Elenita
Мужской шовинизм в христианстве ( 1 фото )
«Баба – дура не потому, что – дура. А потому, что – баба». Таких унизительных для женщины поговорок в нашей языковой культуре существует довольно много. Оправдывая такой мужской шовинизм, его сторонники зачастую ссылаются на традиционный уклад патриархального общества и даже на учение Церкви.
Мы решили взять три поговорки подобного рода и посмотреть – что же на самом деле говорили святые отцы Церкви по озвученным в этих поговорках вопросам.
«Курица не птица, баба не человек»
Святой Григорий Турский в труде “История франков” упоминает любопытное обсуждение этой темы на Маконском соборе 585 года, собравшем иерархов Бургундии: «…поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком. Однако после того как он получил от епископов разъяснение, он успокоился. Ибо Священное Писание Ветхого Завета это поясняет: вначале, где речь шла о сотворении Богом человека, сказано: …мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя Адам, что значит — человек, сделанный из земли, называя так и женщину и мужчину; таким образом, Он обоих назвал человеком. Но и Господь Иисус Христос потому называется Сыном Человеческим, что Он является сыном Девы, то есть женщины. И Ей Он сказал, когда готовился претворить воду в вино: «Что Мне и Тебе, Жено?» и прочее. Этим и многими другими свидетельствами этот вопрос был окончательно разрешен».
Из этого исторического курьеза, однако, вовсе не следует, будто Церковь когда-либо всерьез решала проблему – считать ли женщину человеком. Шестой век в Западной Европе был веком христианизации варваров. И реплика одного из участников Маконского собора была лишь отголоском языческих представлений о женщине у новообращенных франков и галлов. Так что породило этот нелепый вопрос вовсе не христианство. Наоборот, оно помогло его снять.
«Ребро, из которого Бог сотворил женщину – единственная в организме кость без мозга».
Еврейское слово «цела», употребленное в Библии там, где речь идет о сотворении жены, действительно было переведено на европейские языки как «ребро». Однако в еврейском языке его значение шире, и оно может быть переведено как «бок», «сторона». Эту более широкую трактовку использовали святые отцы, которые считали, что в первозданном человеке изначально уже присутствовали и мужское, и женское начало в равной степени, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это – тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену» (святитель Иннокентий Херсонский). Еще более определенно эта мысль выражена у преподобного Ефрема Сирина:
«Словами: мужчину и женщину сотворил их, Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в том ребре, которое было взято от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу; потому что Бог ничего не присовокупил к взятому от Адама ребру, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самом ребре заключалось все, что нужно было для образования из него Евы, то справедливо сказано: мужчину и женщину сотворил их».
«Мужик в доме хозяин. Баба, знай свое место»
В Новом Завете действительно говорится о подчиненном положении жены в семье. Однако подчиненность эта носит весьма парадоксальный характер и скорее утверждает равенство мужчины и женщины, нежели отрицает его. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает отношения мужчины и женщины в браке ни много, ни мало – с отношениями внутри Пресвятой Троицы: «Хотя подчинена нам жена, но вместе с тем она свободна и равна нам по чести. Так и Сын, хотя и покоряется Отцу, но как Сын Божий, как Бог».
В другом месте Златоуст подчеркивает, что у жены в доме тоже есть своя власть и что она по чести равна мужу, а также поясняет, в чем именно заключается преимущество мужа над женой и каким образом следует пользоваться этим преимуществом: «Если же ты любишь как должно, то достигнешь гораздо большего почтения себе, и достигнешь этого не столько угрозами, но собственно любовью. Женский пол весьма слаб; ему нужна большая помощь, особенное снисхождение. Снисходя к ее немощи, доставляй ей все, все для нее делай и терпи: это необходимо тебе. Хотя жене принадлежит также власть в доме, — вторая; хотя она имеет начальство и равночестна мужу, но при всем том муж имеет нечто большее, именно — преимущественное попечение о доме. Соответственно со Христом, он получил и то, чтобы не только любить свою жену как должно, но и благоустроять жизнь ее».
Итак, упоминаемое в Библии господство над женой, данное мужу после грехопадения, вовсе не было наградой – ну за что можно награждать того, кто и сам согрешил? Это, скорее, дополнительная мужская обязанность – там, где это необходимо, принимать решения и нести бремя ответственности не только за себя самого, но и за свою любимую половинку, за свое прекрасное ребрышко, за ту, которая – плоть от плоти твоей. И не забывать при этом, что перед Богом вы с ней абсолютно равны по чести, как две стороны самого прекрасного Божьего творения – человека.
Мы решили взять три поговорки подобного рода и посмотреть – что же на самом деле говорили святые отцы Церкви по озвученным в этих поговорках вопросам.
«Курица не птица, баба не человек»
Святой Григорий Турский в труде “История франков” упоминает любопытное обсуждение этой темы на Маконском соборе 585 года, собравшем иерархов Бургундии: «…поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком. Однако после того как он получил от епископов разъяснение, он успокоился. Ибо Священное Писание Ветхого Завета это поясняет: вначале, где речь шла о сотворении Богом человека, сказано: …мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя Адам, что значит — человек, сделанный из земли, называя так и женщину и мужчину; таким образом, Он обоих назвал человеком. Но и Господь Иисус Христос потому называется Сыном Человеческим, что Он является сыном Девы, то есть женщины. И Ей Он сказал, когда готовился претворить воду в вино: «Что Мне и Тебе, Жено?» и прочее. Этим и многими другими свидетельствами этот вопрос был окончательно разрешен».
Из этого исторического курьеза, однако, вовсе не следует, будто Церковь когда-либо всерьез решала проблему – считать ли женщину человеком. Шестой век в Западной Европе был веком христианизации варваров. И реплика одного из участников Маконского собора была лишь отголоском языческих представлений о женщине у новообращенных франков и галлов. Так что породило этот нелепый вопрос вовсе не христианство. Наоборот, оно помогло его снять.
«Ребро, из которого Бог сотворил женщину – единственная в организме кость без мозга».
Еврейское слово «цела», употребленное в Библии там, где речь идет о сотворении жены, действительно было переведено на европейские языки как «ребро». Однако в еврейском языке его значение шире, и оно может быть переведено как «бок», «сторона». Эту более широкую трактовку использовали святые отцы, которые считали, что в первозданном человеке изначально уже присутствовали и мужское, и женское начало в равной степени, а при сотворении жены Господь лишь отделил женскую сторону человеческого естества от мужской и даровал ей личное бытие: «Ребро или кость здесь не есть нечто простое. Оно должно означать целую половину существа, отделившегося от Адама во время сна. Как это происходило, Моисей не говорит и это – тайна. Ясно только то, что прежде нужно было образоваться общему организму, который потом разделился на два вида: мужа и жену» (святитель Иннокентий Херсонский). Еще более определенно эта мысль выражена у преподобного Ефрема Сирина:
«Словами: мужчину и женщину сотворил их, Моисей дает знать, что Ева была уже в Адаме, в том ребре, которое было взято от Адама. Хотя Ева была в нем не по уму, но по телу, однако же и не по телу только, но и по душе и по духу; потому что Бог ничего не присовокупил к взятому от Адама ребру, кроме красоты и внешнего образа. Поскольку же в самом ребре заключалось все, что нужно было для образования из него Евы, то справедливо сказано: мужчину и женщину сотворил их».
«Мужик в доме хозяин. Баба, знай свое место»
В Новом Завете действительно говорится о подчиненном положении жены в семье. Однако подчиненность эта носит весьма парадоксальный характер и скорее утверждает равенство мужчины и женщины, нежели отрицает его. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает отношения мужчины и женщины в браке ни много, ни мало – с отношениями внутри Пресвятой Троицы: «Хотя подчинена нам жена, но вместе с тем она свободна и равна нам по чести. Так и Сын, хотя и покоряется Отцу, но как Сын Божий, как Бог».
В другом месте Златоуст подчеркивает, что у жены в доме тоже есть своя власть и что она по чести равна мужу, а также поясняет, в чем именно заключается преимущество мужа над женой и каким образом следует пользоваться этим преимуществом: «Если же ты любишь как должно, то достигнешь гораздо большего почтения себе, и достигнешь этого не столько угрозами, но собственно любовью. Женский пол весьма слаб; ему нужна большая помощь, особенное снисхождение. Снисходя к ее немощи, доставляй ей все, все для нее делай и терпи: это необходимо тебе. Хотя жене принадлежит также власть в доме, — вторая; хотя она имеет начальство и равночестна мужу, но при всем том муж имеет нечто большее, именно — преимущественное попечение о доме. Соответственно со Христом, он получил и то, чтобы не только любить свою жену как должно, но и благоустроять жизнь ее».
Итак, упоминаемое в Библии господство над женой, данное мужу после грехопадения, вовсе не было наградой – ну за что можно награждать того, кто и сам согрешил? Это, скорее, дополнительная мужская обязанность – там, где это необходимо, принимать решения и нести бремя ответственности не только за себя самого, но и за свою любимую половинку, за свое прекрасное ребрышко, за ту, которая – плоть от плоти твоей. И не забывать при этом, что перед Богом вы с ней абсолютно равны по чести, как две стороны самого прекрасного Божьего творения – человека.
Взято: Тут
550