные путем набрызгивания краски поверх какого-либо предмета - зачастую человеческой руки, благодаря чему получалось «негативное» изображение). Наскальное искусство было распространено в разных регионах земного шара, особенно в Сахаре, Индии, Средиземноморье, Скандинавии и на западе Северной Америки; древнейшие его памятники появляются примерно 30 000 назад.
Собственно говоря, данная вспомогательная историческая дисциплина существует уже довольно давно в недрах археологической науки. Но обычно ее вклад в историографию не очень велик и ограничивается прочтением и комментированием какого-либо текста, нанесенного не на бумагу или пергамент, а на камни, металл, дерево, кость, стекло – более прочные материалы, которые могут сохранять надписи в течение столетий, а иногда и тысячелетий.
Пример Эпиграфики по Чудинову в произведении "ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА. Очерк деполитизированной истории.
У Г. С. Гриневича имеется и изображение этрусского бронзового шлема из добычи, взятой при Киме в 474 г. до н. э., с посвятительной надписью Гиерона Сиракузского [34, с. 308]. Г. С. Гриневич читает, как обычно, нечто невразумительное, например, ВЬИЯ ЙАВЪКАВЪДАЖИЕ И КАВУО ЩИ ЖИЕ КА(К) / НЕ А И ТЪВУОИ ЖУВОЙА А НЕ ВЪЖУИВЪИ / ТЪВОИ ДА И ТЪВОЙА АКА АПО ВЪ НЕВО [34, с. 203], что, оказывается, означает: И КОГО ЗАЩИЩУ ЖЕ, КАК НЕ Я, И ТВОИ ЖИВЫЕ, А НЕ МЕРТВЫЕ (?) ТВОИ, ДА И ТВОЯ КАКАЯ НАДЕЖДА НА НЕГО [34, с. 204]. Странная, выхваченная из контекста фраза, кусок ответа кого-то кому-то. Кто этот ТЫ, к которому обращается владелец шлема? На кого надежда, кто этот ОН? Почему у собеседника следует спрашивать, кого защищать? На эти вопросы нет ответа и у самого исследователя, он лишь замечает, что «с этой надписью предстоит еще работать» [34, с. 204]. Иными словами, Г. С. Гриневич нам продемонстрировал эпиграфический полуфабрикат.
Рис. 3. Бронзовый шлем из Кима и чтение его надписи Г. С. Гриневичем и мною
Разумеется, я, как обычно, читаю иначе. Развернув надпись в противоположном направлении, читаю: НЕ МНОГИЕ (реверс: написано МОНИГЕ) ДО НОРИ (реверс: написано ДО НОИР) ШЛИ (реверс: написано ЛИШ). Вторая строка: ЙО ИЗ СИРАКУЗ (реверс: написано ИС как О, далее КАРУЗ) ОТ ЙА, КТО (буквы ТО написаны бустрофедоном строкой ниже). Третью строку следует читать слева направо: ИДИТ В РАЙ НА ПОКУЙ (буква Y в качестве Й скорее угадывается в самом конце строки на закруглении шлема). Итак, весь текст выглядит так: НЕ МНОГИЕ ДО НОРИ(КА) (ДО) ШЛИ. ЙО ИЗ СИРАКУЗ ОТ ЙА, КТО ИДИТ В РАЙ НА ПОКУЙ. Перевод совершенно не затруднителен: НЕ МНОГИЕ ДОШЛИ ДО НОРИ(КА). Я – ИЗ СИРАКУЗ, ОТ ТЕХ, КТО ИДЕТ В РАЙ НА ПОКОЙ. К особенностям сиракузского диалекта относится произношение личного местоимения Я (ЙА) как ЙО. Такая норма установится позже в испанском и итальянском языках. Напротив, личное местоимение ТЕ и родительный падеж от него в данном примере соответствует древнерусскому личному местоимению множественного числа Я (с родительным тоже Я), что и соответствует записи ЙА. Слово ИДЕТ у этрусков пишется как ИДИТ, слово ПОКОЙ – как ПОКУЙ, так это слово произносится в польском. На 16 явных слов имеется несколько неявных. Наверху шлема чуть выше блика можно прочитать слова ЛАГЕРЬ НОРИК. Чуть ниже читаются слова ОКОЛО ХРАМА МАРЕ. Еще ниже написано слово (Г)ЕРОИКА. А внизу шлема, почти у нижней кромки фрагмента, можно прочитать слова ЮНЫЙ ВОЯКА. Так что юный сицилиец находился в лагере в Норике (нынешней Словении), на самом севере Италии.
На мой взгляд, все слова предельно ясны, и работать с этим текстом далее нет смысла...."
Мне посчастливилось обнаружить, что помимо очень редких крупных надписей существовали более мелкие, малозаметные, стилизованные под орнамент или даже вовсе являющиеся деталями рисунка буквы, из которых можно вычитать короткие, но исключительно важные тексты. Таких надписей на несколько порядков больше, чем крупных, и они дают подчас бесценную историческую информацию. Именно на них я и строю данное исследование.
МИКРОЭПИГРАФИКА - как принципиально новый метод.
Каждая наука рано или поздно переходит с исследования объекта обычного размера на микроуровень. Первой на рубеже XVIII-XIX веков перешла биология, когда стала рассматривать биологические объекты под микроскопом. Выяснилось, что все известные и видимые невооруженным глазом объекты состоят из микрообъектов, которые были названы клетками. А большинство болезнетворных паразитов – это микрообъекты другого рода: клетки, бактерии, вирусы. Однако микробиология остановилась бы в своём развитии, если бы не была решена другая проблема – различения клеток организма и тел болезнетворных микрочастиц. Для повышения контраста был применены различные способы окрашивания, ибо все тела под микроскопом выглядят одинаково полупрозрачными.
Примерно так же развивалась и Микроэпиграфика. Она является продолжением науки эпиграфики. «Эпиграфика (от греч. επιγραφ? — надпись) — вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формынадписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом» (Википедия). Микроэпиграфика, как это следует из названия, переходит к рассмотрению малых и мельчайших надписей.
Само название МИКРОЭПИГРАФИКА подразумевает, что в этой науке одним из основных инструментов является МИКРОСКОП - часто использемый не только микробиологами но и криминалистами. Методы КРИМИНАЛИСТИКИ при исследовании артефактов и использованы профессором В.А. Чудиновым и при этом мелкие, малозаметные, стилизованные под орнамент или даже вовсе являющиеся деталями рисунка буквы, из которых можно вычитать короткие, но исключительно важные тексты. Таких надписей на несколько порядков больше, чем крупных, и они дают бесценную историографическую и историческую информацию.
Микроскопы в археологии
Многие русские философы считали, что, только зная прошедшее, можно объяснить настоящее и открыть для себя будущее. Ответы на различные вопросы, интересующие человечество, чаще всего ищут в прошлом, а науки, направленные на изучение развития тех или иных областей человеческой деятельности, актуальны и популярны. Археология - одна из таких наук. Поиск и исследование археологических объектов, на основе которого делаются исторические выводы, помогают восполнить пробелы в прошлом.
Для извлечения большего количества информации в процессе исследований материальных свидетельств специалисты и археологи-любители используют в работе микроскопы. Объектами исследований здесь становятся артефакты (или предметы, сотворенные и обработанные людьми), биологические остатки (пищевые и технические отходы, экофакты и проч.), а также образцы различных отложений (геологические, почвенные и др.).
Для визуального анализа и последующего описания находок археологи применяют стереомикроскопы. С помощью них удобно наблюдать крупные объекты: например, необработанные кости, монеты, гильзы, оружие, элементы посуды и других предметов быта. Кроме того, данные инструменты используются для изучения раковин земляных улиток, панцирей насекомых и прочих биологических остатков. Из стереомикроскопов торговой марки "Альтами" археологи выбирают для своей работы Альтами СМ0745 - это надежный и экономичный вариант, который подойдет как для специалистов, так и для любителей археологии, а также Альтами СПМ0880 - стереоскопический микроскоп исследовательского класса, подходящий для использования в учебных заведениях (например, для занятий в археологических институтах).
Для изучения внутренней структуры найденных материалов, шлифов орудий труда, драгоценностей, волокон различных тканей, волос и прочего используют металлографические и поляризационные микроскопы. Здесь можно выделить Альтами МЕТ 1С - это инвертированный металлографический микроскоп, удобный для проведения анализа крупных объектов: наблюдательная часть прибора находится под исследуемыми объектами, благодаря чему инструмент предоставляет достаточное рабочее расстояние. Поляризационный микроскоп Альтами ПОЛАР 3, в свою очередь, используют для исследования проб почвы и грунта, драгоценных камней, кристаллов, сыпучих предметов и т.д.
С помощью цифровых моделей микроскопов "Альтами" и специального программного обеспечения Altami Studio можно выводить изображения наблюдаемых археологических объектов, получаемые с прибора, на экран монитора или проектора, что удобно при демонстрации результатов исследований, а также улучшать качество данных изображений, применяя методы цифровой обработки.
Занятия археологией интересны и дают представление о временах прошедших и о ходе истории в целом, но только качественные приборы, используемые в труде археологами, предоставят возможность получения максимально достоверной информации и сделают работу специалистов не просто качественной, но удобной и благодарной.
Вале́рий Алексе́евич Чуди́нов (род. 30 июня 1942, Москва) — советский и российский философ, специалист по философским вопросам естествознания.
heliograph.ruЕстествознание
Естествозна́ние — совокупность знаний о природных объектах, явлениях и процессах. Естествознание возникло до образования отдельных естественных наук. Оно активно развивалось в XVII—XIX веках. Учёных, занимавшихся естествознанием или накоплением первичных знаний о природе, называли естествоиспытателями.
С современной точки зрения, естествознание — область науки, включающая совокупность естественных наук, взятых как целое, при этом к естественным наукам относят разделы науки, отвечающие за изучение природных (естественных — от «естество», природа) явлений, в отличие от гуманитарных и социальных наук, изучающих человеческое общество. В историческом контексте объединение понятий естествознание и естественные науки недопустимо, так как в период развития естествознания отдельные естественные науки ещё не сформировались.
Естествознание появилось более 3000 лет назад.
Тогда не было разделения на физику, биологию, географию. Науками занимались философы. С развитием торговли и мореплавания началось развитие географии, а с развитием техники — развитие физики, химии.
Доктор философских наук, профессор
Между философией и естествознанием всегда существовала тесная взаимосвязь. Она восходит еще к античному периоду становления науки. Как уже отмечалось, первичное не-расчлененное знание о мире и человеке, накопленное в течение многих столетий развития первобытно-родового общества, было совокупностью эмпирических сведений, верований и мифов, устно передававшихся от поколения к поколению. Изобретение письменности, развитие материального производства, разделение умственного и физического труда интенсифицировало накопление знаний.
Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии
Это привело к возникновению науки как теоретической системы знаний о мире, а затем - к дифференциации наук. Становление философии и конкретных естественных наук по их предмету и теоретическому содержанию исторически происходило более или менее одновременно и параллельно при постоянном взаимодействии друг с другом и непрерывном обмене концепциями. Уже в Древней Греции наряду с философскими концепциями мироздания и общества начали формироваться такие науки, как астрономия, арифметика, геометрия, география, медицина, история, которые не считались философией.
terraoko.comНовое знакомство со старой античностью!
Вместе с этим происходило предметное самоопределение философии, которая все более сосредоточивалась на всеобщих проблемах бытия и познания.
Также известен как автор псевдонаучных теорий и публикаций в области древнерусской истории и лингвистики.
dokonline.comПалеонтологический крах теории эволюции (2007)
В данном случае хорошо и давно известная теория эволюции признана псевдонаучной.
Но являются ли теории и публикации В.А. Чудинова псевдонаучными? Только на основании заявлений авторитетных людей в официальной исторической науке России?
Как уже было сказано: "Основным методом исследований В. А. Чудинова является пристальное рассмотрение фотографий исторических изображений и предметов, изучение их мелких деталей для поиска скрытых или затёршихся от времени текстов. В. А. Чудинов обнаруживает надписи там, где остальные видят либо игру природы, либо чисто художественные несимметричные узоры. При этом прочитанные им надписи написаны, по словам Чудинова, либо «рунами Рода»
Рожаницы (суженицы, орисницы) — в славянской мифологии существа женского пола, определяющие судьбу ребёнка при рождении. Обычно рожаниц трое. Известны преимущественно у южных славян. Отдельные упоминания о судженицах встречаются у чехов, словаков и в западноукраинских областях. У восточных славян упоминались в церковной обличительной литературе, направленной против язычников.
В болгарской традиции соотносились с Богородицей и двумя «сёстрами» — святой Петкой (Пятницей) и святой Неделей (Воскресеньем).
В средневековых русских поучениях против язычества вместе с Рожаницами также упоминается Род, с которым они выступали как покровители рода и податели судьбы потомкам.
Слависты конца XIX — начала XX века придерживались мнения, что Род — собственное имя забытого славянского бога. В 1970—1990-х годах в реконструкции пантеона, предложенной Б. А. Рыбаковым, Род становится главным славянским божеством. Однако, согласно большинству научных исследований, Род (как и рожаницы) являлся восточнославянским божеством или духом-покровителем рода и судьбы.
Пряха, прядущая белую нить у колыбели Богородицы.
Фрагмент с иконы «Рождество Богородицы», Украина XVI век.
(как утверждает Чудинов, это «народная протокириллица», напоминающая нынешний
гражданский шрифт,
«Геометриа славенски землемерие» — первая книга, набранная гражданским шрифтом
но обычно с чрезвычайной неровностью и лигатурами),
Узор с калужской вышивки. Из фондов Белгородского музея народной культуры.
либо «рунами Макоши» («жреческое слоговое письмо»),
руны Макоши
newsland.comВ.А. Чудинов - Подлинность книги Велеса [видео]
силлабарий которых,
(Слогово́е письмо́, иногда силлаби́ческое письмо́ (от греч. συλλαβή «слог») — вид фонетической письменности, знаки которой обозначают отдельные слоги. Обычно символ в слоговом письме представляет собой факультативный согласный звук со следующим за ним гласным.
В среднем слоговые азбуки (называемые также «силлабариями») насчитывают 80-120 символов.)
как утверждает В. А. Чудинов, он расшифровал в ходе своих исследований. ..."
"...Чудинов усматривает рунические надписи более чем на 3 тысячах археологических и других объектов. В их числе — древние святилища и священные камни,
Синий камень — древнее святилище мерян и славян
предметы культа и утварь античных и доантичных времен, грамоты,
«Грамота монастырю Хиландар», написана между 1200 и 1202 годами. Документ подтверждает право монастыря на владение землями, дарованными Стефаном Неманей и Стефаном Первовенчанным
христианские иконы первых веков и другие артефакты. Несколько раз был участником конфузов, когда расшифровывал якобы «славянские руны» на космических телах и предметах современного происхождения..."
Судя по объёму обработанной информации В.А. Чудиновым, поставленной под сомнение хоть и авторитетными людьми, но без проверки, вся она не может быть ложной.
Работы Чудинова, претендующие на открытия в области эпиграфики
runitsa.ruО находке Чёрного камня.
nadpisi-dr-rusi.livejournal.comДревнерусская эпиграфика. — LiveJournal
и палеографии,
syl.ruПонятие палеографии
не признаются научным сообществом. Специалисты причисляют его концепции к жанру
фолк-хистори.
forumn.ruGlittertind [норвежский Folk/Viking Metal]
pereformat.ruЖанры всякие нужны?
Выводы этих концепций Чудинова не основаны на научных методах работы с источниками, а его работы по истории и лингвистике в рецензируемых научных журналах не публиковались.
infourok.ruИсторические источники - это всё то, что может...
Изучением древнего письма, сделанного преимущественно чернилами, занимается отдельная дисциплина палеография.
Пример палеографии по Чудинову в произведении "ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА. Очерк деполитизированной истории."
...при рассмотрении миниатюр Радзивилловской летописи на каждом рисунке обязательно содержался врисованный в него текст. Полагаю, что никаких исключений не будет представлять собой и миниатюра № 13. Таким образом, я перехожу к ее рассмотрению, разделив на две части, левую и правую. Сначала я рассматриваю левую часть (рис. 182).
Рис. 182. Левая сторона миниатюры № 13 Радзивилловской летописи и мое чтение надписей
Естественно, что наиболее информативна голова персонажа. Я начинаю с головы князя Вагрии. Читая с трудом различимые линии от трона за шапочкой, а затем и завитки волос, получаю текст: ХАН ВАГРИИ МИКОЛАЙ КРОДО. Итак, в Вагрии был не князь, но ХАН! Более того – это наш хороший знакомый Николай Кродо! Вот, оказывается, кто собирал дань со славян в 859 г. н. э.! Так что теперь мы получаем представление о годах его правления: середина IX в. н. э.
На уровне глаз можно прочитать надпись КТО ЯРА, нос, рот и борода дают текст: НАМ И МИРУ ЯВЛЯЛ КАК ПОМОРА. Из этого текста становится ясным, что Николай Кродо пропагандировал Яра не как бога войны и не как бога любви, а как бога всех поморов. Судя по надписям из самой Вагрии, в этом нет ничего удивительного.
Далее рассматриваем бочонок с медом. Надпись на нем читается сначала сверху вниз по левой стенке, затем – по правой, и только потом – в центре. Она гласит: ВАРЯГУ – ДАНЬ. Заметим, с каким почтением передается этот бочонок; видимо, дающий дань человек не испытывает никакой враждебности к тому, кто ее берет. А на его волосах тоже можно прочитать много интересных слов. Например: КНЯЗЬ РУРИК РУСИ ЯРИЛОВОЙ. Иными словами, Рюрик уже является князем, но не у нас (а мы помним, что на карте Евсевия нынешняя Россия называлась Русью Славян), а на Руси Яриловой. Из этого можно сделать вывод о том, что Вагрия и Варяжская Русь в IX в. н. э. представляли собой не одно, а два государства. Но если положение Вагрии мы определили, то с географией Руси Яра еще следует разобраться. Насколько можно себе представить, север Вагрии (остров Руян и приморскую часть страны) занимала Варяжская Русь, где жили пираты и князь Рюрик, тогда как к югу от нее простиралась Вагрия. И здесь уже правил не князь Рюрик, но хан. На первый взгляд не совсем ясно, почему-то Рюрик платил дань своему единоверцу и такому же русскому человеку Николаю Кродо. Однако все становится на свои места, если предположить, что дань была собрана именно варягами с ряда племен Восточной Европы и теперь передавалась князем Рюриком своим подданным в качестве княжеской поддержки.
Эпигра́фика (от др.-греч.ἐπιγραφή — надпись) — вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формы надписей и изображений на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом. Наскальное искусство - основной термин, принятый для обозначения изображений, нанесенных на поверхность валунов и скал или на стены пещер. Эти изображения выполнены в различной технике и соответственно именуются по-разному: пиктографы (росписи), петроглифы (выбитые многократными ударами каменного молотка по поверхности скалы, создающими множество точечных углублений, из которых складывается рисунок), гравировки (образованные идущим по контуру изображения желобком, получившимся от ударов молотком по долоту или иному подобному инструменту) или трафаретные рисунки (нанесенные путем набрызгивания краски поверх какого-либо предмета - зачастую человеческой руки, благодаря чему получалось «негативное» изображение). Наскальное искусство было распространено в разных регионах земного шара, особенно в Сахаре, Индии, Средиземноморье, Скандинавии и на западе Северной Америки; древнейшие его памятники появляются примерно 30 000 назад.
Собственно говоря, данная вспомогательная историческая дисциплина существует уже довольно давно в недрах археологической науки. Но обычно ее вклад в историографию не очень велик и ограничивается прочтением и комментированием какого-либо текста, нанесенного не на бумагу или пергамент, а на камни, металл, дерево, кость, стекло – более прочные материалы, которые могут сохранять надписи в течение столетий, а иногда и тысячелетий.
Пример Эпиграфики по Чудинову в произведении "ВАГРИЯ. ВАРЯГИ РУСИ ЯРА. Очерк деполитизированной истории.
У Г. С. Гриневича имеется и изображение этрусского бронзового шлема из добычи, взятой при Киме в 474 г. до н. э., с посвятительной надписью Гиерона Сиракузского [34, с. 308]. Г. С. Гриневич читает, как обычно, нечто невразумительное, например, ВЬИЯ ЙАВЪКАВЪДАЖИЕ И КАВУО ЩИ ЖИЕ КА(К) / НЕ А И ТЪВУОИ ЖУВОЙА А НЕ ВЪЖУИВЪИ / ТЪВОИ ДА И ТЪВОЙА АКА АПО ВЪ НЕВО [34, с. 203], что, оказывается, означает: И КОГО ЗАЩИЩУ ЖЕ, КАК НЕ Я, И ТВОИ ЖИВЫЕ, А НЕ МЕРТВЫЕ (?) ТВОИ, ДА И ТВОЯ КАКАЯ НАДЕЖДА НА НЕГО [34, с. 204]. Странная, выхваченная из контекста фраза, кусок ответа кого-то кому-то. Кто этот ТЫ, к которому обращается владелец шлема? На кого надежда, кто этот ОН? Почему у собеседника следует спрашивать, кого защищать? На эти вопросы нет ответа и у самого исследователя, он лишь замечает, что «с этой надписью предстоит еще работать» [34, с. 204]. Иными словами, Г. С. Гриневич нам продемонстрировал эпиграфический полуфабрикат.
Рис. 3. Бронзовый шлем из Кима и чтение его надписи Г. С. Гриневичем и мною
Разумеется, я, как обычно, читаю иначе. Развернув надпись в противоположном направлении, читаю: НЕ МНОГИЕ (реверс: написано МОНИГЕ) ДО НОРИ (реверс: написано ДО НОИР) ШЛИ (реверс: написано ЛИШ). Вторая строка: ЙО ИЗ СИРАКУЗ (реверс: написано ИС как О, далее КАРУЗ) ОТ ЙА, КТО (буквы ТО написаны бустрофедоном строкой ниже). Третью строку следует читать слева направо: ИДИТ В РАЙ НА ПОКУЙ (буква Y в качестве Й скорее угадывается в самом конце строки на закруглении шлема). Итак, весь текст выглядит так: НЕ МНОГИЕ ДО НОРИ(КА) (ДО) ШЛИ. ЙО ИЗ СИРАКУЗ ОТ ЙА, КТО ИДИТ В РАЙ НА ПОКУЙ. Перевод совершенно не затруднителен: НЕ МНОГИЕ ДОШЛИ ДО НОРИ(КА). Я – ИЗ СИРАКУЗ, ОТ ТЕХ, КТО ИДЕТ В РАЙ НА ПОКОЙ. К особенностям сиракузского диалекта относится произношение личного местоимения Я (ЙА) как ЙО. Такая норма установится позже в испанском и итальянском языках. Напротив, личное местоимение ТЕ и родительный падеж от него в данном примере соответствует древнерусскому личному местоимению множественного числа Я (с родительным тоже Я), что и соответствует записи ЙА. Слово ИДЕТ у этрусков пишется как ИДИТ, слово ПОКОЙ – как ПОКУЙ, так это слово произносится в польском. На 16 явных слов имеется несколько неявных. Наверху шлема чуть выше блика можно прочитать слова ЛАГЕРЬ НОРИК. Чуть ниже читаются слова ОКОЛО ХРАМА МАРЕ. Еще ниже написано слово (Г)ЕРОИКА. А внизу шлема, почти у нижней кромки фрагмента, можно прочитать слова ЮНЫЙ ВОЯКА. Так что юный сицилиец находился в лагере в Норике (нынешней Словении), на самом севере Италии.
На мой взгляд, все слова предельно ясны, и работать с этим текстом далее нет смысла...."
Мне посчастливилось обнаружить, что помимо очень редких крупных надписей существовали более мелкие, малозаметные, стилизованные под орнамент или даже вовсе являющиеся деталями рисунка буквы, из которых можно вычитать короткие, но исключительно важные тексты. Таких надписей на несколько порядков больше, чем крупных, и они дают подчас бесценную историческую информацию. Именно на них я и строю данное исследование.
МИКРОЭПИГРАФИКА - как принципиально новый метод.
Каждая наука рано или поздно переходит с исследования объекта обычного размера на микроуровень. Первой на рубеже XVIII-XIX веков перешла биология, когда стала рассматривать биологические объекты под микроскопом. Выяснилось, что все известные и видимые невооруженным глазом объекты состоят из микрообъектов, которые были названы клетками. А большинство болезнетворных паразитов – это микрообъекты другого рода: клетки, бактерии, вирусы. Однако микробиология остановилась бы в своём развитии, если бы не была решена другая проблема – различения клеток организма и тел болезнетворных микрочастиц. Для повышения контраста был применены различные способы окрашивания, ибо все тела под микроскопом выглядят одинаково полупрозрачными.
Примерно так же развивалась и Микроэпиграфика. Она является продолжением науки эпиграфики. «Эпиграфика (от греч. επιγραφ? — надпись) — вспомогательная историческая дисциплина (прикладная историческая и филологическая дисциплина), изучающая содержание и формынадписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.) и классифицирующая их в соответствии с их временным и культурным контекстом» (Википедия). Микроэпиграфика, как это следует из названия, переходит к рассмотрению малых и мельчайших надписей.
Само название МИКРОЭПИГРАФИКА подразумевает, что в этой науке одним из основных инструментов является МИКРОСКОП - часто использемый не только микробиологами но и криминалистами. Методы КРИМИНАЛИСТИКИ при исследовании артефактов и использованы профессором В.А. Чудиновым и при этом мелкие, малозаметные, стилизованные под орнамент или даже вовсе являющиеся деталями рисунка буквы, из которых можно вычитать короткие, но исключительно важные тексты. Таких надписей на несколько порядков больше, чем крупных, и они дают бесценную историографическую и историческую информацию.
Микроскопы в археологии
Многие русские философы считали, что, только зная прошедшее, можно объяснить настоящее и открыть для себя будущее. Ответы на различные вопросы, интересующие человечество, чаще всего ищут в прошлом, а науки, направленные на изучение развития тех или иных областей человеческой деятельности, актуальны и популярны. Археология - одна из таких наук. Поиск и исследование археологических объектов, на основе которого делаются исторические выводы, помогают восполнить пробелы в прошлом.
Для извлечения большего количества информации в процессе исследований материальных свидетельств специалисты и археологи-любители используют в работе микроскопы. Объектами исследований здесь становятся артефакты (или предметы, сотворенные и обработанные людьми), биологические остатки (пищевые и технические отходы, экофакты и проч.), а также образцы различных отложений (геологические, почвенные и др.).
Для визуального анализа и последующего описания находок археологи применяют стереомикроскопы. С помощью них удобно наблюдать крупные объекты: например, необработанные кости, монеты, гильзы, оружие, элементы посуды и других предметов быта. Кроме того, данные инструменты используются для изучения раковин земляных улиток, панцирей насекомых и прочих биологических остатков. Из стереомикроскопов торговой марки "Альтами" археологи выбирают для своей работы Альтами СМ0745 - это надежный и экономичный вариант, который подойдет как для специалистов, так и для любителей археологии, а также Альтами СПМ0880 - стереоскопический микроскоп исследовательского класса, подходящий для использования в учебных заведениях (например, для занятий в археологических институтах).
Для изучения внутренней структуры найденных материалов, шлифов орудий труда, драгоценностей, волокон различных тканей, волос и прочего используют металлографические и поляризационные микроскопы. Здесь можно выделить Альтами МЕТ 1С - это инвертированный металлографический микроскоп, удобный для проведения анализа крупных объектов: наблюдательная часть прибора находится под исследуемыми объектами, благодаря чему инструмент предоставляет достаточное рабочее расстояние. Поляризационный микроскоп Альтами ПОЛАР 3, в свою очередь, используют для исследования проб почвы и грунта, драгоценных камней, кристаллов, сыпучих предметов и т.д.
С помощью цифровых моделей микроскопов "Альтами" и специального программного обеспечения Altami Studio можно выводить изображения наблюдаемых археологических объектов, получаемые с прибора, на экран монитора или проектора, что удобно при демонстрации результатов исследований, а также улучшать качество данных изображений, применяя методы цифровой обработки.
Занятия археологией интересны и дают представление о временах прошедших и о ходе истории в целом, но только качественные приборы, используемые в труде археологами, предоставят возможность получения максимально достоверной информации и сделают работу специалистов не просто качественной, но удобной и благодарной.
Взято: Тут
905